Московский экономический журнал 12/2019

УДК 378

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10205

Проблема: Роль преподавателей высшей
школы в процессе адаптации молодых специалистов промышленных предприятий

The problem: The role of high school
teachers in the process of adaptation of young specialists at industrial
enterprises

Наталья Андреевна Мезина, кандидат экономических наук,  доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг
высокотехнологичных отраслей промышленности», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)», 
e-mail: ns802@yandex.ru

Natalya
A. Mezina,
Candidate of economic Sciences, associate
professor « Management and marketing hightechnology industry    department», Moscow
aviation institute (national research university), e-mail: ns802@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается процесс адаптации выпускника университета на
предприятии, как путь сокращения разрыва между требуемой моделью компетенции и
той моделью компетенций, которой владеет выпускник.  Предлагается новый подход к построению
учебных планов опирающийся на один из основных принципов бережливого
производства – построение процесса «от заказчика», то есть от модели
компетенции, требующейся для 
предприятия. Рассмотрены карты профессионального продвижения, как
инструмент закрепления выпускников в профессиональной деятельности. 

Summary:  The
article deals with the process of adaptation of a University graduate at the
enterprise as a way to reduce the gap between the required model of competence
and the model of competencies that the graduate owns.  We propose a new approach to the construction
of curricula based on one of the basic principles of lean production-the
construction of the process «from the customer», that is, from the
model of competence required for the enterprise. The cards of professional
promotion as a tool of consolidation of graduates in professional activity are
considered.

Ключевые
слова:
Адаптация
выпускника; интегрированная система обучения; учебные планы университета;
бережливое производство в построении учебных планов; карты профессионального
продвижения.

Keywords:  Adaptation of the graduate;
integrated learning system; the curricula of the University; lean manufacturing
in the construction of curricula; professional promotion cards.

Одним из самых сложных
процессов, с которым сталкивается практически любой  выпускник вуза, является процесс его
адаптации в новую для себя среду промышленного предприятия. Если молодой
специалист ранее не провел достаточно времени в цехах или отделах,
кратковременная учебная практика здесь не в счет, то попав на новое для себя
место  работы, он неизбежно испытывает
дискомфорт. Он начинает понимать, что имеется расхождение, иногда достаточно
значительное, между тем набором компетенций, с которыми его выпустил вуз и той
моделью компетенций, которую ожидало получить предприятие. Как бы университет
не строил свой образовательный процесс, результат обучения всегда будет
расходиться с запросами предприятия. Следует при этом все же оговориться, что
предприятие тоже не всегда способно обозначить, наличие каких знаний, умений и
навыков оно ждет от молодого специалиста. Поэтому молодой специалист должен, с
первых дней своего появления на предприятии, включатся в процесс адаптации,
который  предназначен для  уменьшения такого расхождения. Этот процесс будет
тем эффективнее, чем в большей степени он будет встроен в общую интегрированную
систему обучения на предприятии (ИСО). Уменьшить такое расхождение можно
несколькими путями: во-первых изменить саму парадигму разработки учебных планов
в университете, максимально ориентированного на запросы предприятия. Во вторых,
включать всех вновь приходящих на предприятие в адаптационный процесс, сокращая
разрыв между двумя моделями компетенций, путем вовлечения вузовских
преподавателей в этот процесс, через привлечение их к разработкам, проводимым
предприятием и, как можно более раннему привлечению студентов к этим процессам,
используя все стадии интегрированной системы обучения. И, наконец, путем
разработки карт профессионального   
продвижения  для каждого нового сотрудника
на 8-10 лет вперед.

Для сокращения разрыва между моделями компетенций необходимых предприятию и теми моделями компетенций, с которыми на предприятие приходит выпускник вуза, начинать следует с переосмысления подходов к построению учебного плана университета по соответствующей специальности. Слабые места в процессе построения учебного плана становятся особенно видимыми при проектировании интегрированной системы обучения на предприятии. Сегодня учебный план, как известно, строится как бы «с двух сторон». С одной стороны, есть государственный стандарт, в котором прописаны компетенции будущего специалиста (стоит заметить, в виде общих слов, напоминающих лозунги и иногда без отраслевой привязки), с другой  необходимо обеспечить учебную нагрузку всем кафедрам, которые задействованы в учебном процессе  по данной специальности.  В результате попыток совместить эти две стороны и создается учебный план. Главным недостатком такого подхода  к построению учебного плана является расхождение, иногда значительное, между той моделью компетенций специалиста, которая необходима предприятию и той моделью компетенций, которой владеет выпускник университета. Это касается даже наиболее сильных выпускников, не говоря  уже о  «слабых». Причем, если преподаватели выпускающих кафедр, еще как-то ориентируются на необходимые модели компетенций, то, чем ближе к дисциплинам первого курса, тем такая ориентация постепенно слабеет. 

