Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10752

КОРПОРАТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИВИЗИОНА ВОЕННОЙ АВИАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ

КОРПОРАТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИВИЗИОНА ВОЕННОЙ АВИАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ

Тихонов Алексей Иванович, Кандидат технических наук, доцент, Заведующий кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: mai512hr@mail.ru

Tikhonov Alexey I., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University) 

Аннотация. В статье рассматриваются организационо-экономические механизмы создания современной авиационной продукции. Проводится сравнение производственных и финансово-экономических показателей ведущих отечественных фирм – производителей авиационной техники с зарубежными конкурентами. Рассматривается новая структура — Авиационный комплекс Госкорпорации Ростех, которая объединяет основные научные и производственные мощности всех производителей самолетов, вертолетов, авиадвигателей, радиоэлектроники. Анализируются особенности корпоративной трансформации   Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК), которая предусматривает дивизионный принцип построения. Особое внимание уделяется вновь создаваемому Дивизиону боевой (военной) авиации ОАК, как основного производителя современных самолетов по заказу Минобороны РФ.

Summary.  The article discusses the organizational and economic mechanisms for the creation of modern aviation products. The comparison of production, financial and economic indicators of the leading domestic firms — manufacturers of aviation equipment with foreign competitors is carried out. A new structure is being considered — the Aviation Complex of the State Corporation Rostec, which unites the main scientific and production capacities of all manufacturers of aircraft, helicopters, aircraft engines, and radio electronics. The features of the corporate transformation of the United Aircraft Corporation (UAC), which provides for the divisional principle of construction, are analyzed. Particular attention is paid to the newly created Division of Combat (Military) Aviation of the UAC, as the main manufacturer of modern aircraft ordered by the Russian Ministry of Defense.

Ключевые слова: Объединенная Авиастроительная Корпорация, ОАК, Госкорпорация Ростех, дивизион военной авиации, трансформация, интеграция, организационно-экономические механизмы.

Key words: United Aircraft Corporation, UAC, Rostec State Corporation, military aviation division, transformation, integration, organizational and economic mechanisms.

Одной из крупнейших интегрированных структур российской экономики является Госкорпорация Ростех, образованная в 2007 году решением Руководства страны для поддержки отечественного промышленного комплекса и повышения конкурентоустойчивости входящих в нее предприятий. Сегодня она объединяет более 800 организаций, из которых сформировано 15 холдинговых компаний, 70 организаций прямого управления, 10 инфраструктурных дочерних организаций в гражданских и  оборонных отраслях промышленности. Для реализации «Стратегии развития Ростеха до 2025 года» было создано 3 индустриальных комплекса (кластера)  с  эффективной формой управления для оперативного решения вопросов взаимодействия между тремя холдингами:

  1. Авиация.
  2. Радиоэлектроника.
  3. Вооружение.

Основными целями и задачами предприятий Авиационного комплекса Ростех являются разработка, внедрение, производство, проведение испытаний и техническое обслуживание современных гражданских и военных самолетов, вертолетов, беспилотных воздушных судов, другой авиатехники. В 2018 году Указом Президента РФ В.В. Путина Ростеху было передано 92,31% акций Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — крупнейшего российского холдинга, объединяющего 24 основные компании отечественного авиапромышленного комплекса и 15 авиаремонтных заводов. Корпорация, которая входит в перечень стратегических предприятий Российской Федерации, владеет правами на марки гражданских и военных самолетов Су, МиГ, Ил, Ту, Як, Бе. Планируется, что экономический эффект от подобной интеграции к 2025 году составит около 120 млрд. руб. Ранее рассматривалась идея объединения ОАК с «Вертолетами России» в рамках  Госкорпорации, но на это требуется согласие арабского инвестиционного фонда Mubadala и нашего Российского Фонда Прямых Инвестиций, которые контролируют 12,5% акций вертолетостроительного холдинга. Доля акций ОАК в размере  4% также принадлежит частным акционерам, с которыми также придется договариваться. На эти организационно-экономические мероприятия потребовалось бы потратить более 2,5 млрд. руб., что не входило в планы ни Ростеха, ни государства. Наиболее вероятно, что будет создан мощный  авиационный консорциум, который объединит в Ростехе все ключевые предприятия российской авиационной индустрии: Объединенную авиастроительную корпорацию — ОАК и «Вертолеты России», а также производителей агрегатов и комплектующих для авиации (Объединенную двигателестроительную корпорацию — ОДК,  Концерн Радиоэлектронные Технологии – КРЭТ, Технодинамику и др.). В плане новой структуры планируются следующие дивизионы: гражданский, военный, транспортный и стратегическая авиация. Совокупно авиационный кластер, вместе с ОАК, ОДК и т.д., должен приносить Госкорпорации более 40% всей выручки (в 2019 году она составила более 770 млрд. руб.), и сделать Ростех ведущей авиастроительной корпораций в мире.

