Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК 334.73

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10787 

ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

GRANT SUPPORT AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00987

Кудрявцев Александр Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент, Пензенский государственный технологический университет, г. Пенза

Кармышова Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент, Пензенский государственный технологический университет, г. Пенза 

Kudryavtsev A.A., kudryavcev_a@inbox.ru

Karmyshova Y.V., k-arm@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается влияние грантовой поддержки на развитие вновь созданных и действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Проанализированы показатели деятельности кооперативов, получивших финансовую поддержку государства в Республиках Татарстан и Башкортостан. Сделан вывод о ключевой роли государственной поддержки в создании кооперативов. В большинстве случаев гранты способствуют увеличению показателей выручки и рентабельности продаж кооператива, данный эффект сохраняется в среднесрочной перспективе. Результативность использования средств гранта кооперативом возрастает с увеличением численности его членской базы. Предложены меры по совершенствованию критериев конкурсного отбора кооперативов для получения грантов. 

Summary. The article examines the impact of grant support on the development of newly created and operating agricultural consumer cooperatives. The article analyzes the performance indicators of cooperatives that received financial support from the state in the Republics of Tatarstan and Bashkortostan. The conclusion is made about the key role of state support in the creation of cooperatives. In most cases, grants help to increase the cooperative’s revenue and return on sales, and this effect persists in the medium term. The effectiveness of the use of grant funds by the cooperative increases with the increase in the number of its membership base. Measures are proposed to improve the criteria for competitive selection of cooperatives for receiving grants.

Ключевые слова: гранты, сельскохозяйственная потребительская кооперация, государственная поддержка, эффективность деятельности кооператива.

Keywords: grants, agricultural consumer cooperation, state support, efficiency of cooperative activity. 

Введение. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в форме грантов осуществляется с 2015 года и является одним из наиболее действенных инструментов, стимулирующих развитие кооперации на селе. Сумма средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ежегодно увеличивается (с 400 млн. руб. в 2015 году до 2341 млн. руб. в 2019 году), растет и средний размер гранта в расчете на один кооператив [1]. Многие субъекты РФ в настоящее время достаточно активно проводят политику стимулирования создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, органы власти субъектов имеют право самостоятельно определять критерии отбора кооперативов – получателей грантов.  Гранты являются одним из наиболее выгодных источников формирования собственного капитала кооперативов и базой для их дальнейшего развития [2]. Условия, результаты и недостатки грантовой поддержки кооперативов достаточно подробно изучены отечественными учеными [3,4]. Целевыми показателями, по которым органы власти оценивают результативность грантовой поддержки, как правило, являются: количество созданных кооперативов; число рабочих мест, созданных в кооперативах; прирост объемов продукции, реализованной кооперативами. И если изучить отчеты регионов по реализации соответствующих программ, то мы увидим, что целевые показатели выполняются. Но достигнутый уровень развития системы сельской потребительской кооперации в РФ на текущем этапе не позволяет говорить о том, что использование грантовой поддержки принципиально изменило значимость кооперации в деятельности фермерских и личных подсобных хозяйств [5]. Усиление мер государственной поддержки привело к возникновению псевдокооперативных формирований, кооперативов, основной целью и стимулом создания которых является получение средств государственного финансирования [6]. Все это определяет актуальность дальнейших исследований теории и практики грантовой поддержки кооперативов. Целью данного исследования является изучение грантовой поддержки на примере деятельности конкретных кооперативов, оценка влияния грантов на развитие кооперативов и эффективность их деятельности, анализ эффективности использования кооперативами средств грантов.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности кооперативов – получателей грантов. Были изучены нормативные документы, отражающие результаты конкурсного отбора кооперативов – получателей грантов в исследуемых субъектах РФ. Рассмотрен опыт грантовой поддержки двух субъектов РФ – Республик Татарстан и Башкортостан. В рамках исследования использовались методы обобщения, группировки, сравнения.

Результаты и обсуждение. Выбор для анализа кооперативов Республик Татарстан и Башкортостан обусловлен тем, что в данных субъектах проводится достаточно активная работа по поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов, реализуются региональные программы грантовой поддержки кооперативов. Гранты выделяются не только на развитие материально-технической базы действующих кооперативов, но и на развитие вновь созданных кооперативов. Для оценки влияния государственной финансовой поддержки на развитие начинающих кооперативов мы рассмотрели отдельные экономические показатели кооперативов, получивших грант (таблица 1).

