http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2019

УДК  796.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10175

Проблемы
адаптации в студенческих спортивных командах

Adaptation problems in student
sports teams

Юрий
Валериевич Краев,
кандидат психологических наук, Заведующий
кафедрой Физического воспитания, ФГБОУ ВО «Московский
авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: yury.kraev@mail.ru

Алексей
Александрович Мерзликин,
старший преподаватель кафедры
Физического воспитания, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный
исследовательский университет)»

Krayev
Yury V.,
Candidate of Psychological Sciences,
Head of the Department of Physical Training, Moscow Aviation Institute
(National Research University)

Alexey
A. Merzlikin,
Senior teacher of Department of
Physical Training,

Moscow Aviation Institute
(National Research University)

Аннотация: В
статье проведен обзор различных видов адаптации. Рассмотрены актуальные вопросы
профессиональной, социально-психологической и
организационно-экономической адаптации студентов-спортсменов. Предлагается использовать в спорте, известную по применению
в бизнес-структурах, методику адаптации персонала организации при помощи
механизма геймификации. Авторы
рассматривают вопросы организации эффективной системы наставничества, которая
является важнейшим элементом адаптации новых спортсменов.  Приводятся примеры успешной адаптации
спортсменов в командах Спортивного клуба Московского авиационного института.

Summary:  The article reviews various types of
adaptation. Topical issues of professional, socio-psychological and
organizational-economic adaptation of student athletes are considered. It is proposed
to use in sports, known for its use in business structures, the adaptation
methodology of the organization’s personnel using the gamification mechanism.
The authors consider the organization of an effective mentoring system, which
is an essential element in the adaptation of new athletes. Examples of
successful adaptation of athletes in the teams of the Sports Club of the Moscow
Aviation Institute are given.

Ключевые слова: адаптация
спортсменов, наставничество, спортивный клуб, команда, геймификация.

Keywords: adaptation
of athletes, mentoring, sports club, team, gamification.

Можно провести систематизацию следующих различных видов адаптации:

  • профессиональная;
  • социально-психологическая;
  • физиологическая;
  • медицинская.

Мы не будем рассматривать вопросы адаптации спортсменов с
точки зрения спортивной медицины, признавая, что это предмет отдельных
комплексных исследований. Под адаптацией спортсменов в командах мы понимаем
взаимное приспособление новых игроков и сложившегося коллектива, основывающееся
на постепенном вхождении новичков в новых профессиональных, социальных,
психологических и организационно-экономических условиях взаимоотношений.
 Адаптация спортсменов заключается в активном вхождении в состав команды, нахождением
своих мест в рейтинговой системе, учет всех тонкостей и нюансов
взаимоотношений, специфики вида спорта, необходимых навыков, приемов, способов
принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Помочь юниорам
успешно влиться в новую команду является важнейшей задачей тренерского штаба и
специалистов по управлению персоналом. Как только молодые спортсмены
появился в новой команде, они должны активно включаться в систему
профессиональных и социально-психологических отношений внутри нее, усваивать
новые нормы и ценности, согласовывать свои индивидуальные позиции с целями и
задачами команды. С одной стороны, спортивный клуб представляет собой сформировавшуюся
общность, со своими целями, задачами, системой ценностей и способами отношений.
С другой стороны, опытные игроки совместно с тренерами, должны учитывать  особенности собственной системы ценностей и
мотиваций новичков, особенностей их характеров, темперамента и способов
контакта с окружающей средой. В ходе взаимодействия новых игроков и основного
состава команды происходит их взаимное приспособление, следовательно происходит
процесс адаптации.

Процесс адаптации нового члена команды должен начинаться с
выявления уровня мастерства, опыта, знаний и характера новичка, его физического
состояния здоровья, возможностей решать поставленные в коллективной борьбе
задачи. Социально-психологическая адаптация – это вхождение новичка в
коллектив, адаптация к ближайшему социальному окружению в команде, к традициям
и неписаным нормам спортивного клуба, к стилю работы тренеров, к особенностям
межличностных отношений, сложившихся на арене спортивных сражений. Она означает
включение дебютанта в коллектив команды как равноправного, принимаемого всеми
его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся
обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей,
важности живого человеческого общения, практического опыта.

