http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10711

Корпоративный спорт как фактор стимулирования персонала

Corporate sports as a factor in stimulating personnel

Тихомирова А.М., Кочерьян М.А., Уральский государственный экономический
университет, г. Екатеринбург, РФ

Tikhomirova A.M., Kocheryan M.A., Ural State University of Economics, Russia

Аннотация. На основе интервью экспертов и пилотажного опроса членов баскетбольных команд нескольких корпораций г. Екатеринбурга (N = 26 человек из 7 организаций), проведенного авторами статьи, а также собственного профессионального опыта одного из авторов, рассматривается такая своеобразная форма современной вторичной занятости работников, как корпоративный спорт. Анализируются основные формы корпоративного спорта в бизнес-сообществе г. Екатеринбурга. В статье утверждается, что традиционного отношения к спорту только как источнику оздоровления работников сегодня недостаточно. Подчеркивается роль корпоративного спорта в объединении коллектива, формировании командного духа, улучшении коммуникаций внутри трудового коллектива и, конечно, в поддержании здоровья работников. Отмечается, что корпоративный спорт является также формой стимулирования персонала и дает возможность снижать другие затраты на персонал. Рассматривается связь корпоративного спорта с некоторыми классическими теориями мотивации и стимулирования труда. Корпоративный спорт является конкурентным преимуществом организаций.

Summary. On the basis of interviews with experts and a pilot survey of basketball team members of several corporations in Yekaterinburg (N = 26 people from 7 organizations) and the personal professional experience of one of the authors, a corporate sports as peculiar form of modern secondary employment of workers is considered. The main forms of corporate sports in the business community of Yekaterinburg are analyzed. The article argues that the traditional attitude to sports as a source of health improvement for workers is not enough today. The role of corporate sports in uniting the team, forming the team spirit, improving communication within the workforce and, of course, maintaining the health of employees is emphasized. It is noted that corporate sports are also a form of staff incentives and makes it possible to reduce other personnel costs. The relationship between corporate sports and some classical theories of motivation and labor stimulation is considered. Corporate sports are a competitive advantage for organizations.

Ключевые слова: мотивация труда, стимулирование труда, материальное и нематериальное стимулирование, корпоративный спорт, потребности личности.

Key words: labor motivation, labor stimulation, material and non-material incentives, corporate sports, individual needs.

Данная статья опирается на профессиональный опыт авторов, их знания организации спортивной работы в корпорациях г. Екатеринбурга, интервью с экспертом, имеющим 15 лет стажа работы в качестве менеджера по персоналу в целом ряде организаций. Используются также материалы пилотажного социологического опроса, проведенного авторами в мае 2019 г. В рамках исследования было опрошено 26 спортсменов из 7 команд, принимавших участие в соревновании «Бизнес-лига Урала» по баскетболу. Участвовали команды таких предприятий г. Екатеринбурга, как «Сима-ленд», «Сбербанк», «Пивко», «Юниленд», «СКБ контур», «Стелла», «Стелла-Про».

Цель статьи: рассмотреть роль корпоративного спорта в стимулировании персонала в современном бизнесе.

Если спросить, что дает предприятию, фирме занятия спортом ее сотрудников, то в первую очередь последует ответ: «улучшение здоровья работников, уменьшение количества заболеваний и больничных листов». Эта очевидная роль спорта. Его значение в популяризации здорового образа жизни часто освящается и в научных публикациях [1]. Однако роль корпоративного спорта нужно рассматривать значительно шире. Он стал неотъемлемой частью корпоративной культуры [2]. Есть и еще одна его функция: корпоративный спорт является одним из методов мотивации и стимулирования персонала, частью менеджмента организации.

Внедрение современных методов мотивации и стимулирования персонала в бизнесе направлены на то, чтобы привлечь в корпорацию хороших работников, удерживать их, добиваться от них наилучшего выполнения профессиональных обязанностей и при этом не тратить огромных средств на оплату труда [3; 4]. Конечно, важнейшим фактором стимулирования являются денежные выплаты, но есть и другие механизмы, помогающие HR-специалистам, менеджерам по персоналу добиваться высоких результатов, удерживая при этом общий уровень затрат на оплату сотрудников в рамках среднерыночных значений. Корпоративный спорт выступает одним из таких механизмов и поэтому используется многими компаниями, в том числе г. Екатеринбурга.

