Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10728

Перспектива развития социального туризма по Бельгийской модели в Республике Казахстан

Prospects for the development of social tourism based on the Belgian model in the Republic of Kazakhstan

Работа была выполнена за счет грантового финансирования научных исследований Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по теме проекта: AP08956934 «Разработка механизма формирования и реализации социального туризма в Республике Казахстан путем вовлечения государства, работодателей и работников»

Асипова Жанна Медеуовна, и.о.доцента кафедры Рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, пр.аль-Фараби 71, 050040, +7(727)3773335 вн.1228. zhanna.assipova@kaznu.kz

Актымбаева Алия Сагындыковна, к.г.н., и.о.доцента кафедры Рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, пр.аль-Фараби 71, 050040, +7(727)3773335 вн.1228. alia_79-30@mail.ru

Нурулы Елдар, докторант, преподаватель кафедры Рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, пр.аль-Фараби 71, 050040, +7(727)3773335 вн.1228. eldar_nuruly@mail.ru

Сапиева Акмарал Женисбаевна, докторант, преподаватель кафедры Рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, пр.аль-Фараби 71, 050040, +7(727)3773335 вн.1228. sapiyeva099@gmail.com

Базарбекова Мадина Медеуовна, докторант, преподаватель кафедры Рекреационной географии и туризма Казахского Национального университета имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан, пр.аль-Фараби 71, 050040, +7(727)3773335 вн.1228. madonna1991@mail.ru

Asipova Zhanna Medeuovna, Aktymbaeva Aliia Sagyndykovna, Nuruly Eldar, Sapieva Akmaral Zhenisbaevna, Bazarbekova Madina Medeuovna

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию возможности применения бельгийской модели социального туризма в Республике Казахстан. После распада Советского Союза в стране остались различные проявления социального туризма в виде бесплатных путевок в санатории для реабилитации инвалидов, но в целом обширная сеть социального туризма была утрачена. В условиях капиталистической экономики необходимо развивать социальный туризм с учетом опыта зарубежных стран. В статье рассмотрены обобщенный опыт зарубежных стран и более конкретно опыт Бельгии, и возможность применения этой модели в Казахстане. Результаты работы основывались на анализе литературных источников и статистических данных. В статье были выделены основные критерии для создания бельгийской модели социального туризма в стране, и пути внедрения этой модели в Республике Казахстан.

Summary. This article is devoted to the study of the possibility of applying the Belgian model of social tourism in the Republic of Kazakhstan. After the collapse of the Soviet Union, various forms of social tourism remained in the country in the form of free trips to sanatoriums for the rehabilitation of disabled people, but in General, the extensive network of social tourism was lost. In a capitalist economy, it is necessary to develop social tourism based on the experience of foreign countries. The article considers the generalized experience of foreign countries and, more specifically, the experience of Belgium, and the possibility of applying this model in Kazakhstan. The results were based on the analysis of literature sources and statistical data. The article highlights the main criteria for creating a Belgian model of social tourism in the country, and ways to implement this model in the Republic of Kazakhstan.

Ключевые слова: туризм, социальный туризм, вовлечение в путешествия, социальный туризм в Бельгии, Казахстан.

Keyword: tourism, social tourism, travel involvement, social tourism in Belgium, Kazakhstan.

Введение

На сегодняшний день туризм является одним из наиболее динамичных и высокодоходных секторов экономики. На сферу туризма приходится около 9% Мирового ВВП, каждое 11-е рабочее место [1]. Эти цифры указывают на прямой экономический эффект от функционирования мировой индустрии туризма. Кроме этого, любой вид туризма имеет не только коммерческое начало, но и социальную составляющую, и главный объект – это человек и удовлетворение его потребностей в отдыхе и путешествиях, поддержание и восстановление сил и здоровья, то есть реабилитация и рекреация. Более того, большую роль играют познавательные и воспитательные функции туризма. Также необходимо отметить социальную значимость туризма, его возрастающую роль в духовном и физическом развитии личности, формировании уровня и качества жизни[2]. На сегодняшний день такая концепция туризма как «социальный туризм» с каждым годом приобретает все большую значимость. Туризм, как одно из приоритетных направлений развития индустрии Казахстана, должен быть максимально доступен всем слоям населения нашей страны. В то время как наиболее обеспеченные граждане Республики Казахстан могут не ограничивать себя в выборе форм путешествий и курортов, средний класс ориентирован на «умеренные туры» по недорогим направлениям, социально уязвимые слои общества зачастую вообще не имеют возможности полноценного отдыха. При этом именно данная категория граждан больше всего нуждается в развитии инфраструктуры недорогого, но качественного отдыха, прежде всего в пределах нашей страны[3].

