http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2019

УДК 331.556.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10171

МЕРОПРИЯТИЯ
ПО УПРАВЛЕНИЮ
МИГРАЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

MEASURES FOR MANAGEMENT OF MIGRATION PROCESSES IN THE REGIONS OF RUSSIA

Эта статья представляет результаты исследования по проекту № 17-02-00425 «Межрегиональная асимметрия территорий и миграционная мобильность населения в России», получившего поддержку Российского фонда фундаментальных исследований по результатам конкурса как проект проведения научных исследований, выполняемых научными коллективами или отдельными учеными

Светлана Ирековна Насырова,
кандидат
экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга, Институт
экономики, финансов и бизнеса, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Уфа

S.I. Nasyrova svitland1@rambler.ru

Аннотация: В
статье обосновывается сложившаяся ситуация в отношении межрегиональной асимметрии
развития территорий. Автором обосновывается необходимость проведения
традиционных мер миграционной политики для преодоления диспропорций в
перераспределении трудовых ресурсов, а также формулируются авторские
предложения по перераспределению рабочей силы, в частности проведение оценки
уровня удовлетворенности положением населения в конкретном субъекте;
определение типа мигранта, в котором нуждается каждая конкретная территория;
формирование «карты спроса и предложения» трудовых ресурсов; работа с потенциальными
работодателями; создание информационной системы в сети Интернет для мигрантов.

Summary: The article
substantiates the current situation with regard to the inter-regional asymmetry
of territorial development. The author substantiates the need for traditional
measures of migration policy to overcome imbalances in the redistribution of
labor resources and formulates author’s proposals on reallocation of labor, in
particular assessment of satisfaction with the situation of the population in a
particular subject; determination of the type of migrant that each specific
territory needs; the formation of «demand and supply map» of labor; work with
potential employers; creation of an information system on the Internet for
migrants.

Ключевые
слова:
миграция, управление, миграционная политика, развитие
территорий.

Keywords: migration, management, migration policy, territory
development.

Миграция населения происходит по разным причинам и оказывает существенное влияние на различные направления в рамках целой страны – на экономику, политику, демографию и т.д. – поскольку связана она с достаточно большим потоком населения. Для России характерно увеличение количества людей, осуществляющих перемещение как в пределах государства, так и за его пределами [4]. Особенно активно этот процесс усилился, начиная с 2011 г., и продолжается по настоящее время (рис. 1).

Миграция, по мнению Л.Л.
Рыбаковского, – это территориальные перемещения, совершающиеся между разными
населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных
единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности [6].

Для формирования
устойчивого пути развития Российской Федерации необходимо разными способами
оказывать содействие в развитии ряда ключевых направлений экономики России,
например, обеспечение в трудовых ресурсах, модернизация производства,
инновационное развитие, повышение конкурентоспособности страны и т.п.

В данных условиях важным
направлением является обеспеченность кадрами различных территорий страны,
которое во многом решается за счет формирования стратегически продуманных
направлений мигрирующего населения. Трудовая миграция является действенным
инструментом перераспределения рабочей силы, поскольку привлечение
квалифицированных работников позволяет получить определённые выгоды принимающим
территориям.

Для обеспечения
устойчивого экономического роста и сбалансированного развития территорий
необходимо сформировать общее направление регулирования миграционных потоков с
целью эффективного перераспределения трудовых ресурсов.

Таким образом, отметим
достаточно существенный момент для развития любой территории – возможность
прорывного и в дальнейшем устойчивого развития региона и страны в целом зависит
от эффективности органов исполнительной власти в регулировании трудовой
миграции населения.

