Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10705

РОЛЬ ОБМЕНА ЗНАНИЯМИ И ОПЫТОМ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ

THE ROLE OF KNOWLEDGE AND EXPERIENCE EXCHANGE IN INNOVATIVE MANAGEMENT OF MODERN COMPANIES

Евлоев Руслан Гириханович, Московский финансово- промышленный университет «Синергия»

Yevloyev Ruslan Gerikhanovich, Moscow financial and industrial University «synergy»

Аннотация. В статье рассмотрена роль обмена знаниями и опытом в инновационном менеджменте современных компаний. Автор приходит к выводу, что обмен и передача знаний в инновационном менеджмента современных компаний  выступает как фактор развития инноваций: опираясь на опыт зарубежных партнеров  и их практические знания, компании имеют возможность  разрабатывать и выводить на рынок  различные технологические и сервисные новинки, расширяя свою сферу влияния на домашнем рынке. Кроме того, популяризация отечественных инновационных разработок на зарубежных рынках также повышает реноме компании, положительно влияя на ее инвестиционный потенциал.   

Summary. The article considers the role of knowledge and experience exchange in innovative management of modern companies. The author comes to the conclusion that the exchange and transfer of knowledge in the innovative management of modern companies acts as a factor in the development of innovations: based on the experience of foreign partners and their practical knowledge, companies have the opportunity to develop and bring to market various technological and service innovations, expanding their sphere of influence in the home market. In addition, the promotion of domestic innovative developments in foreign markets also increases the company’s reputation, positively affecting its investment potential.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, современный бизнес, знания, опыт, обмен, обучение, инновации.

Keywords: innovative management, modern business, knowledge, experience, exchange, training, innovation

Значение передачи знаний стало более важным элементом в секторе микро-, малых и средних предприятий. Передача знаний – это передача теоретической и практической информации по определенному каналу (каналам) от одного человека или фирмы к другому. Это также относится к практикам, которые включают обмен личным опытом и знаниями, связанными с работой [4]. 

В рамках международных деловых отношений передача знаний включает как неявный, так и явный обмен знаниями. Явное знание – это любая форма опыта, который кодифицирован и может быть сохранен в виде документации для использования в будущем, в то время как неявное знание — это использование интуиции для распознавания проблем. Независимо от того, какие знания используются в международных деловых отношениях, передача знаний жизненно важна для бесперебойной работы малых и средних предприятий. Это утверждение проявляется в его способности помогать организациям получить преимущество благодаря широкому спектру навыков и опыта, тем самым дополняя инновационные показатели новых продуктов фирм, участвующих в таких основанных на знаниях отношениях [6].

Современные компании могут достичь инновационной эффективности за счет использования отношений передачи знаний со своими зарубежными деловыми партнерами. Особенно это важно для российских компаний, которые осуществляют свою деятельность в тандеме с зарубежными партнерами. Следовательно, эффективность инноваций в новых продуктах будет отражаться в том, как малые, средние и крупные российские  предприятия могут эффективно использовать знания своих международных деловых партнеров, чтобы проявлять творческий подход к идеям и превращаться в страну-производителя с более высоким качеством продуктов, услуг и бизнес-процессов. Инновации открывают возможности для роста на новых рынках.

Среди стран Европы более 90% крупных компаний сообщают о внедрении инновационных продуктов в течение трех лет, доля средних фирм, сообщающих об инновациях, составляет около 80% и более 65% в малых компаниях. Малые и средние предприятия в России в основном вовлечены в международную деятельность, где они осуществляют бизнес посредством импорта (продуктов и услуг) от зарубежных деловых партнеров, базирующихся в других странах Европы, Северной Америки и Азии. Деловая же активность российских компаний в области инновационной деятельности, особенно относительно инноваций, связанных с разработкой новых продуктов,  достаточно низка [2].

Таким образом, достаточно актуальным  выступает вопрос о способности  российских компаний, вовлеченных в международные деловые отношения, получать необходимые знания от своих зарубежных деловых партнеров и преобразовывать их в новые жизнеспособные бизнес-инновации.

