Московский экономический журнал 11/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.1

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_11_696

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

PROSPECTS FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA

Биджиева Анжела Арсеновна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия»

Текеева Халимат Эльмурзаевна, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия»

Bidzhieva Angela Arsenovna, FSBEI HE «North Caucasus State Academy»

Tekeeva Halimat Elmurzaevna, FSBOU VO «North Caucasus State Academy»

Аннотация. В статье  данной рассматриваются перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации, его место в современной экономике и влияние на его развитие со стороны государства. Стратегия государства в продвижении малого предпринимательства и его значимость в регионах. Рассматриваются федеральные,  региональные программы по развитию малого бизнеса в целом и для молодежи, а также  формирование предприятий для стимулирования экономического развития в каждом регионе страны

Abstract. The article considers the prospects for the development of small businesses, its place in the modern economy and the influence of the state. The state’s strategy in promoting small business and its importance in the regions. Federal, regional programs for the development of small businesses for young people and the formation of enterprises to stimulate economic development in each region of the country are being considered

Ключевые слова: малый бизнес, государство, стратегия, малое предпринимательство, механизм, конкуренция, перспектива

Key words: small business, state, strategy, small business, mechanism, competition, perspective

Ведущие экономисты сходятся во мнении, что нынешнее положение российской экономики можно охарактеризовать как стагнационные темпы роста, в основном из-за введенных экономических санкций, но это не единственная причина нулевой динамики.

Среди важных причин — снижение объемов сырьевого экспорта, который всегда играл важную роль в российской экономике, дисбаланс между инвестиционными потребностями отечественной экономики и фактической ситуацией, а также слабое развитие малого и среднего предпринимательства[3].

Мировые бизнес-практики доказали, что бизнес имеет важное положение в национальной экономике любого государства, так как существенно определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВВП.

На эти ситуации указывает государственная статистическая служба: «….успех российской экономики и рост конкурентоспособности в значительной степени зависят от эффективности и последовательности развития сектора малого и среднего предпринимательства». Как думают современные ученые, одним из ключевых элементов рыночной экономики является система свободного предпринимательства[5].

Малые предприниматели, недооцененные в нашей стране, являются движущей силой экономики многих стран.

Малый и средний бизнес является независимым экономическим субъектом экономики, который работает для удовлетворения государственных потребностей и получения прибыли, и создает продукты, предоставляющие услуги[10].

Субъекты малого предпринимательства являются организациями и индивидуальными предпринимателями и относятся к соответствующей группе компаний в соответствии с законодательными действиями, принятыми правительством страны.

Кроме того, эти компании обязаны быть перечисленными в объединенном, едином реестре таких субъектов  (пункт 1 статьи 3 Закона. от 24.07.2007 № 209) [8].

Его деятельность характеризуется небольшими объемами как самого бизнеса, так и прибыли и доходов по сравнению со средними и крупными предприятиями. МСП — это коммерческие организации, средняя численность работников которых за отчетный период не превышает указанных в таблице пределов.

По мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы гарантирована даже тогда, когда 20-30% граждан страны имеют свой бизнес. В развитых странах МСП составляют основу среднего класса, объединяющего 60-80% населения. МСП имеют особенно важное значение для региона.

Работая на местном рынке, они вносят вклад в решение многих социально-экономических проблем, таких как занятость и рост населения.

Важно также создать более благоприятные условия для регулирования местной экономики, поскольку они в большей степени полагаются на местную администрацию, чем крупные и малые предприятия.

Минэкономразвития РФ разработало концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ.

Для МСП в 2022 году, как ожидается, следующие результаты будут играть роль в инновационном развитии экономики:

  • увеличение доли МСП в общем ВВП до 30%. Сегодня этот показатель составляет 25%;
  • увеличение доли занятого населения Российской Федерации в сфере МСП до 60% и 30% от общей численности занятого населения;
  • изменения в промышленной структуре МСП, т.е.:
  1. сократить долю МСП, занимающихся торговлей, до 20%;
  2. рост до 50% компаний, занимающихся жилищно-коммунальными услугами, здравоохранением, наукой и информационными услугами;
  3. в 4-5 раз выше рост компаний, занятых в таких областях, как строительство и производство.

Карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанного Минэкономразвития РФ, выделяет основное направление реализации национальной политики, связанной с долгосрочными мерами поддержки малого и среднего бизнеса  Российской Федерации[7].