Принципиальными целями адаптации являются: 

  • уменьшение стартового волнения, так как пока новый игрок
    плохо знает свое место в команде, он выступает менее эффективно и требует
    дополнительных затрат тренерского внимания; 
  • снижение уровня стресса, озабоченности и неопределенности у молодых
    спортсменов; 
  • сокращение текучести игроков в команде, так как если новички
    чувствуют себя неуверенно на игровой площадке и невостребованными, то они могут
    отреагировать на это быстрым переходом в другой спортивный клуб; 
  • экономия времени тренерского штаба, так как проводимая по
    программе адаптации работа помогает сокращать дополнительные усилия руководства
    команды; 
  • развитие позитивного отношения к спортивной борьбе,
    удовлетворенности победой и достигнутыми  результатами.

Кроме того, способы включения новых игроков в активную жизнь спортивной
команды могут существенно стимулировать высокий потенциал уже играющих в ней опытных
спортсменов и усилить их включенность в общекомандную культуру спортклуба. 
Для тренеров же обратная связь из информации о
том, как организован в их команде процесс адаптации новых спортсменов, может
многое сказать о потенциале команды, степени развития коллектива, уровне его
сплоченности и внутренней интеграции. Во время происходящих в нашем
обществе перемен, актуальные проблемы социальной адаптации спортсменов в
соотношении с изменчивыми условиями современной жизни приобретают ключевое
значение. Процесс социально-психологической адаптации начинающих спортсменов
можно рассматривать с точки зрения различных подходов, но в качестве основного метода,
который сможет более детально продемонстрировать адаптацию
среднестатистического спортсмена, является рассмотрение процесса адаптации
спортсменов в зависимости от стадии жизненного цикла их спортивной карьеры.
Карьеру любого спортсмена можно представить в виде следующих стадий:

  • начальный выбор спортивного профиля;
  • осмысленное освоение избранного вида спорта;
  • определение основных целей и задач в спортивной карьере;
  • достижение первых побед;
  • вершина спортивной карьеры;
  • завершение активных спортивных выступлений,
  • уход из спортивной в другие сферы деятельности.

Студенты, поступившие в Университет, приходят в  конкретную спортивную секцию или команду. Происходит
его знакомство с новыми людьми: другими спортсменами, тренерами. Система
адаптации позволяет предотвратить различные конфликты первокурсника с другими
спортсменами, недопонимания в отношениях с тренерами и преподавателями,
волнение и скованность при тренировках и выступлениях на различных
соревнованиях, а также проблемы, связанные с неуверенностью в собственных
силах. Адаптация бывших
школьников к новой жизни в условиях обучения в высшем учебном заведении –
серьезная проблема, требующая детального рассмотрения и решения и не теряющая
своей актуальности никогда.

Первый в нашей стране студенческий спортивный клуб был создан в 1945 году в Московском авиационном институте (МАИ). Можно говорить о всенародной известности и мировом признании Спортклуба МАИ. Широко известны выдающиеся спортивные достижения спортсменов МАИ. Среди них свыше шестидесяти олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы. Команды МАИ по гребле, баскетболу, волейболу, гандболу, регби, туризму, а также отдельные спортсмены неоднократно становились чемпионами СССР и России, победителями международных, всероссийских, московских соревнований.

Сборная МАИ по гандболу
долгие годы была не только лучшей в стране, в звании Чемпиона, но и лучшей в
Европе, как обладатель Кубка Европейских чемпионов и Кубка обладателей Кубков.
Это был сплоченный и слаженный коллектив, состоящий из нескольких команд, в
которых, в зависимости от уровня их спортивного мастерства, выступали лучшие
гандболисты под руководством коллективов опытных тренеров. В командах
разносторонне применялась система наставничества. Под ней
понимались  способ передачи знаний,
умений и навыков от более опытных игроков к молодым спортсменам. Есть очень
правильное мнение, что такой процесс как наставничество должен быть
неотъемлемой частью организационной корпоративной культуры любого спортивного
коллектива, независимо от завоеванных медалей и наград. В более широком,
современном значении наставником  в
спорте должен быть высококвалифицированный игрок, имеющий достаточный опыт игровой
практики, как в нашей стране, так и за рубежом. Он должен помогать молодым
спортсменам адаптироваться в команде; содействовать их разностороннему развитию
и росту профессионального мастерства; участвовать в оценке результатов их
деятельности. Наставник  должен помогать  максимально быстрому и эффективному вовлечению
новых спортсменов в тренировочный процесс, их освоению в новом коллективе и
становлению как будущих высококлассных профессионалов. Для новичков можно применять
методику постепенного усложнения заданий на тренировках; проводить инструктажи
перед ответственными соревнованиями; давать разовые индивидуальные  поручения.

