http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10807

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY OF DEVELOPMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL SPHERE AT THE REGIONAL LEVEL

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00820 / The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00820.

Майданевич Юлия Петровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, e-mail: maidanevich@rambler.ru

Maidanevych Yulia Petrovna, doctor of EconomicsAssociated ProfessorProfessor, Department of State and Municipal AdministrationV.I. Vernadsky Crimean Federal University

Никитенкова Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск, e-mail: nikitenkovaolga@mail.ru

Nikitenkova Olga Viktorovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of management, Smolensk state University, Smolensk, e-mail: nikitenkovaolga@mail.ru

Аннотация. Изучены особенности реализации государственной политики развития туристско-рекреационной сферы на региональном уровне, на примере Республики Крым. Обоснована необходимость межведомственного сотрудничества в части разработки и реализации программ развития туристско-рекреационной сферы.

Summary. The features of the implementation of the state policy for the development of the tourist and recreational sphere at the regional level are studied, using the example of the Republic of Crimea. The necessity of interdepartmental cooperation in the development and implementation of programs for the development of the tourist and recreational sphere has been substantiated.

Ключевые слова: туризм, рекреация, туристско-рекреационная сферагосударственная политика, региональное управление.

Key words: tourism, recreation, tourist and recreational sphere, state policy, regional management.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г.[2] отрасль туризма является одной из приоритетных отраслей развития полуострова, так как, во-первых данная отрасль обеспечивает работой большую часть населения республики, а во-вторых вносит значительный объем поступлений в бюджет Республики Крым. Но развитие данной отрасли зависит не только от предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в данной сфере, но и от государственной политики, реализуемой в регионе.

Крым, безусловно, является уникальным ресурсно-антропогенным, природно-климатическим образованием с благоприятными условиями для развития рекреационной сферы. Однако Республика Крым, на сегодняшний день, обладая уникальными, как природными, так и рекреационными условиями, неоценимым культурно-историческим наследием и потенциалом, с одной стороны однозначно является стратегическим регионом, но к сожалении, с другой — дотационным. Дотационным регионом полуостров является, по большей части, в связи с многочисленными проблемами, которые не удается в полной мере решить на государственном уровне, а так же в связи с наложенными на Крым санкциями, в связи с переход Крыма в состав России.

Кризис на Украине повлек за собой судебное решение Республики Крым воссоединиться с Россией. В 2014 году образовалось два новых субъекта в составе Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Сегодня Республика Крым входит в состав Южного Федерального округа РФ. Находясь в составе Украины, многие отрасли полуострова пришли в упадок, включая и туристическую отрасль. Множество незаконных сделок, построек и иных правонарушений на государственном уровне привели в дисбаланс, как туристическую отрасль, нанеся вред природным ресурсам региона, так и многие смежные отрасли. Поэтому при переходе на правовое поле Российской Федерации возник ряд трудностей в отношении урегулирования туристско-рекреационной сферы, которые непосредственно напрямую взаимосвязаны с земельными отношениями, нормативно-правовым полем в целом.

Учитывая все упомянутые проблемы, с 2014 года было проведено ряд исследований, направленных на решение проблем государственного управления туристско-рекреационной сферой Крыма. К основополагающим исследованиям следует отнести: монографию «Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма», автор Лайко М.Ю.[3], монографию «Туристско-рекреационный ресурсный потенциал Республики Крым и г. Севастополь», автор Яковенко И.М.[9], диссертацию «Формирование стратегии развития туристско-рекреационного потенциала Крыма как нового субъекта РФ», автор Алтуев Р.В.[1]. Кроме того анализом данных проблем занимались такие исследователи как Чесноков Ю.В., Дышловой Е.Н., Олифер Д.И., Санин А.Ю., Сохтаев М.К., Сурнина К.С., Василенко В.А. и ряд других.

Но при этом вопросы реализации государственной политики в части обеспечения развития туристско-рекреационной сферы региона продолжают оставаться актуальными и требуют внимания не только со стороны научных сотрудников и государственных органов, но и самих предпринимательских структур с учетом рыночной и политической ситуации. Так как именно предпринимательские структуры, сталкиваясь с проблемами при осуществлении своей деятельности, могут видеть направления развития туристско-рекреационной сферы региона, но при этом их основной задачей будет наращивание прибыли.

