http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2019

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10143

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОПОРНОГО ВУЗА РЕГИОНА

MODELING THE PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF
INNOVATIVE POTENTIAL OF THE FlAGSHIP UNIVERSITY OF THE REGION

Франк
Евгений Владимирович,  
кандидат
экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления организацией
университета, Самарский государственный технический университет, г. Самара, evgeny-frank@mail.ru

Frank E.V., candidate of economic
sciences, associate professor of department of
Economics and Management of Organization, Samara State Technical University,
Samara, evgeny-frank@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается новая категория в системе высшего образования — опорный вуз регион, представляющий собой инновационный научно-образовательный центр развития региона, в рамках реализации инновационного потенциала. Для проектирования экономико-математической модели формирования и развития инновационного потенциала региона автором используется теория производственных функций. Разработанная модель позволяет провести оценку данной категории, с помощью DEA-методы.

Summary: The article discusses a new category in the system of higher education — a flagship university of region, which is an innovative scientific and educational center for the development of the region, in the framework of the realization of innovative potential. The author uses the theory of production functions to design an economic and mathematical model for the formation and development of the innovative potential of a region. The developed model allows us to evaluate this category using DEA- methods.

Ключевые слова: опорный вуз региона, инновационный потенциал, теория производственных функций, DEA-метод, инновационный центр развития региона.

Key words: Flagship university of region, innovative potential, the theory of production functions, the DEA method, the innovation center for the development of the region.

Современная экономическая
модель представляет собой систему, где основным фактором конкурентоспособности
являются инновации и способность генерировать инновации: инновационный
потенциал. В условиях экономики знаний основным актором инновационной
деятельности является университет, объединяющий научные, человеческие,
инновационные, финансовые, инфраструктурные и информационные ресурсы для эффективного
инновационного процесса. Именно этим фактором обусловлено внимание на
национальном уровне к высшим учебным заведениям.

Система высшего образования в РФ последние 15 лет проходит сложные трансформационные процессы:

  • переход на Болонскую системы образования;
  • сокращение частного сектора в системе
    высшего образования;
  • создание новых целевых моделей развития
    вузов в РФ: проекты федеральных и 
    научно-исследовательских университетов, вузов проекта 5-100, опорных
    вузов.

Последним трансформационным проектом является
создание сети опорных вузов: 33 вуза (2015-2017гг). В планах Министерства науки
и высшего образования увеличить число опорных вузов до 80, что позволит создать
сеть опорных вузов, которые потенциально могут стать эффективной экономической
сетевой моделью (базирующейся на развитии науки и инноваций) в масштабе страны.

Опорный вуз региона — это вуз являющийся
драйвером регионального развития, посредством развития инновационного
потенциала вуза и  региона.  Опорный вуз региона является центром
формирования региональной инновационной системы.

Основные задачи развития опорного вуза региона:

  • подготовка специалистов для экономики региона;
  • развитие социальных проектов на территории региона;
  • создание коммуникационной технологической платформы  для научных и инновационных проектов;
  • формирование системы управление талантами в регионе в формате: школьник-студент-специалист.

При этом автор согласен с мнением Суровицкой
Г.В. [4],  в том, что  преобладание в региональных университетах
устаревших бизнес-моделей, не отвечающих ключевым требованиям текущего момента,
является препятствием для эффективного участия данных университетов в
современных проектах. Именно поэтому в программах развития опорных
университетов страны – а это наиболее динамично развивающаяся группа
региональных университетов – в соответствии с требованиями конкурсной
документации представлены мероприятия по модернизации основных видов
деятельности для обеспечения развития региональных экономических и инновационных
систем. Отметим, при этом, что  данный
блок (инновационный) представлен достаточно большим число показателей.

По мнению автора, данная тенденция говорит о
том, что опорные вузы рассматриваются в рамках национальной инновационной
системы как центр развития инноваций и позволяет в дальнейшем формировать
каркас национальной инновационной системы из сети опорных вузов региона.

В рамках стратегирования программы развития
опорного университета важно увязывать целевые показатели эффективности с
программой социально-экономического развития региона. Так в рамках стратегии
социально-экономического развития Самарской области до 2030г. СамГТУ определен
как вуз,  который является ведущим
научно-техническим центром региона. Важно отметить, что в программе  развития СамГТУ как опорного вуза Самарского
региона зафиксирована совместная деятельность СамГТУ и  представителей исполнительной власти региона
в рамках “Стратегических сессий” по мониторингу и корректировке приоритетных
задач развития региона [3].

При этом СамГТУ активно участвует в развитии
рынков будущего в рамках концепции Национальной технологической инициативы.
Именно эти отрасли (интеллектуальные беспилотные системы, продовольственный
рынок, основанный на цифровизации технологических процессов, искусственный
интеллект, цифровизация процессов городского хозяйства и развития городского
среды)   в ближайшие 30-50 лет будут
определять экономический ландшафт региона и страны.

Таким образом, деятельность опорного вуза
региона как драйвера социально-экономического развития региона должна
базироваться на активизации инновационных процессов. 

Показателем, отражающим эффективность и
перспективность основных процессов, в т.ч. и инновационных,  в условиях экономики знаний, является
инновационный потенциал. Инновационный потенциал характеризует возможность организации
по созданию инновационного продукта, а также отражает эффективность процессов
инновационной деятельности.  Вследствие
этого крайне важно в рамках  выстраивания
стратегии развития опорного вуза и региона  провести моделирование процесса формирования и
развития инновационного потенциала опорного вуза, а также определение  оценки инновационного потенциала вуза и
региона.