Глобально, в рамках
России можно выделить два основных направления миграции. Во-первых, из
восточных регионов Российской Федерации на запад. Во-вторых, в европейскую часть
из Поволжья, северного Кавказа, европейского севера. В результате отмечается
негативная тенденция, характерная для современного населения России –
увеличение численности мегаполисов наряду с повсеместной депопуляцией.  В результате формируется ряд проблем, на
который необходимо сделать упор при разработке миграционной политики:
концентрация населения в крупных мегаполисах, обезлюдевание ряда территорий и,
как следствие, нерациональное распределение ресурсов внутри страны. При этом нельзя
делать ставку на международную миграцию для развития России в силу того, что
иностранные мигранты «поглощаются» основными центрами притяжения (г. Москва, г.
Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Краснодарский край),
которые и без этого потока перенаселены.

Для Российской Федерации
характерна катастрофическая концентрация населения в нескольких локальных
точках в пределах огромной территории. Однако, грамотная, эффективная
миграционная политика способна сглаживать подобные негативные процессы.

Для обеспечения прорыва и
дальнейшего устойчивого развития России необходимо сосредоточиться на
качественной миграционной политике в отношении внутренней мобильности граждан.
В настоящее время практически не предпринимаются меры по содействию переселению
граждан внутри страны. Органы власти, как правило, не предпринимают
соответствующих мер для поддержания мигрантов.

Отметим, что внутренняя
мобильность россиян определяется не проводимой миграционной политикой, а
состоянием экономики, рынков труда и других условий регионов. В настоящее время
можно заметить возрастающую зависимость социально-экономического состояния
региона от трудовой миграции населения, поскольку мобильность населения,
связанная с трудовой деятельностью, определяется в те субъекты Российской
Федерации, которые привлекательны по-своему социально-экономическому положению.
Вследствие этого, миграционная привлекательность территории стала
рассматриваться как особый ресурс развития депрессивных территорий [1,
С. 107].

Исследователями в области
социально-экономического развития регионов выделяют три группы субъектов в
зависимости от потенциала последнего для использования трудовых ресурсов и
степени риска [3,
С. 204].

Во-первых, это регионы с
низкой возможностью использования потенциала трудоспособного населения в силу
депрессивного состояния этих территорий, нестабильного социально-экономического
и политического положения. В данных субъектах присутствует риск потери
собственных трудовых ресурсов и нереализации трудового потенциала населения.

Во-вторых, это территории
со средним риском и средним потенциалом приложения трудовых ресурсов. Это, как
правило, регионы со стабильными демографическими показателями, но в условиях
кризисной ситуации испытывающие значительную миграционную убыль.

В-третьих, это субъекты с
высоким уровнем реализации потенциала населения и низким уровнем риска. Данные
территории характеризуются большой вероятностью успешного применения трудовых
ресурсов.

В результате
существования подобного деления регионов создаются территориальные различия
использования трудовых ресурсов, что сказывается на формировании миграционных
потов населения, неравномерном освоении территорий страны, очаговом развитии
Российской Федерации.

С нашей точки зрения, для
проведения эффективной миграционной политики с целью улучшения миграционной
привлекательности региона, необходимо сосредоточить внимание на проблемных
территориях, опираясь на потенциальные возможности для усиления их конкурентных
преимуществ.

Среди базовых мер для
увеличения миграционного притока населения можно выделить следующие:

  • создание благоприятной среды с целью увеличения потока образовательной миграции в регион с возможностью дальнейшего трудоустройства переселенцев на данной территории;
  • создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, в том числе для развития частного бизнеса с помощью трудового потенциала мигрантов;
  • формирование запаса рабочих мест «высокой степени достойности», ориентируясь на приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации. Регионам, конкурирующим между собой за квалифицированные трудовые ресурсы, необходимо, в первую очередь, сконцентрировать свое внимание на формировании перспективных рабочих мест, которые смогли бы притягивать высококвалифицированные кадры;
  • ориентация на развитие инфраструктуры в регионах с целью более легкой доступности для переезда;
  • субсидирование перевозок пассажиров между субъектами для переезда в регионы с низкой миграционной привлекательностью [7, С. 107];
  • создание благоприятного имиджа региона нацеленного на формирование желания переехать именно на данную территорию.

