http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2021

Научная статья

Original article

УДК 94

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10677

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

FORMATION OF THE BASIS OF FINANCIAL POLICY IN THE GLOBALIZATION PERIOD

Кадырова Айшат Рамзановна, профиль Финансы и кредит ,ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный университет»

Арсаханова Зина Абдулловна, д.э.н. зав кафедрой финансов, кредита и АТР, ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный университет»

Kadyrova Aishat Ramzanovna, Finance and Credit Profile ,Chechen State University

Arsakhanova Zina Abdullovna, Doctor of Economics, Head of the Department of Finance, Credit and APR, Chechen State University

Аннотация. В условиях большого внешнего долга и его увеличения, значительных социальных расходов для переселенцев, уменьшения поступлений в бюджет из-за остановки значительного количества промышленных предприятий, обесценивания национальной валюты особого внимания требует исследование национальной финансовой политики и бюджетной безопасности. Именно они определяют эффективность воспроизводства финансовых ресурсов страны, выполнение ее финансовых функций во всех сферах жизнедеятельности населения, обеспечение финансовых источников национальной безопасности в целом. С другой стороны, важной задачей национальной финансовой политики является наращивание финансовых ресурсов на основе роста базовых факторов формирования валового внутреннего продукта (ВВП), поэтому углубленных разработок требует обоснования ее направленности на устранение диспропорций в распределении первичных доходов между трудом, капиталом и государством; рост роли бюджетных финансов в повышении благосостояния населения, укреплении обороноспособности страны, повышении международного имиджа страны.

Abstract. In the conditions of a large external debt and its increase, significant social expenditures for displaced persons, a decrease in budget revenues due to the shutdown of a significant number of industrial enterprises, the depreciation of the national currency, special attention needs to be paid to the study of national financial policy and budgetary security. They determine the efficiency of reproduction of the country’s financial resources, the performance of its financial functions in all spheres of life of the population, ensuring financial sources of national security in general. On the other hand, an important task of the national financial policy is to increase financial resources based on the growth of the basic factors of the formation of gross domestic product (GDP), therefore, in-depth research requires justification of its focus on eliminating imbalances in the distribution of primary income between labor, capital and the state; increasing the role of budget finance in improving the welfare of the population, strengthening the country’s defense capability, improving the country’s international image.

Ключевые слова: финансы, политика, структура, глобализация, развитие

Keywords: finance, politics, structure, globalization, development

Исследованием финансовой политики и бюджетной безопасности занимались известные отечественные ученые. В их трудах раскрыты содержание, составляющие и механизмы осуществления государственной финансовой политики, проблемы формирования и использования бюджетных ресурсов и управления бюджетным процессом. Однако ее содержание, структура, совокупность инструментов и направлений осуществления в условиях значительного внешнего долга, дефицита бюджета на фоне усиления угроз бюджетной и национальной безопасности в целом требуют дальнейшей научной проработки.

Целью статьи является анализ содержания, составляющих, проблем и тенденций развития государственной финансовой политики, выявление ее рисков и угроз, методов противодействия им, следовательно, формирование и укрепление бюджетной безопасности страны на перспективу.

Финансовая политика является одной из главных функций государственной деятельности. Она направлена на эффективное распределение финансовых ресурсов и их использование для обеспечения устойчивого социально-экономического развития общества и устойчивого развития окружающей среды. Ее основными задачами являются формирование механизма финансового управления, регулирования и стимулирования организационно-инвестиционных, инновационных, производственно-экономических и социальных процессов в жизнедеятельности общества. Чтобы обеспечить улучшение благосостояния граждан, финансовая политика должна быть направлена на постоянный рост экономики, для чего нужно обеспечивать уровень оптимизации распределения валового внутреннего продукта. В целом она должна иметь четкую стратегию и учитывать возможности и потребности национальной экономики.

По нашему мнению, следует согласиться о том, что приоритетными мерами государственной финансовой политики, принятие которых происходит в странах с развитой и трансформационной экономикой, является повышение фискальной эффективности налоговой системы, совершенствование системы управления государственными финансами, повышение действенности механизма среднесрочного бюджетного планирования и прогнозирования. Также к ним относится снижение показателей структурного дефицита бюджета и государственного долга, оптимизация расходной части бюджета [1].

Следовательно, в таком понимании финансовая политика является одним из основных инструментов развития общества и регулирует социально-экономические процессы. В период структурных реформ ее влияние на экономику необходимо усиливать, совершенствуя финансовые механизмы и инструменты экономического роста. Очень важным является создание такой структуры финансовой системы, которая бы базировалась на взаимодействии государственного регулирования экономических процессов и механизмов саморегулирования. Для этого нужна соответствующая институциональная система с развитыми финансовыми институтами. Инициирование изменений в структуре финансовых отношений, своевременный учет влияния внешних социально-экономических и производственно-экономических факторов являются важными новейшими задачами финансово-экономическому политики.