В нескольких исследованиях в области управления знаниями и стратегического управления изучались различные аспекты организации и управления знаниями в различных экономических и отраслевых контекстах. Так, исследовался процесс управления знаниями, которые включают создание знаний, сбор знаний, обмен знаниями, применение знаний и передачу знаний.  Финдли впервые представил передачу знаний в 1978 году, описывая ее как обмен знаниями, получение знаний и поток знаний [4]. 

В других источниках обмен знаниями рассматривается как передача информации от корня к получателю в определенных условиях. Авторы установили, что обучающий обмен включает в себя два действия: передачу (отправка или представление информации потенциальному получателю) и прием через группу людей или отдельным лицом. Если знания не были переданы или использованы для желаемой цели, активного обмена знаниями не произошло.

Передача или обмен знаниями включает в себя организационные переходы обучения от источника к получателю для достижения заранее определенных результатов. В более широком смысле он включает готовность сотрудников взаимодействовать с другими (передавать знания), а также учиться у них (собирать знания) [3]. 

Передача знаний состоит из шести этапов: изучение, кодификация, обсуждение, распространение, усвоение и воздействие. Структура передачи знаний состоит из четырех классификаций, в частности, отправитель, совокупность знаний, подход и сообщники или получение.

Инновация — это практика концептуализации и обработки новых идей, которые создают коммерческую ценность в виде новых продуктов и услуг. В рамках деловой практики инновации имеют конечную цель – удовлетворять ожидания потребителей новыми способами. Это стратегический организационный инструмент, с помощью которого организации управляют изменениями и обеспечивают новый прорыв на рынке.

Организации внедряют инновации на нескольких уровнях, включая продукты, услуги, производственные конструкции, процедуры предоставления услуг и управленческие процессы, или при разработке организационной иерархии. Однако чаще всего инновации связаны с производством, чтобы удовлетворить новые требования клиентов; а также с процессами, направленными на улучшение процедурной эффективности и результативности. 

По мнению исследователей, инновации имеют решающее значение для роста и повышения конкурентоспособности любой организации, будь то малой, средней или большой. Кроме того, большинство организаций рассматривают инновации как важный элемент увеличения своей прибыли и доли рынка [5].

Проведенные исследования показали, что инновации положительно влияют на результаты деятельности фирм. Также авторы приходит к выводу, что инновации следует широко поощрять по всей стране и на всех организационных уровнях, поскольку они играют важную роль в обеспечении экономической ценности. 

Существует много споров о типах инноваций. Тем не менее, основное внимание уделяется четырем типам инноваций Шумпетера, а именно: продуктовым, процессным, рыночным и организационным. Продуктовые и процессные инновации тесно связаны с технологическими инновациями, в то время как рыночные и организационные инновации относятся к категории нетехнологических новинок [6].

Исследователи предположили, что успех организации в определенной степени зависит от ее человеческих ресурсов. Краеугольным камнем такого успеха считаются сотрудники с высоким уровнем вовлеченности в работу или связанные с бизнесом тренинги. Более того, в современной глобальной экономике организации сталкиваются с растущим уровнем конкуренции, быстро развивающимися технологиями и высокодинамичной операционной средой. Кроме того, влияние глобализации и меняющихся предпочтений клиентов сказывается на ужесточении операционных процедур в деловой экономике. Следовательно, компании должны идти в ногу с изменяющимися моделями посредством обучения [4].

Интенсивная конкуренция и быстро меняющаяся рыночная среда побуждают фирмы находить способы накопления или создания знаний, которые могут улучшить их продукты или разрабатывать новые продукты, чтобы удовлетворить потребности других клиентов и получить конкурентное преимущество в отрасли. Следовательно, обучение сотрудников воспринимается как жизнеспособный канал для создания и передачи новых знаний, которые помогут им разрабатывать необходимые инновации. Регулярное обучение гарантирует доступ к внешним знаниям и расширяет тенденцию фирмы к инновациям [4].

Передача знаний, полученных в ходе обучения, расширяет возможности малых и средних предприятий неформальной экономики для улучшения инновационной деятельности.

