Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.2

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10611

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ ФИРМЫ

FIRM RESOURCE MANAGEMENT

Ерохина В.С., ФГБОУ ВО «Кубанский ГАУ»

Калитко С.А., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский ГАУ»

Erokhina V.S., FSBEI HE «Kuban GAU»

Kalitko S.A., Ph.D., Associate Professor, FSBEI HE «Kuban GAU» 

Аннотация. Обоснована необходимость регламентирования управления ресурсосбережением на основе определения функций управления ресурсосбережением для управленческого персонала (менеджеров по логистике, бухгалтеров) и формирования системы управления ресурсосбережением в организации на основе эффективного использования ресурсов, роста производительности труда и снижения затрат. Уточнены направления ресурсосбережения: снижение затрат по ремонту автомобильного парка (привлечения механика в штат организации); сокращение потерь и нецелевого расходования топливно-энергетических ресурсов на основе использования топливных карт; повышение производительности труда персонала на основе внедрения программного комплекса KPI Suite. Рекомендована концентрированная модель корпоративной системы управления рисками.

Abstract. The necessity of regulating resource-saving management is substantiated on the basis of determining the functions of resource-saving management for management personnel (logistics managers, accountants) and the formation of a resource-saving management system in an organization based on the efficient use of resources, increasing labor productivity and reducing costs.

The directions of resource saving have been clarified: reducing the cost of repairing a car park (attracting a mechanic to the organization’s staff); reduction of losses and misappropriation of fuel and energy resources through the use of fuel cards; increasing the productivity of personnel through the implementation of the KPI Suite software package. A concentrated model of the corporate risk management system is recommended.

Ключевые слова: ресурсы, ресурсосбережение, потери, автотранспорт, грузы, управление ресурсосбережением

Кey words: resources, resource saving, losses, vehicles, cargo, resource saving management 

Проблема ресурсосбережения для всех отечественных организаций требует незамедлительного решения из-за высоких темпов роста цен на сырье и материалы. Один из способов снижения затрат на ресурсы – поиск резервов их экономии в организациях. В связи с этим ресурсосбережение должно стать главным фактором укрепления потенциала организации.

ООО «Автолайн» является юридическим лицом, зарегистрировано в г. Краснодаре.

ООО «Автолайн» предоставляет следующие виды транспортных услуг:

  • грузовые перевозки по Краснодару – офисные, дачные, квартирные переезды грузовыми автомобилями;
  • междугородние автоперевозки в любой регион России;
  • международные перевозки грузовыми автомобилями;
  • выбор технологии перевозки и доставки грузов;
  • подготовка необходимых документов и оформление договоров перевозки.

Помимо транспортных услуг, организация предоставляет складские услуги. В распоряжении организации находится большой склад, что позволяет получать дополнительный доход от хранения груза клиента. Так как организация регулярно отправляет грузы через границу, она также предлагает услуги таможенного декларирования товаров. Организация предоставляет полный пакет документов, необходимый для скорейшего прохождения таможенного контроля.

В организации в собственности имеется постоянно используемый транспорт, который обслуживается у сторонней организации.

Рассмотрим объем реализованных транспортных услуг в таблице 1.

За отчетный период объем реализованных услуг увеличился на 56,7 %, при этом количество заказов увеличилось более, чем в 2,5 раза, что является показателем эффективности работы организации. На рост объема оказываемых услуг повлияли: а) активная рекламная деятельность организации; б) использование более эффективных технологий; в) расширение рынков оказания услуг.

Стоимость транспортных услуг, предоставляемых ООО «Автолайн» собственным транспортом, в соотношении руб./км. Ставка формируется исходя из включения в нее затрат на заработную плату водителей, оплату топлива (в летний сезон 15,6 руб./км, зимний сезон 17,5 руб./км), включение стоимости затрат на ремонт и обслуживание автомобиля, также учет направления и наличия обратного груза, и прочие расходы. Средняя ставка в летнее время года составляет 44 руб./км, зимнее время 48 руб./км.

Рассмотрим на рисунке 1 структуру среднегодовых перевозок в ООО «Автолайн».