Помня  известный тезис о том, что «каждый клиент каждого», в образовательном процессе необходимо перейти к иному  принципу построения учебного плана. Такой подход неизбежно должен изменить и  роль преподавателей университета. Преподаватель должен стать связующим звеном между «заказчиком» (предприятием) и выпускником, который будет там работать. При построении учебного плана целесообразно обратиться к основному подходу бережливого производства  и проектировать  его  «от заказчика». По умолчанию  стоит принять тезис о том, что модель компетенции будущего специалиста  разрабатывается  самим  заказчиком и поэтому   удовлетворит предприятие, куда придет на работу выпускник вуза. Уже здесь в работу включаются преподаватели университета (прежде всего выпускающих кафедр), которые  профессионально могут всю совокупность индикаторов модели  компетенций «разложить» на совокупность знаний, умений и навыков (ЗУН). Знания здесь можно рассматривать как совокупность необходимой профессиональной информации, которую должен усвоить в процессе обучения  будущий специалист; умения – представляют собой способность применять эти знания на практике; навыки являются умениями наведенными, там, где это необходимо, до автоматизма. 

Этот набор ЗУН, в свою очередь, должен быть «распределён» по учебным дисциплинам последних, примерно, полутора или чуть более лет  обучения. Собственно он, этот набор ЗУН,  и определяет эти учебные дисциплины.  Каждая дисциплина рассматривается как набор, связанных между собой  последовательно и логически выстроенных дидактических единиц, освоение которых и обеспечивает ЗУН, соответствующие  каждой отдельно взятой компетенции из модели. Иными словами эти ЗУН должны являться «выходными» индикаторами учебного плана и «входными» индикаторами модели компетенций специалистов конкретных предприятий.

В свою очередь преподавателю, за которым закреплена такая «финишная» дисциплина, необходимо сформировать входные индикаторы для своей дисциплины, то есть определить  дидактические единицы (знания, умения и навыки), освоение которых требуется для его дисциплины. Аналогичный процесс буде протекать и внутри каждой дисциплины, так как в ней есть и внутренние «выходы» и «входы». Так, постепенно формируется учебный план от последнего года  обучения к первому. А каждая дидактическая единица каждой дисциплины может иметь два вида целевой направленности: обеспечивать усвоение последующих дидактических единиц данной дисциплины, либо быть «входной» в следующие дисциплины  учебного плана, одну или несколько.

Важно  отметить, что при обнаружении дидактических
единиц, которые не являются «входными» куда бы то ни было, преподавателю следует
исключать их из программ учебных дисциплин.

Те компетенции, которые требуют формирования личностных и деловых качеств выпускника, обеспечиваются воспитательной частью образовательного процесса  в сочетании  со  знаниями, умениями и навыками, которые  обеспечивают  преподаватели  мировоззренческих дисциплин.  Последовательность дидактических единиц в  этих дисциплинах должна быть также  путем формирования «входов» от предыдущих дисциплин к «выходам» в последующие дисциплины. На первый взгляд эти дисциплины  могут  показаться, в некоторой степени  «лишними» для образовательного процесса, ориентированного на подготовку специалистов для высокотехнологичных отраслей. Однако, стоит еще раз отметить, что преподаватели этих дисциплин должны ориентировать учащихся с одной стороны на формирование у них деловых и личностных качеств, а  с другой стороны, например, в курсе истории весьма уместным,  при изучении периода индустриализации СССР сделать отдельный акцент на зарождении и развитии в этот период отечественной авиационной  промышленности, создании профильных отраслевых вузов.        

Таким образом, еще  при   разработке рабочих программ дисциплин преподаватель должен уметь трансформировать знания, умения и навыки, которым он передает учащимся,  в конкретные индикаторы, из которых состоят отдельные компетенции. То есть, преподаватель  также должен уметь строить путь от своей дисциплины  к заказчику, в качестве которого могут выступать конечные потребители – сами будущие специалисты, а также  дисциплины,   находящиеся в учебном плане ближе к  заданной конечной цели – модели компетенций выпускника наиболее полно соответствующей необходимой модели компетенции сотрудника предприятия. Именно так можно сформулировать конечную цель образовательного процесса при всей некоторой условности этого   вывода  из-за   отсутствия более  точного понимания, на каком предприятии, в каком подразделении, и в какой должности  выпускник будет работать после окончания университета. Для адаптации к конкретному рабочему месту можно задействовать такие стадии интегрированной системы обучения как профориентация и профотбор, но уже на ином, более высоком уровне. И здесь, в процессе адаптации также есть поле деятельности для преподавателей университета.