Во время формирования финансовой политики на среднесрочную перспективу необходимо учитывать влияние экзогенных и эндогенных факторов на экономическую систему, которые определяют тенденции социально-экономического развития. К экзогенным факторам относятся темпы роста валового внутреннего продукта стран, формирующих спрос на основные группы товаров отечественного экспорта; уровень цен на продукты экспорта и импортируемые энергоносители; объемы и структура иностранных инвестиций; конъюнктура на мировых финансовых рынках, которая влияет на возможности государства осуществлять заимствования и операции по рефинансированию государственного долга.

К эндогенным или внутренним факторам относятся доля перераспределения валового внутреннего продукта через бюджет и государственные целевые фонды; прогнозируемый объем бюджетных доходов и расходов, дефицита (профицита) бюджета; объем прямого и гарантированного государственного долга; показатели соотношения сбережений и инвестиций в экономику, денежно-кредитного регулирования [2]. Реализация финансовой политики государства осуществляется в виде комплекса мер, принятие которых происходит через финансовое право, финансовую систему и финансовый механизм для наиболее полного выполнения финансами своих функций. Через нормы финансового права и элементы финансовой системы и финансового механизма осуществляется реализация положений концепции экономического развития. Если последняя отсутствует, то вряд ли можно говорить об эффективной финансовой политике в целом [3, с. 4].

В настоящее время отечественные ученые, исследуя финансовую политику России, отмечают, что ее проблемными последствиями является низкая конкурентоспособность и отсутствие динамики роста национальной экономики, а также медленное внедрение новой модели финансового механизма. Только системное решение указанных проблем должным образом даст стране возможности поступательного развития. При имеющемся ресурсном потенциале и надлежащем финансовом обеспечении его воспроизводства она имеет все возможности занимать более высокие позиции в рейтингах среди самых развитых стран мира. Углубление рыночных реформ на инновационных принципах и их ускорения, радикализация системных преобразований могут обеспечить прогрессивное развитие страны [4].

Как уже отмечалось, государственная финансовая политика является важной составляющей социально-экономической политики государства. К основным ее составляющим можно отнести бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику и политику управления государственным долгом. Эти виды раскрывают сущность, направления и механизмы формирования финансовой политики государства в целом, ведь именно от их показателей зависят экономическое развитие и бюджетная безопасность страны. Содержание нынешнего этапа развития финансовой политики разработано на основе требований финансовой стратегии и с учетом сложившихся социально-экономических условий. Она прежде всего предусматривает системное управление финансами, выявление и развитие источников увеличения государственных финансов, сбалансирование поступлений и расходов.

Для экономического роста нужно создать систему эффективного управления государственными финансовыми ресурсами. По нашему мнению, ее важной задачей является преодоление факторов, оказывающих негативное влияние на бюджетную безопасность страны. Прежде всего к ним относятся большой дефицит государственного бюджета; рост внутреннего и внешнего государственного долга; недостаточные налоговые взносы крупных корпораций и холдингов, которые зарегистрированы в офшорах; значительное фискальная нагрузка на малый и средний бизнес, физических лиц, что не позволяет среднему классу укрепиться; рост незавершенного строительства; обесценивание национальной валюты.

Для их преодоления нужно выработать такую стратегию, которая бы давала возможность избегать этих явлений и находить оптимальные пути их нивелирования. Однако финансовая политика реализуется через финансовую систему страны, не всегда соответствует стандартам экономически развитых стран ЕС. Мы считаем, что В. Ящук прав в том, что ее основными направлениями на среднесрочную перспективу должны быть оптимизация размера бюджетного дефицита; повышение эффективности формирования расходов бюджета, использования бюджетных средств; усиление регулирующей функции налоговой системы; проведение либеральной монетарной политики; совершенствование системы управления государственными финансами с одновременным стимулированием экономического роста путем использования соответствующих институциональных финансовых механизмов [5].

Кроме указанного ранее, продолжающиеся военные действия на востоке страны, необходимость осуществления огромных социальных выплат населению, уменьшению реального сектора экономики, практическое отсутствие бюджетообразующих государственных предприятий привели к определенной разбалансированности структурных составляющих бюджетной системы. Это вызывает обеспокоенность состоянием бюджетной безопасности и ее развитием на перспективу. Бюджетная безопасность понимается как уровень обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости государственных финансов, что дает возможность органам государственной власти максимально эффективно выполнять возложенные на них функции [6].