Наибольшее количество заявок поступает на перевозку габаритных грузов. Габаритные грузы наиболее актуальная сфера использования собственного транспорта, а также наемного.

Наибольшую долю в получение прибыли от экспедирования грузоперевозок собственным, а также наемным транспортом занимает ООО «Сельта» – 34,8%, ООО «Домашний интерьер» 24,8% и ООО «Бауцентр РУС» – 15,1%, что составляет 75 % от общего значения получаемой прибыли от заказчиков (таблица 2). 

Кроме указанных, заказчиками организации являются:

  • ООО «Титан».
  • ООО «ЛигаПак».
  • ООО «Питейный Дом».
  • ООО «Новые технологии».
  • ООО РЕННА-ЛОГИСТИК.
  • ООО «Уни-Пак», и т.д.

Анализ системы управления ресурсосбережением ООО «Автолайн» выявил отсутствие должностных лиц в области управления ресурсосбережением.

Для обеспечения непрерывной работы организации, существует необходимость привлечения наибольшего количества заказчиков, а также наемного транспорта.

На рисунке 2 представлена структура выручки от экспедирования грузов заказчиков ООО «Автолайн».

Наемный транспорт является неотъемлемой частью деятельности ООО «Автолайн», так как именно им производится более обширная доставка грузов приоритетных заказчиков организации.

Основные транспортные издержки ООО «Автолайн»:

  • расходы на топливо;
  • заработная плата;
  • износ машин;
  • ремонт машин;
  • прочие расходы.

К прочим расходам относятся налоги, платные дороги, также современная система взимания платы с грузовых машин «Платон». В данный момент транспортным организациям, имеющим собственный автопарк необходимо оплачивать ставку транспортного налога, а также тариф системы «Платон», что сказывается на стоимости грузовых перевозок.

Штрафы ГИБДД выплачиваются за превышение скорости, а также нарушение суточного режима работы водителей, согласно данным тахографа, установленного в каждой машине. Штрафы за неустойку от заказчиков выставляются за опоздание водителей на загрузку и выгрузку, несоблюдение температурного режима при перевозке груза, нарушение целостности упаковки и количества товара.

Наибольший резерв снижения себестоимости ставок за рейсы состоит в выборе направления. Это связанно с тем, что различное качество дорог несет за собой увеличение суточной нормы передвижения груза, износа автомобиля, расходов на топливо в соответствии с временем года.

Основные затраты прочих расходов ООО «Автолайн» являются транспортные расходы. Рост затрат на топливо связан с повышением стоимости ГСМ, увеличением единиц транспорта.

ООО «Автолайн» обслуживает свои машины в сторонней организации, затраты на обслуживание машин в 2019 году составило 1350 тыс. руб.

Организации необходимо принять меры для снижения затрат на техническое обслуживание машин (таблица 3).

Затраты на услуги обслуживания транспортных средств, включают в себя:

  • диагностика транспортного средства;
  • замена тормозных дисков и колодок, проверка жидкости в тормозной системе;
  • замена масла, масляного фильтра, воздушного фильтра;
  • шиномонтаж;
  • проверка и ремонт топливной системы;
  • работа по ходовой части;
  • проверка и ремонт электрики АМ.

Организация за 2019 год затратила на предоставляемые услуги 750 тыс. руб. Стоимость расходных материалов за 2019 год составила 600 тыс. руб.

Транспортные средства ООО «Автолайн» используются недостаточно эффективно, автомобильные средства находятся на стоянке, в соответствии с выходными днями водителей, а также простоями на загрузке/выгрузке.

Методы управления ресурсосбережением используются не в полной мере. Также в ООО «Автолайн» работники имеют низкий уровень мотивации в области ресурсосбережения.

В ООО «Автолайн» отсутствует контроль ресурсосбережения, что является одной из ключевых проблем.

Организация не оснащена средствами учета и контроля за использованием ресурсов.

Необходимо отметить недостаточность отдельных мероприятий в управлении ресурсосбережением для повышения эффективности системы управления ресурсосбережением.

