Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.025

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10613 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ 

MUNICIPAL PROGRAMS IN THE DEVELOPMENT OF TERRITORIES AS AN ELEMENT OF THE PROGRAM-TARGET MANAGEMENT METHOD

Шабалина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления им. Н.Г. Нечаева, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», город Елец

Shabalina Tatyana Aleksandrovna  , candidate of pedagogical sciences, аssociate Professor of the Department of Economics and Management named after N.G. Nechaev, FGBOOU WAUGH «Yelets state university him I.A. Bunina», city of Yelets 

Аннотация. Целевые программы являются важнейшим инструментом, обеспечивающим поступательное и комплексное развитие муниципальных образований. Они являются важнейшим элементом программно-целевого планирования и прогнозирования развития территорий.  Сегодня направления развития муниципальных образований все активнее связывают с интересами проживающих здесь граждан и расположенных на территории хозяйствующих субъектов. В данной работе был проведен краткий анализ итогов реализации муниципальных программ на территории конкретного муниципального образования.  Программно-целевой метод управления — это   эффективный и ускоренный вариант решить насущные и масштабные проблемы конкретного муниципального образования.  Подобный подход к управлению развитием территорий значительно повысит эффективность реализации многих стратегических задач, стоящих перед муниципальным образованием.

Abstract. Targeted programs are the most important tool for ensuring the progressive and comprehensive development of municipalities. They are the most important element of program-targeted planning and forecasting of the development of territories. Today, the directions of development of municipalities are increasingly associated with the interests of citizens living here and economic entities located on the territory. In this paper, a brief analysis of the results of the implementation of municipal programs on the territory of a particular municipality was carried out. The program-target management method is an effective and accelerated way to solve urgent and large-scale problems of a particular municipality. Such an approach to managing the development of territories will significantly increase the effectiveness of the implementation of many strategic tasks facing the municipality.

Ключевые слова: муниципальная целевая программа, программно-целевой метод, экономическое развитие, муниципальный район

Keywords: municipal target program, program-target method, economic development, municipal district 

Введение. В общем виде целевая программа – это комплекс   официально утвержденных документов, разработанных органами государственной власти для реализации различных мероприятий, способствующих решению острых социально-экономических проблем. Муниципальные целевые программы привязаны к конкретному муниципальному образованию. Они представляют собой совокупность различных мер экономического, производственного, социального, природоохранного направления, которые увязаны по источникам ресурсов, ответственным исполнителям, времени реализации. Они разрабатываются при активной поддержке государства и ориентированы на решение проблем в различных сферах деятельности региона.

В данном контексте есть моменты, которые требуют теоретического осмысления, обоснования значимости применения программно-целевого управления на уровне конкретного муниципального образования.

Целью данного исследования является предположение, что применение программно-целевого метода в управлении развитием конкретного муниципального образования позволяет массировано и точечно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить эффективное разрешение проблемных экономических задач развития территории. 

Гипотеза данного исследования состоит в том, что целевые муниципальные программы, являясь элементом программно-целевого планирования развития территорий, позволяют в короткий срок решить наиболее актуальные экономические и социальные проблемы территориального образования.

Новизна исследования обусловлена проведенным статистическим анализом показателей, характеризующих реализацию отдельных индикаторов целевых программ на территории муниципального образования.

Механизм реализации целевых программ дает возможность значительно улучшить инвестиционный климат на проблемной территории, привлечь средства инвесторов, создать или развить производства, размещение которых наиболее оптимально с ресурсной точки зрения на данной территории.   В процессе исследования были применены методы статистического анализа, синтеза, обобщения.

Методология проведения исследования. Базовые теоретические подходы к развитию территорий были сформированы такими крупными зарубежными исследователями, как: Э. Гувер, Х. Зиберт, В. Кристаллер, В. Лаунхардт, А. Леш, Ф. Перру, И.Г. Тюнен, Дж. Фридман, Р. Уолкер и другими. Проблемы экономического развития территорий, взаимодействия органов местного самоуправления и местных сообществ были подняты в работах A.M. Александрова, Е.Л. Андреевой, О.В. Кузнецовой, С.Н. Леонова, М.В. Романовского и многих других.

