http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10201

Основы и сущность налога на доходы физических лиц в регулировании налоговой политики государства

Bases and essence of the tax on the income of physical
persons in regulation of tax policy of the state

Дени
Доккаевич Сайдулаев,
кандидат экономических наук, доцент
кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет

D. D. Saydulaev, PhD in economics, associate Professor of » Taxes
and taxation», Chechen state University

Аннотация:
В
статье рассмотрены актуальные вопросы налогообложения доходов физических лиц,
как основного налога с граждан. Раскрыта сущность правового определения НДФЛ, выявлена
исключительная значимость НДФЛ в формировании доходов бюджета Чеченской
Республики, обозначено, что в системе налоговой политики России существует
также и такое направление в реформировании системы НДФЛ через надлежащий
порядок реализации его социальной роли.

Summary: the article deals with topical issues of taxation of
personal income as the main tax on citizens. The essence of the legal
definition of a pit identified the importance of personal income tax in
formation of budget revenues of the Chechen Republic indicated that the tax
policy of Russia there is also such a direction in reforming the personal
income tax system through the proper procedure of realization of its social
role.

Ключевые
слова:
налог на доходы физических лиц, налоговая политика,
социальная роль НДФЛ.

Keywords: personal income tax, tax policy, social role of
personal income tax.

В рамках данной статьи необходимо
раскрыть сущность правового определения налога на доходы физических лиц (далее
по тексту – НДФЛ) раскрыть основы, роль и функциональное предназначение НДФЛ в
регулировании налоговой политики государства.

В связи с необходимость
осветить проблемы, соотносимые с НДФЛ кратко укажем, что исходя из смысла
пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, НДФЛ есть вид
прямого налога, исчисляемого в процентах от общего дохода физического лица без
включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от
налогообложения [2].

Как отмечают большинство
экспертов отечественного научного сообщества, исследуя особенности НДФЛ в
Российской Федерации, главная особенность функционирующей в настоящее время
отечественной системы НДФЛ представляется преимущественно высокая степень
фискального характера исследуемого налога.

При этом, оценивая
сущность и значение НДФЛ для отечественной экономики в ее нынешнем состоянии
при учете объективных внутренних условий генезиса и внешних факторов, в особенности
внешнеполитических, следует отметить, что в России в настоящее время весьма
существенное значение имеет вопрос о дифференцировании доходов граждан, исходя
из данного положения имеется необходимость переориентировать подход к
рассмотрению НДФЛ исключительно со стороны финансов, но и рассматривать его как
вид социального регулятора, как систему сдержек и противовесов в системе
доходности населения страны.

Функционирование механизма НДФЛ
предназначено для осуществления процедуры изымания определенной части высокого
дохода определенной группы граждан для того, чтобы рационально перераспределить
их для соразмерности существования граждан, испытывающих острую потребность в
материальной поддержке, что делается не в целях дискриминации, а для
поддержания стабильности и порядка в обществе, для сохранения целостности
социального порядка и нивелирования социального неравенства в части полученных
доходов [3, стр.13].

Мы считаем, что налогу на
доходы физических лиц должен быть присущ ярко выраженный социальный характер, поскольку
он обладает существенным влиянием на уровень и объемы реального дохода граждан
России.

Неоспоримым является факт
того, что без НДФЛ невозможна работа отечественной налоговой системы, не может
эффективно функционировать налоговая политика.

Преимуществом и
особенностью по НДФЛ, прежде всего, представляется условие, что его плательщики
составляют за некоторым небольшим исключением, есть все способное к труду
населения Российской Федерации, при том, что поступление денежных средств,
способно без перераспределения быть зачисленным в бюджет любого уровня.

Рассматриваемый вид
налога представляется в своей сущности рычагом в экономической системе
управления общефедерального масштаба при помощи которого государство имеет
возможность эффективно решить проблемы как фискального характера, так и
проблемы регулятивной направленности и все это с учетом относительно небольшого
периода применения данного вида налога на практике.

Финансовое состояние налогоплательщика
впервые было рациональным образом пересмотрено в Англии XVIII века, когда был
введен налог на роскошь, что большинству простого народа показалось
справедливым [7, с.56]

Уровень необходимого для
оплаты налога определяется лишь размером совокупного дохода на календарный год,
что обуславливает корреспондирующую зависимость качества работы законодательных
и исполнительных органов страны по причине высокого уровня ответственности
перед обществом за расчет системы сбора налога, с учетом размеров минимума,
налогом не облагаемого, а также льгот и налоговых вычетов. 

В Российской Федерации НДФЛ в своем окончательном оформлении по состоянию на 2019 год прошел несколько стадий реформирования, основополагающие принципы данного вида налога закреплены в Бюджетном и Налоговом Кодексе России. Кратко историю эволюции НДФЛ можно проиллюстрировать в таблице 1.

Исходя из анализа
современных условий жизни, диктующей правила налогообложения, можно
констатировать, что НДФЛ представляется таким видом налога, который имеет значительный
вес в системе бюджета регионов России. В частности его доля в общем объеме
налоговых поступлений бюджета Чеченской Республики составляет порядка 75
процентов.

Приводя в пример США, укажем, что доля
НДФЛ в бюджете составляет 60%, в то время как в отечественной налоговой системе
НДФЛ занимает третью позицию, уступая налогу на прибыль, а также налогу на
добычу полезных ископаемых [4].

Во многих зарубежных странах данный вид налога является налогом прогрессивного типа, например, в США размер НДФЛ колеблется от 10 до 39,6%, в то время как в Российской Федерации используется система налогообложения пропорционального типа[25, c.26]. В настоящее время в России ставки НДФЛ формируются и установлены исходя из особенностей статуса налогоплательщика и источников полученных налогоплательщиком доходов, что представлено в диаграмме 1.

