http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2019

УДК 331.101.38

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10104

РОЛЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

ROLE OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF A MECHANISM FOR IMPROVING REGIONAL PERSONNEL POTENTIAL

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Липецкой области в рамках научного проекта № 19-410-480002.

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the administration of the Lipetsk Region as part of a scientific project No. 19-410-480002.

Пищулин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

Шепелев Максим Иванович, кандидат экономических
наук, доцент, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет
им. И. А. Бунина

Pishchulin V.N., vn_pishchulin@mail.ru

Shepelev M.I., max-shepelev@rambler.ru

Аннотация:
В
статье рассматриваются аспекты формирования кадрового потенциала региональной
экономики. Дана характеристика экономических и социальных компонентов
формирования кадрового потенциала региона. Особое внимание уделено
образовательной деятельности, как основе механизма повышения кадрового
потенциала. Определены ключевые проблемы взаимодействия работодателей и
образовательных организаций в регионе. Предложены мероприятия по созданию
механизма интеграции и взаимодействия системы высшего образования с ведущими работодателями
региона для подготовки специалистов, ориентированных на инновационные аспекты
регионального развития.

Summary: The article discusses aspects of the formation
of the personnel potential of the regional economy. The article describes the economic
and social components of the formation of the personnel potential of the
region. Particular attention is paid to educational activities, as the basis of
the mechanism for increasing human resources. The key problems of interaction
between employers and educational organizations in the region are
identified.  Measures are proposed to
create a mechanism for the integration and interaction of the higher education
system with leading employers in the region.

Ключевые
слова:
региональный кадровый
потенциал, рабочая сила, инновационная экономика, уровень безработицы,
образовательная деятельность региона, университетское образование.

Keywords:
regional personnel
potential, manpower, innovative economy, unemployment rate, educational
activities in the region,
university
education.   

Введение

В современных условиях инновационное
обновление экономики региона невозможно без участия кадрового потенциала, выступающего
ее неотъемлемой частью, направленного на создание новых технологий и средств
производства, осуществление технологических изменений. Оценка современного состояния
рынка труда отдельного региона – Липецкой области – позволяет утверждать, что в
условиях модернизации производства и ориентации на инновационное развитие
область испытывает острую потребность в профессионально-компетентных кадрах,
способных ориентироваться и осуществлять работу в постоянно изменяющихся
экономических условиях. В связи с этим актуальной является проблема повышения
кадрового потенциала региона путем перехода образования от фундаментальных
знаний к инновационному вектору подготовки специалистов, готовых применять
полученные знания на практике. Следовательно, одним из определяющих факторов в
разработке механизма повышения эффективности регионального кадрового потенциала
является уровень развития науки и образования.

Ключевые составляющие развития
регионального кадрового потенциала

Как
показывает практика, социально-экономическое развитие Липецкой области в целом
формируется под влиянием общероссийских тенденций, учитывая реализуемую на
федеральном уровне налоговую, бюджетную и инвестиционную политику. Повышение
регионального кадрового потенциала, несмотря на положительную динамику в
развитии (уровень регистрируемой безработицы в 3 раза ниже
среднероссийского и составляет 0,3%) сталкивается с рядом негативных моментов, в
числе которых особую актуальность приобретают экономические, социальные и личностные
факторы. [1]

Отметим,
что базовыми экономическими компонентами, оказывающими влияние на
функционирование и развитие кадрового потенциала Липецкой области, выступают,
во-первых, территориальная диспропорция спроса и предложения рабочей силы на
региональном и локальном рынках труда. Так, например, на рынках труда
Данковского и Измалковского районов, а также городского округа город Елец увеличивается
напряженность, показатели уровня безработицы превышают среднерегиональные и на
начало 2019 г. составили – 0,46%, 0,72% и 0,64% соответственно. [2] Справедливо
отмечено, что «одной из причин сохранения локализации районных рынков труда
является низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая
эффективному использованию собственных трудовых ресурсов». [3]
Поэтому, среди существенных причин, оказывающих влияние на низкую трудовую
мобильность жителей Липецкой области, необходимо выделить:

  • отсутствие необходимой информации об имеющихся возможностях трудоустройства с дальнейшим обустройством членов семьи в других муниципальных районах области;
  • неразвитая или слаборазвитая необходимая инфраструктура (жилье, детские сады, медицинские учреждения и др.) для размещения российских мигрантов;
  • несовершенство механизма организованного найма граждан для работы в случае реализации крупных инвестиционных проектов на территории области.

Во-вторых,
большинство работников задействованы на сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятиях и организациях региона, что определяет сезонный характер
безработицы в Липецкой области. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной
переписи 2016 г. численность работников в среднем на одну сельскохозяйственную
организацию составляла 3,1 тыс. человек. [4]

Социальный
фактор механизма повышения регионального кадрового потенциала раскрывает проблему
трудоустройства наименее конкурентоспособных граждан. «Это женщины, имеющие
малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане,
имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане
предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не
имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных
образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица,
уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы)».[3] В этих целях актуальным становится вопрос реструктуризации базы
рабочих мест (за счет промышленного развития региона), что в свою
очередь связано необходимостью обеспечения долгосрочного взаимодействия между
возможностью замещения вакантных должностей и спросом на рынке труда.

