Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.984

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10162

Процесс управления рисками в системе менеджмента качества в организации

Process risk management in the quality management system in the organization

Фирцева Светлана Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики в строительстве, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень; е-mail: sfirceva@yandex.ru

Щербакова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики в строительстве, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень; е-mail elena_sherbakova@ list.ru

Firtseva Svetlana Valeryevna, Ph.D., Associate Professor, Department of Economy in the construction, the Tyumen industrial university, е-mail: sfirceva@yandex.ru

Scherbakova Elena Nikolaevna, Ph.D., Associate Professor, Department of Economy in the construction, the Tyumen industrial university, е-mail elena_sherbakova@ list.ru

Аннотация: В статье уделено внимание процессу управления риском в строительной организации. Определена роль данного процесса в системе менеджмента качества. В ходе работы обозначены основные стандарты качества в области управления риском в организации. Представлена характеристика каждого вида внутреннего контроля в организации. С целью минимизации риска и снижения вероятности получения убытка в строительной организации, разработаны основные документированные процедуры: карта процесса «Производство СМР»; карта процесса «Управление ресурсами». Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в статье, направлены на минимизацию экономического риска в строительной организации ООО «Строитель».

Summary: The article focuses on the process of risk management in a construction organization. The role of the process in the quality management system is defined. The main quality standards in the field of risk management are highlighted. The characteristic of each type of internal control in the organization is presented. In order to minimize the risk and reduce the probability of loss in the construction company, developed the basic documented procedures. Documented procedures: process map «Construction and installation works»; process map «Resource management». Theoretical conclusions and generalizations contained in the article are aimed at minimizing the economic risk in the construction company «Builder».

Ключевые слова: риск, управление риском, контроль, строительная организация,управление, система качества, система менеджмента качества.

Keywords: risk, risk management, control, construction organization, management, quality system, quality management system.

Введение

Под риском понимают вероятность того, что может произойти неприятное, нежелательное, негативное способное нанести ощутимый вред (финансовые потери) [1]. Глава компании «Microsoft» Билл Гейтс отмечал «Иногда приходится очень рисковать, чтобы стать победителем» [2]. Грамотное управление рисками снижает величину возможных потерь, убытков. Управление риском (УР) обеспечит получить положительные эффекты от снижения опасности получения отрицательных результатов. Управление риском (или риск-менеджмент) это процесс выявления и анализа всевозможных рисков и принятие соответствующих мероприятий по их устранению.

Схематично процесс УР в организации представлен на рисунке 1 [3].

Процесс УР является циклическим процессом. С целью минимизации рисков, необходимо разрабатывать превентивные мероприятия.

Объектом исследования – строительная деятельность организации (на примере ООО «Строитель»).

Предметом исследования является процесс УР и качеством в строительной организации (СО).

Ход исследования. Выполнив анализ теоретической и нормативной базы по поставленной проблеме, определены основные стандарты в области УР, которые наглядно изображены на рисунке 1 [4].

Анализ стандартов качества [4, 5, 6, 7, 8] показал, что они, в основном предписывают оценивать и выявлять риски, но никаких рекомендаций по поводу – как оценивать риск, не дают.

Далее рассмотрим, каким образом осуществляется контроль качества в СО, который влияет на снижение риска ее деятельности.

Уполномоченные в области качества осуществляют контроль на каждом этапе строительных работ на предмет их соответствия нормативам: законодательным, техническим, проектным и др. Специалисты в области качества осуществляют проверку качества выполненных работ и их результатов. В СО существуют следующие виды контроля, которые представлены на рисунке 3.

У анализируемой СО ООО «Строитель» имеются соответствующие лицензии и свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Цель любого строительного контроля:

  • определить, что строящийся (построенный) объект соответствует нормативным документам (проекту; техническому регламенту, правилам безопасности);
  • определить, что СМР выполняются в установленные сроки и в рамках сметы.

Строительно-технический контроль:

  • осуществляется проверка сроков строительства объекта в установленные сроки;
  • выполняет подтверждение безопасности работ на объекте;
  • выполняет подтверждение, что объект построен законно.

Следовательно, рекомендуется приступать к контролю качества СМР на стадии планирования строительства объекта, а заканчивать проверочные мероприятия после сдачи объекта в эксплуатацию.

В соответствии с договором, специалист в области качества обязан:

  • проверять проектную документацию (на соответствие нормам);
  • проверять правильность составления сметы;
  • следить за графиком СМР;
  • выполнять контроль качества применяемых строительных материалов;
  • отслеживать «СМР выполняются согласно проектным решениям и действующим градостроительным нормативам?»;
  • контролировать сохранность строительных материалов;
  • оперативно выявлять и устранять нарушения;
  • осуществлять приемку выполненных работ (результат – подписанные акты);
  • отслеживать «выполненные СМР соответствуют ли проекту?»;
  • и т.д.

В свою очередь, эксперты в области строительного контроля выполняют следующие действия: осуществляют проверку наличия всех необходимых документов предоставленные заказчиком; наличие согласованной проектной документации во всех гос. органах; проверка границ строительной площадки; и т.д.

Строительные материалы должны поставляться на строительную площадку после проверки на качество (соответствие ГОСТ, ТУ и техническим свидетельствам), а также должен быть выполнен контроль на наличие, комплектности и правильности оформления документов.

Предлагаем документированные процедуры, которые входят в разработанное «Руководство по качеству». В таблице 1 представлена карта процесса «Производство строительно — монтажных работ (СМР)» для анализируемой строительной организации.

Далее предлагается карта процесса «Управление ресурсами», см. таблица 2.