В научной литературе можно встретить разнообразные подходы к трактовке программно-целевого метода управления территориальным развитием, применяемым методам и механизмам. В «Экономическом словаре» отмечено, что «целевая программа — это совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой, общей цели. Известны федеральные, региональные, научно-технические, социально-экономические, экологические целевые комплексные программы» [1]. Они являются базовыми элементами программно-целевого метода управления развитием региона. «Программно-целевое планирование — это один из видов планирования и управления. В основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели- пути-способы-средства» [2].

 Программно-целевое управление, получившее в последние годы широкое распространение в отечественной практике, различными авторами трактуется не однозначно. Бурдуковская А.П. считает, что «целевая программа – это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, научно-исследовательских, производственных, проектных, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства» [3]. По мнению В.А. Орлова «целевые программы являются основным способом решения крупных социально-экономических проблем и включают в себя разработку и реализацию взаимосвязанных программах мер, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества» [4].

В Японии некоторые специалисты в области плановой работы ориентируются на то, что «общегосударственные экономические планы отражают интересы всех слоев населения, так как разрабатываются на основе «общенационального согласия» [5]. В частности, К. Тани считает, что “правительство создало такую систему принятия стратегических решений, которая позволяет представителям самых различных интересов участвовать в формировании экономической политики» [5]. «Главная цель — обеспечить основу сбалансированного развития нации. Исходя из существующих проблем планового развития государственной территории и необходимости обеспечения ее безопасности поставлена задача добиться ликвидации чрезмерной концентрации населения, экономики и административных функций государства в основных районах страны, достичь повсеместного развития ее территории, углубления связей между отдельными районами» [5].

Ход исследования. Как отмечено исследователями, программно-целевой метод базируется на реализации такого алгоритма формирования целевой программы: «цели программы – пути достижения программных целей – ресурсы, необходимые для достижения целей». Это не только ориентирует имеющиеся ресурсы на достижение поставленных целей, но и взаимно увязывает их. Поэтому, одной из особенностей данного метода является не просто ориентирование на желаемое состояние системы, но и разработка последовательности действий для достижения конкретного результата.

Проведем анализ статистических данных, характеризующих реализацию  отдельных направлений нескольких целевых муниципальных программ на территории отдельных муниципальных районов Липецкой области  за  период 2018-2020 годов и проанализируем их плановую динамику на период до 2025 года [6]. Информация отражена в таблице 1.

 Из нее следует, что реализация целевой муниципальной программы «Развитие экономического потенциала района, стимулирование экономической активности бизнеса» на территории Елецкого муниципального района Липецкой области» обеспечит улучшение многих показателей, характеризующих развитие предпринимательской деятельности. 

В частности, хотя и ожидается к 2025 году по сравнению с 2018 годом снижение темпов роста инвестиций в основной капитал региона на 14%, но темп роста объема отгруженной промышленной продукции (товаров, работ, услуг) за этот период возрастет на 27,8%. Ожидается и рост темпов роста производства продукции сельского хозяйства на 7,5%.

В таблице 2 представлены сведения о реализации целевой муниципальной программы «Создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и функционирования малых форм хозяйствования района» на территории Елецкого муниципального района Липецкой области» [6].

Реализация этой целевой программы предположительно позволит к 2025 году значительно улучшить некоторые показатели, характеризующие деятельность малых сельскохозяйственных предприятий.

Оборот закупаемой (произведенной) продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами должен возрасти с 110 млн. руб. в 2018 году до 214 млн. руб. в 2025 году. За этот период предполагается резкий рост объемов выданных займов кредитными сельскохозяйственными потребительскими кооперативами – с 50 млн. руб. в 2018 году до 300 млн. руб. в 2025 году. Доля продукции, закупленной у личных подсобных хозяйств, возрастет с 50% до 85%.

Таблица 3 отражает сведения о показателях задач целевой муниципальной программы ««Повышение качества торгового и бытового обслуживания населения Елецкого муниципального района Липецкой области на 2018-2020 годы» [6].

Динамика указанных в таблице показателей за анализируемый период не показывает резких изменений, наблюдается их относительная стабильность.