Ключевой проблемой для малого бизнеса является низкий спрос на их продукцию.

По мнению Минэкономразвития, реальный способ решения этой проблемы — обеспечение доступности государственных заказов и заказов местного самоуправления для малого бизнеса.

Сегодня в этом направлении уже многое сделано. Закон о государственной заказе предусматривает выделение государственных квот для малого бизнеса на приобретение естественных монополий и государственных корпорации. Разрабатываются возможности проведения электронных аукционов, которые обеспечивают фактическое участие малого бизнеса в поставках продукции для нужд государства и органов местного самоуправления.

Государство заинтересовано в дальнейшем увеличении размещения у субъектов малого и среднего предпринимательства государственного (муниципального) заказа и заказа естественных монополий и государственных корпораций[2].

Конкуренция за выгодный национальный заказ требует, чтобы малый бизнес был знаком с электронными механизмами торгов.

Согласно закону, государственные и городские закупки в основном осуществляются через электронные аукционы.

Во-первых, необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Затем — сертифицируется на одной из пяти официальных электронных торговых площадок, решаемых правительством для госзакупок.

На основании информации о проводимом электронном аукционе необходимо выбрать интересующий аукцион и подать заявку на участие. Заявка должна соответствовать требованиям аукционного документа качества, безопасности, технических характеристик товаров, работ или услуг.

К заявке должны прилагаться лицензии, сертификаты и допуски, установленные государственными заказчиками. Подавая лучшее ценовое предложение, потенциальные поставщики добиваются победы на электронном аукционе. Все важные условия согласованы с победителем, а государство и подписывает государственный контракт.

Еще одно направление поддержки в связано с ростом доступности недвижимости на производстве с 70% малого бизнеса, сталкивающегося с этой проблемой. Орган определяет, что путем предоставления авансовых полномочий на приобретение арендуемого имущества малым бизнесом, а также путем создания перечня целевого арендного имущества для малого бизнеса во всех субъектах Российской Федерации.

Гранты предоставляются по трем категориям, в основном инновационным МСП, компаниям, модернизирующим производство и экспорт продукции обрабатывающей промышленности, начинающим предпринимателям.

Наиболее популярны программы микрофинансирования и обучения. Малым инновационным предприятиям начинающих, созданным в высших учебных заведениях, выделяется грант в размере 500 000 рублей на одного получателя поддержки, являющегося юридическим лицом.

Во всех субъектах РФ поддержка начинающих предпринимателей практикуется через систему грантов.

Необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающим предпринимателям является прохождение курсов на основе права, налогообложения и администрации. Уделение приоритетного внимания краткосрочным курсам (до 100 часов).

Такая подготовка позволяет как новичкам, так и людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ориентироваться в основах предпринимательства. Бизнес-образование для запуска предпринимателя позволяет повысить «выживаемость» малого бизнеса за первые, самые сложные, три года деятельности.

Одной из главных задач является расширение финансовой поддержки МСП. Формируется сеть фондов прямых инвестиций в МСП и инвестиционных фондов в инновационном развитии МСП.

Закон 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля» позволил сократить внеплановые проверки бизнеса, снизить административное давление на предпринимателей и тем самым обеспечил дополнительный рост экономики в самом динамичном и чувствительном к комфортной бизнес-среде секторе экономики. Поэтому работа по сокращению административных барьеров, по недопущению появления новых барьеров определена как первоочередная в деятельности государственных органов.

Формирование института «обратной связи» с предпринимателями через предпринимательские объединения

Для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений и диалога между бизнесом и властью формируется институт «обратной связи» с предпринимателями.

Сейчас в России действуют 4 крупных предпринимательских объединения: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Предпринимательские объединения призваны внести существенный вклад в совместную работу с властью по преодолению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства[11].

Обобщая направления государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса, отметим следующее[1]:

  1. Модернизация российской экономики напрямую связана с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.
  2. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России связаны с государственной политикой содействия развитию предпринимательства, с совершенствованием законодательства по защите интересов малых и средних компаний, с поддержкой общественных организаций предпринимателей.
  3. Государственная поддержка осуществляется по нескольким направлениям: повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства производственной, технологической, офисной инфраструктуры, а также государственного (муниципального) заказа через электронные аукционы, поддержка инновационных компаний и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, микрофинансирование, гранты, обучающие программы.