В одних организациях в сфере корпоративного спорта делается больше, в других меньше. Некоторые мероприятия рассчитаны на всех сотрудников, а в других активно участвует только часть коллектива, наиболее подготовленные в спортивном отношении сотрудники. Какие же формы спортивной работы используются в компаниях нашего города? Так, во всех холдинговых компаниях «Газпромнефти» проводятся ежегодные спартакиады – выездные соревнования по разным видам спорта. Так, в 2016 г. спартакиада проводилась в Сербии, в 2017 г. – в Киргизии. Такие поездки сами по себе являются мотивирующими. Для подготовки команд в компании привлекались профессиональные тренеры, покупалась форма, арендовались залы. Для сотрудников компаний покупаются абонементы в спортзалы, на фитнес. В «Уральском банке реконструкции и развития» традиционно проводится спартакиада между подразделениями. Сотрудникам частично оплачиваются абонементы в бассейн, арендуется зал для занятий волейболом. Большим спросом у сотрудников пользуется йога на территории офиса с привлечением квалифицированного тренера и по очень привлекательной для сотрудников цене. В «Мотиве», «Мегафон-ритейле» и «МТС» принята оплата фитнес-зала для части (5–10 %) сотрудников. Если желающих оказывается больше, то при отборе тех, кто получит абонемент от фирмы, обычно учитываются стаж и производственные успехи претендентов. В г. Екатеринбурге действует «Бизнес-лига Урала», нацеленная на развитие любительского корпоративного спорта в Уральском регионе. «Лига» проводит турниры по мини-футболу, баскетболу, стритболу и многопрофильные спартакиады, готовит команды для соревнований следующего (межрегионального, общероссийского) уровня. «Лига» также арендует залы для турниров, нанимает квалифицированные судейские команды, приобретает кубки, медали и т. п. Компании обычно рассматривают наличие спортивных программ для сотрудников как свое конкурентное преимущество.

Каким образом корпоративный спорт встраивается в систему мотивации и стимулирования труда? Классические методы мотивации труда базируются на идеях таких известных ученых прошлого, как Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд, А. Маслоу. Эти ученые обращались к разным качествам, желаниям и потребностям людей как факторам мотивации труда. Корпоративный спорт приводит к возникновению у работников «удовлетворенности от работы в организации», способствует «признанию со стороны других», которые Ф. Герцберг относил к мотивационным» факторам, внутренним мотивам повышения результативности работы предприятия и удовлетворенности работников трудом [5]. Спорт отвечает «желанию успешности» и «принадлежности к определенной касте», которые Д. МакКлелланд считал основой мотивации труда [6, с. 75]. Корпоративный спорт позволяет реализовать такие потребности работника из «иерархической пирамиды» А. Маслоу, как «любовь: желание нравиться коллегам», «признание: желание иметь определенный статус в коллективе и обществе в целом», «самосовершенствование»[6, с. 74].

В современном менеджменте для мотивации персонала используется развернутая система мотивов и стимулов. Стимулы в первую очередь делят на материальные и нематериальные. Корпоративный спорт занимает важное место в обеих группах стимулов. Он предполагает различные матеиальны (финансовые и нефинансовые) формы вознаграждения сотрудников. К финансовым формам вознаграждения относятся, например, премии за спортивные победы. К материальному нефинансовому вознаграждению относится, например, оплата абонементов в бассейн, тренажерный зал, на фитнес и т. п. К видам нематериальной мотивации относятся: создание дружественной и теплой атмосферы, в которой приятно работать, и организация совместного досуга. Корпоративный спорт вносит свой вклад в оба этих вида. Командные спортивные мероприятия помогают сплотить коллег, играющих в одной команде. Это способствует лучшему взаимопониманию, формированию культуры взаимопомощи, налаживанию дружеских отношений, что благоприятно проявляется не только в спорте, но и в работе. Ведь если отсутствие сплоченности коллег отрицательно влияет на работу организации в целом, то дружный трудовой коллектив легче справляется с самыми сложными вопросами.

Наш небольшой опрос касался такой разновидности корпоративного спорта, как спортивные команды фирмы. Такие команды выступают на соревнованиях между корпорациями. От членов команды требуются достаточно развитые спортивные навыки, спортивные разряды, готовность тренироваться. Более половины опрошенных нами (15 человек) считают, что наличие у них спортивных навыков дало им некоторое преимущество при трудоустройстве. Однако из опрошенных нами спортсменов только у троих спортивные навыки подтверждены спортивными разрядами. Все опрошенные много тренируются и активно участвуют в турнирах. 7 человек за год приняли участие в одном-двух турнирах, а 13 человек – в трех-четырех.