Раскрывая
негативные моменты, влияющие на развитие регионального кадрового потенциала необходимо
выделить личностную составляющую, под которой в данном контексте будем понимать
совокупность деловых и личностных качеств работника,
речь идет о:

  • проблемах трудоустройства и незанятости будущих выпускников образовательных учреждений области, связанных с модернизацией системы образования;
  • инерционности реакции системы высшего образования на изменения требований воспроизводственной системы региона, а также выпускников, проживающих в сельской местности;
  • значительном росте требований к работникам, проявляющихся в наличии высокого уровня квалификации и сформированности профессиональной компетентности;
  • наличии на рынке труда дополнительных преград, снижающих предложения (неудовлетворительное состояние здоровья работников, низкая заработная плата, несоответствие работника требуемому уровню знаний и квалификации).

Значение университетского
образования в повышении регионального кадрового потенциала

Одним
из неотъемлемых компонентов механизма повышения регионального кадрового
потенциала в контексте инновационного обновления экономики Липецкой области
является образовательная составляющая, которая определяет уровень и качество
подготовки рабочей силы по востребованным профессиям. В данном случае речь идет
о системе университетского образования, которая, к сожалению, все чаще
ассоциируется с «накачкой информацией», а не с «культивированием» духовной,
высокообразованной личности в условиях современных требований. Безусловно, с
позиции инновационного развития экономики основой любого производства
становится кадровый потенциал, а понятие «образованный человек» трактуется как
«информированный человек», поскольку информационные ресурсы рассматриваются как
основной фактор производства, наряду с трудом и капиталом.

Однако,
не следует забывать о том, что ключевым источником повышения кадрового
потенциала в контексте инновационного развития региональной экономики является
творческая активность людей. Именно высокоинтеллектуальный кадровый потенциал генерирует
новые знания и технологии, обеспечивая рентабельное производство во многих
отраслях экономики области. Все это обеспечивается посредством реализации
системы университетского образования, способного осуществлять интеграционные
процессы, происходящие в современном российском обществе.

Согласно
Энциклопедии профессионального образования «университет – высшее учебно-научное
заведение, в котором изучается сеть дисциплин, составляющих основы научных
знаний, осуществляет подготовку специалистов широкого профиля по широкому
спектру наук». [5] Следовательно,
университетское образование, направленное на повышение эффективности
регионального кадрового потенциала, позволит преодолеть
комплекс узкого, специализированного
образования и сделает упор на подготовку практико-ориентированных кадров.

Но
в настоящее время университетское образование сталкивается с множеством проблем
в плане конечного трудоустройства выпускников и прямого взаимодействия
образовательных организаций с работодателями региона. Это наиболее характерно
для региональных вузов, выпускники которых заведомо имеют меньше возможностей
для трудоустройства на местах, чем выпускники крупных столичных вузов Москвы и
Санкт – Петербурга. Данная проблема носит многослойный комплексный характер.
Вузовское образование в ХХ веке являлось своеобразным локомотивом экономики,
поскольку поставляло квалифицированные кадры для различных отраслей. Именно
тогда производство следовало за образованием. В ХХI веке, с ускоренным развитием
информационно-коммуникационных технологий и повысившейся скоростью передачи
информации ситуация изменилась. Многие образовательные организации не поспевают
за потребностями и спросом на рабочую силу со стороны работодателей. Ситуацию
усугубляет и тот факт, что негативные изменения в российской экономике,
произошедшие в начале переходного периода, а затем ряд финансово-экономических
кризисов 2008 – 2014 годов, привели к тому, что материально-техническая база
многих отечественных предприятий оказалась полностью разрушена, стимулы к
разработке и внедрению инноваций за счет собственных ресурсов потеряли свою
актуальность из-за дороговизны и длительного периода ожидания конечных
результатов. В таких условиях большинство крупных предприятий, являющихся
ведущими работодателями, принимают решение осуществлять свою деятельность по
уже известным и готовым к реализациям зарубежным технологиям, используя
лицензионные соглашения, договоры франшизы, инжиниринг и другие формы передачи производственного
опыта и технологий. Соответственно, меняются требования работодателей к работнику.
Учесть эти требования и мгновенно на них среагировать невозможно. Для этого
рынку образовательных услуг требуется определенное время.   

Задача
по переходу отечественной экономики на инновационный путь развития не может
быть решена без формирования четкого механизма взаимодействия работодателей и
организаций высшего и среднего профессионального образования. Причем, данный
механизм не может быть сформирован на директивной основе по вертикали «сверху –
вниз». Государство может создать максимально благоприятные условия для развития
такого взаимодействия через систему различных социально-экономических стимулов
как для работодателей, так и для образовательных организаций. Но определять
каким образом данный механизм может быть реализован на практике будут только
регионы, учитывая свою специфику и место в межрегиональном разделении труда.