Кроме того, для
стимулирования внутренней миграции необходимо предпринимать следующие меры:
социальные льготы, льготные кредиты на покупку жилья (среди причин по
ограничению внутренней миграции в рамках Российской Федерации фигурирует дороговизна
жилья в плане приобретения или аренды; данный барьер во многих субъектах
снимается за счет активного развития рынка жилья эконом-класса), льготы в
налогообложении (в т.ч. малому бизнесу).

Отметим, еще одну из распространённых
мер в области регулирования международных миграционных процессов – привлечение
мобильного населения по Программе переселения соотечественников из других
стран. Для рационального восполнения трудовых ресурсов необходимо обеспечить
ежегодный прирост свыше 300 тысяч человек, однако этот прирост уже практически
нельзя обеспечить за счёт русских, проживающих за рубежом, поскольку
большинство из них уже реализовали свои планы. Вследствие этого, в рамках
международной мобильности населения необходимо ориентироваться в первую очередь
на трудовую и образовательную миграцию. Однако в этом направлении есть ряд
проблем, основная из которых, это снижение привлекательности российского рынка
труда. В этом отношении необходимо менять подход к иностранным мигрантам –
необходимо создавать благоприятные условия для работы, адаптации и жизни самих
переселенцев и их семей:

  1. упрощение правил пребывания и легализации
    мигрантов;
  2. уменьшение финансовых и временных затрат;
  3. поощрение мигрантов, работающих длительное
    время без нарушений;
  4. программы для адаптации семей мигрантов,
    включающие курсы по русскому языку для взрослых и детей, по основам
    законодательства России и т.п.

В рамках проведенного
исследования автором предлагается ряд направлений в области миграционной
политики, которые способны переломить диспропорции в распределении трудовых
ресурсов внутри Российской Федерации.

Первое направление. В
рамках формирования миграционной привлекательности отдельных территорий с целью
устойчивого социально-экономического развития регионов страны нами предлагается
во всех субъектах на базе социологических исследований проводить оценку уровня
удовлетворенности положением населения на конкретной территории. Необходимо
ориентироваться на существующий в регионе человеческий фактор, оценивать его
методами социологии и разрабатывать меры, ориентируясь на оценки населением
положения субъекта РФ.

На основе данных
исследований необходимо определить «проблемные места» в каждом регионе с целью
дальнейшей выработки мер по их решению. Подобный подход позволит целостно
создавать благоприятные условия, которые будут способствовать притоку
мигрантов. Кроме того, в рамках таких исследований и выработке на их основе
предложений для органов исполнительной власти, необходимо сделать акцент на
комфортной жизнедеятельности мигрантов и их семей, демонстрируя
социально-экономические, географические, политические и иные преимущества
конкретного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, делаем акцент
на том, что нельзя строить единую миграционную политику для всех регионов,
необходимо подходить индивидуально, выстраивая адресную политику для каждого
субъекта.

Второе направление. Необходимо
строить миграционную политику, исходя из потребностей конкретного региона в
определённых мигрантах. Выделяют три типа мигрантов [3,
С. 210]:

  1. «дезориентированные прагматики», основная
    стратегия которых переселиться в новый регион навсегда;
  2. «оптимисты» – та часть населения, которая
    смогла себя реализовать в условиях местного края, но пытающаяся попробовать
    себя на новом месте на условиях временного переезда;
  3. «традиционалисты» – та часть граждан,
    которая ни при каких условиях не желает покидать место жительства.

Нами предлагается, в
первую очередь, для каждого региона, в том числе для каждого муниципального
образования, определить в каком типе мигрантов нуждается территория. Исходя из
этих приоритетов должны быть выстроены меры миграционной политики.

