Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10729

Анализ развития транспортной системы города Алматы, Казахстан

Analysis of the development of the transport system in Almaty, Kazakhstan

Базарбекова Мадина Медеуовна, докторант, преподаватель кафедры Рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, пр.аль-Фараби 71, 050040, +7(727)3773335 вн.1228. madonna1991@mail.ru

Bazarbekova Madina

Асипова Жанна Медеуовна, PhD, и.о.доцента кафедры Рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, пр.аль-Фараби 71, 050040, +7(727)3773335 вн.1228. zhanna.assipova@kaznu.kz

Assipova Zhanna

Молдагалиева Айтолкын Есенкуловна, кандидат географических наук,  ассоциированный профессор кафедры рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, пр.аль-Фараби 71, 050040, +7(727)3773335 вн.1228.  moldagaliyeva.aitolkyn2016@gmail.com

Moldagaliyeva Aitolkyn

Бейсембинова Ардак Сериковна, кандидат географических наук,  ассоциированный профессор кафедры рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, пр.аль-Фараби 71, 050040, +7(727)3773335 вн.1228. ardak_bs@mail.ru

Beisembinova  Ardak

Аннотация. На сегодняшний день наблюдается тенденция интенсивного развития крупных городов Казахстана, что характеризуется ростом площади городов, притоком рабочей силы и приростом городского населения. Развитие городов приводит к увеличению радиуса деловых и культурных поездок жителей крупных городов, расстояний поездок и, как следствие, времени, затрачиваемого на поездку. В следствии этого, в крупных городах Казахстана имеют место быть проблемы организации дорожного движения.  Данная статья посвящена исследованию транспортной системы города Алматы. Было проведен анализ городских транспортных систем, и проведено теоретическое обоснование для совершенствования системы управления городскими транспортными потоками в г.Алматы. В статье были выделены основные аспекты для внедрения мероприятий по улучшению и эффективному управлению городскими транспортными системами.

Summary. Today, there is a trend of intensive development of large cities in Kazakhstan, which is characterized by an increase in the area of cities, an influx of labor and an increase in the urban population. Urban development leads to an increase in the radius of business and cultural trips of residents of large cities, travel distances and, as a result, the time spent on the trip. As a result, in large cities of Kazakhstan there are problems of traffic management. This article is devoted to the study of the transport system of the city of Almaty. An analysis of urban transport systems was carried out, and a theoretical justification was made for improving the management system of urban transport flows in Almaty. The article highlights the main aspects for implementing measures to improve and effectively manage urban transport systems.

Ключевые слова: транспорт, городской транспорт, мобильность граждан, зеленый транспорт, Казахстан.

Ключевые слова: транспорт, городской транспорт, мобильность граждан, зеленый транспорт, Казахстан.

Введение

Города играют важнейшую роль в современном мире и являются двигателем мировой экономики. Города, являясь местом с высоким уровнем накопления и концентрации населения, экономической активности. представляют собой сложные пространственные структуры, которые поддерживаются транспортными системами. Транспорт, являясь важнейшим фактором экономического и социального развития, способствует повышению конкурентоспособности экономики. Развитие транспорта неумолимо ведет к повышению загрязнения экологии и природы, во всем мире развивается концепция устойчивого транспортного развития. Во всем мире 2018 году на транспорт пришлось 24% глобальных выбросов CO2. Неустойчивый транспорт может вызвать загрязнение воздуха, шум, несчастные случаи и другие негативные влияния, наносящие вред людям и окружающей среде, что особенно актуально в городских районах. Сегодня около 50% населения мира, составляющего 7,5 миллиарда человек, живет в городах. [1]. Таким образом, устойчивость городского транспорта является серьезной проблемой, и ее значение будет только расти. На сегодняшний день наблюдается тенденция интенсивного развития крупных городов Казахстана, что характеризуется ростом площади городов, притоком рабочей силы и приростом городского населения. Развитие городов приводит к увеличению радиуса деловых и культурных поездок жителей крупных городов, расстояний поездок и, как следствие, времени, затрачиваемого на поездку. В следствии этого, в крупных городах Казахстана имеют место быть проблемы организации дорожного движения. Вышеуказанное определяет актуальность и практическую необходимость настоящего исследования, которое посвящено изучению, исследованию, решению транспортных проблем в городе Алматы, а улучшение управления транспортными потоками позволит применить опыт и в других регионах страны.