Центром
аккумулирования таких усилий должно стать руководство региона, обеспечив
площадку для взаимодействия бизнес-сообщества, региональной власти и
представителей образовательных организаций. Сегодня главной проблемой и
претензией со стороны региональных властей и работодателей к выпускникам вузов
является не готовность выпускника сразу включаться в производственный процесс
без дополнительного обучения на месте, а иногда и переобучения. Чаще всего
критике подвергаются выпускники вузов, окончившие все три ступени высшего
образования, а именно: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. На практике
получается парадоксальная ситуация, когда человек, имеющий диплом,
подтверждающий его компетенции как специалиста высшей квалификации, оказывается
менее всего востребованным на рынке труда. И связано это с длительностью
периода обучения. Обучаясь по очной форме по программам бакалавриата человек
тратит на образование 4 года, по программе магистратуры – 2 года, в аспирантуре
– 3 года. В итоге, выходя на рынок труда, человек после 9 лет обучения
сталкивается с проблемой устаревших знаний, умений и навыков, которые были им
получены в начале обучения.

Эта
проблема ставит перед современным образованием сложную задачу по подготовке
профессионального, компетентного специалиста в кратчайшие сроки, но при этом
готового обучаться и непрерывно совершенствоваться. В этой связи концепция
непрерывного образования (Life-long learning) выходит на первый план в системе
подготовки кадров для региональной экономики.

Второй
немаловажной проблемой в региональном и национальном масштабах является
подготовка профессиональных управленческих кадров для различных отраслей
экономики. При кажущейся распространенности и популярности такого направления
подготовки как «менеджмент» в системе высшего образования, тем не менее, многие
регионы, отрасли и отдельные предприятия нуждаются в новом подходе к управлению
и реализации своих функций.  Доказательством
такой потребности является проведение ежегодного национального конкурса «Лидеры
России», главная задача которого состоит в поиске талантливых управленческих
кадров, способных к инновационной деятельности и реализации амбициозных
проектов различного уровня. [6]

Аналогичные
проекты реализуются и в регионах, в том числе и в Липецкой области, которая
испытывает кадровый голод в специалистах управленческого звена. [7]

Заключение

В
этой связи, задачи регионального образования становятся понятными и очевидными:

  • подготовка квалифицированных специалистов для реального сектора экономики, способных к непрерывному обучению;
  • подготовка современных управленческих кадров, ориентированных на высокий конечный результат деятельности, готовых мыслить нестандартно и находить оптимальные решения с учетом неопределенности и риска.

Решение
данных задач в контексте регионального высшего образования должно основываться
на следующих подходах:

  • максимальная интеграция представителей работодателей в образовательный процесс;
  • корректировка образовательных программ с учетом региональной потребности в кадрах тех или иных отраслей;
  • обеспечение возможности осуществления непрерывного образования через реализацию дополнительных профессиональных программ и курсов повышения квалификации, учитывающих запросы региональных работодателей;
  • внедрение новых прогрессивных форм обучения, таких как онлайн обучение, смешенное обучение по системе Blended Learning, позволяющих изучать дистанционно ряд дисциплин, экономя время и ресурсы как вузов, так и обучающихся;
  • использовать новейшие подходы и методики подготовки управленческого персонала, ориентированного на инновационную и креативную составляющую его трудовой деятельности;
  • изменить саму парадигму восприятия и трактовки управленческого руда с узкого ограниченного представления о том, что менеджер – это прежде всего начальник отвечающий за планирование, организацию, контроль и мотивацию персонала, на понимание факта, что современный руководитель – это чаще всего психолог, учитель, воспитатель, наставник, креативный и способный к нестандартным решениям человек, который осознает свою роль в системе управления и готов нести ответственность за принимаемые решения.

Решение данных задач, в частности, организация процессов модернизации образования в тренде инновационной направленности региональной экономики, позволят говорить о базовой и существенно возрастающей роли университетов в подготовке кадрового потенциала, сохраняющих разумное соотношение между наукой и образованием, исследовательской и образовательной деятельностью. Конструктивно развивать и воплощать в практике данную задачу подготовки профессиональных компетентных специалистов – это глубинная цель современного университетского образования.

Литература

1.   Официальный Интернет-сервер «Администрация Липецкой
области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admlr.lipetsk.ru

2. Официальный Интернет-сервер «Управление труда и занятости Липецкой
области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
http://utiz48.ru/

3. Постановление администрации Липецкой области № 465 от 16 октября
2013 г. «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие
рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области». Консультант
Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;
base=RLAW220; n=63025 

4. Официальный Интернет-сервер «Территориальный орган Федеральной
службы государственной статистики по Липецкой области. Основные итоги
Всероссийских сельскохозяйственных переписей муниципальных образований»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lipstat.gks.ru

5. Энциклопедия профессионального образования (в 3-х томах) под ред.
С.Я. Батышева – Москва. : Российская Академия образования. Ассоциация
«Профессиональное образование», 1999. — 379 с.

6. Официальный портал конкурса Лидеры России [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://лидерыроссии.рф/#project

7. Официальный портал конкурса Лидеры региона [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://команда48.рф