Жирным шрифтом в таблице выделены показатели деятельности кооператива на конец того года, когда он был признан победителем в конкурсном отборе на получение гранта. Четыре кооператива (Исток, Монокорм, Заготовитель и Чита) в конкурсе 2018 года не вошли в число победителей, но приняли участие в отборе в 2019 году и со второй попытки получили грант. Практически по всем кооперативам отмечается прирост стоимости активов в год получения гранта или на следующий год. У 66% кооперативов отмечается существенный прирост выручки в 2019 году, но при этом основная деятельность четырех из двенадцати кооперативов была убыточной. Следует отметить, что итоги конкурса подводились в конце 2018 года, поэтому фактически кооперативы осваивали средства гранта в 2019 году (всего на освоение гранта кооперативам отводится 24 месяца). Возможно, по этой причине отдельные кооперативы не осуществляли деятельность в 2019 году, или ее масштабы были незначительны. На период освоения гранта и темпы развития кооператива влияет, конечно, и специфика его деятельности, длительность производственного цикла. Кооперативы, получившие грант только со второй попытки, так и не начали свою деятельность в первый год рассматриваемого периода. Таким образом, для многих вновь созданных кооперативов получение гранта является не только важным, но и решающим условием развития. Это подтверждает также тот факт, что из шести вновь созданных кооперативов, которые участвовали в конкурсе 2018 года, но не получили грант ни в текущем году, ни в последующем, деятельность фактически осуществляли только два кооператива, а четыре кооператива так и не начали работать.

Аналогичный анализ был проведен на материалах кооперативов, срок функционирования которых более 1 года. Результаты подтверждают вывод о том, что часто неполучение кооперативом гранта приводит к тому, что он даже не начинает свою работу (таблица 2).

Из таблицы 2 видно, что только один кооператив осуществлял деятельность до 2017 года, то есть, до года получения гранта. Таким образом, данное направление грантовой поддержки в большинстве случаев фактически также является инструментом создания новых, но не развития уже действующих кооперативов. Выделение гранта способствует развитию кооперативов, все грантополучатели являлись действующими по состоянию на конец 2019 года. Только по одному кооперативу выручка в 2019 году была ниже уровня 2017 года, по остальным отмечается прирост выручки. При этом темпы прироста выручки по отдельным кооперативам существенно различаются.  Необходимо учитывать, что по условиям получения гранта кооперативы обязуются сохранять созданные рабочие места и продолжать деятельность в течение минимум пяти лет с момента государственного финансирования. Поэтому для оценки результативности рассматриваемого инструмента государственной поддержки в будущем необходимо оценить развитие кооперативов за горизонтами данного срока.

Из числа кооперативов, которые не прошли отбор, три кооператива деятельность не осуществляли не только в 2017 году, но и в последующие периоды. Примечательно, что данные кооперативы показывают в бухгалтерской отчетности результаты незначительных хозяйственных операций, но это нельзя назвать полноценной деятельностью. Следует, конечно, отметить, что в рамках конкурсного отбора члены комиссии оценивают перспективы развития кооперативов и отсеивают нежизнеспособные, и в этом смысле проявляется определенная обратная связь – кооперативы, не получившие поддержку, имеют меньше перспектив успешного развития в силу своего текущего положения на момент проведения конкурса. Тем не менее, очевидным является тот факт, что в большинстве случаев именно получение гранта становится решающим условием создания кооператива и его последующей деятельности. Но есть, конечно, и примеры успешного развития кооперативов, не получивших средства государственной поддержки.

Если для органов государственной власти, с учетом принятых целевых показателей развития кооперативов, важным ключевым параметром является прирост выручки, то для самих членов кооператива, для создания условий устойчивого развития кооператива в среднесрочной и долгосрочной перспективе определяющим становится эффективность основной деятельности кооператива. Поэтому определенный интерес представляет оценка того, как меняются показатели эффективности деятельности кооперативов, получивших грант. В качестве показателей эффективности деятельности кооперативов были выбраны показатели рентабельности продаж и оборачиваемости собственного капитала. Показатель рентабельности продаж рассчитывался по прибыли от продаж, которая характеризует финансовый результат непосредственно основной деятельности кооператива. Поскольку рассматриваемые кооперативы, за исключением одного, функционируют относительно недавно, повышение рентабельности основной деятельности является для них одним из основных источников роста. Также эффективность деятельности кооперативов оценивалась по показателю выручки, полученной на 1 рубль собственного капитала, который характеризует фактически отдачу на капитал, первоначально внесенный или реинвестированный пайщиками, а также полученный в форме гранта, средства которого должны аккумулироваться в рамках неделимого фонда кооператива. Результаты анализа представим в таблице 3.