Литературный обзор

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, исследованиями управления городским транспортом, особенностями изменения интенсивности движения в городской среде и составом транспортных потоков в различных регионах Российской Федерации, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья  занимались Назаров, И.М, Горев, А. Э., Зотов В.В.,Анашкин Н.Ю.,Якубовский Ю., Шештокас В.В., Луканин В.Н., Голубев И.Р.,Стрижев В.В., Маркелов В.М., Поляков А.А., Цветков В.Я., Лукинский В.В., Сафронов Э.А.,Пеньшин Н.А., Николенко В.Ю Banister D, Назаров, И.М, Горев, А. Э, Зотов В.В. и другие ученые.

В исследованиях названных авторов содержится проработка методологических подходов к изучению проблем городской мобильности, обобщен опыт формирования транспортной системы городов, и роль развития транспорта в экономическом развитии страны. Городское обеспечение общественным транспортом и организация передвижений являются основной задачей для управления городом. По мере роста численности населения городов, а также с изменением и развитием их экономических баз и адаптации их жилищного сектора к изменяющим условиям жизни увеличивается значение транспортных средств, их регуляция день на дорогах появляется все больше транспортных средств. Транспортные проблемы являются наиболее характерными проблемами современной городской жизни. И если в Афинской хартии теоретика архитектуры и государственного деятеля Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965) [2].

В нашей стране экономически и социально развитый, густонаселенный город является Алматы — место проживания около 2 млн. жителей, и чтобы обеспечить надлежащие условия для комфортного проживания, необходимо изучая опыт мировых мегаполисов, создать максимально благоприятные условия для жизнеобеспечения горожан [3]. Как отметил президент К.Ж.Токаев в Послании Главы государства от 2 сентября 2019 года: «Необходимо расширить компетенции акиматов трех самых крупных городов, в том числе и в области градостроительной политики, транспортной инфраструктуры, формирования архитектурного облика»[4]. Важным элементом экономической интеграции является эффективное управление транспортными потоками, обеспечивающее внутренние и транзитные перевозки грузов и пассажиров, с высоким уровнем сервисного обслуживания.  В различных, что именно региональные особенности, экономическо-социальные связи в регионе и транспортные коридоры играют ключевую роль в формировании и исследовании интенсивности транспортных потоков[5]. Так как, город Алматы — это быстроразвивающийся мегаполис, по данным комитета статистики город, в ближайшие 20 лет, подвергнется симптомам транспортного коллапса, когда недостаток удобного общественного транспорта усиливается все возрастающим количеством персональных автомобилей[7]. Для глубокого понимания проблем транспорта города Алматы, необходимо более масштабное видение экономических и социальных процессов свойственных данному городу. Город Алматы является крупнейшим городом республики в составе крупнейшей Алматинской агломерации страны. Нельзя рассматривать город Алматы, отдельно от прилегающих районов Алматинской агломерации. Ядром агломерации является один из трёх городов республиканского значения Алматы, население которого по данным на 1 января 2019 года составляло1862 тыс человек. Общее же население агломерации на 1 января 2019 года составило 2 960,4 тыс. человек[6].

Материалы и методы исследования

Методической и методологической основой работы послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области функционирования транспортных средств с целью определения основных направлений повышения энергоэффективности за счет совершенствовании системы управления транспортными потоками, а также системный подход к исследованию функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры в крупных городах. Вместе с теоретическими исследованиями проводились и полевые наблюдения за движением транспортных средств в различных дорожных условиях на магистральных улицах г. Алматы. В процессе исследования использованы методы литературного анализа, анализ статистических данных, полевые наблюдения и измерения.

Результаты

В настоящее время в г.Алматы существует развитая транспортная инфраструктура, представленная различными транспортными средствами: общественными автобусами, общественными электротранспортами, метро, BRT (скоростной автобусный транспорт),. в том числе «зеленым», такси, мото и вело транспорт.

Несмотря на это, в транспортной инфраструктуре города Алматы имеется ряд значительных недостатков: низкая плотность и нехватка дорог, не качественное дорожное покрытие, устаревший автопарк, большой поток въезжающего из пригородов в город автотранспорта, в том числе транзитного, не хватка подвижного состава и водителей, не регулярность маршрутов, наличие транспортных заторов «пробки», нарушения правил перевозок пассажиров и багажа, недостаточное количество безопасных пешеходных переходов, низкое качество обслуживания пассажиров, не достаточно продуманная установка светофоров, отсутствие должного информационного сопровождения водителей и пассажиров, несогласованный режим работы организаций (рекламы, озеленения и.т.д) проводящий к созданию искусственных заторов на дорогах, пагубное воздействие на экологию города (особенно на воздушный бассейн) и шумовые загрязнения[8].