Эффективное использование ресурсов невозможно обеспечить единичными усилиями отдельных исполнителей, подразделений. В данной сфере необходимо применять системный подход. Процесс управления ресурсосбережением необходимо увязывать с логистикой.

С целью формирования системы управления ресурсосбережением в фирме необходимо определить должностных лиц, способных квалифицированно осуществлять функции управления ресурсосбережением. Целесообразно к ним отнести менеджера по логистике (1) и бухгалтера (2). Предлагаем включить в должностные обязанности указанных сотрудников основные функции системы управления ресурсосбережением, отраженные на рисунке 3.

Дополнительно затрат на регламентирование функций управления ресурсосбережением не потребуется, так как дополнительные функции коррелируют с основными профессиональными обязанностями и уточняют их.

Приоритетом для ООО «Автолайн» должно стать внедрение ресурсосберегающих технологий, повышающих технический уровень транспортной организации и снижающих эксплуатационные затраты.

Для решения проблем текучести кадров и повышения производительности труда персонала целесообразно объективно мотивировать персонал.

Мотивация сотрудников ООО «Автолайн» должна быть увязана с персональными показателями. Эту задачу может решить программный комплекс KPI Suite – автоматизированная система мотивации персонала для определения перечня индивидуальных показателей сотрудников и анализа динамики их выполнения.

К числу положительных аспектов применения системы относятся: снижение перегрузок, стрессовые ситуаций за счет низкой мотивации; более полная реализация трудового потенциала персонала; снижения уровня текучести кадров.

Для снижения затрат на обслуживание транспортных средств фирмы предлагается ввести в штат должность механика. Это позволит ООО «Автолайн» экономить денежные средства на услуги по ремонту в сторонней организации.

В должностные обязанности механика должны входить:

  • обеспечение бесперебойной и технически правильной эксплуатации и технических средств, повышение их сменности, поддержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности;
  • организация разработки планов (графиков) осмотров, испытаний и профилактических ремонтов оборудования;
  • организация своевременного и качественного ремонта и модернизации оборудования, технического контроля за его состоянием и содержанием, обеспечение рационального использования материалов при выполнении ремонтных работ;
  • оформление заявок на приобретение материалов и запасных частей;
  • определяет устаревшее оборудование, механизмы, требующие капитального ремонта, и устанавливает очередность производства ремонтных работ;
  • принимает участие в изучении причин повышенного износа оборудования, его простоев, расследовании аварий, разработке и внедрении мероприятий по их ликвидации и предупреждению;
  • обеспечивает соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при проведении ремонтных работ.

В целях снижения удельного расходов топливно-энергетических ресурсов на единицу собственного транспорта, а также сокращение эксплуатационных расходов на него необходимо ввести в пользование топливные карты с установленным лимитом на сутки.

В организации расходы на топливо фиксируются на основании путевых листов, которые предоставляют водители.

Приобретение топливных карт позволит ООО «Автолайн»:

  • проводить контроль учета ГСМ;
  • получение информации о балансе через интернет или SMS-оповещением;
  • покупка топлива по лояльной фиксированной цене;
  • топливная карта обеспечивает безопасность от кражи, так как она защищена пин-кодом, что сократит затраты;
  • с помощью топливных карт организация получает возможность возмещать НДС и переносить расходы на топливо на себестоимость;
  • отчетные документы о расходах на топливо облегчают ведение бухгалтерского учёта;
  • получение полного комплекта документов, которые требуются для сдачи в налоговые органы.

Для водителей и организаций предусмотрены штрафы за несоблюдение режима трудового дня, из расчета 75 км/ч*9 часов в сутки. Введение топливных карт, поможет организации не только отслеживать расходы на дизельное топливо, а также контролировать соблюдение суточного режима работы водителей установленного законодательством, во избежание штрафов, которые выплачивает организация, из-за нарушений со стороны водителей.

Данные карты могут предоставлять скидки на приобретение ГСМ, также покупок дополнительных расходных материалов. Нами к внедрению предлагается наиболее выгодный вариант топливной карты «Вездеход», данная карта предоставляет лояльную систему скидок, оформляется бесплатно.