Задача по доведению туристских услуг до социально уязвимых слоев населения является основой социального туризма, который дает людям возможность восстановить свое здоровье, увидеть новые грани жизни и обрести новые цели. Это является обоснованием развития социального туризма в Европе, где процент путешествующих людей приближается к отметке в 60% [4]. Тем более это актуально для Казахстана, где процент людей, участвующих в туристском обмене, значительно ниже. На текущий момент определенный опыт в этом направлении имеется и в нашей стране, однако отсутствие сегодня системных научных исследований социального туризма Казахстана является сдерживающим фактором обеспечения социокультурной устойчивости. Налицо отсутствие системного подхода к этой проблеме. Граждане не в полной мере владеют информацией о тех социальных программах в сфере туризма, которые уже запущены.

Литературный обзор

На сегодняшний день в мировой практике вопрос социального туризма не является полностью изученным. Среди работ зарубежных авторов, в которых рассматривается широкий круг проблем, относящихся к вопросам социального туризма, необходимо отметить научные труды Л.Миннаерт, С.Маккейба, Ф.Хиггинз-Дизуалле, Г.Миллера, Р.Майтланда.  Значительное внимание вопросам социального туризма было уделено в трудах российских ученых: В.А.Михайлова, И.О.Сердобольской, Л.В.Сергиенко, А.А. Бадина, А.Н.  Аверина, В.И. Азара, М.Б. Биржакова, А.А. Гвозденко, В.Э. Гордина, И.В.Зорина, В.А Квартальнова,  В.И. Котелкина. Основной акцент большинства проведённых исследований направлен на сбор доказательной базы о позитивном влиянии социального туризма и на продвижение его идеи, а русскоязычные авторы больше исследовали социальный туризм в СССР и России.

Хотя «социальный туризм» существует уже более 60 лет и хорошо развит в некоторых странах, его определения до сих пор по-разному интерпретируются в разных странах. В западных источниках впервые определение социального туризма было дано в 1957 году В.Ханзикером: «Группа взаимоотношений и феноменов в туризме, приводящих к участию в процессах путешествий бедных или иначе ущемленных элементов общества» [5]. Среди советских и российских авторов также есть разные взгляды на определение социального туризма. Самое первое определение было сформулировано В.И. Азаром, В.Н. Акишиным и М.Б. Биржаковым: «Социальный туризм – это разновидность туризма, субсидирующаяся из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда, и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку» [6]. На мой взгляд, это определение среди русскоязычных источников является наиболее полным, хотя отражает только его финансовую часть.

Анализ систем социального туризма выделяет сходства и различия, и приводит объяснения сходствам в способах организации связей между факторами спроса и предложения[7]. Несмотря на различные определения и исторически сложившиеся отличия в социальном туризме, существует набор элементов, одинаковый для всех подходов. Наибольшую схожесть систем можно наблюдать в целевых группах и способах поставки туров.

На рисунке 1 приведена обобщенная структура системы организации социального туризма в Европе. Факторы спроса и предложения, а также их ключевые элементы схожи во всех странах Европы, при этом такие важные элементы системы, как методы финансирования и промежуточные организации, могут сильно меняться от страны к стране.

Общие элементы спроса обоснованы тем, что целевая аудитория социального туризма примерно схожа во всех странах. Существуют 4 основные целевые группы развития социального туризма: молодые люди, пожилые люди, люди с ограничениями и семьи[8] .

В Бельгии, одной из основных организаций, занимающихся социальным туризмом, является Центр участия в туризме (Holiday Participation Centre). Этот центр был основан департаментом туризма Фландрии при Фламандском правительстве  в 2001 году. В основе работы центра лежит идея о том, что каждый имеет право на глоток свежих ощущений в рутине каждодневной жизни и который, возможно, создаст позитивный толчок для человека. Работа центра направлена на обеспечение бедных людей, информацию о которых предоставляют социальные организации.

Центр декларирует 7 основных целей:

  • Внести вклад в развитие политики социального туризма.
  • Обеспечить услуги посредника между целевыми группами и индустрией туризма.
  • Найти в индустрии партнеров с социальной направленностью.
  • Способствовать целевым программам по поддержке людей с низким доходом.
  • Организация тренингов для представителей индустрии и социальных институтов.
  • Организация развития, консультаций и обмена опытом для увеличения числа учреждений, которые предоставляют услуги социального туризма.
  • Исследовать международный опыт и налаживать контакт с аналогичными предприятиями[9].

