Московский экономический журнал 11/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 331.1

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10691

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СУБЪЕКТА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

RESULTS OF MONITORING OF LOGISTIC CAPABILITIES OF KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC SUBJECT 

Лайпанова Зульфия Мудалиповна, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Laipanova Zulfia Mudalipovna, Ph.D., associate professor, FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk

Кубанова Фатима Анзоровна, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Kubanova Fatima Anzorovna, FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk 

Аннотация. Министерство экономики Карачаево-Черкесской Республики перезаключило актуализированные соглашения о внедрении стандарта развития конкуренции с главами администраций всех муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, в который включен раздел логистических возможностей муниципальных образований и соответственно республики в целом. В рамках статьи приводятся результаты мониторинга логистических возможностей КЧР.

Abstract. The Ministry of Economy of the Karachay-Cherkess Republic re-concluded updated agreements on the introduction of a standard for the development of competition with the heads of administrations of all municipalities of the Karachay-Cherkess Republic, which includes a section of the logistical capabilities of municipalities and, accordingly, the republic as a whole. Within the framework of the article, the results of monitoring the logistical capabilities of the CCR are presented.

Ключевые слова: железнодорожная ветка, транспорт, грузооборот, пассажирооборот, транспортная инфраструктура, пропускная способность, развитие рынка

Keywords: railway line, transport, cargo turnover, passenger turnover, transport infrastructure, capacity, market development

Основным видом транспорта на территории Карачаево-Черкесской Республики является автомобильный.

Действует железнодорожная ветка г. Черкесск — г. УстьДжегута.

В республике отсутствуют аэропорты, ближайшие аэропорты расположены в городах Минеральные Воды, Ставрополь, Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика).

Водные пути – отсутствуют. Транспортно-коммуникационные (транспортно-пересадочные) узлы – отсутствуют.

Показатели 2020 года, отражающие состояние транспорта общего пользования, следующие: грузооборот автомобильного транспорта всех видов деятельности — 113984,8 тыс.т/км, наблюдается снижение показателя на 33% по сравнению с предыдущим годом; пассажирооборот транспорта общего пользования (без железнодорожного) — 173487,7 тыс. пасс./км, наблюдается снижение показателя на 38,7% по сравнению с предыдущим годом.

Общая протяженность автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения на конец 2020 года составила 7002,7 км.

Из них протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения — 325,6 км (подъезд к г. Черкесск от Р-217 «Кавказ» автомобильная 90 дорога М-4 «Дон» — Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской Республикой, км 27+000-км 63+000, протяжённостью 36,0 км; А-155 Черкесск-Домбай — граница с Республикой Абхазия, км 0+000-км 119+400, и протяженностью 119,4 км; А-156 Лермонтов-Черкесск, км 41+000-км 88+827, протяженностью 47,8 км; участок автодороги А-155 Черкесск-Домбай — граница с Республикой Абхазия (подъезд к границе с Республикой Абхазия), км 0+000-км 30+000, протяженностью 30,0 км; А-156 подъездная дорога от автомобильной дороги Черкесск-Домбай — граница с Республикой Абхазия к Международному центру отдыха «Архыз», км 0+000- км 75+600, протяженностью 75,6 км; подъездная дорога от автомобильной дороги Черкесск-Домбай — граница с Республикой Абхазия к Специализированной астрофизической обсерватории Российской академии наук, км 0+000 — км 16+800, протяженностью 16,8 км.), регионального значения – 1 616,825 км, местного значения — 5037,0 км (на 1 января 2019 года – 5035,8 км).

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 136,92 км/1000 кв.км.

Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям на конец 2020 года регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованием, составляет 47,74%.

Основными проблемами на рынке являются:

  • высокие первоначальные вложения для новых участников при невысокой прибыльности;
  • высокая технологическая сложность работ по дорожному строительству

Основными автодорожными узлами являются г. Черкесск, г. Карачаевск, г. Усть-Джегута.

Качество транспортной инфраструктуры республики, а также время и объем ее пропускной способности по части связи с Кабардино-Балкарской Республикой, Краснодарским и Ставропольским краем большинство представителей субъектов предпринимательской деятельности – 65%, участвовавших в исследовании, оценили как «удовлетворительно», более 27% – «скорее удовлетворительно», 8% — оценили как «неудовлетворительно».

В рамках мониторинга также было опрошено мнение потребителей товаров, работ и услуг. Результаты проведенного исследования показали, большинство потребителей, а именно более 61%, считает, что качество транспортной инфраструктуры Республики, а также время и объем ее пропускной способности по части связи с соседними регионами может быть оценено как 91 удовлетворительное.