В современных условиях транспортные фирмы сталкиваются с различными экономическими рисками, действуют в неблагоприятных экономических условиях. Поэтому необходимо сформировать систему управления рисками со следующими функциями: разработка политики риск-менеджмента; анализ рисковой ситуации; поиск альтернативных вариантов решения и выявление самого оптимального из них; определение возможных направлений для минимизации риска; разработка мер по компенсации или нейтрализации негативных последствий проявления рисков.

В ООО «Автолайн» предлагается использовать концентрированную модель системы управления рисками, согласно которой она может управляться отдельным специалистом или руководителем подразделения. Целесообразно закрепить эту управляющую подсистему за отделом бухгалтерского учета.

Проведенный анализ управления ресурсосбережением в ООО «Автолайн» установил отсутствие регламентирования, низкий уровень мотивации персонала в области управления ресурсосбережением в области управления ресурсосбережением и наличие резервов в сокращении потерь ресурсов, затрат на обслуживание автопарка организации и повышения производительности труда. 

Для совершенствования управления ресурсосбережением нами предлагается:

  • регламентировать процесс управления ресурсосбережения путем уточнения должностных обязанностей в менеджера-логиста и бухгалтера;
  • использовать экономическим методы управления ресурсосбережением на основе использования системы KPI Suite;
  • в рамках управления конструкторско-техническим обеспечением систем ресурсосбережения необходимо решить задачу снижения расходов на ремонт и обслуживание автопарка за счет привлечения в штат механика;
  • снижение потерь и нецелевого расходования топливно-энергетических ресурсов в организации путем внедрения топливных карт;
  • осуществлять управление рисками на основе концентрированной модели системы управления рисками.

Использование предлагаемых мероприятий по совершенствованию управления ресурсосбережением в ООО «Автолайн» позволит повысить эффективность управления ресурсосбережением и в целом эффективность деятельности фирмы [1-8].

Список источников

  1. Turgeneva V. V., Sekerin V. D., Gorokhova A. E., Shevtsov V. V., Kalitko S. A. Contract lifecycle management as a modern trend of arrangement of road transport vehicles in Russia / V. Turgeneva, V. D. Sekerin, A. E. Gorokhova, V. V. Shevtsov, S. A. Kalitko //Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – Т. 12. – №7 Special Issue. – С. 2642-2649.
  2. Trubilin A. I., Gayduk V. I., Belkina E. N., Kalitko S. A., Gorokhova A. E. Infrastructure of the regional agrifood market: peculiarities of functioning and methods of improvement / I. Trubilin, V. I. Gayduk, E. N. Belkina, S. A., Kalitko, A. E. Gorokhova // Espacios. – 2017. – Т. 38. –№33. – С. 41.
  3. Афанасьев В. В., Бражниченко Д. В., Гайдук В. И., Калитко С. А. Информационные технологии как драйвер развития экономики организаций / В. В. Афанасьев, Д. В. Бражниченко, В. И. Гайдук, С. А. Калитко // Экономика и предпринимательство. – – №10 (99). – С. 699-701.
  4. Толмачев А. В., Калитко С. А., Тубалец А. А., Лисовская Р. Н. Маркетинг малого бизнеса региона / А. В. Толмачев, С. А. Калитко, А. А. Тубалец, Р. Н. Лисовская // Монография. – Краснодар, 2009.
  5. Фролова Ю. А., Батюков С. А., Калитко С. А. Управление ресурсосбережением в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края / Ю. А. Фролова, С. А. Батюков, С. А. Калитко // В сборнике: Институциональная трансформация экономики России в условиях новой реальности. Материалы международной научной конференции: текстовое электронное издание. – – С. 481-489.
  6. Фролова Ю. А., Калитко С. А. Управление ресурсосбережением в организациях АПК Краснодарского края / Ю. А. Фролова, С. А. Калитко // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам ХI Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 80-летию со дня образования Краснодарского края. Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев. – – С. 1165-1166.
  7. Черняк И. И., Калитко С. А. Управление ресурсосбережением в АПК Краснодарского края / И. И. Черняк, С. А. Калитко // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Cборник статей по материалам 76-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3 ч. – Краснодар, 2021. – С. 353-354.
  8. Юдина Е. М., Авилова Е. Ю., Калитко С.А., Юдин М. О. Технологии в растениеводстве / Е. М. Юдина, Е. Ю. Авилова, С. А. Калитко, М. О. Юдин. – Краcнодар, 2015.

