Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.45

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10170

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО СЕКТОРА РФ

THE MAIN PROBLEMS OF THE RUSSIAN TRANSPORT SECTOR DEVELOPMENT

Некрасов  Константин Викторович,  к.э.н., доцент, доцент кафедры  мировой экономики и логистики, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Nekrasov Konstantin V., candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of International Economics and logistics of Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Аннотация: В последние годы российский транспортный сектор получает поддержку со стороны государства. И это дает результаты: растут грузооборот российского транспорта и объем перевозок грузов. Вместе с тем, транспортная система страны  имеет серьезные  проблемы, сдерживающие ее развитие, это:  низкий уровень развития транспортной инфраструктуры страны; в транспортной инфраструктуре малое количество и низкая доля государственно-частных и частных проектов; низкая зрелость внутренних процессов организаций – участников рынка транспортных услуг; низкая сбалансированность в развитии транспортной системы страны и регионов. Кроме того, имеет место несогласованность в деятельности разных видов транспорта. Серьезной проблемой является и высокий средний возраст технических средств во всех отраслях транспортного сектора. Развитие транспортной системы страны требует ее модернизации, адекватной государственной поддержки. При этом требуется решить следующие задачи: преодоление диспропорциональности отечественной  транспортной системы, обеспечение предсказуемости и прозрачности мер по ее государственному регулированию;   привлечение инвестиций, в том числе частных, для ускоренного развития инфраструктуры транспорта; осуществление стимулирования внедрения и развития  цифровых технологий; совершенствование транспортного законодательства, минимизация  нагрузки на отрасль; интеграция отечественного транспорта в транспортное пространство мира, в частности за счет проектов по использованию транзитного потенциала; осуществление структурных реформ, переход от экспорта сырья к экспорту товаров, что повысит спрос на транспортные услуги с большой добавленной стоимостью.

Summary: In recent years, the Russian transport sector has received support from the state. And it gives results: freight turnover of the Russian transport and volume of transportations of freights grows. At the same time, the transport system of the country has serious problems hindering its development, these are: low level of development of the transport infrastructure of the country; in the transport infrastructure, a small number and a low proportion of public-private and private projects; low maturity of internal processes of organizations participating in the transport market; low balance in the development of the transport system of the country and regions. In addition, there is a lack of coordination in the activities of different modes of transport. The high average age of technical equipment in all sectors of the transport sector is also a serious problem. The development of the country’s transport system requires its modernization and adequate state support. It is necessary to solve the following tasks: overcoming the disproportion of the domestic transport system, ensuring the predictability and transparency of measures for its state regulation;   attraction of investments, including private ones, for accelerated development of transport infrastructure; implementation of stimulation of introduction and development of digital technologies; improvement of transport legislation, minimizing the load on the industry; integration of domestic transport into the transport space of the world, in particular through projects on the use of transit potential; implementation of structural reforms, the transition from the export of raw materials to the export of goods, which will increase the demand for transport services with high added value.

Ключевые слова: транспортный сектор, транспортная инфраструктура, грузооборот, пассажиропоток, железнодорожный, автомобильный транспорт, проблемы развития транспорта.

Keywords: transport sector, transport infrastructure, cargo turnover, passenger traffic, railway, road transport, problems of transport development.

Введение. Развитие современного транспортного сектора Российской Федерации происходит в весьма сложных условиях, связанных прежде всего с негативным влиянием внешнеполитических и внешнеэкономических факторов. Несмотря на это транспортный сектор страны, имеющий достаточно сложную и разветвленную структуру, должен обеспечивать комплексное развитие и взаимодействие всех отраслей народного хозяйства[1].

Это является основным условием развития транспортных отраслей, требует значительных усилий со стороны государства и организаций транспорта по повышению  конкурентоспособности[2]. Дело в том, что в условиях глобализации отношений и членства во Всемирной торговой организации только высокий уровень конкурентоспособности может позволить занять лидирующую позицию в мировой экономике, которая на сегодняшний день имеет клиентоориентируемую направленность и сильную информационно-технологическую зависимость [3].

Результаты исследования. Следует заметить, что данная задача развития транспортного сектора получает поддержку со стороны государства. Она отражено в новой редакции Транспортной стратегии России на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства от 11 июня 2014 г. и  разработанной с учётом Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г., Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 г., Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, а также стратегий развития отраслей  народного хозяйства и  регионов России.