Организационная трансформация Ростех должна повысить эффективность в области производства современной авиационной техники. На сегодняшний день ОАК уступает по такому показателю, как выручка в расчете на одного работника, своим зарубежным конкурентам Boeing и Airbus в 8-9 раз, а бразильской Embraer — в 5 раз (Таблица 1). Это отставание можно объяснить существенным превышением производственных мощностей в сравнении с количеством выпускаемых самолетов. Общая площадь заводов нашей ОАК превышает 40 млн кв. м., что больше, чем у всех ведущих авиастроительных компаний мира вместе взятых.  Часть заводов ОАК,  в Иркутске, Комсомольске-на-Амуре и в Новосибирске, выпускают однотипную продукцию без конвейера на линии финальной сборки. Как пример, все три самолета Су-30, Су-34 и Су-35 созданы на базе единой платформы, а различаются они главным образом своим вооружением и боевым потенциалом.

Процессы интеграции уже давно идут в мировом авиастроении. В США в 1967 году состоялось объединение двух авиастроительных компаний «McDonnell» и «Douglas» в одну фирму «McDonnell-Douglas». После ряда неудач на рынках коммерческих и военных самолетов, в 1997 году ее присоединила к себе компания «Boeing». В 1995 году в США возникла еще одна корпорация «Lockheed Martin», одной ее частью стала «Lockheed Corporation», а второй — компания «Martin Marietta».

Страны Европейского Союза пошел по другому пути, создав межнациональное объединение, всей своей авиационно-космической и оборонной промышленности – корпорацию «European Aeronautic Defence and Space Company» (EADS). Она была зарегистрирована в  2000 году в результате инициативы правительств Франции, Германии, Испании и крупнейших компаний этих стран. EADS получилась в результате объединения французской компании «Aerospatiale-Matra», немецкой «Daimler-Chrysler Aerospace AG» и испанской «Construcciones Aeronauticas SA». Каждая из этих компаний к тому времени уже прошла долгий путь слияний и поглощений десятков более мелких производителей и инженерных центров. Основными дивизионами EADS стали компании «Airbus» (производство коммерческих самолетов), «Military Transport Aircraft Division» (военно-транспортная авиация), «Eurocopter» (вертолеты), «EADS Astrium» (ракетно-космические проекты) и «EADS Defence & Security» (военные проекты и системы безопасности). В 2008 году EADS провела очередное свое реформирование: объединила два своих дивизиона – «Airbus» и «Military Transport Aircraft Division». В результате, компания включает три подразделения, специализирующихся на коммерческом самолетостроении («Airbus Commercial»), военной авиации и космическом производстве («Airbus Defence & Space») и вертолетостроении («Airbus Helicopters»).

При осуществлении плановой трансформации российской ОАК, все российские авиазаводы должны автоматизировать свои производственные процессы, а также максимально сократить все  низшие переделы продукции на литейных, кузнечных и прочих производствах инструмента и оснастки. Это позволит существенно сократить  производственные площади Ростех, и получить существенную экономию по оплаты труда персонала Госкорпорации. В результате перехода авиационного комплекса на новую индустриальную модель, предполагается вывод на аутсорсинг всех производств, занятых низкими переделами, либо трансформацию их в агрегатные заводы. Таким образом, за внешним контуром Ростех окажется свыше сотни вспомогательных производств, которые  будут работать не только на авиационную промышленность, но и в интересах других отраслей машиностроения.