Подобного мнения придерживаются Л. Зверук и А. Билык, определяя бюджетную безопасность как способность бюджетной системы обеспечить финансовую самостоятельность и устойчивость государства, эффективно использовать бюджетные средства в процессе выполнения функций социальной защиты, государственного управления и международной деятельности, финансирование науки, образования, культуры и здравоохранения, обеспечения национальной безопасности и обороны, реализации инвестиционной и экологической политики [7].

Дополняя предыдущее определение, Л. Зверук отмечает, что «бюджетная безопасность государства – состояние обеспечения платежеспособности (уровень бюджетного потенциала) государства относительно выполнения ею своих функций с учетом баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов и целесообразности, законности и эффективности использования бюджетных средств на всех уровнях» [8]. Проанализировав термин «бюджетная безопасность», можем заметить, что важнейшими ее критериями являются эффективное использование заемных средств для финансирования бюджетных расходов, определение необходимых целей, которые бы соответствовали интересам государства, контроль за эффективностью использования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством.

Бюджетная безопасность – это финансовая устойчивость государственных финансов, системная помощь органам государственной власти эффективно выполнять свои функции. Бюджетная безопасность оценивается через отношение дефицита (профицита) государственного бюджета к ВВП (%); уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет (%); отношение объема совокупных платежей по обслуживанию и погашению государственного долга к доходам государственного бюджета (%) [8]. Основными характеристиками бюджетной безопасности должно быть соотношение доходов и расходов государственного и сводного бюджетов. Если эти характеристики не будут удовлетворять бюджетную безопасность, то будут нарушаться другие индикаторы.

Также считается, что соотношение налоговых и неналоговых поступлений обеспечивает нестабильность бюджетных доходов в целом, но налоговые поступления более стабильны, экономически обоснованы, благодаря чему они положительно влияют на уровень бюджетной безопасности государства. Экономический рост нашего государства будет достигнуто, если будет уменьшена налоговая нагрузка на отечественных производителей продукции, а уменьшение расходов государства приведет к уменьшению дефицита бюджета России. Именно эти показатели будут приоритетными направлениями реформирования экономики страны [9].

Список источников

  1. Akbar, S., Rehman, S. U., Liu, J., & Shah, S. Z. A. (2017). Credit supply constraints and financial policies of listed companies during the 2007–2009 financial crisis. Research in International Business and Finance, 42, 559–571. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2017.07.001
  2. Chenet, H., Ryan-Collins, J., & van Lerven, F. (2021). Finance, climate-change and radical uncertainty: Towards a precautionary approach to financial policy. Ecological Economics, 183. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2021.106957
  3. Hlaing, S. W., & Kakinaka, M. (2018). Financial crisis and financial policy reform: Crisis origins and policy dimensions. European Journal of Political Economy, 55, 224–243. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2017.12.005
  4. Klishina, Y. E., Glotova, I. I., Uglitskikh, O. N., Tomilina, E. P., & Podkolzina, I. M. (2017). Peculiarities of the financial policy of non-profit organizations in the macroeconomic unstable environment. Espacios, 38(34).
  5. Leathers, C. G., & Raines, J. P. (2013). Friedman, Schumpeter, and Greenspan’s financial policies: Spurious claims of intellectual links. International Journal of Social Economics, 40(5), 504–520. https://doi.org/10.1108/03068291311315368
  6. Liu, W., & Yi, H. (2020). What affects the diffusion of new energy vehicles financial subsidy policy? Evidence from Chinese cities. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(3). https://doi.org/10.3390/ijerph17030726
  7. Makarova, N. N., Zubko, E. I., Bestuzheva, L. I., Chusov, I. A., & Surkova, V. V. (2016). Institutional tool of financial policy: Contractual policy. European Research Studies Journal, 19(2 Special Issue), 179–188.
  8. Petrushevska, V. (2014). Transformation of financial policy of Ukraine in the conditions of globalization and european integration. Economic Annals-XXI, 1–2(1), 34–37.
  9. Petrushevska, V. V. (2014). Directions of state regulation of financial policy in the times of global economic instability. Naukovyi Visnyk Natsionalnoho Hirnychoho Universytetu, (5), 128–133.
  10. Stetsyunich, Y., Busheneva, Y., & Zaytsev, A. (2019). Framing public financial policy: Transforming the classic concept in the time of digitalization. In PervasiveHealth: Pervasive Computing Technologies for Healthcare. https://doi.org/10.1145/3372177.3373289
  11. Vatulov, A. (2013). Financial policy in the system of economic development. Economic Annals-XXI, 5–6(1), 37–40.
  12. Wang, Y., Wang, W., Hu, Z., & Qiao, H. (2014). An analysis of the effectiveness of China’s environmental financial policy. In WIT Transactions on Engineering Sciences (Vol. 84 VOLUME 1, pp. 573–579). https://doi.org/10.2495/MEEE20130791
  13. Woo, J. J. (2015). Beyond the neoliberal orthodoxy: alternative financial policy regimes in Asia’s financial centers. Critical Policy Studies, 9(3), 297–316. https://doi.org/10.1080/19460171.2015.1005110
  14. Yülek, M. A. (2017). Why governments may opt for financial repression policies: Selective credits and endogenous growth. Economic Research-Ekonomska Istrazivanja, 30(1), 1390–1405. https://doi.org/10.1080/1331677X.2017.1355252
  15. Zheng, H., Li, J., & Zhao, X. (2021). How does financial policy support the development of China’s fishery? Characteristics, experience and prospects. Marine Policy, 132. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2021.104678