В случае обнаружения несоответствий по результатам СМР необходимо:

  • получение и рассмотрение претензии (заказчика, авторского надзора, экспертного органа, входного контроля) при планировании, подготовке или в ходе производства СМР (ответственные: генеральный директор (ГД), главный инженер (ГИ), производственно-технический отдел (ПТО));
  • идентификация и документирование несоответствий (ГИ, ПТО);
  • анализ, оценка и определение статуса несоответствий для ответа на претензию (ГИ, ПТО);
  • уведомление соответствующих подразделений организации или внешних поставщиков (ССО, ГИ);
  • подготовка ответа на претензию (ГИ, ПТО);
  • согласование с заказчиком внесения изменений (коррекция ПСД/результатов СМР) (ГД, ГИ, ПТО);
  • внесение изменений (коррекция ПСД/результатов СМР), (начальники участка);
  • повторная проверка (верификация) и сдача СМР заказчику (ГИ, ПТО);
  • анализ, оценка и определение статуса несоответствий для разработки корректирующих действий (ГИ, ПТО);
  • разработка и выполнение корректирующих действий (ГД, ГИ, ПТО).

После получения претензии потребителя, экспертного органа к СМР помощник ГД регистрирует поступившую претензию. ГД определяет ответственное лицо за ответ на данную претензию (ГИ), устанавливает срок подготовки ответа и возвращает письмо с визой помощника ГД, а оригинал хранится у ГИ.

ГД регистрирует претензию в Журнале записей по претензиям и рассылает копию претензии начальнику участка (НУ) и в ПТО с указанием срока подготовки ответа.

ПТО вместе с НУ:

  • проводит анализ, оценку и определение статуса несоответствий (принято/не принято) для ответа на претензию. Ответ передается ГИ, а копия претензии и ответа на нее хранит в делопроизводстве ПТО;
  • НУ вносит изменения в СМР, проводит повторный контроль, проводит анализ, оценку и определение статуса несоответствий (существенные, несущественные, дополнительные требования потребителя) для разработки корректирующих действий, разрабатывает и выполняет по существенным несоответствиям корректирующие действия.

ГИ готовит сводный ответ на претензию в течение 10 дней с момента получения претензии. Претензия считается закрытой после получения положительного заключения от автора претензии.

ГИ один раз в полгода на основании данных ПТО составляет Сводную справку о количестве несоответствий по статусам.

Представитель по качеству 1 раз в год включает анализ несоответствий при подготовке Отчета по анализу СМК.

Существующие несоответствия выявляются в рамках всей СМК (система менеджмента качества), представлены в таблице 3. Записи по качеству – план корректирующих действий. Ответственный исполнитель выполняет корректирующие действия в установленные сроки. Аудиторы проверяют исполнение по отчетам несоответствий.

Регламентирующий документ «Управление СМК». Настоящая процедура распространяется на деятельность всех подразделений СО. К записям по качеству в ходе работ относят:

  • План развития СМК;
  • Отчет о разработке, внедрении, функционировании и улучшении СМК;
  • Отчет по анализу СМК;
  • Протокол заседания Совета по качеству по анализу СМК.

Регламентирующим документом является «Контроль и анализ качества СМР». Настоящая процедура распространяется на деятельность всех подразделений организации.

Осуществляется входной и текущий контроль (журнал входного контроля при производстве СМР); операционный контроль качества СМР; лабораторный контроль; скрытые работы и промежуточная приемка; приемочный контроль; инспекционный контроль. Регламентирующим документом является «Управление ресурсами». Записи: план развития предприятия.

Выводы. При планировании своей деятельности в СМК СО должна учесть внешние и внутренние факторы, требования и выявить экономические риски для организации, а также возможности, подлежащие рассмотрению для:

a) обеспечения уверенности в том, что СМК может достичь своих намеченных результатов;

б) увеличения их желаемого влияния;

в) предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;

г) достижения улучшения.

В соответствии со стандартом ИСО 9001:2015 [7] СО должна планировать следующее:

a) действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;

б) то, каким образом:

1) интегрировать и внедрить эти действия в процессы СМК;

2) оценивать результативность этих действий. Меры, принимаемые в отношении рисков и возможностей, должны быть пропорциональны их возможному влиянию на соответствие выполненных работ, оказываемых услуг».

На наш взгляд, разработанные документированные процедуры, позволят ООО «Строитель» понизить вероятность наступления риска и возможного убытка.

Список литературы

1. Макаревич Л. М. Управление предпринимательскими рисками. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 448 с.

2. Bill Gates. Business the Speed of Thought. – New York: «Warner Books, 1999. – Р.262.

3. Фирцева С. В. Оценка риска в системе менеджмента качества предприятия. Водные ресурсы – основа устойчивого развития поселений Сибири и Арктики в XXI веке. Сборник докладов XXI Международной научно-практической конференции. – Тюмень: ТИУ, 2019. – С. 566-571.

4. Шилкина А. Т. Савкина А. Г. Управление рисками в СМК промышленного предприятия: региональный аспект. // Фундаментальные исследования. – 2015. — №7 (часть 4) – с.857 – 862.

5. ИСО 31000: Менеджмент рисков. [Электронный ресурс] /Официальный сайт Справочник. https://spravochnick.ru/menedzhment/risk-menedzhment/iso_31000_menedzhment_riskov/.

6. ISO/IEC 31010:2009. Risk management — Risk assessment techniques (IDT). Менеджмент риска. Методы оценки риска. [Электронный ресурс] /Официальный сайт. Библиотека нормативной документации. http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293791/4293791964.htm.

7. «ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст) [Электронный ресурс] /Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195013/.

8. «ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст) (вместе с «Разъяснением новой структуры, терминологии и понятий», «Другими международными стандартами в области менеджмента качества и на системы менеджмента качества, разработанными ИСО/ТК 176») [Электронный ресурс] /Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194941/.