Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.984

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10111

Внедрение системы управления качеством в строительной организации

Organization of quality management system in construction organization

Фирцева Светлана Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики в строительстве, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень; е-mail: sfirceva@yandex.ru

Васильев Евгений Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры Управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, е-mail: Vasilievyv@tyuiu.ru

Firtseva Svetlana Valeryevna, Ph.D., Associate Professor, Department of Economy in the construction, the Tyumen industrial university, е-mail: sfirceva@yandex.ru

Vasiliev Yevgeny Vladimirovich, Ph.D., Associate Professor, Department of Construction management and housing and communal services, the Tyumen industrial university, Vasilievyv@tyuiu.ru

Аннотация: В статье уделено внимание процессу управлению качеством в строительной организации.

Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в статье, направлены на развитие системы управления качеством в ООО «РЖД — Строй». Полученные результаты являются базой для разработки теоретического фундамента процесса создания и развития системы управления качеством в строительной организации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано «Руководство по качеству», которое установит требования к системе качества ООО «РЖД — Строй» и является основным документом при разработке, внедрении и функционировании СМК.

Summary: The article focuses on the process of quality management in the construction organization.

The conclusions contained in the article are directed to the development of quality management system in the construction company “RZD-Stroy». The results of the work are the basis for the development of the process of creating and developing a quality management system in a construction organization.

Practical significance of the study: a «quality Manual» has been developed, which will establish the requirements for the quality system of the organization «RZD-Stroy». «Quality manual» is the main document in the development of a quality system.

Ключевые слова: управление, система качества, строительная организация, система менеджмента качества, ИСО, стандарты менеджмента качества.

Keywords: management, quality system, construction organization, quality management system, ISO, quality management standards.

Введение. Строительный рынок подрядных работ активно развивается, соответственно возникают проблемы создания и сохранения конкурентных преимуществ. Еще одна проблема — обеспечение качества выполняемых строительных работ с позиций требований не только отраслевых стандартов, но и потребительских предпочтений.

Главной задачей системы качества (СК) строительной организации является создание условий, которые позволяли бы ей оказывать услуги (выпускать продукцию), отвечающие установленным и предполагаемым требованиям (достигать требуемого качества) и иметь возможность продемонстрировать эту способность заказчику и инвестору [1].

На сегодняшний день вопрос, связанный с управлением качества строительной продукции, решен не до конца. Существуют немало проблем в данной области. В условиях конкурентной экономики нельзя обойтись без учета требований международных стандартов, их привязке к специфике строительства [2]. Требования к качеству выполненных строительных работ постоянно возрастают. Из чего следует, что руководству необходимо уделять особое внимание данному аспекту. Изученная проблема позволило нам выбрать направление нашего исследования, цель которого – осуществить разработку рекомендаций по внедрению СК в строительной организации.

Объектом исследования – деятельность строительной организации (на примере ООО «РЖД-Строй»). Данная организация действует на рынке с 2016 г. и занимается строительством железнодорожных путей, дорог, магистральных трубопроводов и выполняет общестроительные работы.

Предметом исследования являлись организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы управления качеством в строительной организации.

Ход исследования. В ходе проведенного анализа определено, что ООО «РЖД- Строй» — это одна из организаций, с которой можно уверенно реализовывать свои самые сложные и амбициозные, инвестиционные идеи, и на высоком профессиональном уровне сможет решить поставленные перед ней задачи. Организационная структура данной компании ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, в организационном поведении персонала организации, который занимает активную позицию, реализуя поставленные цели. На рисунке 1 представлена динамика выполненных объемов работ ООО «РЖД- Строй» за 2016-2018 гг.

Таким образом, на основе проведенного анализа выполненных объемов работ, можно сказать, что с 2016 г. по 2018 г. наблюдается рост показателя с 442140 тыс. руб. до 990050 тыс. руб., темп роста за анализируемый период составил 224 % (или 547910 тыс. руб.).

Анализ динамики объемов выполненных работ ООО «РЖД- Строй» показал, что организация динамично развивается.

В ходе проведения SWOT – анализа деятельности ООО «РЖД- Строй» были определены: сильные (S — Strengths) и слабые стороны (W — Weaknesses), возможности (O – Opportunities), а также угрозы (T — Threats). Результаты SWOT – анализа деятельности ООО «РЖД- Строй» представлены в таблице 1.

В ходе проведенного SWOT- анализа деятельности ООО «РЖД — Строй», нами определены наиболее эффективные стратегии.

1. Расширение на строительном рынке: географическая экспансия. На строительном рынке подрядных работ возникает благоприятная рыночная ситуация, из чего следует, что необходимо развивать свое присутствие на рынке г. Тюмени и Тюменской области. Предлагаются следующие перспективные сегменты:

  • жилищное строительство;
  • дорожное строительство;
  • промышленно-складское строительство.

2. Внедрение СК.Расширение на рынке (географическая экспансия) невозможно без услуг, которые должны быть представлены в соответствии с системой менеджмента качества (СМК).

Как показывает практика, на рынке строительных подрядных работ наблюдается большое количество строительных компаний, которые внедрили на производстве СМК.

ООО «РЖД — Строй» успешно выполняет строительно-монтажные работы по заказу различных организаций, наиболее крупные из них: ОАО «Российские железные дороги». На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что все работы выполняются качественно и в срок.