Все это в комплексе формирует слабые стороны алматинского транспорта. Для исследования характеристик дорожного движения города Алматы, следует проанализировать дорожный фонд, который является базой для любой транспортной системы. Дорожный фонд города Алматы в полном объеме находится в собственности муниципалитета. C 2014 по 2016 годы дорожный фонд рос в среднем на 0,3% в год и вырос на 1% (без учета присоединения новых территорий 583 км). В 2014 г. общая протяжённость автодорог в результате присоединения новых территорий увеличилась на 583 км [9].  Каждый год ведутся работы по увеличению протяженности автодорог, но несмотря на эти меры, город Алматы уступает сравниваемым городам Варшава, Будапешт и Торонто по уровню обеспеченности автодорогами и по плотности автодорог на территории города. Для улучшения состояния дорожного покрытия в городе Алматы ежегодно ведется строительство новых и ремонт существующих автодорог и магистрали. Всего с 2015 по 2017 год было построено 17,31 км новых дорог, удлинено 10,2 км магистральных улиц, проведен капитальный ремонт 4,56 км дорог, средний и текущий ремонт прошли 383,05 км [10].

Анализ других параметров как пассажиропоток и системы городского пассажирского транспорта играет важную роль в обеспечении жизни мегаполиса, в решении широкого круга вопросов, связанных с проблемами его формирования и функционирования. Для успешного роста и развития города должна быть развитая инфраструктура городского пассажирского транспорта, призванная удовлетворять потребности населения в пределах города и в его пригородах. Анализ статистических данных по пассажирообороту выявил значительный рост. За период общий пассажирооборот увеличился на 7,4% с 36,2 млрд. пасс-км в 2015 году до 39,1 млрд. пасс-км в 2017 году[10].

Далее рассмотрим автотранспортную систему города Алматы, которая является основной в транспортной системе города. Автотранспортная система города Алматы многогранна и интенсивна и представлена различными видами городского транспорта, включая официальную службу такси и транспортные средства различных типов и объёмов. Основной пассажирский транспорт это автобусный, и он является основным средством передвижения для пассажиров, его доля в общественном пассажиропотоке составляет около 65%. Помимо этого, в городе Алматы отмечается ежегодное увеличение количества личного автотранспорта: 2014 году 432 700 тыс., 2018 году 438 200 тыс., следовательно, возрастает количество автотранспортных средств на различных топливах (газ, бензин, дизель) [11]. Увеличение пассажиропотока привело к увеличению плотности движения на дорогах. Это произошло одновременно с ростом населения города, так как численность жителей города Алматы за 5 лет увеличилась с 2014 года по 2018 на 19,5%. Автобус является основным видом общественного транспорта в нашем городе, которым ежедневно пользуется большинство горожан. Сегодня в городе Алматы действуют 110 автобусных маршрутов, некоторые из них обеспечивают связь города с населенными пунктами, которые расположены неподалеку от Алматы.  Видно, что с ежегодным ростом численности населения города и пассажирооборота нет соответствующего роста автопарка[12].

Рассмотрим легковой автотранспорт как наиболее многочисленный и быстро растущий вид транспорта, и отражающий проблемы всего автомобильного транспорта в целом.

Показатель наличия зарегистрированных автомобилей в городе Алматы на начало 2019 составляет 471 тыс. единиц. Но на самом деле за счет расширения территории города, и развития пригородов, на самом деле количество автомобилей в г Алматы выше. Росту количества автомобилей в городе Алматы также способствует общий рост благосостояния населения и миграция граждан[5].

Главная особенность территориального положения и структуры агломерации – это её прямоугольная конфигурация: агломерация растет на запад, север и восток, так как на юге она ограничена высокогорным хребтом Заилийского Алатау, по которому проходит граница с Киргизией. Следовательно транспортные коридоры ограничены движениями на восток, запад и на север.

Основные автодорожные коридоры:

  • В западном направлении – Алматы -Бишкек, Алматы – Узынагаш (верхняя трасса).
  • В восточном направлении – Алматы-Хоргос (Кульджинская трасса), Алматы -Талгар, Алматы-Хоргос (Западная Европа-Западный Китай).
  • В северном направлении – Алматы – Астана, Алматы – Оскемен [9].