Более 31% респондентов так же оценили бы качество как «скорее удовлетворительно». Недовольными осталось менее 9% опрошенных. Качество сервисной инфраструктуры республики по части связи с КабардиноБалкарской Республикой, Краснодарским и Ставропольским краем более 69% респондентов оценили «удовлетворительно», 26% – «скорее удовлетворительно», а 5% остались недовольны.

Транспортные хабы на территории республики отсутствуют и в ближайшее время их создание не планируется, ввиду отсутствия разветвлённой сети автомобильных дорог, замкнутости их от опорной сети Российской Федерации, а также морского пассажирского сообщения.

Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств напрямую влияет на логистические возможности субъекта Российской Федерации.

По данным Ставропольстата, оборот организаций по виду экономической деятельности «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» за январь – декабрь 2020 года составил 38853,1 млн. рублей. За этот же период объем бытовых услуг населению по виду экономической деятельности «техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» составил 486,2 миллионов рублей.  Средний уровень обеспеченности бытовыми услугами населения составляет 4,5 рабочих мест на 1000 жителей, при региональном нормативе 8,5 рабочих мест на 1000 жителей.

На территории многих муниципальных образований показатели обеспеченности в сфере бытового обслуживания формируются в значительной степени за счет такого вида услуг, как «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, машин и оборудования».

Рынок ремонта автотранспортных средств в Карачаево-Черкесской Республики характеризуется высокой дифференциацией по уровню обеспеченности услугами предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств сельского и городского населения. Организация данного вида предприятий потребительского рынка в сельской местности является малопривлекательной для бизнеса сферой деятельности.

Создание автосервисов в малонаселенных сельских местностях связано с серьезными рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли в условиях высоких кредитных ставок.

Основными факторами, сдерживающими развитие рынка, являются:

  • неравномерное распределение организаций обслуживания по территории;
  • затрудненный доступ жителей сельской местности к услугам предприятий в сфере ремонта автотранспортных средств;
  • высокая арендная плата; высокие кредитные ставки;
  • рост потребительских цен и снижение покупательской способности.

Снижение показателей потребительского рынка в 2020 году обусловлено ограничениями, введенными в связи с распространением COVID-19 и существенного снижения реальных денежных доходов населения.

В рамках развития транспортной инфраструктуры в Карачаево-Черкесской Республики в 2021 году планируется реконструкция БКАД Реконструкция автомобильной дороги Черкесск-Хабез-подъезд к МЦО «Архыз» на км 24+380- 27+000,28+320-30+700, ремонт автомобильной дороги регионального значения «Пятигорск-Карачаевск» км 60+850-77+850, капитальный ремонт моста через р. Кардоник на км 09+432 а/д Кардоникская-Кызыл-Октябрь.

Наличие необходимой сервисной и сопутствующей инфраструктуры, как для транспортных средств, так и для работников, задействованных в данном сегменте, включая наличие стабильной мобильной телефонной связи на удалённых дорогах.

Список источников 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», на основании рекомендаций Федеральной антимонопольной службы от 30.05.2018 № ИА/39048-ПР/18
  3. Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 25 февраля 2020 г. № 35 «О мерах по внедрению Стандарта развития конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике»
  4. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30 октября 2017 г. № 281 (в ред. постановления Правительства от 27 января 2018 г. № 293) «О формировании ежегодного рейтинга деятельности администрации муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики по содействию развитию конкуренции обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата»
  5. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/soglasheniya
  6. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty/normativnye-pravovye-akty-karachaevo-cherkesskoj-respubliki
  7. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty.

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024
  2. Decree of the President of the Russian Federation of 21.12.2017 No. 618 «On the main directions of state policy for the development of competition,» based on the recommendations of the Federal Antimonopoly Service of 30.05.2018 No. IA/39048-PR/18
  3. Decree of the Head of the Karachay-Cherkess Republic dated February 25, 2020 No. 35 «On Measures for the Implementation of the Standard for the Development of Competition in the Karachay-Cherkess Republic»
  4. Decree of the Government of the Karachay-Cherkess Republic dated October 30, 2017 No. 281 (as amended by Government Decree No. 293 of January 27, 2018) «On the formation of an annual rating of the activities of the administration of municipal districts and urban districts of the Karachay-Cherkess Republic to promote the development of competition and ensure conditions for a favorable investment climate»
  5. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/soglasheniya
  6. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty/normativnye-pravovye-akty-karachaevo-cherkesskoj-respubliki
  7. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty

Для цитирования: Лайпанова З.М., Кубанова Ф.А. Результаты мониторинга логистических возможностей субъекта Карачаево-Черкесской республики // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2021-49/

© Лайпанова З.М., Кубанова Ф.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.