Из данных целей можно сделать вывод, что Центр является промежуточной организацией. В качестве предложения выступают туристские организации, которые могут предоставить туры по сниженным ценам. В качестве спроса выступают социальные организации, которые обеспечивают получение туров именно нуждающимися  гражданами. Центр взаимодействует с туристскими базами отдыха для предоставления специальных скидок для людей с низкими доходами. Для представителей сектора туризма это возможность продать номера в период низкой заполняемости номерного фонда. Этим бизнесмены не только покрывают убытки от пустых номеров, но также повышают социальную ответственность бизнеса, ведь они не просто продают номера со скидкой, а помогают определенным категориям граждан, и в дальнейшем позиционируют себя как ответственный бизнес(на сайте, на брошюрах, при рекламе и.т.д.). Далее Центр связывается с различными ассоциациями, социальными организациями, и те уже ищут будущих туристов кто сможет поехать в ту или иную базу отдыха.

Материалы и методы исследования

Фактологической основой данного исследования являются статистические данные и анализ проведенный авторами в Республике Казахстан, материалы научных исследований в рамках проекта ««Разработка механизма формирования и реализации социального туризма в Республике Казахстан путем вовлечения государства, работодателей и работников», а также научные публикации различных авторов, посвящённые вопросам развития туризма в мире. В процессе исследования использованы методы литературного анализа, анализ статистических данных.

Результаты

Анализируя модель социального туризма Бельгии, можно сделать вывод, что частному сектору индустрии туризма выгодно участвовать в программе социального туризма при условии наличия свободных номеров, то есть при недостаточной заполняемости номерного фонда.

В целом рынок мест размещений в Республике Казахстан характеризуется большим количеством и активным ростом без категорийных мест размещения, в конце 2018 года их количество приблизилось к 3 тысячам, но при этом как вы наблюдаете на рисунке 2, количество гостиниц с категориями звезд снижается. При этом средняя заполняемость койко-мест составляет 26,2% в среднем по Республике Казахстан. В каждом регионе данные разняться, но разрыв в среднем от 15% до 35 %. Во всем мире предприятие, которое предоставляет услуги по обеспечению койкой-мест с таким низким показателем заполняемости является не рентабельным. В Казахстане за счет поддержания высоких цен на услуги предприятия выходят на рентабельность, в среднем цена за одно койко-место в стране составила 15 400 тенге (48,1$). Это средняя цена по стране, без учета 5 звездочных гостиниц[10]. Таким образом, основной критерий для формирования бельгийской модели социального туризма в республике Казахстан имеется, это достаточное количество мест размещения и низкий уровень заполняемости.

Заключение

Социальный туризм Бельгии является хорошим и позитивным примером развития социального туризма. Государство взяло на себя роль посредника между бизнесом и получателями социального туризма, что привело к упорядочиванию всех инициатив и более качественному распределению социальных туров. Именно по этому сценарию необходимо развивать социальный туризм в Казахстане, так как это позволит с одной стороны увеличить процент заполняемости номерного фонда гостиниц, с другой стороны позволит уязвимым слоям населения воспользоваться услугами мест размещения, тур баз, санаториев и домов отдыха по сниженной цене. Государство при внедрении такой модели социального туризма не вкладывает большие финансовые субсидии, а осуществляет только посредническую деятельность, и социальные туристы сами платят за свой отдых.

Список литературы

  1. UNWTO Tourism Highlights, 2014 EditionEurostat (2008) Tourism Statistics Pocketbook. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.
  2. Сердобольская И.О. Государственное регулирование социального туризма и пути его совершенствования в Российской Федерации Дис. канд. экон. наук : 08.00.05 .-М.: РГБ, 2003
  3. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана: Стратегия «Казахстан-2050». – Астана, 2012.
  4. Hall, D. and Brown, F. (1996) Towards a welfare focus for tourism research. Progress in Tourism and Hospitality Research, 2: 41–57.
  5. Hunziker, W. (1957). Ciocherimarrebbeancora da dire sulturismosociale. Revue de tourisme, рр.252–257.
  6. Азар В.И. Отдых трудящихся СССР // М.: «Статистика», 1972.-68 с.
  7. Minnaert , Maitland, R., & Miller, G. (2007). Social tourism and its ethical foundations. Tourism Culture and Communication, 7,рр. 7–17.
  8. Сергиенко Л. В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма :Дис. канд. экон. наук : 08.00.05 Б. м., Б. г. 156 с. 
  9. Social Tourism in Europe: Theory and Practice/Edited by Scott McCabe, Lynn Minnaert and Anya Diekmann, Short Run Press Ltd, Great Britain 2012. – 215 р.
  10. Туризм в Республике Казахстан в 2018 году, Статистический сборник, Астана.,- 2019.