Главной задачей создаваемого авиационного комплекса Ростех будет объединение всех отечественных производителей авиатехники и комплектующих. Необходимо будет проанализировать загрузку предприятий ОАК и Ростех, чтобы исключить дублирование, ликвидировать лишние звенья, наладить взаимодействие между всеми е площадками, оптимизировать в едином ключе работу с поставщиками. Корпоративная трансформация ОАК,  с формированием дивизионов интегрирует возможности сразу нескольких авиационных КБ и заводов. Мощный сигнал для осознания синергии от этих объединений, превышающей простое суммирование потенциалов отдельно взятых предприятий, состоит в том, что основные конкуренты – это не соседние отечественные фирмы, а выросшие мировые гиганты.  

Под единым руководством с 2020 году уже работают и главные компании дивизиона военной авиации: «СУХОЙ»  и «МиГ». Эта объединенная структура будет заниматься разработкой, производством, продажей и обслуживанием всей линейки текущих и перспективных самолетов боевой авиации России. При этом заслуженные инженерные школы остаются и будут развиваться, производственные площадки сохранят базовую специализацию, но со временем степень кооперации, разумеется, будет только нарастать. Для ускорения реализации этой задачи, а также с учетом реализации программы финансового оздоровления ОАК, принято решение о назначении с 10 ноября 2020 года генеральным директором ПАО «Компания Сухой» генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря, который на этом этапе будет совмещать руководство ОАК и компанией «СУХОЙ». Прежний руководитель «СУХОГО» Илья Тарасенко займется реализацией другого крупного проекта. За время его руководства Компанией «Сухой» реализован важный этап трансформации дивизиона боевой авиации, подготовлена обновленная стратегия развития, оптимизированы дублирующие управленческие функции. Выручка Компании в 2020 году выросла более чем на 50% по сравнению с 2019 годом, при сокращении внешнего долга на 15%.

Необходимо отметить, что фирмы  «СУХОЙ»  и «МиГ», как ведущие отечественные разработчики и производители самолётов оперативно-тактической авиации, уже имеют успешный опыт совместной работы над перспективными самолетостроительными программами в интересах национальной обороны. «СУХОЙ»  традиционно специализировался на производстве тяжёлых истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Его флагманы  — это самолёт пятого поколения Су-57, многофункциональные истребители Су-30 и Су-35 , штурмовик Су-25, фронтовой бомбардировщик Су-34. В последнее время активно развивается беспилотное направление: создан тяжёлый разведывательно-ударный БПЛА С-70 «Охотник», работающий в связке с ведущим самолетом Су-57. Корпоративная трансформация ОАК может помочь в осуществлении планов Минобороны РФ по производству истребителей пятого поколения Су-57. Пока выпущено всего 13 таких машин, но планируется поставка в Воздушно-космические силы страны 76 истребителей Су-57. Этот контракт оценивается в сумму до 170 млрд. руб., что делает его крупнейшим в истории отечественной авиации, и гарантирует полную загрузку мощностей Комсомольского-на-Амуре авиационного завода, как минимум, на ближайшее десятилетие. По оценкам экспертов, нашей армии необходимо иметь на вооружении не менее 200 современных самолетов пятого поколения, ведь количество американский самолетов F-22A «Raptor» составляет 195 ед., а F-35 «Lightning II»  — 585 ед.

Основной специализацией компании «МиГ» был выпуск лёгких сверхманёвренных истребителей и самолётов-перехватчиков МиГ-29 и МиГ-35. В последние годы, с созданием гиперзвукового авиационного комплекса  «Кинжал», новую жизнь получил уникальный высотный перехватчик МиГ-31. На практике, появление дивизиона военной авиации позволит загрузить производственные линии РСК «МиГ», если заводы «СУХОЙ», например, не будут справляться с растущим потоком заказов. Помимо этого, большое значение будет иметь обмен опытом между двумя «легендарными конструкторскими школами».

Развитие авиации не стоит на месте, и требует постоянного обновления и развития.  По сообщению агентства «Defence News», руководители оборонных ведомств Франции и Германии заключили контракт, рассчитанный на два года, стоимостью 65 млн. евро, между «Airbus» и «Dassault» на разработку самолёта уже шестого поколения. Этот амбициозный проект получил название «Future Combat Air System» (FCAS). В его рамках предстоит разработать концепцию основных элементов будущей авиационной системы, ядро которой должны составить пилотируемые самолёты и рой сопровождающих беспилотных аппаратов, а также инфраструктуру данных, связывающую все элементы в единое целое. Согласно совместному заявлению, по итогам его выполнения должна быть заложена основа демонстрационных программ, которые планируется показать на Парижском авиасалоне Ле-Бурже в 2021 году.