Мы были уверены, что члены команд получают дополнительные денежные вознаграждения – премии, доплаты, а также материальные нефинансовые вознаграждения – разного рода подарки. Оказалось, что 23 спортсмена из 26 не получали вознаграждения за участие в спортивной команде своей организации. О получении материального вознаграждения упомянули лишь трое. Что же тогда мотивирует спортсменов?

При опросе самое важное нужно было поставить на первое место, далее расположить характеристики по убыванию значимости. Поэтому чем меньше средний балл, тем важнее, по мнению опрошенных, эта характеристика.

В качестве основных мотивов, поставленных респондентами на первое и второе место (с равным количеством баллов – по 3,4 балла) были упомянуты «совершенствование собственной физической формы» и «общение с членами команды». На третьем месте «моральное поощрение» с оценкой 3,7 балла. Менее важными мотивами были названы (в порядке убывания значимости): «удовольствие от физической нагрузки» (4,0), «заполнение свободного времени» (4,5), «дополнительное материальное вознаграждение (премии, отгулы и т.п.)» (5,6), «повышение статуса участника команды на фирме»(5,8), «расширение контактов с сотрудниками других организаций, участвующих в соревнованиях Бизнес-лиги» (5,8), «расширение контактов с сотрудниками своей фирмы» (7,0), «расширение коммуникаций с руководителями отдельных. подразделений фирмы» (7,7).

Почти все опрошенные отметили, что на их предприятии практикуется привлечение работников в качестве болельщиков. Для сотрудников фирмы спортивные корпоративные мероприятия – это и праздник, и отдых, и психологическая разгрузка. Для такого привлечения не делается ничего особенного, просто «дается объявление, в том числе через социальные сети, и приглашаются все желающие». Это отметили 17 опрошенных. Еще трое в качестве средства привлечения болельщиков упомянули «организацию праздника для коллектива после соревнования». Такие праздники можно рассматривать как коллективные стимулы. Поддержка своей команды на соревнованиях способствует формированию корпоративного духа, сплочению трудового коллектива.

В чем же видят наши респонденты преимущества корпоративного спорта для компании? В анкете был дан перечень таких преимуществ. Как и в рамках ответа на первый вопрос, самое важное опять нужно было поставить на первое место, далее расположить характеристики в порядке убывания значимости. Поэтому чем меньше средний балл, тем важнее, по мнению опрошенных, эта характеристика. Полное распределение ответов на данный вопрос представлено в таблице.

Среди наших респондентов 6 человек являются руководителями высокого уровня. Мы предположили, что их представление о преимуществах корпоративного спорта для компании может отличаться. Оказалось, что отличия действительно есть. Руководители на третье место поставили то, что «корпоративный спорт в перспективе позволяет экономить затраты на персонал», а среди всех опрошенных эта характеристика была на последнем, шестом месте.

Корпоративный спорт – один из современных инструментов решения задач бизнеса. Объединение коллектива, формирование командного духа, улучшение коммуникаций внутри трудового коллектива и поддержание здоровья работников, а также в перспективе возможность экономить затраты на персонал – вот перечень основных функций корпоративного спорта.

Литература

  1. Кликавка А. Е. Корпоративный спорт как средство популяризации здорового образа жизни // Молодой ученый, 2017 , № 50.1, С. 22-24.
  2. Почему компании нужен спортивный досуг сотрудников [Электронный ресурс]. URL: https://www.buhgalteria.ru/article/pochemu-kompanii-nuzhen-sportivnyy-dosug-sotrudnikov (дата обращения: 05.10.2020).
  3. Семенов А. К., Набоков В. И. Организационное поведение: учебник для бакалавров. 2-е изд. М.: Дашков и К°, 2020. 268 с.
  4. Тощенко Ж. Т., Цветкова Г. А. Социология труда: учебник. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. 464 с.
  5. Herzberg F. The motivation to work. New York: Wiley, 1967. 157 р.
  6. Мазняк И. О. Теоретические представления о трудовой мотивации: анализ основных концепций // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2006. № 1 (9). С. 72–82.