Реализацию данных стратегий дает свои результаты. Так, грузооборот российского транспорта, по данным Росстата, в 2017 году составил 5,5 трлн. т/км, это на 5,4% больше прошлого года. При этом объем перевозок грузов достиг 7,99 млрд т. (прирост11,5%) [4].

Данная динамика в 2017 г. наблюдалась в течение 10 месяцев, со значительным приростом в январе, апреле и мае. В конце года грузооборот и объем перевозок грузов несколько снизились.

Данные о перевозках грузов за 2017 г. таковы:

  • железнодорожный транспорт объем перевозок  1,27 млрд. т (прирост 1%), а грузооборот -2,3 трлн. т/км (снижение на 2,3%);
  • автомобильный транспорт -объем перевозок 5,4 млрд. т (уровень 2016г.), а грузооборот -250,8 млрд. т/км (прирост 1,2%);
  • трубопроводный транспорт объем перевозок 1,1 млрд. т (прирост 4,6%), грузооборот -2,6 трлн. т/км (прирост 5%);
  • внутренний водный транспорт-объем перевозок 110,4 млн. т (снижение на 6,4%), грузооборот -64,5 млрд. т/км (снижение на 4%);
  • морской транспорт объем перевозок 24,5 млн. т (на уровне 2016 г.), а грузооборот – 45,8 млрд. т/км (прирост 6,4%);
  • воздушный транспорт -объем перевозок 1,1 млн. т (прирост 15,5%), а грузооборот – 7,6 млрд. т/км (прирост 15,5%) [5].

На данные неплохие показатели оказали влияние положительная динамика хозяйств развивающихся и развитых стран, политические и погодные факторы, которые создали благоприятные условия для экспорта сырья из Российской Федерации[10].

При этом максимальный рост экспорта имел место по углю (9%) и рудам металлов (14%). Кроме того, существенно вырос экспорт зерна (30%). Однако, несмотря на сложившиеся тенденции развития мировой экономики, экспорт нефтепродуктов и нефти не имел заметного роста по сравнению с 2016 годом из-за ограничений на добычу нефти и иных причин.

Кроме этого, в прошлом году имел место рост объема иностранных инвестиций — максимальный за 4 последних года  в экономическую сферу России (за 3 квартала прошлого года объем прямых инвестиций достиг 25,3 млрд долл.) Это в 2,1 раза выше показателя соответствующего периода 2016 г. [6].  Кстати, данный рост произошел главным образом из-за невысокого базового объема этого показателя. В последние годы имело место снижение иностранных инвестиций. За 2015 г. оно составило 31%. Положительная динамика за 2016 г. в значительной мере явилась следствием разовой покупки 19,5% акций НК «Роснефть». Ее осуществил консорциум, в который входили QIA и Glencore [11].

Положительная динамика экспорта продукции и инвестиций из-за рубежа способствовали повышению курса рубля, и это создало условия для увеличения перевозок импортных грузов (при росте импорта на 24,1%).

Следует заметить, что разные элементы транспортной системы страны  имеют свои специфические проблемы. Однако существуют общие проблемы, сдерживающие развитие транспорта. Среди них выделяются следующие:

  • низкий уровень развития транспортной инфраструктуры страны. В настоящее время Россия занимает лишь 74 место по качеству транспортной инфраструктуры и 114 — по качеству автодорог;
  • в транспортной инфраструктуре малое количество и низкая доля государственно-частных и частных проектов;
  • низкая зрелость внутренних процессов организаций – участников рынка;
  • низкая сбалансированность в развитии транспортной системы страны и регионов.

Кроме того, в результате несогласованности в деятельности железнодорожного транспорта и морских терминалов в 2016 г. на подъездах к портам  были отставлены от движения около 300 поездов с  грузами на экспорт, в том числе с назначением на станцию Новороссийск – 55, Туапсе – 31.

В результате действия данных факторов образуется замкнутый круг: низкая эффективность функционирования транспорта отрицательно влияет на рост перевозок и спрос на транспортные услуги. Низкие темпы роста перевозок и маржинальность ведут к падению инвестиционной привлекательности транспорта, а недостаток инвестиций отрицательно влияет на  его эффективность.

Также следует отметить высокий средний возраст технических средств во всех отраслях транспортного сектора. За последние десятилетия уровень отечественной техники и технологий стал существенно отставать от соответствующего уровня передовых стран мира. Этот разрыв в оснащенности негативным образом влияет на конкурентоспособность отечественного транспортного сектора.