Программа FCAS предназначена для замены примерно в 2040 году французского самолёта «Rafale» и немецкого «Eurofighter». Официальные лица назвали предполагаемый самолёт оружием шестого поколения. Становится очевидным стремление европейской промышленности пропустить пятое поколение самолётов и сразу разрабатывать истребитель с дальней перспективой. Однако такой скачок через поколение и авиационная система, планируемая к реализации через двадцать с лишним лет, вызывает сомнения в успешности реализации проекта европартнёров, никогда не создававших самолёт уровня F-22, F-35, Су-57 или изделий последнего поколения китайской авиапромышленности.

Руководитель ОАК Юрий Слюсарь сказал, что перейти к шестому поколению самолетов можно будет после того, как будет сформулирован четкий набор требований к ним. Несомненно, что российские авиационные КБ и научные институты уже работают над созданием необходимого задела для перехода к следующему 6-му поколению. Это касается и новых силовых установок, и новых материалов, и новых программно-аппаратных решений, потому что самолеты будут становиться все больше и больше летающим компьютером. Прежде всего, надо  ориентироваться на заказчика, на его доктрину, на его видение того применения, которого ждут от нашего самолета будущего. Пока ОАК находится на этапе подхода к формулированию подобного рода требований. После этого можно будет всерьез говорить о том, что, чтобы этим требованиям соответствовать, необходимо иметь такое-то техническое лицо, такой-то технический облик. Но к этому времени необходимо иметь уже большой задел, чтобы, как это получилось с самолетами пятого поколения, задел по которому был в значительной степени создан в 80-90-е годы, а к проектированию самолета приступили уже в 2000-х. Практическое осуществление этого стратегического проекта, устремленного в будущее, будет реализовываться дивизионом военной авиации ОАК.

Список литературы

  1. Тихонов А.И., Мокроусова Е.И. Создание интегрированных производственных структур как основа преобразований наукоемкого производства в российском авиадвигателестроении // Труды МАИ. 2014
  2. ОАК: режим взлетный. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://oborona.ru/includes/periodics/defense/2014/0728/154713615/detail.shtm
  3. Продолжается централизация управления дивизиона военной авиации ОАК. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://uacrussia.ru/ru/press-center/news/prodolzhaetsya-tsentralizatsiya-upravleniya-diviziona-voennoy-aviatsii-oak
  4. 4. Дивизион военной авиации: Россия создает воздушный кулак против НАТО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.belvpo.com/110410.html/
  5. ОАК готовит объединение концернов «Сухой» и МиГ» в дивизион военной авиации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://aviation21.ru/oak-gotovit-obedinenie-koncernov-suxoj-i-mig-v-divizion-voennoj-aviacii/
  6. Конкуренция уступила место объединению: какие перспективы перед РФ открывает создание дивизиона военной авиации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/article/715972-suhoi-mig-obedinenie-divizion
  7. Корпоративная трансформация ОАК: как идет формирование дивизионов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/strategy/restructuring/kak-idet-formirovaniye-divizionov.html
  8. ОАК ускоряет процесс интеграции дивизиона военной авиации. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://uacrussia.ru/ru/press-center/news/oak-uskoryaet-protsess-integratsii-diviziona-voennoy-aviatsii
  9. Тихонов А.И., Новиков С.В. Проведение экономической оценки эффективности деятельности предприятий авиационной промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 25.
  10. «МиГ» и «Сухой» вместе создадут истребитель шестого поколения. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vz.ru/news/2020/7/16/1050256.html
  11. О заделе для истребителя шестого поколения рассказал глава ОАК. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/2019627346-cmfkc.html?utm_source=tvzvezda&utm_medium=longpage&utm_campaign=longpage&utm_term=v1
  12. Евроистребителю 6-го поколения быть, но не скоро. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://aviation21.ru/evroistrebitelyu-6-go-pokoleniya-byt-no-ne-skoro/