Исключение составляет показатель, отражающий предоставление субсидий на компенсацию затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих торговое и бытовое обслуживание в сельских населенных пунктах, кроме районных центров. Его рост за анализируемый период составит 256%, или с 66,5 тыс. руб. до 170 тыс. руб.

Это позволило сделать вывод, что целенаправленное использование ресурсов для устранения возникших проблем в экономическом развитии района дает возможность достичь определённый социальный эффект, улучшить возможности для повышения качества жизни проживающего населения.  

Результаты и обсуждение. Муниципальные целевые программы являются элементом развития и управления территориальными образованиями.  Анализ реализации отдельных муниципальных программ на территории некоторых муниципальных районов Липецкой области показал, что существуют недостатки в практике их разработки и применения. Это  значительно снижает эффективность отдачи от них, и есть основания полагать, что эти недостатки характерны для многих муниципальных образований:

  • чаще всего разработка программ ведется одним инициатором, не учитывается общественное мнение и отсутствует обсуждение её необходимости для населения;
  • при разработке муниципальных программ не проводится экспертиза её значимости для стратегического развития территории, она подвергается только финансовому контролю в финансовых структурах администрации муниципального образования района;
  • отсутствие отлаженных механизмов привлечения внебюджетных средств для реализации программ, эффективной оценки их результативности;
  • потенциал местного сообщества не рассматривается как источник дополнительных ресурсов, что нецелесообразно с точки зрения совершенствования демократизации общества;
  • для селективного отбора острых проблем муниципального образования возможно создание банка проектов, проведение социологических опросов граждан для более эффективного выявления проблем территории;
  • перспективным направлением при формировании и реализации муниципальных программ может оказаться применение модели партисипативного управления.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы заинтересованными лицами, профессиональная сфера интересов которых связана с решением проблем и перспектив реализации муниципальных целевых программ, нацеленных на развитие экономического потенциала муниципальных образований.

Выводы. Целевые муниципальные программы являются важнейшим элементом программно-целевого метода управления территориями. Целенаправленное и точечное направление финансовых ресурсов на решение острых, или стратегических проблем муниципального образования позволяет в сравнительно короткий срок достичь запланированных результатов.

Практическая значимость данного исследования обусловлена уточнением    необходимости муниципальных целевых программ в экономическом и социальном развитии муниципальных образований, выявлением недостатков в   механизме разработки и реализации муниципальных программ на примере конкретного муниципального образования. 

Перспективы дальнейшего исследования связаны с совершенствованием механизма формирования и реализации муниципальных целевых программ в целях оптимального социально-экономического развития муниципальных образований. 

Список источников

  1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/20160
  2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/19118]
  3. Бурдуковская, А.П. К вопросу об оценке эффективности целевых программ // Проблемы антикризисного управления и экономического развития: Материалы III научно-практической конференции, Новосибирск (27-31 октября 2016г.) — с. 23-26
  4. Орлов, В.А. Методические аспекты оценки эффективности целевых программ в Российской Федерации // Успехи современной науки, 2016. №6, с. 64-68.
  5. Тani Konichi. (1997). Planning Through National Consensus // Work in Business United Nations University. — Tokyo. — Vol. 10. — P. 7.
  6. http://krai-rodnoi.ru/wp-content/uploads/2020/02/Постановление-922-от-27.12.2019.pdf

References

  1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/20160
  2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/19118]
  3. Burdukovskaya, A.P. K voprosu ob ocenke e`ffektivnosti celevy`x programm // Problemy` antikrizisnogo upravleniya i e`konomicheskogo razvitiya: Materialy` III nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk (27-31 oktyabrya 2016g.) — s. 23-26
  4. Orlov, V.A. Metodicheskie aspekty` ocenki e`ffektivnosti celevy`x programm v Rossijskoj Federacii // Uspexi sovremennoj nauki, 2016. №6, s. 64-68.
  5. Tani Konichi. (1997). Planning Through National Consensus // Work in Business United Nations University. — Tokyo. — Vol. 10. — P. 7.
  6. http://krai-rodnoi.ru/wp-content/uploads/2020/02/Postanovlenie-922-ot-27.12.2019.pdf

Для цитирования: Шабалина Т.А. Муниципальные программы в развитии территорий как элемент программно-целевого метода управления // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-35/

© Шабалина Т.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.