Так, парк универсальных платформ является самым старым из всех видов подвижного состава. Около трети (28%) платформ имеют продленный срок службы. В предстоящие 5 лет еще 21%  платформ достигнут окончания срока службы. Превышен срок службы у 12% крытых вагонов, в 5 ближайших лет еще 17%  этих вагонов  достигнут окончания срока службы. Средний возраст прочего специализированного подвижного состава — 23 года.   45% локомотивов  имеют продленный срок службы, в ближайшие 5 лет еще 28% локомотивов достигнут окончания срока службы. Средний возраст локомотивов — около 30 лет.

При этом удельный вес локомотивов нового поколения составил 2013 г. в закупках ОАО «РЖД»  47,8% от числа закупленных,  из них лишь 82  — инновационные.

Модернизированных и новых локомотивов в парке весьма мало. Это ведет к снижению их технической готовности  и повышению себестоимости перевозок[7].

Важный элемент логистической инфраструктуры  железнодорожного транспорта — терминально-складской комплекс ОАО «РЖД». Его площадь составляет 28% от всей площади складской инфраструктуры отечественного рынка. Однако удельный вес его доходов на рынке складских услуг — менее 5%. В общей структуре перерабатываемых грузов основную долю занимают контейнеры (около 48%) и насыпные грузы (около 37%). Общая площадь складских помещений «РЖД» — около 5,6 млн. кв. м. Это преимущественно  открытые площадки Удельный вес крытых площадок — лишь около 11% от площади складских помещений. Высок износ основных фондов комплексов — от 43 до 71%[8].

Следует заметить, что на железнодорожном транспорте объем погрузок в прошлом году превысил показатель 2016 г. на 3,2%. Важнейшей причиной этого явился рост объема перевозок угля (на 9%). Рост объема погрузки его имел место на Западно-Сибирской, Красноярской и Забайкальской дорогах, где размещаются угледобывающие компании, отправляющие уголь в Азиатско-Тихоокеанский регион. Анализ этих перевозок говорит о значительном влиянии временного фактора, а именно: об уменьшении объемов поставок из Австралии и Индонезии из-за наводнений,  о запрета   импорта угля из Северной Кореи. Кроме того, значительно выросли погрузки минеральных удобрений (7%) и зерна (15%).

В прошлом году произошел резкий рост контейнерных перевозок по российской железной дороге (на 19,6%) из-за заметного увеличения транзита грузов и развития контейнеризации.

Вместе с тем сохраняются и значительные проблемы.  Так, продолжается сложившаяся в последние 9 лет тенденция роста объемов перевозки низкодоходных грузов при сохранении объемов перевозки грузов, имеющих высокую доходность. К примеру, удельный вес угля в структуре погрузки в прошлом году возрос на 1,5% по сравнению с предыдущим годом, а за девять последних лет– на 5,8%[9].

Техническое состояние грузового автомобильном транспорта также остается на  низком уровне. Так,  средний возраст грузовых автомобилей РФ — 19,2 года. Около 80% их парка – старше 10 лет. Удельный вес этих автомобилей возрастом до 5 лет и  5 — 10 лет составляет соответственно 11,7 и 10,0%.  Парк этих  автомобилей обновляется весьма плохо: каждый второй такой автомобиль в РФ —  старше 20 лет (51,23% всего парка). В парке этих автомобилей доля машин с возрастом 6 лет — 12,28%,  с возрастом 6-10 лет — 10,06%. Также имеет место  структурное несоответствие автомашин спросу потребителей. Так, доля бортовых машин крупных и средних автопредприятий — 27%, что превышает рациональную долю в 3 раза. В парке этих предприятий преобладают средне-тоннажные автомобили при дефиците большегрузных. Доля машин грузоподъемностью до 3 т и большегрузных  (более 15 т) составляет, соответственно, 12% и 20%, что не соответствует потребностям рынка[8].

Вследствие этого рынок автомобильных грузовых перевозок по сравнению с другими секторами транспортной отрасли показывает слабый рост – на 2,1% в прошлом году (при среднеотраслевом  -на 5,4%).  Прогноз роста на 2018 год — 1,8%.

Причиной этого является ряд проблем. Среди основных следует отметить высокую долю «серого» грузооборота, приносящего ежегодный ущерб государству 500 млрд. руб., и недостаток инвестиций в инфраструктуру, потребность в которых, по оценке Министерства транспорта РФ, составляет 10-15 трлн. руб. При этом в ближайшие 5-6 лет при реализации запланированных проектов ежегодное недофинансирование может составить около 1,5 трлн. рублей. По данным министерства, весь бюджет Росавтодора в 2017 году составил 450 млрд. рублей[6].