Также на карте обозначена современная высокотехнологичная объездная дорога БАКАД, строящаяся вокруг Алматы на пересечении международных коридоров «Ташкент–Шымкент–Тараз–Бишкек–Алматы–Хоргос» (Шёлковый путь), «Западный Китай – Западная Европа», и «Алматы–Караганда–Астана–Петропавловск» с вынесением транзитных потоков за пределы черты города Алматы. В агломерационные процессы наиболее активно вовлечены прилегающие непосредственно к городу:

  • Карасайский район.
  • Талгарский район.
  • Илийский район.

Основные города-спутники в западном направлении — село Узынагаш, город Каскелен, индустриальная зона Казбек-Бек, село Шамалган; в северном — город Капшагай, село Отеген-Батыр, село Жетыген, туристский центр Жана-Иле; в восточном — город Талгар, город Есик, село Байдибек бия, село Тургень, село Шелек. Большинство из них разрослись в результате перенаселения и превратились фактически в спальные районы города. Также в них наблюдается проблема создания рабочих мест, а потому их население ориентировано на рынок труда города Алматы, и составляет значимую часть регулярно въезжающего и выезжающего из города транспортного потока. Это формирует дополнительную нагрузку на транспортную инфраструктуру города Алматы. В настоящий момент, официально в Алматы зарегистрировано более 650 тысяч городских транспортных средств [14]. Помимо этого, в город заезжают и проезжают, то есть, пользуются транзитом мегаполиса еще 300 тысяч иногороднего транспорта. В конечном итоге по городу ежедневно передвигаются не менее 900 тысяч автомобилей. Помимо внешнего источника въезжающих в город автотранспорта, население города Алматы является основным неравномерным потоком, передвигающимся по городу [13]. Так как улично- транспортная сеть города Алматы была сформирована в советский период, то город развивался в рамках «централизованной» модели развития.

Это привело к неравномерному внутреннему расселению населения и распределения рабочих мест. Сегодня административно – территориальное деление города состоит из 8 районов: Алатауский, Алмалинский, Ауэзовский, Бостандыкский, Жетысуский, Медеуский, Наурызбайский, Турксибский [14].

Анализ площади, количества жителей и количества рабочих мест на основе статистических данных выявил неравномерное распределение населения, что приводит к большему передвижению людей и формирует транспортные потоки внутри города. Основная причина передвижений – добраться до работы, учебы.

Люди живут в одном районе, а ездят на работу в другой. Как видим, на рисунках 1-3 видно что основные рабочие места сконцентрированы в центральных районах города, куда и направляется основной поток людей по утрам и вечерам [69]. Все это повышает мобильность граждан, и, следовательно, несет нагрузку на транспортную систему города, создавая пиковые заторы. В Алматы более чем 1500 км городских улиц и дорог, но опорную сеть составляют менее 560 км. Это значительно нbже чем городах с подобной численностью населения[10]. Основные потоки движутся по улицам:

 в направлении Восток-Запад:

  • ул. Рыскулова;
  • пр. Райымбека;
  • ул. Толе би;
  • пр. Абая;
  • ул. Шаляпина/Сатпаева;
  • ул. Жандосова/Тимирязева;
  • пр. Аль-Фараби.

в направлении Север-Юг:

  • ул. Саина;  
  • ул. Сев. Кольцо/Розыбакиева;
  • пр. Сейфуллина;
  • пр. Суюнбая/Фурманова;
  • Восточная объездная автомобильная дорога.

Средняя скорость передвижения по городу составляет 15-17 км/час, падая до 10-12 км/час в часы пик.  Средний показатель соотношения автотранспорта к общественному транспорту колеблется от 19/1 к 40/1. Следовательно, в настоящее время менее 20% всех поездок в Алматы совершаются на общественном транспорте.  Показатель вместимости у автотранспорта 5-6 пассажиров с учетом детей, а у автобуса до 50-60 пассажиров.

Максимальная пропускная способность полосы при ширине 3,5 м 22 000. Если по полосе будет двигаться автомобиль с вместимостью 4 человека, пропускная способность полосы 2000 пассажиров, в то время как на общественном транспорте пропускная способность полосы будет 22 тысячи пассажиров [15].