На все виды работ имеются соответствующие лицензии и свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Методы и методология. Для внедрения СК на предприятии было уделено внимание теоретическим основам в поставленной проблеме.

СК взаимодействует со всеми видами деятельности и процессами, только в этом случае она будет эффективной.

На сегодняшний день для эффективного внедрения СК на производстве, разработано ряд стандартов под названием ИСО 9000 [3,4,5].

Наиболее актуальными и востребованными считаются стандарты ИСО 9000 и ИСО 14000, которые используют различные организации.

В ООО «РЖД-Строй» проведен анализ действующей СК (входной, операционный, приемочный, контроль):

  • тщательно проанализирована документация организации, которая регламентирует СК;
  • проведена беседы с руководством и топ менеджерами «РЖД — Строй».

На основе проведенного анализа выделены слабые и сильные стороны существующей СК, а также определен необходимый объем работ по созданию СК в ООО «РЖД-Строй».

Изучив ряд нормативных документов [3,4,5,6,7] в области CК, были определены стадии внедрения СК в организации (см. рисунок 2).

На сегодняшний день для эффективного внедрения систем качества на производстве, разработано ряд стандартов под названием ИСО 9000 [3,4,5,9].

Стандарты ИСО являются разработками, которые продиктованы развитием рынка.

Основными документами в области качества являются (см. рисунок 3) [8]:

  • «Политика в области качества» — документ, который содержит цели, принципы и задачи организации в области качества, а также механизм их решения;
  • «Руководство по качеству» — изложены функции руководства, построения СК, используемых процедур и методик для управления деятельностью, влияющей на качество продукции, и услуг организации в соответствии с выбранной моделью системы качества по ИСО 9000.

Нами определены и прописаны основные положения «Руководства по качеству» для ООО «РЖД — Строй».

Результат и область применения. В работе было определено, что в ООО «РЖД- Строй» функционируют три процесса (см. рисунок 4):

  • СМК «Управление СМК»;
  • «Производство СМР»;
  • «Управление ресурсами».

Выводы. С целью минимизации риска руководство ООО «РЖД- Строй» должно осуществлять мониторинг и анализ (с применением SWOT – анализа).

При выполнении подрядных работ на строительном рынке у анализируемой организации могут возникнуть следующие риски:

  • отрицательный результат при участии в конкурсных торгах на производство СМР;
  • сокращение сроков СМР по требованию заказчика;
  • возможная несогласованность нескольких производителей СМР, реализуемых на одном участке;
  • приостановка СМР на объектах из-за несвоевременной поставки оборудования, материалов;
  • длительное оформление договоров с контрагентами;
  • срыв сроков выполнения, поставки;
  • выявление нарушений, связанных с производством СМР, государственными надзорными органами;
  • жалобы на проведение работ;
  • возникновение конфликта, вовлечение надзорных организаций, следовательно, задержка производства СМР;
  • со стороны надзорных органов: сложности прохождения экспертизы в связи с изменениями в научно-технической документации в период от момента начала СМР до их завершения; получение отрицательного заключения; штрафные санкции; приостановка СМР на объекте; неоднозначность требований надзорных органов в разных регионах; несвоевременное получение информации об изменениях в научно-технической документации;
  • исключение из состава СРО при отсутствии у персонала подтверждений повышения квалификации в области строительства.

В 2019 г. и 2020 гг. ООО «РЖД — Строй» планирует увеличить объемы строительных работ до 1500000 тыс. руб., по сравнению с 2018 г. (990050 тыс. руб.), рост составит 52%.

Внедрение СК в ООО «РЖД — Строй» позволит минимизировать вышеперечисленные риски, а также повысит имидж на рынке строительных работ, что, несомненно, отразится на финансовом результате организации.

Список литературы

1. Фирцева, С. В. Роль системы управления качеством на предприятии. Новые технологии – нефтегазовому комплексу: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. П. В. Евтин. – Тюмень: ТИУ, 2018. Том V. – 323 с.

2. Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества: Учебное пособие / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон — М.: КноРус, 2013. — 186 c.

3. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145478/bb6885bf400d8df14b457db30c94ba6d4f3122cc/.

4. «ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст) [Электронный ресурс] /Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195013/.

5. «ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст) (вместе с «Разъяснением новой структуры, терминологии и понятий», «Другими международными стандартами в области менеджмента качества и на системы менеджмента качества, разработанными ИСО/ТК 176») [Электронный ресурс] /Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194941/.

6. ИСО 31000: Менеджмент рисков. [Электронный ресурс] /Официальный сайт Справочник. https://spravochnick.ru/menedzhment/risk-menedzhment/iso_31000_menedzhment_riskov/.

7. ISO/IEC 31010:2009. Risk management — Risk assessment techniques (IDT). Менеджмент риска. Методы оценки риска. [Электронный ресурс] /Официальный сайт. Библиотека нормативной документации. http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293791/4293791964.htm.

8. Фирцева С. В. Васильев Е. В., Основные этапы внедрения системы качества в строительной организации. Новые технологии – нефтегазовому региону. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. (в печати). 0,188 п. л.

9. Озерцова, Л. Н. ИСО — это что такое? Международная организация по стандартизации / [Электронный ресурс] / Л. Н. Озерцова // Fb. – Режим доступа: http://fb.ru/article/262892/iso—eto-chto-takoe-mejdunarodnaya-organizatsiya-po-standartizatsii.