При учете финансовой
статистики ФНС Российской Федерации 2018 года, консолидированный бюджет страны
пополнился 17343,4 млрд. рублей, из которого объем НДФЛ составил 3251,1 млрд.
рублей [5, c.25].

Важным также является
упоминание о возрастающей роли бюджетов регионов в области сбора НДФЛ,
поскольку региональные бюджеты оказывают помощь государству в части
выстраивания баланса экономической политики в таком разрезе как необходимость
соблюдения равенства социального и экономического баланса всех регионов страны.

При этом местные бюджеты
финансируют региональные программы развития. При своем статусе федерального
налога, НДФЛ представляет существенное значение для консолидированного бюджета
каждого региона и каждого местного бюджета России.

Исходя из норм
действующего федерального законодательства, собранный НДФЛ подлежит зачислению
в региональные бюджеты при нормативе в 
85% в соответствии с п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ [1], когда
оставшаяся часть поступивших средств проходит через систему распределения
муниципальных образований.

Исходя из тезисной
аргументации о роли и значении НДФЛ необходимо отобразить и главную проблему в
данном положении: поступление НДФЛ должны быть своевременным и собранным в
полном объеме.

Имеются данные о задолженности по уплате НДФЛ по состоянию на 2018 год: по состоянию на 01 января 2019 года общая задолженность на налогам составила 1,9 триллионов рублей и в сравнении с результатами 2017 года задолженность была снижена на 207 миллиардов рублей, то есть на 10% быть полными и своевременными [5, c.27].

Однако система
налогообложения в России далека от совершенства. Например, в ноябрьском докладе
2018 года, глава Федеральной налоговой службы России М. Мишустин обозначил, что
по примерным данным от пятнадцати до тридцати миллионов россиян не имеют
официального дохода и не платят налогов при том, что по состоянию на 2018 год в
стране проживает восемьдесят два миллиона 
способных к труду граждан, однако выплаты страховых взносов производят
лишь пятьдесят два миллиона человек.

Перечень мер по борьбе с
явлением по уклонению от уплаты налогов не велик, например, следует
урегулировать вопрос с выплатой заработной платы нелегальным путем, то есть «в
конверте» или же  ограничить рост
страховых взносов, работать над повышением налоговой грамотности целевой
аудитории – в данном случае — трудоспособного населения Российской Федерации.

В системе налоговой
политики России существует также и такое направление в реформировании системы
НДФЛ через надлежащий порядок реализации его социальной роли. В связи с
переходом отечественной экономики на этап рыночного развития, в системе
распределения доходов произошли существенные изменения: четче проявилась
тенденция к дифференцированию доходов населения, что повлекло за собой снижение
динамики экономического роста в стране. 

Современная финансовая
аналитика вводит в оборот различные коэффициенты, являющиеся маркерами для
характеристики экономической ситуации в стране. Например, существующий
коэффициент фондов, наряду с коэффициентом Джини способен раскрыть ситуацию
социального неравенства и расслоения общества.

Коэффициент фондов есть
соотношение среднего уровня денежных доходов 10% населения с самым высоким
доходом и 10% населения с самым низким доходом, который в Российской Федерации
в настоящее время достигает отметки в 15,5, при рекомендуемом ООН уровне в 8
баллов, но не более 10 баллов. [5, c.28]

Превышение отметки в 10
баллов сигнализирует о существенной финансовой нестабильности в стране и
расслоении в общественном благосостоянии.

Исходя их введения
прогрессивной шкалы НДФЛ при сохранении прочих равных условий, возможно
добиться увеличения доходной части бюджета, снизив разрыв в благосостоянии
имеющихся групп населения, сформированных исходя из уровня благосостояния, что
безусловно окажет благотворное воздействие на дифференцирование дохода и
развитие среднего класса, а также положительно скажется на увеличении
потребительского спроса, как следствие откроет возможности для развития предпринимательской
активности.

Таким образом, в рамках данной
статьи кратко был рассмотрен вопрос об основных слагаемых НДФЛ и его сущности,
а также о его роли и значении для налоговой политики государства на примере
Российской Федерации.

Исходя из анализа роли и
значения НДФЛ необходимо указать на его однозначный вес в деле по формированию
баланса экономики государства, а также в стабилизации расхождений регионов страны,
каждый из которых, имея собственные территориальные, экономические особенности
может иметь нестабильные показатели доходности бюджета.

Также велико значение
НДФЛ в ракурсе его способности привести к относительному, но все равенству
благосостояния граждан в разными уровнями дохода и исключить неконтролируемое
финансовое расслоение общества, то есть исключить факторы, способные в условиях
экономического, политического, социального кризиса, кризиса внешнеполитических
отношений, в котором в настоящее время существует Российская Федерация повлечь
за собой нарастание общественного недовольства и привести к гражданской войне,
опыт которой Россия уже приобрела.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Электронный ресурс. Дата обращения 20.11.2019. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 23. Электронный ресурс. Дата обращения 20.11.2019. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ecfd690acbabfd266e9d5c4ac0275726d4d0a7c1/
  3. Афанасьева М.В. Налог на доходы физических лиц в России: перспективы реформирования: Автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.10 / Афанасьева Марина Владимировна; КФУ. Казань, 2018. 27 с.
  4. Макурова Т. Государство возьмет под контроль все доходы Россиян / Т. Макурова [Электронный ресурс] – URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/23/11/2018/5bf7ed3a9a7947bc7f9e98fc. – (дата обращения: 22.09.2019).
  5. Моченёва К.В. Особенности налога на доходы физических лиц в России / К.В. Моченёва // Налогообложение .– 2019. — № 3. – С. 25-28.
  6. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : учеб. для вузов. –  7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2017. – 592 с.
  7. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение : учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 576 с.