Концептуально процесс формирования и развития инновационного
потенциала опорного вуза региона 
включает в себя следующие этапы:

  • определение инструмента, позволяющего построить  взаимосвязь основных параметров инновационного потенциала опорного вуза и региона;
  • определение параметров инновационного потенциала опорного вуза;
  • определение параметров инновационного потенциала региона;
  • определение  инструмента для оценки инновационного потенциала опорного вуза.

В рамках авторского подхода зафиксируем
характеристики инновационного потенциала опорного вуза региона. По нашему
мнению, данные характеристики, должны являться отражением представления
инновационного потенциала как элементной структуры, состоящей из научного,
кадрового, трансформационного, производственно-технического и
предпринимательского потенциала

Параметры инновационного
потенциала региона должны отражать следующие составляющие инновационного
потенциала: финансовые, научные, инновационные, предпринимательские,
информационные.

На основе [7] и
предложенных подходов определим математический инструментарий,  ресурсы, а также параметры модели формирования
и развития инновационного потенциала опорного вуза и региона.

В рамках создания
экономико-математической модели формирования и развития инновационного
потенциала вуза воспользуемся методологией производственных функций. Теория
производственных функций описывает зависимость между выпуском продукции и
факторами производства. В общем виде объект модели представляет систему
преобразования. В основу моделирования возьмем двухфакторную производственную
функцию Кобба-Дугласа.

Ресурсами формирования
инновационного потенциала опорного    вуза являются:

  • капитальные ресурсы в виде затрат на научные и инновационные работы, а также на  повышение профессиональной квалификации– K;
  • трудовые ресурсы – численность сотрудников вуза, участвовавших в выполнении научных исследований и инновационных разработок, а также в программах повышения профессиональной квалификации – L[7]. На рисунке 1 представлены выходные параметры модели формирования инновационного потенциала опорного вузах.

По нашему мнению, данные параметры составляют
инновационный потенциал опорного вуза.  Параметры модели формирования инновационного потенциала
вуза отражают содержательную характеристику инновационного потенциала опорного
вуза как центра инновационного развития региона, а именно направленность на кадровое,
научное, инновационное развитие в условиях предпринимательской модели развития
опорного вуза.

На рисунке 2 представлены параметры региональной инновационной системы, которые формируются выходными параметрами опорного вуза.

Таким образом, на основании выбранных параметров, в рамках методологии производственных функций представим концептуально модель формирования и развития инновационного потенциала опорного вуза (Рисунок 3).

В рамках моделирования
процесса формирования и развития инновационного потенциала важно провести
оценку инновационного потенциала опорного вуза региона, которое позволит
оценить эффективность инновационных процессов опорного вуза, а также провести
прогнозирование развития инновационного потенциала опорного вуза.

Для оценки инновационного
потенциала автор предлагает использовать DEA (Data Envelopment Analysis)- метод — метод
анализа свертки данных, позволяющий с помощью свертки локальных параметров
получить агрегированный показатель: инновационный потенциал опорного вуза.

Представленные подходы позволяют сделать следующие выводы:

  • в рамках социально-экономического развития региона опорный вуз необходимо зафиксировать как инновационный центр развития региона;
  • стратегирование деятельности опорного вуза и региона предполагает взаимосвязь основных показателей эффективности вуза и региона, в т.ч.  инновационных.
  • на основе моделирования процесса формирования и развития инновационного потенциала вуза и региона необходимо развивать ресурсную базу (трудовой и финансовый  ресурс), а также выходные параметры опорного вуза и региона, формирующие инновационный потенциал вуза и региона.

Литература

  1. Антоненко, И. В.  Инновационный потенциал региональной
    экономики: формирование и реализации: автореферат дис. …  д-ра  
    экон. наук/И.В. Антоненко.  —
    Волгоград, 2014. — 51 с.
  2. Дмитриев, С.М., Месхи, Б.Ч. Как будут
    развиваться опорные университеты. / С.М. Дмитриев, Б.Ч. Месхи// Университетское
    образование.-2017.- Том 21, вып.4.-С. 6-10.
  3. Программа развития СамГТУ как опорного
    вуза [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://su.samgtu.ru/files.
  4. Суровицкая,
    Г.В. Влияние опорных вузов на развитие региональных экономических и
    инновационных систем/ Г.В.  Суровицкая //
    Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные
    науки.-2019.- № 2(50). –С. 200-209.
  5. Толстых, Т.О.,  Корчагин, А.В. Методические подходы к
    управлению  инновационным потенциалом /
    Т.О. Толстых, А.В. Корчагин//Экономинфо.-2017.- №3.- С.65-67.
  6. Тюкавкин, Н.М. Стратегические
    направления развития ведущих секторов образования региона/ Н.М. Тюкавкин,
    Л.А.Сараев// сборник научных трудов Всероссийской научно-методической
    конференции с международным участием, посвященная 75-летию университета.
    Издательство: Самарский национальный исследовательский университет имени
    академика С.П. Королева (Самара). — 2017. — С.107-113.
  7. Франк Е.В. Моделирование инновационного
    влияния опорного университета на региональную экономику //Лифшиц М.Ю., Цапенко
    М.В., Франк Е.В., Тупоносова Е.П./ Проблемы управления и моделирования в
    сложных системах: труды XXI
    Международной конференции — Самара: ООО Офорт, 2019. — С. 441-445.
  8. Франк Е.В. Моделирование стратегического
    развития инновационного потенциала опорного вуза региона//Франк Е.В./
    Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических
    систем в области экономики и управления: сборник трудов I Всероссийской школы-симпозиума-
    Симферополь-2019.- С. 276-280.
  9. Франк, 
    Е.В. Построение модели опорного вуза как элемента инновационной
    инфраструктуры экономики региона /Франк 
    Е.В// Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2016.- т.6. -№ 12A. -С.143-150.