Данные таблицы 3 показывают, что в большинстве случаев отмечается прирост показателей рентабельности продаж в последующие два года после получения гранта. При этом количество кооперативов, получивших убытки по основной деятельности, сократилось с четырех в 2017 году до нуля в 2019 году. На рентабельность продаж влияют различные факторы, но в данном случае можно предположить, что именно получение гранта, расширение материально-технической базы и увеличение продаж позволили кооперативам повысить долю прибыли в выручке.

Изменения в оборачиваемости собственного капитала кооперативов не такие однозначные. Только по четырем кооперативам отмечается прирост данного показателя. Это говорит о том, что во многих случаях увеличение собственного капитала кооперативов за счет средств гранта не привело к сопоставимому приросту выручки. На способность  кооперативов генерировать выручку в расчете на 1 рубль собственного капитала (и, соответственно, на 1 рубль полученного гранта) влияет совокупность факторов: отраслевая принадлежность и вид кооператива, сумма гранта, достигнутые масштабы деятельности, численность членов.  

С целью оценки эффективности использования средств гранта вновь созданными кооперативами с учетом их отраслевой принадлежности и численности членов были проанализированы показатели кооперативов, получивших грант в 2018 году в Республике Башкортостан. Два кооператива из анализируемой совокупности получили поддержку в рамках федерального гранта на развитие материально-технической базы, другие восемь кооперативов получили региональный грант как доходогенерирующие проекты [7]. Данные представим в таблице 4.  

Показатели таблицы 4 подтверждают ранее сделанные выводы о существенном влиянии грантовой поддержки на прирост выручки кооперативов. Только по одному кооперативу отмечается снижение выручки в 2019 г. по сравнению с 2018 г. Для сравнения результативности деятельности кооперативов использован показатель выручки, полученной кооперативами за два года, в расчете на 1 рубль полученного гранта. Данный показатель может быть интересен органам власти, поскольку он отражает достигнутые кооперативом масштабы деятельности на единицу бюджетных средств, затраченных на поддержку кооперативов. Но также представляет интерес и для самих кооперативов. Средства гранта – это фактически привлеченный капитал, инвестированный в развитие кооператива, и генерируемая этим капиталом выручка в определенной степени характеризует эффективность использования кооперативом таких инвестиций. Ярко выраженной зависимости показателя выручки на 1 рубль гранта от вида деятельности кооператива нет. Но можно отметить, что кооперативы занятые переработкой и сбытом продукции животноводства чаще обеспечивали большую отдачу на вложенные средства в сравнении с кооперативами растениеводческого направления. Существенно выделяются показатели ППСК «Яковлевка», осуществляющего сбор и переработку молока.

Для оценки зависимости показателей эффективности деятельности кооперативов от численности их членов, рассмотренные в таблице 4 кооперативы были сгруппированы по соответствующему признаку (таблица 5).

По данным таблицы 5 видно, что рентабельность продаж не находится в зависимости от численности членов кооператива, но значения  других рассмотренных показателей с расширением членской базы кооператива увеличиваются в среднем по группе. Следовательно, чем больше сельскохозяйственных товаропроизводителей объединяет кооператив, тем более эффективно он использует средства государственной поддержки и собственный капитал пайщиков. При условии, конечно, что пайщики не являются номинальными, а активно пользуются услугами кооператива. Анализ структуры членской базы рассматриваемых кооперативов Республики Башкортостан показал, что основой членской базы кооперативов в данном случае выступают личные подсобные хозяйства, они занимают 57,5% от общей численности членов. Доля фермерских хозяйств составляет 30,7%, юридических лиц – 4,6%, прочих членов – 7,2%. Часто юридические лица выступают своего рода интеграторами, основными инициаторами создания кооператива. Например, СССПК «Перспектива» создан на базе ООО КФХ «Туймазыагрогриб», СПоК «Заготсервис» использует в своей деятельности помещения своего члена – Башпотребсоюза. Создание кооператива на базе такого интегратора может привлечь фермеров и личные подсобные хозяйства, у которых нет собственных ресурсов для организации эффективной деятельности. Но при этом есть вероятность, что такой кооператив в принятии управленческих решений и реализации хозяйственных операций будет ориентирован, прежде всего, на интересы данного члена – юридического лица, которое выступило основным поставщиком ресурсов, обеспечивает реализацию основных деловых связей. Несмотря на формальное соблюдение классического принципа кооперации «один член – один голос» реальных управленческих полномочий члены кооператива могут не иметь. Такие факты подтверждаются опытом ревизионных проверок деятельности кооперативов [6].                    