Подобный подход к построению учебного плана только на первый взгляд кажется сложным, однако он позволит  избежать многих последующих потерь в образовательном процессе, избавит преподавателя от рутинной, не творческой, а подчас и бесполезной работы  и даст возможность максимально приблизить компетенции выпускника к требованиям потребителя.

Совершенствуя,  таким образом, образовательный процесс, абсолютно необходимо одновременно исследовать, пользуясь  подходами того же бережливого производства, управленческие и вспомогательные процессы в вузе. Иначе эти процессы неизбежно  начнут становиться (как часто это происходит сегодня) тормозами в образовательном процессе, за счет значительных потерь, которые возникают при их протекании. Что касается собственно процесса адаптации, то следует признать, что в большинстве случаев он ограничивается формально существующим испытательным сроком без контрольных точек и оценочных мероприятий. Между тем именно процесс адаптации направлен на максимально быструю интеграцию нового сотрудника в жизнь и деятельность предприятия, формирование у него необходимой мотивации на развитие собственного потенциала.  Особенно это относится к так называемой профессиональной адаптации, то есть процессу вхождения нового сотрудника в деятельность организации, где ему предстоит освоение рабочих процедур, системы отчетности и критериев оценки его труда. Эта часть процесса адаптации должна быть логически встроена в интегрированную систему обучения. Здесь целесообразно внедрить, незаслуженно забытые сегодня, карты профессионально (КПП), которые предусматривают развитие человека на несколько лет вперед и в которых  записаны взаимные обязательства, как работника, так и администрации предприятия. Работу над такими  картами  по сути можно рассматривать, как кайдзен мероприятия (мероприятия направленные на непрерывное совершенствование). Их  можно строить как внутри каждой стадии ИСО, так и на переходах от одной стадии к другой. Построение  карт профессионального продвижения  будет создавать сильную мотивацию для каждого  работника, так как именно эти карты позволят ему выстроить свою «профессиональную и жизненную траекторию» более обоснованно. Даже «допуск» сотрудника к разработке для него карты профессионального продвижения  может быть  конкурсным, как оценка результативности его  труда. Пользуясь  терминологией бережливого производства, карты профессионального продвижения  будут, своего рода, картами  будущего состояния потока создания ценности. Через   такие  карты можно организовывать и работу с резервом: от модели компетенций, имеющихся в настоящее время к модели компетенций будущей позиции (та, что записана,  как резерв). В таблице представлена примерная структура Карты профессионального продвижения.

Предлагаемый вариант КПП
является ориентировочным, предлагаемым и на каждом предприятии могут
разрабатываться свои варианты, учитывающие специфику предприятия, сложившиеся
традиции и т.п. К разработке КПП целесообразно привлекать преподавателей
профильных вузов, свободно владеющих терминологией описания индикаторов моделей
компетенций в терминах знаний, умений и навыков.

Разработка карт
профессионального продвижения будет способствовать закреплению на предприятии
перспективных молодых специалистов, за счет поддержания у них чувства реализма
и конкретики ожиданий.

С другой стороны, такие карты
потребуют более тщательной проработки предприятиями стратегии своего развития
и, на ее основе формирования потребностей в структуре и качестве человеческого
капитала предприятия

Литература

  1. Еропкин А.М., Мезина Н.А. Место и роль национального исследовательского университета в формировании, развитии и поддержании  человеческого капитала наукоемкой и высокотехнологичной отрасли промышленности.  Журнал «Вестник МАИ», №4, том 21. М: 2014. Стр. 189-195
  2. Краев В.М., Тихонов А.И., Федотова М.А. Управление персоналом аэрокосмической промышленности. Базовый курс. Учебное пособие. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2018. – 120 с.
  3. Еропкин А.М., Мезина Н.А. Построение интегрированной системы обучения на принципах бережливого производства. М.: Инициативы 21 века, № 3-4, 2018. С. 66-68.
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2013 – 2025 годы. В редакции 2014 года. Постановление правительства № 303 от 15 апреля 214 года.
  5. www.minpromtorg.gov.ru