Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК 339.97

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10736 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

FORMATION AND DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES IN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL COOPERATION

Давлетов Ильдар Ильдусович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь 

Davletov I.I., davletov2005@yandex.ru 

Аннотация. В статье рассматриваются направления формирования и развития кадрового потенциала в рамках международного сотрудничества между образовательными учреждениями г.Перми и Республики Узбекистан. Повышение кадрового потенциала возможно на основе организации обмена опытом научно-педагогических кадров, проведения международных конференций в дистанционном формате с использованием передовых цифровых технологий, организации целевого международного обучения.

Summary. The article considers the directions of formation and development of human resources in the framework of international cooperation between educational institutions of Perm and the Republic of Uzbekistan. Human resources development is possible by organizing the exchange of experience of scientific and pedagogical personnel, holding international conferences in a remote format using advanced digital technologies, and organizing targeted international training.

Ключевые слова: кадровый потенциал, международное сотрудничество, образование, обмен опытом, Республика Узбекистан.

Keywords: human resources, international cooperation, education, exchange of experience, Republic of Uzbekistan. 

В последнее время наблюдается тесное сотрудничество на политической и экономической арене между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан [1]. Такое сотрудничество связано с активной международной деятельностью президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, с его стратегией, направленной на укрепление межгосударственного и регионального сотрудничества и на модернизацию самого узбекского сообщества [2]. 

Пермский край активно участвует в развитии российско-узбекских отношений. Особое место в укреплении межгосударственных взаимодействий на региональном уровне отводится высшим учебным заведениям в сфере науки и образования [3].

В перспективе международное сотрудничество для формирования и развития кадрового потенциала в сфере образования между Пермским ГАТУ и с Республикой Узбекистан можно рассматривать по нескольким направлениям.

  1. Обмен опытом научно-педагогических кадров. Этот обмен необходим, прежде всего, для расширения кругозора научно- педагогического состава ПГАТУ и Ташкентского государственного аграрного университета, Андижанского и Самаркандский сельскохозяйственного института, а также для укрепления межгосударственного сотрудничества в сфере науки и образования.
  2. Обмен студентами в период прохождения производственных практик. Целесообразно проводить обмен студентами, обучающимися на 2 и 3 курсе бакалавриата в период прохождения производственных практик. Обмен студентами позволит изучить специфику работы в различных отраслях народного хозяйства передовых предприятий Республики Узбекистан и перенести опыт в деятельность организаций Пермского края.
  3. Обмен опытом в развитии курдючного овцеводства и прудового рыбоводства. Развитие курдючного овцеводства в Республике Узбекистан занимает ведущее место в аграрном секторе экономике. Использование методов содержания, рациона кормления технологии нагула, откорма, убоя и воспроизводства стада является полезным опытом для развития мясо-сального овцеводства в Бардымском, Октябрьском, Пермском, Уинском, Кишертском и других районах. Для развития прудового рыбоводства в Пермском крае важно использовать опыт разведения карповых и осетровых пород в прудах хозяйств Сырдарьинского и Амударинского бассейнов рек Республики Узбекистан. В этих районах еще со времен Советского союза и по настоящее время активно развивается прудовое и канальное рыбоводство, направленное на разведение мальков и восстановление популяции редких и исчезающих видов рыб и речной фауны. Этот опыт особенно ценен при восстановлении популяции стерляди и других видов пород (белуга, осетр, хариус, сом, сазан) в бассейне реки Кама.
  4. Обсуждение направлений развития международного сотрудничества в рамках проведения семинаров и конференций на электронной площадке. Ежегодно в Пермском ГАТУ проходят научно-практические конференции для студентов и научно-педагогических кадров, где обсуждаются проблемы и перспективы развития агропромышленного производства. Привлечение международного внимание к обсуждению этих вопросов в современных условиях возможно на электронной площадке bbb. (BigBlueButton). Цифровой формат позволит объединить усилия в решении задач по модернизации, повышению производительности труда и рентабельности производства  в сельском хозяйстве. Посредством электронной  площадки возможно рационально использовать производственный потенциал двух стран в целях повышения продовольственной безопасности (рис. 1).
  1. Формирование кадрового потенциала на основе целевого обучения. Обеспечение кадрами соответствующей квалификации возможно через целевое обучение граждан России и Узбекистана с последующим трудоустройством на предприятиях Пермского края и Республики Узбекистан на период не менее 3 лет
  2. Проект «Национально-культурная школа Узбекистан-Россия в г.Пермь» при поддержке диаспоры «Союз узбеков Пермского края». Для успешного развития международного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, и адаптацией представителей узбекской диаспоры на территории Пермского края необходимо реализовать проект «Национально-культурная школа Узбекистан-Россия в г. Пермь».