Список источников

  1. Журавлева, Т.А. Малое предпринимательство: экономические аспекты функционирования [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов экон. и других направлений подгот. / Т.А. Журавлева. – Тольятти: ПВГУС, 2014. – 79 с.
  2. Киперман, Г.Я. Меры государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] / Г.Я. Киперман, Б.С. Сурганов. – М. : Экономика, 2013. – 255 с.
  3. Лескина, О.Н. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) [Текст] / О.Н. Лескина, М.В. Мурысин// Концепт. – 2019. – №1. – 275 с.
  4. Перцовский, Н.И. Развитие кредитования малого и среднего бизнеса с учетом опыта развитых стран [Текст] : учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова : Под ред. Н.И. Перцовского. – М.: Высшая школа, 2013. – 239 с.
  5. Платов, М.И. Перспективы и проблемы малого и среднего бизнеса в экономике России [Текст] / М.И. Платов. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 4-е изд. – 2012. – 710 с.
  6. Поршнев, А.Г. Малое предпринимательство в социальном контексте [Текст] : Учебное пособие / А.Г. Поршнев, Г.Л. Азоев. – М.: Финстатинформ, 2013. – 93 с.
  7. Развитие экономики и предпринимательства [Текст] : учеб. для вузов / Г.Л. Азоев [и др.] ; под ред. А. Г. Поршнева [и др.] ; Гос. ун-т упр. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 735 с.
  8. Филатов, Е.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности [Текст] / Е. С. Филатов, Е. В. Попова // Предпринимательство в России и за рубежом. – 2019. – № 6. – С. 107-122.
  9. Хасанов, Р.М. Организация и управление малым бизнесом [Текст] : Дис. … канд. экон. наук : 08.00.05. – Москва, 2012 – 165 c.
  10. Текеева Х.Э., Биджиев А.М. Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства// Московский экономический журнал – № 12
  11. Текеева Х.Э., Биджиев А.М. Роль малого предпринимательства в экономике //International agricultural journal – № 6

References

  1. Zhuravleva, T.A. Small business: economic aspects of functioning [Text]: educational-method. an econ student allowance. and other areas of podgot/T.A. Zhuravleva. — Togliatti: PVGUS, 2014. — 79 s.
  2. Kiperman, G. Ya. Measures of state support for small businesses [Text ]/G. Ya. Kiperman, B.S. Surganov. — M.: Economics, 2013. — 255 s.
  3. Leskina, ON Development of small business in Russia (national and regional aspects) [Text ]/ON Leskina, M.V. Murysin//Concept. – 2019. – №1. — 275 s.
  4. Pertsovsky, N.I. Development of lending to small and medium-sized businesses taking into account the experience of developed countries [Text]: training manual/N.I. Pertsovsky, I.A. Piridonov, S.V. Barsukova: Ed. N.I. Pertsovsky. — M.: Higher School, 2013. — 239 s.
  5. Platov, M.I. Prospects and problems of small and medium-sized businesses in the Russian economy [Text ]/M.I. Platov. — M.: Alpina Business Books. — 4th ed. – 2012. — 710 s.
  6. Porshnev, A.G. Small entrepreneurship in a social context [Text]: Textbook/A.G. Porshnev, G.L. Azoev. — M.: Finstatinform, 2013. — 93 s.
  7. Development of economics and entrepreneurship [Text]: educations. for universities/G.L. Azoev [and others]; ed. A. G. Porshnev [et al.]; State. un-t upr. — 4th ed., Rev. and additional — M.: INFRA-M, 2007. — 735 s.
  8. Filatov, E.S. State regulation of entrepreneurial activity [Text ]/E.S. Filatov, E.V. Popova//Entrepreneurship in Russia and abroad. – 2019. – № 6. — S. 107-122.
  9. Khasanov, R.M. Small Business Organization and Management [Text]: Dis…. cand. econ. sciences: 08.00.05. — Moscow, 2012 — 165 c.
  10. Tekeeva H.E., Bidzhiev A.M. Development and support of small and medium-sized businesses//Moscow Economic Journal 2020. – № 12
  11. Tekeeva H.E., Bidzhiev A.M. The role of small business in the economy//International agricultural journal 2020. – № 6

Для цитирования: Биджиева А.А.  Текеева Х.Э. Перспективы развития малого бизнеса в России // Московский экономический журнал. 2022. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2022-65/

© Биджиева А.А.  Текеева Х.Э., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 11.