На государственном уровне в Республике Крым регулирование в туристско-рекреационной сфере осуществляет Министерство курортов и туризма Крыма. Кроме основной задачи – регулирования деятельности, перед ним так же ставится задача обеспечения развития данной сферы. Развитие туристско-рекреационной сферы напрямую взаимосвязано и с развитием региона, так как в реализации развития данная сфера соприкасается с иными отраслями полуострова. Соответственно главной целью управления региональным развитием туризма и сохранностью природных ресурсов является обеспечение сбалансированного и комплексного развития региона. Следовательно, задачи управления региональным развитием сводятся к тому, чтобы обеспечивать:

  • выбор и обоснование приоритетных направлений развития туристического комплекса региона в хозяйствующей сфере;
  • максимально эффективное использование всех ресурсов, находящихся в данном регионе, а конкретно — экономических, трудовых и природных ресурсов;
  • высокоэффективное функционирование взаимодействия социального и экономического комплексов в данном регионе;
  • устойчивый баланс при решении социально-экономических задач и сохранности качества окружающей среды;
  • высокий жизненный уровень населения.

Управление туристско-рекреационной сферой на региональном уровне формирует целую систему управления, которая призвана обеспечить эффективное и результативное управление со стороны региональных органов власти в регионах РФ, включая и Республику Крым (рис. 1). Но, к сожалению, данное управление не имеет обратной связи с предпринимательскими структурами туристско-рекреационной сферы. Поэтому оценка эффективности данной системы управления затруднена.

Приведенная схема (рис. 1) показывает, что управление развитием туристско-рекреационной сферы на региональном уровне следует рассматривать исключительно как непрерывный процесс, который включает несколько подпроцессов, имеющих относительно самостоятельный характер. В пространственно-временном отношении они не имеют строгой последовательности. При этом регулирование туристско-рекреационной сферой не ограничивается только Министерством курортов и туризма, кроме данного ведомства на развитие данное сферы оказывают влияния и такие ведомства как министерство здравоохранения (регулирует деятельность санаторно-курортных и лечебных учреждений), Министерство природных ресурсов и экологии (в ведении которого находятся заповедные зоны полуострова), Федеральное агентство лесного хозяйства и др. ведомства. Обеспечить устойчивое развитие туристско-рекреационной сферы Республики Крым можно только при условии взаимодействия данных ведомств.

Далее определим основные направления совершенствования управления региональным развитием туристско-рекреационной сферы:

  • совершенствование системы регулирования хозяйственной деятельности, направленное на увеличение прибыли предприятий туристкой сферы и сохранность историко-культурных памятников и природных ресурсов региона;
  • формирование новых социально-экономических подходов к стратегии развития регионального туристического бизнеса и системы управления туристическими процессами и природопользованием на региональном уровне;
  • создание целевых программ развития туристско-рекреационной сферы на уровне региона, направленных на формирование имиджевой составляющей Республики Крым;
  • формирование стратегии развития туристско-рекреационной сферы и разработка конкретных мероприятий по достижению поставленной стратегической цели;
  • смешанное (развитие государственно-частного партнерства) регулирования развития туристско-рекреационной сферы;
  • выделение приоритетных видов (прежде всего, внутреннего, въездного, социального, сельского и прочих видов туризма) и направлений государственного регулирования развития туристско-рекреационной сферы [4].

Деятельность по регулированию туристско-рекреационной сферой Министерство курортов и туризма Республики Крым осуществляет посредством определенных форм воздействия (табл.1), в соответствии со своими полномочия, которые напрямую взаимодействуют с государственной, региональной и местной политикой.

Благодаря таким формам воздействия и своим полномочиям Министерство курортов и туризма Крыма осуществляет свою деятельность в полной мере, однако это не дает гарантии того, что данное регулирование осуществляется эффективно, системно и планомерно, на что может повлиять различные условия, в которых осуществляется деятельность.

Эффективность государственного регулирования развития  туристско-рекреационной сферой зависит от инструментов управления, которые систематизируют по степени универсальности и широте влияния, выделяя макроинструменты и микроинструменты.

Макроинструменты – это регуляторы общеэкономического уровня, которые непосредственно влияют на поведение подавляющей части экономических субъектов. Эти инструменты имеют дифференцированные по каждому из регионов, параметры (нормативы, ставки и т.п.), а так же условия общегосударственной кредитной, налоговой, инвестиционной и социальной политики. Они используются главным образом для выравнивания уровней экономического развития регионов, преодоление межрегиональной дифференциации повышения конкурентоспособности региональной экономики.

Микроинструменты — это регуляторы адресного воздействия. Они непосредственно направлены на деятельность субъектов региональной экономики, влияют на владельцев основных факторов производства — труда и капитала с целью стимулирования их активного участия в процессе регионального воспроизводства. При этом и макро-, и микроинструменты весьма широко используются на всех уровнях государственной власти — как центральным правительством, так и региональными администрациями [8].

При поддержке Министерства курортов и туризма Республики Крыма был создан и на данный момент достаточно эффективно осуществляет свою деятельность Туристический портал Республики Крым (http://www.visiterimea.guide). На таком портале можно найти средства размещения полуострова, актуальные туристические маршруты, рестораны, кафе, способы перемещения к полуострову, действующие туристические компании и их контактную информацию. Однако на таком портале нет именно всего перечня учреждений туристской индустрии республики, культурно-исторических объектов и природных зон отдыха. Полный реестр перечня санаторно-курортных и гостиничных учреждений, туристических и экскурсионных маршрутов Республики Крым находится на сайте Министерства курортов и туризма.

