Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК 338 

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10767

Изучение аспектов формирования эффективной структуры управления предприятием

Study of aspects of forming an effective enterprise management structure

Гарина Екатерина Петровна, кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Романовская Елена Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Бакулина Наталья Александровна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Максимова Ксения Алексеевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Garina E.P., e.p.garina@mail.ru

Romanovskaya E.V., romanovskaya_ev@mininuniver.ru

Bakulina N.A., bakulinana@st.mininuniver.ru

Maksimova K.A., maksimova.1999.ksyu@mail.ru 

Аннотация. В данной работе содержатся теоретические аспекты, оказывающие влияние на формирование эффективной структуры управления предприятием. В условиях современной экономики, основополагающим в деятельности любого предприятия является система его управления. От того, насколько оперативно предприятие реагирует на изменения в экономике, зависит успешность его функционирования. В работе описана модель системы управления предприятия. Авторы рассмотрели несколько подходов к управлению предприятием, среди которых: процессный; функциональный; системный; предметный; ситуационный. Определение основ управления основывается на основах менеджмента, экономики, финансов, их развития с учетом, социально-экономических условий деятельности предприятий, а также специфических заданий направления управления.

Summary. This paper contains theoretical aspects that influence the formation of an effective enterprise management structure. In the modern economy, the fundamental activity of any enterprise is its management system. The success of an enterprise depends on how quickly it responds to changes in the economy. The paper describes the model of the enterprise management system. The authors considered several approaches to enterprise management, including: process; functional; system; subject; situational. The definition of management fundamentals is based on the fundamentals of management, Economics, Finance, their development, taking into account the socio-economic conditions of enterprises, as well as specific tasks of the management direction.

Ключевые слова: предприятие, структура управления, менеджмент, управление.

Keywords: enterprise, management structure, management, management.

В условиях современной экономики, основополагающим в деятельности любого предприятия является система его управления. От того, насколько оперативно предприятие реагирует на изменения в экономике, зависит успешность его функционирования. В процессе производства, закупка сырья, изготовление и сбыт готовой продукции происходит на постоянной основе. Этот механизм требует постоянного улучшения, которое можно достигнуть за счет совершенствования процессов и методов управления.

Сущность понятия управление весьма неоднозначна. Это связано с тем, что существуют различные подходы к определению данного понятия. У всех этих трактовок есть как свои плюсы, так и свои минусы. К явным минусам можно отнести то, что в процессе управления не берется в расчет принцип гибкости управления, а также нет четких временных ограничений управления.

Чтобы каждый из видов управления успешно функционировал и приводил к выполнению поставленных целей, они должны отвечать определенным требованиям:

  • должны быть поставлены конкретные задания;
  • должны использоваться подходящие методы организации производства;
  • планирование рабочего процесса;
  • контроль рабочего процесса.

Так как предприятие – это достаточно сложная и динамичная система, наиболее эффективным и основным подходом в нем является системность.

Все элементы системы управления должны иметь функциональные цели, быть упорядоченными. Все элементы функционируют автономно и направлены  на осуществление общей цели.

Решение проблем, при управлении предприятием, должно осуществляться системно и иметь завершенность. Такой подход помогает увидеть процессы, происходящие на предприятии, в виду систем, у которых есть свои функции и качества.

У подсистем, которые входят в системы, имеющие устойчивую структуру, обладают определенными функциями.

Как построены системы управления, показано на рисунке 1.

В обеспечивающей подсистеме для ее успешной жизнедеятельности, должно соблюдаться:

  • обеспечение ресурсами, которые требуются для того, чтобы управлять персоналом;
  • соблюдение действующего законодательства, регламентирующего управление персоналом, а также создание внутренних актов, которые позволяют упорядочить процесс управления персоналом;
  • наличие структуры организации, в которой содержатся взаимосвязи подразделений компании с должностными лицами, что положительно влияет на достижение результата;
  • взаимодействие с наукой, постоянное актуализирование процессов управления персоналом, относительно научно-технического прогресса;
  • инвестирование в повышение квалификации и профессиональных навыков персонала;
  • возможность получения и обработки информации, наличие документооборота.

За процесс «входа» системы в ее «выход» отвечает функциональная подсистема, она же и создает организацию в процессе управления. Управление, которое проходит в адаптирующей подсистеме, проходит согласно условиях внешней среды.

Система, которая отвечает за методы управления предприятием, оказывает влияние на функциональные элементы главных сфер, по которых предприятие осуществляет свою деятельность. К ним можно отнести такие пункты, как рекламные компании, имидж и узнаваемость бренда, мотивация сотрудников. Все это необходимо проводить для усовершенствования процессов, приобретение ими новых, полезных для осуществления итоговых целей, а также целей, которые важны на текущей этапе производства, свойств и качеств [2].

