Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК 330.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10806

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СМОЛЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT SMOLENSK STATE UNIVERSITY: ANALYSIS OF THE STATE AND DIRECTION OF DEVELOPMENT

Васильева Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры менеджмента, заместитель деканафакультета дополнительного образования, Смоленский государственный университет, г. Смоленск 

Vasileva E.V., vasileva_upravl@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается сфера дополнительного профессионального образования на примере конкретного университета. Проводится всесторонний анализ дополнительных образовательных услуг, предоставляемых факультетом дополнительного образования с применением методов корреляции. На основе анализа в исследовании определено проблемное поле дополнительного профессионального образования университета, предложены направления его развития, а также инструментарий реализации этих направлений.

Summary. The article examines the field of additional professional education on the example of a specific university. A comprehensive analysis of additional educational services provided by the faculty of additional education using correlation methods is carried out. On the basis of the analysis, the study identified the problem field of additional professional education of the university, proposed directions for its development, as well as tools for the implementation of these areas.

Ключевые слова: высшее образование, дополнительное профессиональное образование, анализ, развитие.

Key words: higher education, additional professional education, analysis, development. 

В современном мире получение высшего образования не является чем-то недостижимым. Предложение на рынке образовательных услуг достаточно обширное, как с количественной, так и с качественной точки зрения. Это говорит о том, что каждый выпускник вуза может рассчитывать на трудоустройство по выбранной профессии.

Исследования показали, что 65% выпускников российских вузов нашли работу после окончания учебы, однако статистика также показывает, что этот показатель не сбалансирован в разных регионах Российской Федерации. В Центральном федеральном округе по данным 2019 года доля безработных выпускников составляет около 17%.

При этом следует отметить, что более половины (около 45%) выпускников российских вузов не работают по специальностям, указанным в их дипломах. Для некоторых работодателей это соотношение достигает 60–80%. Около 50% работников меняют место работы, что связано с избытком специалистов на рынке труда. Эта проблема связана с консерватизмом высшего образования, которое имеет тенденцию сохранять традиционные специальности и объективно не может быстро реагировать на потребности современного рынка труда.

Все это привело к развитию новых типов и форм профессионального образования, которые будут быстро и гибко реагировать на изменения на рынке труда и потребности населения в образовательных услугах, а также дадут возможность специалистам расширять спектр профессиональных навыков для новых видов деятельности. Одним из таких видов образования является дополнительное профессиональное образование.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в редакции от 8 декабря 2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что «дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, повышение квалификации и обеспечение что их квалификация повышается с каждым днем ​​«профессиональная деятельность и условия социальной среды» [1].

Согласно нормативным документам, дополнительное профессиональное образование может осуществляться в различных формах: повышение квалификации от 16 и более часов с выдачей удостоверения установленного образца; профессиональная переподготовка от 250 часов, после прохождения, которой выдается диплом с подтвержденным образцом.

В настоящее время отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями и правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами и правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативные акты и правовые действия органов местного самоуправления.

Дополнительные образовательные услуги могут помочь потребителям выстроить образовательные траектории в соответствии с их потребностями.

Можно сказать, что потребности личности в получении этих образовательных услуг являются объективными, поскольку позволяют  индивиду развивать свои врожденные таланты, иметь на рынке труда конкурентные преимущества и в профессиональной деятельности, формировать банк человеческого, и как следствие, интеллектуального капитала, позволяющего обеспечить профессиональный рост и карьерное продвижение [2, с. 430].

Университеты, в том числе классические, сыграли важную роль в общественной жизни. Это не только крупные учебные заведения, но и центры культуры и образования. В вузах обучают не только студентов, но и все слои населения от детей до людей пенсионного возраста, поскольку именно университеты обладают сильным потенциалом: преподаватели, материально-техническая и методическая база, большие и хорошо оснащенные аудиторные фонды, образовательные традиции.

Поэтому практически все ведущие российские университеты создали и развивают системы дополнительного образования, которые затрагивают весь класс населения.

Смоленский государственный университет (СмолГУ) активно участвует в реализации программ дополнительного образования для детей, студентов, педагогов, специалистов различных сфер. Основным структурным подразделением, реализующим программы дополнительного образования в СмолГУ является факультет дополнительного образования.