Миссия проекта заключается в развитии и укреплении дружественных отношений между народами Республики Узбекистан и Российской Федерацией, основанная на истории развития двух стран, знании языка, экономики и культуры народов проживающих на территории стран.

Цель проекта — формирование у обучающихся знаний, навыков и компетенций в языковой, исторической, культурной и экономических сферах.

Участники проекта:

  • обучающиеся – представители узбекской диаспоры на территории г.Пермь и Пермского края в возрастной группе 5-8, 9-11 классы, желающие углубить свои знания;
  • педагогический состав – компетентные преподаватели по направлениям;
  • организатор – Региональная общественная организация «Союз узбеков Пермского края»;
  • образовательная площадка — ФГОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».

В рамках проекта «Национально-культурная школа Узбекистан-Россия в г. Пермь» программа общеобразовательного курса «Национально-культурные особенности Узбекистана и России» рассчитана на 2 года для обучающихся 5-8 и на 1 год для обучающихся 9-11 классов. Общая трудоемкость изучения курса составляет 432 часа или 12 зачетных единиц.

В рамках проекта «Национально-культурная школа Узбекистан-Россия в г.Пермь» программа общеобразовательного курса «Национально-культурные особенности Узбекистана и России» предполагает изучение основ истории России и Узбекистана, узбекского и русского языка, литературы, экономики.

В рамках дисциплины «История России и Узбекистана» будет рассматриваться история возникновения и развития государств Узбекистана и России, выдающихся деятелей науки и культуры обеих стран. Обучающихся подробно ознакомят с историей взаимоотношения государств в период с  18 века до наших дней, о вкладе советского народа в борьбе с фашизмом и послевоенном периоде, а также расскажут о восстановлении городов Узбекистана после землетрясении 60-х годов 20 столетия. Одним из важнейших аспектов будет являться изучение вопросов независимости и самоопределении в развитии государства и коллективной безопасности. Также предполагается рассмотрение в историческом срезе вклада каждой страны в экономику Союза Советских Социалистических Республик и определение экономических перспектив развития Евразийского экономического союза.

В рамках дисциплины «Русский язык и литература» предполагается расширение знаний обучающихся в правописании и грамматике в русской речи и письменности, а также изучение русской культуры и литературы и вклада в мировое культурное наследие.

В рамках дисциплины «Узбекский язык и литература» обучающиеся смогут изучить грамматику и письменность узбекского языка, расширить знания в области узбекской литературы, изучить вклад ученых и писателей в мировое научное и художественное наследие.

В рамках изучения дисциплины «Экономика России и Узбекистана» предполагает формирование у обучающихся рационального экономического мышления, перехода от «общества потребления» к «обществу рационального природопользования».

Проведение занятий по программе «Национально-культурная школа Узбекистан-Россия в г. Пермь» возможно в очной или дистанционной форме  обучения с применением цифровых технологий.

Выводы. Развитие международного сотрудничество для формирования и развития кадрового потенциала в сфере образования необходимо каждому высшему образовательному учреждению. Это позволит обеспечить не только обмен опытом между научно-педагогическим составом образовательного учреждения, обучающимися, но и с использованием цифровых технологий провести конференции по обсуждению различных вопросов перспективного развития экономики двух стран. 

Литература

  1. Узбекистан и РФ реализуют в 2019-2024 гг. проекты на $25 млрд. // https://uz.sputniknews.ru/economy/20191226/13106901/Uzbekistan-i-RF-realizuyut-v-2019-2024-gg-proekty-na-25-mlrd.html
  2. Х Азиатская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Центральная Азия и Евразия: многостороннее сотрудничество перед вызовами глобального беспорядка» // https://ru.valdaiclub.com/events/own/x-aziatskaya-konferentsiya-kluba-valday/
  3. Россия и Узбекистан договорились о сотрудничестве в сфере образования // https://uz.sputniknews.ru/society/20191204/12939976/Rossiya-i-Uzbekistan-dogovorilis-o-sotrudnichestve-v-sfere-obrazovaniya.html