Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 374.71+ 374.32

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10208

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СУББОТЫ»

FORMATION OF PRE-PROFESSIONAL COMPETENCES OF SENIOR SCHOOLCHILDREN IN THE FRAMEWORK OF EDUCATIONAL AND CAREER GUIDANCE ACTIVITIES «UNIVERSITY SATURDAYS»

Фадеева Олеся Михайловна, директор центра стратегического развития аграрного образования, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Fadeeva O.M., olesya.fadeeva@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования предпрофессиональных компетенций у старших школьников в рамках просветительско-профориентационных мероприятий «Университетские субботы».  Мероприятия, проводимые в рамках проекта «Университетские субботы», позволяют создавать новые формы дополнительного образования и новые возможности для организации интеллектуального досуга обучающихся, повышение образовательного уровня школьников и студентов колледжей города Москвы, популяризации науки и научных достижений, способствуют профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся, формируют у учащихся умения и навыки, необходимые для будущей профессии.

Summary: The article deals with the issues of formation of pre-professional competences of senior schoolchildren in the framework of educational and career-oriented activities «University Saturdays». The activities carried out within the framework of the project «University Saturdays» allow to create new forms of additional education and new opportunities for the organization of intellectual leisure of students, increase the educational level of schoolchildren and College students of Moscow, popularize science and scientific achievements, promote professional orientation and professional self-determination of students, form students ‘ skills necessary for the future profession.

Ключевые слова: предпрофессиональные компетенции, старшие школьники, профориентационная работа, университетские субботы.

Keywords: pre-professional competencies, high school students, career guidance work, University Saturdays.

Современный век – век глобальных изменений. На сегодняшний день буквально все сферы жизни человечества подвержены кардинальным изменениям. В свою очередь сильно поменялась и роль предпрофессиональной подготовки в системе образования.

Интенсивное развитие образовательного пространства стимулирует развитие гибкой системы непрерывного образования, способствующей развитию человеческого потенциала, как на профессиональном, так и на предпрофессиональном уровне.  

В современном мире определение целей обучения и содержания, этим целям соответствующего, занимает центральное место среди проблем обучения. Необходимо не просто иметь знания в различных областях, но и обладать способностями к профессиональному самоопределению.

Мероприятия, проводимые в рамках проекта «Университетские субботы», позволяют создавать новые формы дополнительного образования и новые возможности для организации интеллектуального досуга обучающихся, повышение образовательного уровня школьников и студентов колледжей города Москвы, популяризации науки и научных достижений, способствуют профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся, формируют у учащихся умения и навыки, необходимые для будущей профессии.

Цикл просветительско-профориентационных мероприятий в рамках городского проекта «Университетские субботы», проводимый Государственным университетом по землеустройству, направлен на решение следующих задач:

  • повышение престижа и популяризации научных знаний
  • выявление и развитие у учащихся творческих способностей
  • активизация интереса школьников и студентов к углубленному изучению предметов
  • развитие у учащихся логического, творческого, ассоциативного мышления
  • знакомство школьников и студентов с достижениями современной науки
  • формирование различных компетенций через систему тренингов, мастер-классов, практикумов
  • содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

Проект «Университетские субботы» способствует формированию у старших школьников предпрофессиональных, компетенций, необходимых для будущей профессии. Каждое мероприятие, входящее в цикл, позволяет слушателям не только интересно и с пользой провести внеучебное время, но и освоить профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессии, познакомится ближе с интересующими профессиями, сделать осознанный выбор своей дальнейшей профессиональной деятельности. Мероприятия направлены также на стимулирование познавательной активности школьников и студентов города Москвы, на развитие у них творческого, логического мышление, увеличение интереса к науке и социокультурному миру в целом.

При реализации мероприятий «Университетские субботы» используется проектно-развивающий подход, основная цель которого сформировать у школьников знания, умения, навыки, необходимые для овладения будущей профессии.  Участие школьников в различных мастер-классах, тренингах, квестах, интерактивных занятиях, деловых играх позволяет им представить себя в различных профессиональных ролях, выбрать траекторию профессионального развития.

Применяемые в «Университетских субботах» технологии обучения позволяют сформировать необходимые предпрофессиональные компетенции. Рассмотрим их более подробно с точки зрения действий, заданий, и результатов, которые они позволяют достигнуть.

Личностные результаты:

  • Составление заданий для других команд-участников позволяет сформировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность учеников к самообразованию и саморазвитию, побуждаемую стремлением к познанию и обучению.
  • Подведение итогов игры способствует формированию целостного мировоззрения, которое соответствует современному этапу развития науки и практики.
  • Работа в малых группах стимулирует развитие чувства ответственности и осознанности к своим действиям и поступкам.
  • Формированию коммуникативной компетентности в процессе обучения способствуют оригинальный стиль усвоения знаний учениками, предоставление возможности обдумывания идеи, представление их в сетевой форме, которая доступна для обсуждения и критики, а также представление результатов каждого этапа игры при помощи устной, мультимедийной, сетевой коммуникации. Обучающиеся получают ценный опыт взаимодействия, принятия обдуманных решений.
  • Коллективная работа в группах формирует уважительное отношение к другому мнению.

