Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК — 659.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10738

УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ И ПРОИЗВОДСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПЛОДООВОЩЕВОДСТВА ПОСРЕДСТВОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПОКУПАТЕЛЕЙ

MANAGING SALES AND PRODUCTION OF FRUIT AND VEGETABLE PRODUCTS BY IMPROVING CUSTOMER AWARENESS

Марченко Алексей Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь 

Marchenko A.V., alex100001@yandex.ru 

Аннотация. Аграрные предприятия производящие продукцию плодоовощеводства и картофель, должны иметь доступ в торговые сети. Для того, чтобы развивать производство аграрной продукции и продвигать ее в виде сырья или продукции глубокой степени переработки, необходимо управлять продажами в торговых организациях, доводя развернутую информацию до потребителя. Эта информация должна включать сорт, регион, предприятие, а также кулинарные свойства. Решение этой задачи, позволит мотивировать производителей плодоовощной продукции и картофеля, повысит удовлетворенность потребителей и брендирование продукции.

Summary. Agricultural enterprises that produce fruit and vegetable products and potatoes should have access to retail chains. In order to develop the production of agricultural products and promote them as raw materials or products of deep processing, it is necessary to manage sales in trade organizations, bringing detailed information to the consumer. This information should include the variety, region, company, and culinary properties. Solving this problem will motivate producers of fruit and vegetable products and potatoes, increase customer satisfaction and product branding.

Ключевые слова: информированность, продажи, конкурентоспособность, сорта, качество, рынки.

Keywords: awareness, sales, competitiveness, varieties, quality, markets.

Каждое аграрное и торговое предприятие ставит своей целью повышение конкурентоспособности своей продукции на рынке, увеличение объемов производства и реализации, а также получение большей прибыли.

Управление процессом эффективной реализации продукции зависит от множества факторов. Так, например, важнейшим условием, для увеличения объемов продаж аграрной продукции разной степени ее переработки, является  качество, цена, и, что не мало важно — узнаваемость продукции и лояльное отношение к ней со стороны потребителей. Природа продаж зависит от множества факторов, которые в разной степени поддаются механизму управления.

Для того, чтобы увеличить спрос на  аграрную продукцию, необходимо управлять поведением потребителей, изучая оттенки и нюансы спроса, а также предоставляя необходимую информацию, чтобы покупатель мог принять правильное решение, повышая его удовлетворенность.

Количество и качество потребляемого картофеля и  продукции плодоовощеводства, влияют на качество жизни населения регионов России. При этом, значительная часть населения не доверяет продукции, представленной в торговых организациях. Считается, что продукция экологически не безопасная, не понятны ее потребительские свойства, а следовательно и ее применение в приготовлении кулинарных блюд, не ясно, где и кем эта продукция была произведена. Большинство этой информации представлены в сертификатах качества, но до покупателя эта информация остается недоступной.

Эффективность развития сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий зависит во многом от того, на сколько узнаваема и брендирована их продукция. Недостаточно картофель и овощи  просто произвести и пытаться продать, как некий обезличенный товар, важно, чтобы покупатель знак, чей продукт он покупает, можно ли ему доверять.

Если на аграрную продукции глубокой степени переработки, на упаковке  указан базовый перечень информации о том, где и кем произведена продукция, имеется торговая марка, то на товары, размещенные на прилавке россыпью, к которым относится картофель и продукция плодоовощеводства, информации недостаточно.

Производство картофеля и плодоовощной продукции осуществляется практически во всех регионах Российской Федерации. Особенно широко возделывание картофеля и плодоовощной продукции осуществляется в личных подсобных хозяйствах и приусадебных участках населения.

Значительное количество плодоовощной продукции и картофеля производится в регионах России, при этом, часть перемещается в системе внутреннего импорта, а определенная часть завозится из стран ближнего и дальнего зарубежья. Продукция плодоовощеводства, а также зеленные культуры, грибы и картофель, широко применяется как в кулинарии, так и в промышленной переработке для получения полуфабрикатов и готовой продукции разного целевого назначения.   

Повышение эффективности ее производства зависит от комплекса агробиологических, производственно-технологических, организационно-управленческих и финансово-экономических факторов.

Важными мероприятиями в повышении эффективности и конкурентоспособности производства и продвижения продукции, является увеличение объемов производства, с заданными параметрами качества, снижение себестоимости, а также применение эффективных инструментов информирования покупателей, позволяющие выйти на конкурентные рынки сбыта, минимизирующие «барьеры входа» в магазины. Также, важным условием для этого, является объективная сертификация продукции.

Управлять затратами при производстве плодоовощной продукции и картофеля, можно за счет применения районированных сортов, позволяющих применять для конкурентоспособного производства адаптированные технологии. Они могут включать в себя рациональные, для конкретного сорта, дозы органических и минеральных удобрений, средства защиты растений, глубину посадки и кратность междурядных обработок, нормы полива, а также требования к хранению.