Самым близким к свободно-регулируемому рынку является индикативное планирование, или другими словами – рекомендательное планирование.

Метод индикативного управления основывается на том, чтобы управлять как социальными, так и экономическими изменениями, в условиях рынка. При сравнении индикативного метода, с методом директивного планирования, основным отличием является то, что при первом методе присутствует здоровая конкуренция между участниками управления, их равноправие.

При индикативном управлении есть возможность проводить коррективы, менять несостоятельности рыночного механизма. Такие мероприятия имею место быть, так как такой метод управления является институтом управления.

То, как будет развиваться предприятие, учитывая все имеющиеся ресурсы, называется потенциалом предприятия. Потенциал предприятия выходит из того, какая миссия поставлена перед предприятием и прокладывает его стратегическое развитие. Именно потенциал предприятия, в современный условиях должна стимулировать система управления.

Исходя из этих утверждений, самым эффективным, относительно прогресса – индикативный метод управления.

Самыми существенными характеристиками индикативного метода планирования являются:

  • показатели плана развития, носящие рекомендательный характер;
  • наличие регуляторов, благодаря которым планируются ориентиры для будущего развития предприятия.

Развитие экономики оказывается влияние на развитие производства. Такая динамичная и постоянно развивающаяся система требует такого же движения от управленцев. Для эффективного взаимодействия управленца и персонала необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, использовать современное методы управления. То, насколько эффективно будет функционировать предприятие и каких результатов достигнет, безусловно зависит от процесса управления персоналом. Система управления персоналом на предприятии должна быть составлена таким образом, чтобы работа на нем проходила эффективно, положительно влияло на конкурентоспособность и устойчивость предприятия [3].

Есть несколько подходов к управлению предприятием:

  • процессный;
  • функциональный;
  • системный;
  • предметный;
  • ситуационный.

Определение основ управления основывается на основах менеджмента, экономики, финансов, их развития с учетом, социально-экономических условий деятельности предприятий, а также специфических заданий направления управления.

На рисунке 2 изображено соотношение между понятиями «менеджмент» и «управление».

Цель управлению предприятием состоят в том, чтобы оказать влияние на него, через изменение и корректировку процессов, в периоды изменения обстоятельств.

Уровень прибыли предприятия показывает то, на сколько хорошо налажен процесс производства на предприятии, процесс дальнейшего сбыта продукции. Эффективность этих процессов происходит благодаря уменьшению расходов и увеличению доходов, которые получает предприятие. Уменьшить расходы можно за счет закупки более дешевого сырья или материалов, уменьшение выдаваемой зарплаты рабочим, а увеличить доходы можно через оказание услуг и производство продукции.

В задачи менеджмента входит формирование конкретной схемы взаимодействия и обособленной работы структурных подразделений, исполняющих задачи, согласно их функциям на производстве.

Оперативное управление решает такие задачи, как:

  • определение главенствующих целей, плана и очереди;
  • определение и составление стратегии развития предприятия;
  • создание перечня мероприятий, которые решали бы проблемы на разных этапах производства;
  • установление требуемых ресурсов;
  • осуществление контролирующий мероприятий по поставленным задачам.

Соответственно, главной целью, из-за которой осуществляется процесс управления является увеличение доходов предприятия на протяжении его деятельности, которое осуществляется через эффективное использование персонала, составление и отлаживание процесса производства, развития материально-технической и технологической базы.

Список литературы

  1. Караганова К.А., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Андряшина Н.С. Производительность труда как фактор экономического роста // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и права. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. В II частях. Под общей редакцией Б.М. Магомедова. 2020. С. 89-92.
  2. Кормишкин Д.В. Системный  подход  к организации стратегического планирования маркетинговой деятельности на предприятии // Экономика и предпринимательство. – 2018. — № 8. – С. 942-946.
  3. Кузнецов В.П., Романовская Е.В. Теоретические основы качества продукции на предприятии // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 181-183.
  4. Яшин С.Н., Кузнецов В.П., Охезина Г.М.Оценка перспективности и реализуемости процессных инноваций на промышленном предприятии // Монография, Нижний Новгород, 2016. 152 с.
  5. Garin A.P., Kuznetsova S.N., Garina E.P., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S., Suchodoeva L.F. Increasing productivity of complex product of mechanic engineering using modern quality management methods // Academy of Strategic Management Journal. 2017. Т. 16. № 4.
  6. Kolmykova T.S., Kharchenko E.V., Lobachev V.V., Yuryeva M.A., Kuznetsov V.P. Investments in the innovative development of the Russian economy: analysis of dynamics and growth problems // Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020. С. 535-543.
  7. Kuznetsova S. N аnd ot. Increase of economic effectiveness of investment projects in industrial parks. Lecture Notes in Networks and Systems  2019. Т. 57. С. 123