Анализируя показатели деятельности факультета можно сказать следующее. В качестве основных направлений деятельности факультет дополнительного образования реализует программы: повышения квалификации; профессиональной переподготовки; «русский язык как иностранный»; дополнительного образования детей и взрослых.

В таблице 1 отражена динамика показателей реализации программ дополнительного образования.

Из таблицы 1 видна положительная динамика по реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что обусловлено изменением подхода факультета по продвижению программ на рынке образовательных услуг. С 2017 года стал применяться клиентоориентированный подход, факультет наряду с реализацией программ в группах активно применяет индивидуальные образовательные траектории (программа под индивидуальный заказ). О чем свидетельствуют показатели таблицы 2 по количеству обученных слушателей.

Применяя метод корреляционного анализа, можно сделать вывод о том, что положительная динамика по количеству реализуемых программ не всегда приводит к увеличению количества обучаемого контингента. Пример СмолГУ тому подтверждение. Мы видим увеличение количества реализуемых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и серьезное сокращение контингента в первом случае и разнонаправленные, по годам, колебания во втором.

Анализируя финансовые показатели деятельности факультета дополнительного образования СмолГУ мы также можем проследить обратную зависимость доходов от количества обучающихся по годам, таблица 3.

Из таблицы 3 видно, что финансовые показатели прямо пропорционально растут на фоне снижения количества контингента, что свидетельствует о применении индивидуального подхода к реализации программ дополнительного образования в СмолГУ. Особенно это прослеживается в рамках повышения квалификации. Для большей наглядности рассмотрим динамику этих показателей в схематичном виде, рисунок 1.

Однако следует отметить, что наряду с положительными векторами развития дополнительного профессионального образования в Смоленском государственном университете, существует ряд проблемных полей, которые требуют принятия комплекса мероприятий на основе «лучших практик» ведущих вузов страны по реализации программ дополнительного профессионального образования. К таким «болевым точкам», по нашему мнению, можно отнести:

  • низкая активность кафедр по разработке программ дополнительного профессионального образования, что существенно сокращает предложение на рынке дополнительных образовательных услуг;
  • не эффективная обратная связь с преподавателями и слушателями, что не дает возможность определить, так называемый «золотой куст» программ дополнительного профессионального образования, наиболее востребованных и приносящих наибольший доход;
  • недостаток специалистов-практиков, что значительно сужает круг потенциальных потребителей на рынке дополнительных образовательных услуг, вследствие чего возникает еще одна проблема – отсутствие прямых договоров с работодателями.

Анализируя вышеуказанные проблемные точки, нами предлагаются некоторые направления развития сферы дополнительного профессионального образования в Смоленском государственном университете. А именно:

  1. Проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных продуктов дополнительного профессионального образования, с целью его сегментации и определения ведущих сегментов.
  2. Разработка и реализация программы «Русский язык как иностранный» в онлайн формате, что снимает миграционные ограничения для потенциальных иностранных слушателей, желающих изучать русский язык.
  3. Использование экономических и административных инструментов по повышению активности кафедр университета по разработке программ дополнительного профессионального образования, востребованных на рынке труда.
  4. Выход на прямые договора с работодателями по программам стажировок и мастер-классов.

В качестве инструментов реализации этих направлений развития, нами предлагаются следующие: информационное сопровождение реализации программ ДПО; развитие ресурсного потенциала факультета; формирование бюджета факультета, за счет внебюджетных источников; интеграция программ дополнительного профессионального образования в основные образовательные программы; создание банка модулей программ дополнительного профессионального образования; реализация программ дополнительного профессионального образования в офлайн и онлайн режимах.

Таким образом, проблема системы высшего образования, связанная с сохранением традиционных специальностей, зачастую невостребованных на рынке труда, либо его перенасыщением этими специальностями не дает возможности быстро реагировать на потребности современного рынка труда.

Это объективно привело к развитию новых форматов профессионального образования, способных гибко реагировать на изменения во внешней среде, что позволяет потребителям образовательных услуг расширять спектр профессиональных навыков для новых видов деятельности.

Литература

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в редакции от 8 декабря 2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Васильева Е.В. Образовательная услуга как экономическая категория в условиях рыночных отношений. Московский экономический журнал. №10/2020. С. 426-432.
  3. Сайт Смоленского государственного университета. URL: http://www.smolgu.ru/. Факультет дополнительного образования.