Исследования показали, что обмен знаниями на основе НИОКР является критически важным видом деятельности для успеха инновационной деятельности  современных компаний. Это не влияет на то, как поток знаний в области НИОКР направляется в организацию, будь то из различных или контролируемых источников. Фирмы максимально используют передачу знаний в области НИОКР для инноваций, когда они установили активное партнерство в аналогичной технологической области, но при этом работают на разных товарных рынках. Как правило, малые и средние предприятия, которые  достигли высокого уровня рентабельности за счет инноваций, несут более высокие расходы по НИОКР, чем те, которые этого не делают. Таким образом, уровень окупаемости затрат на НИОКР выступает как способ стимулирования инновационной деятельности бизнеса. Также интенсивность НИОКР в области успешных инноваций лучше достигается за счет международных отношений в области НИОКР.

Следовательно, это подтверждает важность НИОКР как фундаментального механизма передачи знаний между партнерами в глобальных деловых отношениях. Передача знаний посредством НИОКР оказывает значительное влияние на стремление современных компаний к повышению инновационной деятельности [2].

Социальные сети, заимствованные из теории социальной интеграции, представляют собой практику, посредством которой социальные акторы соединяются в рамках системы, управляемой взаимными интересами и отношениями. Социальные сети – это совокупность неформальных и формальных отношений, которые предприниматели выстраивают с окружающей средой, которая является внутренней и внешней по отношению к контексту их деятельности. 

Социальные сети являются жизнеспособным индикатором передачи знаний и жизнеспособной платформой для помощи в обучении. Плотность социальных сетей между предпринимательскими командами способствует интенсивному развитию технологий, что, в свою очередь, может привести к интенсификации инновационной деятельности компании. 

Социальные сети имеют решающее значение для успеха предпринимательства, поскольку они предоставляют предпринимателям доступ к знаниям и технологиям, необходимым для рыночных и технологических инноваций. Соответственно, передача знаний, полученных через социальные сети, расширяет возможности малых и средних предприятий в неформальной экономике для улучшения инновационной деятельности.

Таким образом, можно  заключить, что  обмен и передача знаний в инновационном менеджмента современных компаний  выступает как фактор развития инноваций: опираясь на опыт зарубежных партнеров  и их практические знания, компании имеют возможность  разрабатывать и выводить на рынок  различные технологические и сервисные новинки, расширяя свою сферу влияния на домашнем рынке. Кроме того, популяризация отечественных инновационных разработок на зарубежных рынках также повышает реноме компании, положительно влияя на ее инвестиционный потенциал.   

Список литературы

  1. Гужина Г.Н., Гужин А.А. Роль инноваций в экономическом развитии // Инновации и инвестиции. 2020. №1.
  2. Заславская О. Ю. Влияние глобальных процессов информатизации на развитие современной системы образования в условиях цифровой экономики // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. №3.
  3. Корзюк Д.И., Текучёва С.Н. Сущность технологического предпринимательства // International Journal Of Professional Science. 2018. №3.
  4. Пудовкина О.Е., Шарохина С.В. Применение бизнес-моделирования в управлении проектами развития малых многопрофильных компаний // E-Scio. 2019. №12 (39).
  5. Сазанова С.Л. Экономические коммуникации в экономике знаний // Экономика. Налоги. Право. 2020. №2.
  6. Устинова Л. Н. Механизмы инновационно-технологического развития // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №2.

LIST OF REFERENCES

  1. Guzina G. N., Gogin A. A. the Role of innovation in economic development // Innovations and investments. 2020. No. 1.
  2. Zaslavskaya O. Yu. Influence of global Informatization processes on the development of the modern education system in the digital economy // RUDN Bulletin. Series: Informatization of education. 2018. No. 3.
  3. korzyuk D. I., Tekucheva S. N. the Essence of technological entrepreneurship / / International Journal Of Professional Science. 2018. No. 3.
  4. Pudovkina O. E., Sharokhina S. V. Application of business modeling in project management for the development of small multi-profile companies / / E-Scio. 2019. №12 (39).
  5. Sazanova S. L. Economic communications in the knowledge economy // Economy. Taxes. Right. 2020. No. 2.
  6. Ustinova L. N. Mechanisms of innovative and technological development / / Greater Eurasia: Development, security, cooperation. 2019. №2.