В последнее время государство стремится  вывести рынок автоперевозок из «тени». К числу значимых инициатив можно отнести системы «Платон» и весогабаритного контроля, а также систему «Эра -Глонасс». По состоянию на начало 2018 г. совокупный объем средств, которые привлечены в дорожный фонд страны через систему «Платон», составляет 40 млрд руб.

Выводы. Развитие транспортного сектора в России требует модернизации системы транспорта, ее   адекватной государственной поддержки. Для этого требуется решить следующие основные задачи:

  • осуществление мер по преодолению диспропорциональности отечественной транспортной системы, обеспечение предсказуемости и прозрачности мер по ее государственному регулированию на длительный период;
  • привлечение инвестиций, в том числе частных, для ускоренного развития инфраструктуры транспорта. Для этого необходимо создание механизмов, помогающих инвесторам управлять рисками;
  • осуществление стимулирования внедрения и развития  цифровых технологий в отрасли;
  • совершенствование транспортного законодательства, минимизация  нагрузки на отрасль;
  • интеграция отечественного транспорта в транспортное пространство мира, в частности за счет проектов по использованию транзитного потенциала;
  • осуществление структурных реформ, переход от экспорта сырья к экспорту товаров, что повысит спрос на транспортные услуги с большой добавленной стоимостью.

Решение данных задач позволит существенно ускорить развитие отечественного транспорта, повысить его  конкурентоспособность, повысить качество транспортных услуг;

Литература

  1. Набоков В.И., Некрасов К.В. Управление инновационной деятельностью организаций АПК в современных условиях. Агропродовольственная политика России. 2017. № 1 (61). С. 30-32.
  2. Набоков В.И., Некрасов К.В., Зуева О.Н., Донскова Л.А. Отраслевые особенности как фактор формирования и развития логистических систем в АПК. Аграрный вестник Урала. 2016. № 12 (154). С. 102-104.
  3. Набоков В.И., Некрасов К.В. Повышение конкурентоспособности предприятий АПК на основе инновационной деятельности //Аграрный вестник Урала.  2012.  №1.  С. 83–86.
  4. .http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/
  5. Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2016 — 543 с.
  6. Росстат: онлайн сборник «Россия в цифрах»-выпуск 2017года.
  7. Шуравина Е.Н. Проблемы современной транспортной системы России // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2011. № 9. С. 58-62.
  8. Федоренко А. И. Развитие инноваций в транспортно-логистическом комплексе // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 1(21). С. 60–70.
  9. Bubnova G. V., Levin, B. A. International journal of open information technologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, No.3, 2017.
  10. Chakrabarti, Sandip. «Can highway development promote employment growth in India? » Transport policy Volume: 69 Pages: 1-9 Published: Oct. 2018
  11. Okyere, Stephen; Yang, Jiaqi; Aminatou, Monde; et al. «Multimodal Transport System Effect on Logistics Responsive Performance: Application of Ordinal Logistic Regression» European transport-trasporti europei  Issue: 68  Article Number: 4   Published: Jun. 2018

References

  1. Nabokov V. I., Nekrasov K. V., Innovation activity management of AIC organizations under modern conditions // Agri-food policy of Russia.  2017.  №1.  P. 30–32.
  2. Nabokov V. I., Nekrasov K. V., Zueva O. N., L. Donskova Industry features as a factor of formation and development of logistics systems in agriculture. Agrarian Bulletin of the Urals. 2016. № 12 (154). P. 102-104.
  3.  Nabokov V.I., Nekrasov K. V. Increase of AIC organizations competitiveness on the basis of innovation activity // Agricultural Bulletin of the Urals.  2012. №1. P.83 – 86.
  4. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport
  5. Russia in numbers. 2016: Krat.stat.SB./Rosstat — M., 2016 – 543 p.
  6. Rosstat: online collection «Russia in numbers» — 2017 issue
  7. Shuravina E. N. Problems of modern transport system of Russia / / Bulletin of Samara University. Economics and management. 2011.  No. 9. P. 58-62.
  8. Fedorenko I. development of innovations in the transport and logistics complex / / MIR (Modernization. Innovations. Development.) 2015.  No. 1 (21). P. 60-70.
  9.  Bubnova G. V., Levin, B. A. International journal of open information technologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, No.3, 2017.