На примере, улицы Толе би (перегон ул.Отеген батыра – ул.Тлендиева) проехало 2090 легковых автомобилей в час, которые перевезли 8360 пассажиров (из расчета 1 машина= 4 пассажира), в то время как общественный транспорт (автобусы и микроавтобусы) перевезли 4212 пассажиров. Следовательно, у нас наблюдается обратная пропорция, граждане города Алматы используют личный автотранспорт для передвижения больше чем автобусы. Использование автобуса является выгодным с экономической и с экологической стороны.

Заключение

Выполнено теоретическое обоснование для совершенствования системы управления городскими транспортными потоками в г.Алматы. Были рассмотрены, протяженность дорожного фонда, плотность автодорог, пассажирооборот, за последние годы, грузооборот автомобильным транспортом, структура автопарка и его анализ по типу используемого топлива, году выпуска автотранспорта, тарифы на проезд в общественном транспорте. Проведены полевые наблюдения и статистические измерения изменения интенсивности дорожного движения в течение суток, дней недели и сезонов года на улицах города Алматы. С целью глубокого, более масштабного понимания проблем транспорта города Алматы, с учетом географических особенностей, экономических и социальных процессов, свойственных данному городу, были рассмотрены транспортные потоки с учетом прилегающих районов алматинской агломерации. Проведен анализ численности и распределения населения с учетом размещения основных рабочих мест по районам города для выяснения распространения нагрузки на УДС в течение определенного временного отрезка. Необходимо принять меры для совершенствования управления городскими транспортными потоками. Как было сказано ранее, задача оптимального управления городскими транспортными потоками требует комплексного воздействия на сложную и динамичную транспортную систему, к которой относится и транспортный поток города Алматы.

Список литературы

  1. Выбросы CO2 в мире поставили абсолютный исторический рекорд / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://teknoblog.ru/2019/03/26/97993 (дата обращения 18.09.2016).
  2. Транспорт и городская среда. Совместный советско-американский доклад по теме «Рациональное соотношение развития общественного и индивидуального транспорта в городах различной величины». Москва: Стройиздат, 1978. — 162 с.
  3. О генеральном плане города Алматы. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года N 1330 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://egov.kz/cms/ru/law/list/P020001330_ (дата обращения 18.09.2016).
  4. Закон «Об особом статусе Алматы»: новые возможности для развития города. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://almatydc.kz/ru/novosti/335-zakon_%C2%ABob_osobom_statuse_almaty-%C2%BB-_novy-e_vozmozhnosti_dlya_razvitiya_goroda (дата обращения 18.09.2016).
  5. Лукинский, B.C. Логистика автомобильного транспорта / В.С.Лукинский, В.И.Бережной, Е.В.Бережная, И.А.Цвиринько. -М 2004.-280с.
  6. Департамент статистики города Алматы статистический сборник, Алматы 2014-2019.
  7. Транспорт и городская среда. Совместный советско-американский доклад по теме «Рациональное соотношение развития общественного и индивидуального транспорта в городах различной величины». Москва: Стройиздат, 1978. — 162 с.
  8. Сатова, Ж.Г. Жанбиров, Н.С. Сабралиев, М.М. Базарбекова «Основы системы управления городскими транспортными потоками» Вестник КазАТК.-Алматы, 2018.-№4(107) — С.88-96.
  9. Молгаждаров А.С., Базарбекова М.М. «Основные аспекты и проблемы автомобильного транспорта города Алматы» Вестник КазАТК.-Алматы, 2018.-№1(100) — С.82-89.
  10. Статистический сборник. Транспорт в Республике Казахстан 2013-2015, Астана 2015.
  11. Проект ПРООН/ГЭФ «Устойчивый транспорт города Алматы». Энергоэффективность транспортного сектора Республики Казахстан: состояние и меры ее повышения. Аналитический отчет, Алматы, 2015. – 52 с.
  12. Салимбаева Р.А. Экологические проблемы южного Казахстана и их влияние на строительство экономического пояса вдоль нового шелкового пути. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12 (часть 6)– с. 1105-1108, Москва.
  13. Статистический сборник. Транспорт в Республике Казахстан 2015-2018, Астана 2018.
  14. Программа развития «Алматы – 2020» решения внеочередной XLVII-й сессии маслихата города Алматы V-го созыва от 10 декабря 2015 года № 394.
  15. Зотов В.В. Развитие транспортно-логистических систем мегаполисов на основе функционально-специализированного подхода:автореф…канд.э.-х.наук:08.00.05. -Санкт-Петербуг, 2015.