В настоящее
время в МАИ работают 56 секций и клубов по различным видам
спорта. Спортсмены
и команды МАИ ежегодно участвуют в 52 видах программы Московских
студенческих спортивных игр, которые проводят Москомспорт и  Российский Студенческий
Спортивный Союз, участниками которых являются свыше 150 вузов столицы. МАИ регулярно
входит в число призёров Московских студенческих спортивных игр среди вузов
1-й группы и в абсолютном зачёте. МАИ — неизменный участник и
призёр всех московских универсиад.

Как пример успешной адаптации студентов-спортсменов можно привести
спортивную секцию МАИ по перетягиванию каната. С одной стороны – это один из
первейших видов спорта на Земле. Ведь самому
старому изображению, символизирующему перетягивания каната, насчитывается около
4 тыс. лет и относится к Древнему Египту. Но это не значит, что люди в других
древних цивилизациях не состязались между собой с канатом или без, — просто
никто другой не оставил изображение, которое бы сохранилось до наших дней.  С другой стороны – это совершенно новая,
самая молодая, секция Спортивного клуба МАИ. Всего за два года профессиональный
тренерский штаб сумел создать мощную команду, которая в своем развитии достигла
высшего уровня, став Чемпионом России и обладателем Кубка России. Основные
процессы адаптации в этом случае были связаны с перепрофилированием атлетов из
других видов спорта и привлечением перспективной молодежи. В процессе адаптации
активно применяются современные методы геймификация. Это значит, что
примененяются игровые подходы и процессы для вовлечения молодых людей в новый
для них вид спорта. Геймификация может сделать захватывающим даже самый скучный
и монотонный процесс тренировки, потому как игры удовлетворяют глубинные
потребности большинства людей.

Список литературы

  1. Социальная адаптация персонала [Электронный ресурс] – Режим
    доступа: https://center-yf.ru/data/Kadroviku/Socialnaya-adaptaciya-personala.php
  2. Солодков А. Проблема адаптации в спорте:
    состояние и перспективы развития // Человек в мире спорта: Новые идеи,
    технологии, перспективы: Международный конгресс. — Москва, 1998. — Т. 1. — С.
    118-119.
  3. Киселев Л.В. Системный подход к оценке
    адаптации в спорте
    . Красноярск. — 1986. — 124 с.
  4. Орлова В.В., Халалеева О.Е. Студенческий спорт как фактор
    подготовки спортсменов высших достижений // Modern Research of
    Social Problems. 2015. №3. С.140-162.
  5. Социальные
    и психологические проблемы спортсменов-студентов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: 
    http://geolike.ru/page/gl_7272.htm
  6. Грицак Н.И. Студенческий спорт и его связь с общей культурой
    общества // Фундаментальные исследования. 2008.
    №1. С.89-90.
  7. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник для вузов.
    – М.: Гардарики. 2000. 448 с.
  8. Социальная адаптация спортсменов. [Электронный ресурс] –
    Режим доступа: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_sportsmenov/
  9. Спортклубы вузов. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.studentsport.ru/univers/?active=2
  10. Спортклуб МАИ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sportclubmai.ru/
  11. Харитонова Л.Г. Типы адаптации в спорте:
    Монография — Омск: Изд-во СибГУФК, 2016.— 257 с.
  12. Константинова С.И. Социально-психологическая
    адаптация спортсменов высокой квалификации с учетом параметров их
    индивидуальности // Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. психологических
    наук. 2000. Новосибирск: НГПУ. — 19 с.
  13. Гашок
    Е.А.
    , Корешков А.А.
    Особенности
    адаптации студентов-спорстменов к обучению в вузах физической культуры и спорта
    // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и
    олимпизма
    . 2014. №1. – С. 25-33.
  14. Тихонов А.И., Чунина М.Е. Развитие системы наставничества как
    важный элемент адаптации персонала // Московский экономический журнал. 2019.
    №9. С. 76.
  15. Мурадова Н., Тихонов А.И., Коновалова В.Г. //  Геймификация в адаптации персонала Московский
    экономический журнал. 2019 №7. С.58.
  16. Панкратова О.Н., Чередников Н.А. Проблема
    психологической адаптации студентов-первокурсников и пути ее решения средствами
    физической культуры и спорта // Международный студенческий научный вестник. –
    2017. – № 4-2.
  17. Шувалов А. С. Процесс социальной адаптации
    спортсменов на различных этапах их профессиональной карьеры // Молодой
    ученый.  2019. №23. — С.595-598.