Третье направление. Следующим
предложением является формирование на постоянной основе «карты спроса и
предложения» трудовых ресурсов. Разработка таких балансовых карт трудовых
ресурсов предполагает увязку потребностей субъекта Российской Федерации в
рабочей силе с обеспеченностью трудовыми ресурсами на данной территории.
Результатом составления подобных карт станет возможность отслеживать
диспропорции (избыток, дефицит) в трудовых ресурсах на региональном и
муниципальном уровне с целью формирования мер, учитывающих интересы конкретной
территории, в том числе и в рамках инвестиционной политики для создания новых
рабочих мест.

Четвертое направление. Следующим
приоритетным направлением в области привлечения мигрантов на определенную
территорию должна стать работа с потенциальными работодателями – стимулирование
создания рабочих мест, формирование потребности в кадрах из других регионов
России путем субсидирования части их затрат, предоставления определенных льгот
и т.п.

Пятое направление. Считаем
достаточно важным направлением создание информационной системы в сети Интернет,
в рамках которой потенциальные мигранты могут получить исчерпывающую информацию
о том регионе, куда они планируют переехать.

Информация, размещаемая
на данном Интернет-портале, должна содержать следующие аспекты:

  • вакансии;
  • социальные гарантии;
  • транспортная доступность [2,
    С. 185],
    густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием;
  • валовой региональный продукт на душу
    населения;
  • оборот розничной торговли на душу
    населения [1,
    С. 108];
  • информация о рынке жилья с указанием
    средней стоимости 1 кв. м жилья или средней стоимости аренды;
  • природные условия, в том числе
    экологическая обстановка;
  • уровень денежных доходов;
  • уровень безработицы;
  • обеспеченность сотовой связью и т.п.

Тем самым, наличие
подобной информации в открытом доступе даст возможность получить полное
представление о комфортности проживания для мигрантов на определенной
территории.

На данном
Интернет-портале помимо статичной информации необходимо отражать изменение по
данным показателям, выделяя на карте те субъекты, которые положительно меняются
с точки зрения привлекательности для мигрантов.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что достижение устойчивого экономического роста и сбалансированного развития территорий в рамках целой страны возможно в том числе за счет грамотного перераспределения трудовых ресурсов путем эффективной миграционной политики. Наряду с традиционными мерами регулирования потоков переселенцев внутри страны, необходимо формировать адресную политику для каждого субъекта Российской Федерации, делая акцент на следующих мероприятиях: проведение оценки уровня удовлетворенности положением населения в конкретном субъекте; определение типа мигранта, в котором нуждается каждая конкретная территория; формирование «карты спроса и предложения» трудовых ресурсов; работа с потенциальными работодателями; создание информационной системы в сети Интернет для мигрантов.

Литература

  1. Вдовина, Э.Л., Круглова, А.В. Оценка
    миграционной привлекательности депрессивных регионов средней России / Э.Л.
    Вдовина, А.В. Круглова // Известия пензенского государственного педагогического
    ун-та им. В.Г. Белинского. – 2009. – №18. – С. 105-110.
  2. Воробьева, О.Д., Рыбаковский, Л.Л.,
    Рыбаковский, О.Л. Миграционная политика России: история и современность. ­– М.:
    Изд-во «Экон-Информ», 2016. – 192 с.
  3. Логинова, Л.В. Формирование миграционной
    привлекательности региона в условиях сокращения численности трудовых ресурсов /
    Л.В. Логинова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. –
    2016. – № 6 (113). – С. 203-211.
  4. Насырова С.И. Экономическая теория.
    Раздел: Микроэкономика: Учебное пособие для студентов экономического факультета
    / С.И. Насырова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 284 с.
  5. Общие итоги миграции населения (по потокам
    передвижения) [Электронный
    ресурс].
    Режим доступа: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
  6. Рыбаковский, Л.Л. Миграция населения
    (вопросы теории) [Электронный ресурс].
    Режим доступа: http://rybakovsky.ru/migracia2c.html
  7. Сиденко, А.Г. Ограничение экономической
    безопасности мегаполиса инструментами миграционной политики (на примере г.
    Санкт-Петербурга): дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Сиденко Александр
    Георгиевич. – СПб, 2014. – 189 с.