Метапредметные результаты:

  • Формируются и развиваются творческие и интеллектуальные способности учащихся, познавательные интересы.
  • Развитию способностей к самостоятельности в приобретении практических умений и новых знаний, умению управления своей познавательной деятельностью благоприятствуют самостоятельный поиск ответов в разнообразных информационных источниках, мотивированный игровой формой, применение теоретических знаний и умений в нестандартной обстановке, работа в группе, требующая распределения обязанностей, контроля времени и согласования совместной деятельности.
  • Согласование совместных действий и распределение ролей в группе способствует организации сотрудничества между сверстниками.
  • Овладению навыками планирования, оценки результатов и самоконтроля своей деятельности, умению предвидеть возможные результаты своих действий помогает рефлексия по итогам каждого этапа, по итогам всей игры, подведение итогов игры.
  • Готовности к сотрудничеству и коллективной работе способствует формулирование задания для каждого этапа таким образом, чтобы каждый участник мог сделать лишь часть общей работы, а общий ответ складывался бы из отдельных кусочков каждого участника.
  • Формированию навыков межпредметного мышления, пониманию единства и целостности полученного знания, пониманию взаимосвязи различных предметов способствует необходимость рассмотрения одной проблемной ситуации с различных точек зрения.
  • Выполнение заданий на установление причинно-следственных связей развивает умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения своего мнения, понимать проблему, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи и делать выводы.

Универсальные учебные действия:

  • Выбор способа решения задачи в соответствии с заданием способствует развитию умения организации своей деятельности, определения целей и задач, выбора средств реализации поставленной цели и применения их реализации, оценки достигнутых результатов.
  • Умению ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, выбирать смысловые и целевые установки в своих поступках и действиях способствует постановка цели при составлении задания и при поиске.
  • Создание условий для решения конкретной жизненной ситуации, которую нужно решить формирует опыт применения и переноса универсальных учебных действий на жизненную ситуацию.

Личностные универсальные учебные действия:

  • Используемые технологии расширяют мотивационную основу образовательного процесса.
  • Игровая форма работы повышает учебно-познавательный интерес у обучающихся.
  • Оценивание промежуточных и итоговых результатов по заданным правилам и критериям ориентирует обучающихся на самоконтроль результата и самоанализ, на понимание предложений и оценок преподавателя и товарищей, ориентирует на анализ соответствия результатов поставленной задаче.
  • Работа в группе, управление деятельностью участников игры помогает ориентироваться в нравственном содержании и осмыслении собственных поступков и поступков окружающих.

Одним из показателей сформированности предпрофессиональных компетенций является применение полученных знаний и навыков на практике, то есть организация компетентностного обучения старших школьников. Проект «Университетские субботы» дает учащимся возможность вооружиться такими компетенциями как владение новыми технологиями, понимание их применения, способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и многим другим.

Школьная жизнь больше ориентирована на фигуру учителя, на передачу знаний, подготовленных и предлагаемых преподавателями, чем на деятельность учащихся по овладению знаниями и навыками и применению их на практике. «Университетские субботы» в свою очередь позволяют сделать акцент именно на развитие ключевых предпрофессиональных компетенций, на основе которых развиваются узкоспециализированные профессиональные компетенции.

Литература

  1. Гребенникова В.М., Гребенников О.В. Компетентностный подход в образовании. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 6. С. 75.
  2. Игнатович В.К., Гребенникова В.М. Модель проектирования старшеклассниками индивидуальной образовательной траектории как средства формирования их образовательной самостоятельности. Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы Материалы Всероссийской научно-практической очной онлайн-конференции с международным участием. 2018. С. 31-37.
  3. Мардахаев Л.В., Никитина Н.И., Васильева Т.В. Культура проектной деятельности специалистов социономического («помогающего») профиля: контекст развития в системе рекуррентного образования. Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 1. С. 18-29.
  4. Никитина Н.И. Особенности разработки средств оценивания при реализации дополнительных образовательных программ. Современное образование: традиции и инновации. 2018. № 2. С. 47-52.
  5. Пафнутова Е.Г. Институциональные аспекты развития рынка образовательных услуг как перспектива землеустроительно-кадастрового образования. Землеустройство и кадастр недвижимости: проблемы и пути их решения Материалы международного научно-практического форума, посвященного 235-летию со дня основания Государственного университета по землеустройству. 2014. С. 207-211.
  6. Пафнутова Е.Г. Мониторинг как элемент эффективного управления образовательной деятельностью. Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 74-77.
  7. Пафнутова Е.Г. Основные направления системы выявления индивидуальных способностей и склонностей абитуриентов к направлениям подготовки и специальностям высшего образования. Адаптация первокурсников к вузовской среде в системе студенческого самоуправления. Москва, 2016. С. 83-87.
  8. Ульрих И.В., Хилкова А.А. Исследование методов и форм реализации образовательного процесса с использованием информационных технологий. Будущее машиностроения России сборник докладов. Союз машиностроителей России, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. 2018. С. 756-759.