В таблице 6 представлены данные по кооперативам, сгруппированным по наличию или отсутствию в составе членов юридических лиц.

На основании данного критерия исследуемая совокупность кооперативов была разделена на две равные части. В пяти кооперативах наряду с ЛПХ и КФХ членами являются одно или два юридических лица. Рентабельность продаж в целом по группе оказалась выше по кооперативам, не имеющим в числе членов юридических лиц, по данной группе также существенно выше относительные показатели выручки. Продажи в целом по группе кооперативов с членами – юридическими лицами оказались убыточными. Такой результат был получен из-за значительной убыточности двух кооперативов данной группы — СПоК «Заготсервис» и ССПК «Туймазинский Овощевод».

Полученные в ходе исследования результаты характеризуют исследуемую совокупность кооперативов двух субъектов РФ, но с высокой долей вероятности сделанные выводы в определенной степени могут быть применимы и к кооперативам других регионов.

Выводы. Гранты сельскохозяйственным потребительским кооперативам, выделяемые за счет средств региональных и федерального бюджетов, часто являются решающим фактором создания кооператива. Финансирование и действия государства в этих условиях в определенной степени подменяют инициативу самих сельскохозяйственных товаропроизводителей, что может негативно сказаться на результатах деятельности кооперативов и перспективах их развития. Получение кооперативом гранта может быть не только фактором роста масштабов его деятельности, но и способствовать повышению эффективности функционирования кооператива.  

Целесообразно, на наш взгляд, к отбору участников мероприятий грантовой поддержки развития материально-технической базы действующих кооперативов допускать только те кооперативы, которые уже фактически осуществляют деятельность, при этом по видам деятельности установить минимально необходимые показатели выручки с обязательным контролем структуры хозяйственных операций по членам кооператива. Выручка в отчетности кооператива не должна быть результатом одной формальной операции с каким-либо контрагентом. Следует исключить ситуации, когда кооператив, фактически существующий на бумаге более года, приобретается предприимчивым бизнесменом для участия в грантовой поддержке и последующего продвижения своих интересов под прикрытием кооператива. Ключевым критерием выделения гранта кооперативам должна стать численность их членов, для действующих кооперативов – не менее двадцати, для начинающих деятельность – не менее десяти. Полученные выводы могут быть использованы при совершенствовании механизма государственной поддержки системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Литература

  1. Королькова А.П., Кузнецова Н.А., Худякова Е.В., Ильина А.В., Горбачев М.И. Государственная поддержка развития сельскохозяйственной кооперации малых форм хозяйствования: аналит. обзор. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – 72 с.
  2. Субботина Л.В. Возможности и проблемы формирования капитала сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики севера: вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3. С. 22-27.
  3. Липатова Д.Н. Роль грантовой поддержки в эффективности сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. №3. С. 70-77.
  4. Романова Т.Е. Механизм государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Татарстан // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2017. №6. С. 43-46.
  5. Палаткин И.В., Диброва Ж.Г., Репкин А.Ю. Экономические и правовые меры государства по повышению экономической эффективности сельскохозяйственной потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. №4. С. 21-28.
  6. Морозов А.В., Явкина Г.И., Бойко О.В. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы и «декоративы» // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. №2. С. 109-121.
  7. Атлас успешных практик // Сельские узоры: Республиканский научно-производственный аграрный журнал. Специальный выпуск. – URL: http://www.cckrb.ru/uspeshnye-praktiki-spok/ (дата обращения: 25.11.2020)