References

  1. Turgeneva V. V., Sekerin V. D., Gorokhova A. E., Shevtsov V. V., Kalitko S. A. Contract lifecycle management as a modern trend of arrangement of road transport vehicles in Russia / V. V. Turgeneva, V. D. Sekerin, A. E. Gorokhova, V. V. Shevtsov, S. A. Kalitko //Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – T. 12. – №7 Special Issue. – S. 2642-2649.
  2. Trubilin A. I., Gayduk V. I., Belkina E. N., Kalitko S. A., Gorokhova A. E. Infrastructure of the regional agrifood market: peculiarities of functioning and methods of improvement / A. I. Trubilin, V. I. Gayduk, E. N. Belkina, S. A., Kalitko, A. E. Gorokhova // Espacios. – 2017. – T. 38. –№33. – S. 41.
  3. Afanas`ev V. V., Brazhnichenko D. V., Gajduk V. I., Kalitko S. A. Informacionny`e texnologii kak drajver razvitiya e`konomiki organizacij / V. V. Afanas`ev, D. V. Brazhnichenko, V. I. Gajduk, S. A. Kalitko // E`konomika i predprinimatel`stvo. – 2018. – №10 (99). – S. 699-701.
  4. Tolmachev A. V., Kalitko S. A., Tubalecz A. A., Lisovskaya R. N. Marketing malogo biznesa regiona / A. V. Tolmachev, S. A. Kalitko, A. A. Tubalecz, R. N. Lisovskaya // Monografiya. – Krasnodar, 2009.
  5. Frolova Yu. A., Batyukov S. A., Kalitko S. A. Upravlenie resursosberezheniem v sel`skoxozyajstvenny`x organizaciyax Krasnodarskogo kraya / Yu. A. Frolova, S. A. Batyukov, S. A. Kalitko // V sbornike: Institucional`naya transformaciya e`konomiki Rossii v usloviyax novoj real`nosti. Materialy` mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: tekstovoe e`lektronnoe izdanie. – 2017. – S. 481-489.
  6. Frolova Yu. A., Kalitko S. A. Upravlenie resursosberezheniem v organizaciyax APK Krasnodarskogo kraya / Yu. A. Frolova, S. A. Kalitko // V sbornike: Nauchnoe obespechenie agropromy`shlennogo kompleksa. Sbornik statej po materialam XI Vserossijskoj konferencii molody`x ucheny`x, posvyashhennoj 95-letiyu Kubanskogo GAU i 80-letiyu so dnya obrazovaniya Krasnodarskogo kraya. Otvetstvenny`j za vy`pusk A. G. Koshhaev. – 2017. – S. 1165-1166.
  7. Chernyak I. I., Kalitko S. A. Upravlenie resursosberezheniem v APK Krasnodarskogo kraya / I. I. Chernyak, S. A. Kalitko // V sbornike: Nauchnoe obespechenie agropromy`shlennogo kompleksa. Cbornik statej po materialam 76-j nauchno-prakticheskoj konferencii studentov po itogam NIR za 2020 god. V 3 ch. – Krasnodar, 2021. – S. 353-354.
  8. Yudina E. M., Avilova E. Yu., Kalitko S.A., Yudin M. O. Texnologii v rastenievodstve / E. M. Yudina, E. Yu. Avilova, S. A. Kalitko, M. O. Yudin. – Kracnodar, 2015.

Для цитирования: Ерохина В.С., Калитко С.А. Управление ресурсосбережением фирмы // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-33/

© Ерохина В.С., Калитко С.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.