References

  1. Akbar, S., Rehman, S. U., Liu, J., & Shah, S. Z. A. (2017). Credit supply constraints and financial policies of listed companies during the 2007–2009 financial crisis. Research in International Business and Finance, 42, 559–571. https://doi.org/10.1016/j.ribaf.2017.07.001
  2. Chenet, H., Ryan-Collins, J., & van Lerven, F. (2021). Finance, climate-change and radical uncertainty: Towards a precautionary approach to financial policy. Ecological Economics, 183. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2021.106957
  3. Hlaing, S. W., & Kakinaka, M. (2018). Financial crisis and financial policy reform: Crisis origins and policy dimensions. European Journal of Political Economy, 55, 224–243. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2017.12.005
  4. Klishina, Y. E., Glotova, I. I., Uglitskikh, O. N., Tomilina, E. P., & Podkolzina, I. M. (2017). Peculiarities of the financial policy of non-profit organizations in the macroeconomic unstable environment. Espacios, 38(34).
  5. Leathers, C. G., & Raines, J. P. (2013). Friedman, Schumpeter, and Greenspan’s financial policies: Spurious claims of intellectual links. International Journal of Social Economics, 40(5), 504–520. https://doi.org/10.1108/03068291311315368
  6. Liu, W., & Yi, H. (2020). What affects the diffusion of new energy vehicles financial subsidy policy? Evidence from Chinese cities. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(3). https://doi.org/10.3390/ijerph17030726
  7. Makarova, N. N., Zubko, E. I., Bestuzheva, L. I., Chusov, I. A., & Surkova, V. V. (2016). Institutional tool of financial policy: Contractual policy. European Research Studies Journal, 19(2 Special Issue), 179–188.
  8. Petrushevska, V. (2014). Transformation of financial policy of Ukraine in the conditions of globalization and european integration. Economic Annals-XXI, 1–2(1), 34–37.
  9. Petrushevska, V. V. (2014). Directions of state regulation of financial policy in the times of global economic instability. Naukovyi Visnyk Natsionalnoho Hirnychoho Universytetu, (5), 128–133.
  10. Stetsyunich, Y., Busheneva, Y., & Zaytsev, A. (2019). Framing public financial policy: Transforming the classic concept in the time of digitalization. In PervasiveHealth: Pervasive Computing Technologies for Healthcare. https://doi.org/10.1145/3372177.3373289
  11. Vatulov, A. (2013). Financial policy in the system of economic development. Economic Annals-XXI, 5–6(1), 37–40.
  12. Wang, Y., Wang, W., Hu, Z., & Qiao, H. (2014). An analysis of the effectiveness of China’s environmental financial policy. In WIT Transactions on Engineering Sciences (Vol. 84 VOLUME 1, pp. 573–579). https://doi.org/10.2495/MEEE20130791
  13. Woo, J. J. (2015). Beyond the neoliberal orthodoxy: alternative financial policy regimes in Asia’s financial centers. Critical Policy Studies, 9(3), 297–316. https://doi.org/10.1080/19460171.2015.1005110
  14. Yülek, M. A. (2017). Why governments may opt for financial repression policies: Selective credits and endogenous growth. Economic Research-Ekonomska Istrazivanja, 30(1), 1390–1405. https://doi.org/10.1080/1331677X.2017.1355252
  15. Zheng, H., Li, J., & Zhao, X. (2021). How does financial policy support the development of China’s fishery? Characteristics, experience and prospects. Marine Policy, 132. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2021.104678

Для цитирования: Кадырова А.Р., Арсаханова З.А. Формирование основы финансовой политики в глобализационный период // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2021-35/

© Кадырова А.Р., Арсаханова З.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.