Развитию же отрасли туризма в целом на государственном уровне содействуют стратегии и целевые программы федерального уровня. На сегодняшний день функционирует «Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года»[2], где комплекс туризма и рекреации рассматривается как один из ключевых в экономике Республики Крым; в программе намечены стратегические задачи и ожидаемые результаты преобразования отрасли. Одной из задач данного документа является формирование современного международного туристского центра РФ, который будет соответствовать все критериям: доступности круглый год, востребованности со  стороны клиентов и конкурентоспособности на данном рынке. Но с учетом событий 2020 г. данная стратегия требует корректировки и разработки программ развития туристско-рекреационной сферы с учетом современных реалий, так как в условиях пандемии приходится ориентироваться на внутреннего туриста. Так, например, в целях поддержки российской сферы туризма реализуется Государственная программа по стимулированию внутреннего туризма, согласно которой до 10 января 2021 года можно вернуть 20% от стоимости отеля, тура или санатория за путешествия по России. На уровне региона так же можно было бы разработать и реализовывать программы по поддержке предприятий сферы туризма.

Отметим, что в современных условиях ограниченности общения, востребованными становятся туристические программы выходного дня с небольшой численностью туристов, что может способствовать развитию различных видов туризма (сельский, горный, дайвинг и др.).

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что на государственном уровне в Республике Крым регулирование в туристско-рекреационной сфере осуществляет Министерство курортов и туризма Крыма. Кроме основной задачи – регулирования деятельности, перед ним так же ставится задача обеспечения развития данной сферы. При этом регулирование туристско-рекреационной сферой не ограничивается только Министерством курортов и туризма, кроме данного ведомства на развитие данной сферы оказывают влияния и такие ведомства как министерство здравоохранения (регулирует деятельность санаторно-курортных и лечебных учреждений), Министерство природных ресурсов и экологии (в ведении которого находятся заповедные зоны полуострова), Федеральное агентство лесного хозяйства и др. ведомства. Обеспечить устойчивое развитие туристско-рекреационной сферы Республики Крым можно только при условии взаимодействия данных ведомств, которое должно быть реализовано посредством разработки и реализации программ развития туристско-рекреационной сферы.

Список использованных источников

  1. Атлуев Р. В. Формирование стратегии развития туристско-рекреационного потенциала Крыма как нового субъекта РФ: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / АтлуевРамильВахидович;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный экономический университет].- Санкт-Петербург, 2016.- 146 с.
  2. Закон Республики Крым от 09 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017 «Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г.»[Электронный ресурс]. – Режим Доступа: gov.ru
  3. Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма [Текст] : монография / [М. Ю. Лайко и др.] ; под ред М. Ю. Лайко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова». — Москва : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2014. — 274 с.
  4. Кормишова, А. В. Проблемы развития регионального туризма на примере Тульской области [Текст] / А. В. Кормишова // Инновации и инвестиции : научно-аналитический журнал. – 2019. – N 2. – С. 275-277.
  5. Магеррамова, Ф. Э. Кызы Система государственного регулирования туристкой деятельности в российской Федерации. / Магеррамова Ф. Э. Кызы, Балашов А. И. // International Journal Of Professional Science. – 2019. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-gosudarstvennogo-regulirovaniya-turistkoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii (датаобращения: 09.06.2020).
  6. Майданевич, Ю.П. Развитие туризма в Республике Крым: тенденции и перспективы [Электронный ресурс] / Ю.П. Майданевич // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: труды XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — Симферополь-Гурзуф: ИП Зуева Т.В., 2019. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41240890
  7. Нащенко, А.Н. Проблемы государственного регулирования развития туристской деятельности в Республике Крым [Электронный ресурс] / А.Н. Нащенко // Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. – Евпатория: АРИАЛ, 2018. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36518791
  8. Сафронов, А.А. Нормативно-правовое регулирование государственной политики в сфере туризма [Электронный ресурс] / А.А. Сафронов, А.С. Никитина // Дневник науки. – 2019. — №3. – Режим доступа: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2019/3/law/Safronov_Nikitina.pdf
  9. Туристско-рекреационный ресурсный потенциал Республики Крым и г. Севастополь [Текст] : [монография] / [И. М. Яковенко и др. ; под ред. И. М. Яковенко] ; ВОО «Русское географическое о-во», ФГОАУ ВО «Крымский федеральный ун-т им. В. И. Вернадского», Таврическая акад. — Симферополь : Ариал, 2014. — 406 с.