Управление ассортиментом производимой продукции в разрезе её сортов и линий, может способствовать введению в структуру производства местными товаропроизводителями сортов и линий, которые еще недостаточно известны массовому потребителю, либо те сорта, которые населению хорошо известны и к ним потребитель лоялен.

При этом, производимые сорта производимой и реализуемой в торговых организациях продукции, должны иметь высокие кулинарные свойства. На потребительском рынке, представлено множество видов продукции в виде сырья, а также разной степени переработки, используемый населением для кулинарных целей, а также предприятиями ресторанного бизнеса и перерабатывающей промышленности.

Значительным недостатком деятельности многих ритейлов, является то, что представленная на прилавках продукция, в большинстве случаев обезличена по потребительским свойствам и  целевому применению.

Если обратить внимание на прилавки, где расположена продукция плодоовощеводства, а также и картофель, можно увидеть, что кроме ценника, в ряде случаев, региона производителя, а также общего названия «картофель свежий», «яблоки красные», «огурцы тепличные» другой информации для покупателя не представляется. Это является значительным недостатком, в том числе и для аграрных предприятий, которые производят и продвигают продукцию конкретных культур и сортов на рынки В2В, имеющейся важной, для потенциальных целевых групп потребителей свойства.

Важной задачей для стимулирования производства и продвижения продукции плодоовощеводства и картофеля  региональными аграриями, является усиление политики позиционирования местной продукции не под общим брендом, «Покупай Пермское», который широко применялся в регионе, а при более полном информировании потребителей по таким показателям как:

  • сорта продукции, продаваемые через торговые организации;
  • география произведенной продукции (регион, район);
  • название аграрного предприятия;
  • характеристика базовых потребительских свойств продукции, и ее целевое применение;
  • цена.

При этом, при установлении цены на продукцию, может быть использован ценностный подход ценообразования, а также стратегия «ценовой ступеньки», учитывающая качество предлагаемой  аграрной продукции растительного происхождения. Цена может выступать как индикатор, сигнализирующая потребителю о ценностных свойствах сорта и гибрида, который представлен на прилавке потребителю.

Данная информация, позволит более доверительно относиться со стороны покупателя к произведенной и продвигаемой в торговой организации продукции. Как правило, жители регионов, с большим предпочтением относятся к продукции, которая произведена на их земле, в их регионе.  Узнаваемая продукция в дальнейшем может стать местным брендом. Увеличение объемов продаж местной продукции, позволит стимулировать местных аграриев к получению высокоурожайной, качественной продукции по современным  инновационным технологиям.       

Обезличивание, а также пересортица картофеля и зачастую, некоторых видов плодоовощной продукции, ориентирует покупателя не на качество и ценность, а на установленную цену. При этом, в некоторых случаях, цена может стать не достоверным индикатором качества, которая не имеет под собой объективных оценочных характеристик продукции и тем самым, вводя покупателя в заблуждение.

Стратегия поддержки и развития как аграрного сектора экономики региона, так и торговых организаций, может быть разработана в программах развития Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством промышленности и торговли Пермского края.

Важным условием для увеличения продаж плодоовощной продукции и картофеля местных товаропроизводителей в торговых предприятиях, является установление прямых связей с предпринимателями аграрного сектора экономики. Также в процессе товародвижения продукции в оптовом звене, необходимо предотвращать смешивание и обезличивание партий продукции, особенно в разрезе сортов. В торговых организациях рядом с ценниками или на упаковке, размещать информацию о сорте, его потребительских и базовых кулинарных свойствах. Также  должен быть указан регион производства и предприятие. Это позволит повысить осведомленность покупателя о продукции и позволит увеличить продажи.

Литература

  1. Иванова, Н. А. Принципы маркетинга и управления маркетинговой деятельностью / Н. А. Иванова, М. В. Мещерякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 80-82.
  2. Марченко, А.В. Проблемы эффективного производства картофеля в Пермском крае // Московский экономический журнал. — 2019 (9):38-38 3. Скрябин, А. А. Урожайность и качество раннеспелого сорта картофеля Ред Скарлетт в зависимости от приёмов ухода в Среднем Предуралье // Пермский аграрный вестник. — 2018. — № 4 (24).- С. 89-94.
  3. Соромотина, Т.В. Районированные и распространенные сорта овощных культур для открытого и защищенного грунта. Пермь: издательство ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2008.- 182с.
  4. Яркова, Т.М., Светлакова, С.А. Основные социально-экономические проблемы продовольственного самообеспечения в регионе и пути их решения в современных условиях / Т.М. Яркова, С.А. Светлакова// Аграрная Россия. – 2017. №9.- С. 35-34.