Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10700

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZATION of TAX PLANNING of ORGANIZATIONS

Сайдулаев Д.Д., канд. экон. наук, доцент, Чеченский государственный университет, (Россия, г. Грозный)

Saidulaev D.D., PhD, associate Professor, Chechen state University, (Grozny, Russia)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы теории организации налогового планирования в системе управления финансами организаций. В работе систематизированы цели и задачи налогового планирования, принципы и масштабы организации налогового планирования на предприятии, а также подробно рассмотрены инструменты налогового планирования.

Summary. the article deals with the theory of organization of tax planning in the financial management system of organizations. The paper systematizes the goals and objectives of tax planning, the principles and scope of the organization of tax planning in the enterprise, and also considers in detail the tools of tax planning.

Ключевые слова: управление финансами, налоговое планирование, цели налогового планирования, принципы налогового планирования, инструменты налогового планирования.

Keyword: financial management, tax planning, tax planning goals, tax planning principles, tax planning tools.

В самом общем виде управление финансами можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия. Объектом управления являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их источники.

Функции финансового менеджмента правомерно систематизировать следующим образом:

  • планирование (стратегическое и текущее финансовое планирование);
  • организация (создание эффективных органов управления финансами);
  • регулирование финансовых потоков;
  • защита активов и управление рисками;
  • учет, контроль и анализ (установление учетной политики: обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности);

Исходя из сказанного, основными задачами управления финансами предприятия являются:

  • обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;
  • достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;
  • обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных источников финансирования, оптимального их сочетания, минимизирующего финансовые издержки и увеличивающего рентабельность собственного капитала;
  • эффективное использования финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия. [1, стр.98-99]

Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости финансового планирования и формирования систем бюджетирования на предприятии. Важнейшей составляющей финансового планирования и выступает налоговое планирование. Налоговое планирование представляет собой совокупность действий, разрешенных законодательством, на уменьшение налоговых выплат.

Налоговое планирование преследует следующие цели:

  1. Сокращение налоговых потерь по одному или группе налогов;
  2. Оптимизация налоговых выплат.

Налогоплательщик имеет право использовать в своих интересах все несовершенства и недостатки налогового законодательства, в рамках допустимого. Чаще всего, налогоплательщик использует экономические схемы, при помощи которых можно добиться минимизации налоговых платежей.

Различают стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое планирование в ходе осуществления хозяйственной деятельности можно определить следующим образом:

  1. Исследование и обзор возможного изменения действующего законодательства.
  2. Рассмотрение и прогноз развития деловых обычаев и судебной практики.
  3. Прогнозирование результатов применяемых налоговых схем.
  4. Прогнозирование состояния налоговых обязательств фирмы.
  5. Оценка риска возможного, непредвиденного отклонения от намеченного плана.
  6. Долгосрочное планирование управления финансовым, документарным, информационным и товарными потоками.

Текущее планирование выделяется следующим:

  1. Ежедневный мониторинг изменения нормативно-правовых актов;
  2. Планирование налоговых обязательств фирмы и рассмотрение влияния определенной сделки на налоговые выплаты компании;
  3. Составление и просмотр графика налоговых выплат компании;
  4. Прогноз и определение причин отклонений от среднестатистических показателей фирмы.

Для всех этих мероприятий организациям необходимо осуществление постоянного мониторинга изменения действующего законодательства и сопровождение специалиста.

Этапы налогового планирования:

  1. Определение налоговых рисков;
  2. Анализ налоговых рисков и проблем и определение целей для разработки налоговой схемы;
  3. Выбор инструментов для налогового планирования;
  4. Разработка налоговой схемы;
  5. Исполнение налоговой схемы.

Риски налоговой оптимизации – это возможные убытки от проведения налогового планирования, то есть, возможность прямых финансовых потерь при налоговом контроле, такие как: взыскание штрафов, пений и расходы на урегулирование возникшей негативной ситуации. К налоговым рискам относятся:

  1. Риски со стороны налоговых органов, связанные с налоговым контролем;
  2. Риски увеличения сумм налоговых выплат;
  3. Риски привлечения к уголовной ответственности за использование незаконных налоговых схем.

Предприятие должно сопоставить выгоду от использования инструмента налогового планирования и налоговые риски и определить целесообразность использования данной схемы.

При использовании инструментов налогового планирования необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип законности. Все схемы, реализуемые на предприятии, должны быть согласованы с действующим законодательством. Данный принцип является основополагающим налогового планирования.
  2. Принцип разумности и экономической обоснованности. Данный принцип предполагает, что выгода, получаемая от использования налоговых схем должна ощутимо превосходить затраты, производимые при ее реализации.
  3. Принцип комплексного расчета и экономии потерь. Перед внедрением тех или иных налоговых схем необходимо сравнить возможные выгоды и потери.
  4. Принцип конфиденциальности несет в себе запрет на афиширование информации о применяемых налоговых схемах.
  5. Принцип индивидуального подхода. Организация должна иметь специалистов, которые будут разрабатывать схемы, подходящие именно для данного предприятия.
  6. Принцип заблаговременности. Данный принцип подразумевает проработку стратегии применения налоговых схем еще до осуществления хозяйственной операции или до начала налогового периода.

Инструменты налогового планирования. Под инструментами налогового планирования принято понимать различные способы достижения налоговой экономии. Наиболее эффективны те способы, которые подходят для решения конкретной задачи, поставленной перед предприятием. Однако, для широко потребления данные способы должны быть обобщены. Именно с такой целью и создаются налоговые схемы.

Налоговая схема – это конкретное описание основной идеи налогового планирования, графический обзор выбранного способа оптимизации и представление взаимодействия основных элементов налоговой схемы. Под налоговой схемой также можно понимать наличие возможности перейти на специальные налоговые режимы  и, в следствии, получение налоговой выгоды.

Налоговое планирование имеет различный масштаб, и, следовательно, оказывает различный эффект на деятельность организации.

В зависимости от масштаба налогового планирования различают:

  1. Крупные налоговые схемы. Данные схемы направлены на минимизацию большинства налогов, оптимизацию всего бизнеса. Такие схемы приводят к значительному сокращению налогового бремени. Например переход на специальные налоговые режимы.
  2. Средние налоговые схемы. Такие схемы помогают сократить налоговые выплаты сразу по нескольким налогам, со схожими налоговыми базами. Такие налоговые схемы, обычно, приводят к значительному снижению налогового бремени. Например, способ замены отношений.
  3. Малые налоговые схемы минимизируют, обычно, один налог. Такие схемы не требуют больших организационных затрат, позволяют достигнуть небольшого сокращения налогового бремени.

Этапы составления налоговой схемы:

  1. Поиск идеи. Данный этап направлен на комплексное изучение законодательства с целью найти способ построения налоговой схемы. Этот этап требует профессионализма и творческого подхода.
  2. Разработка экономической модели. На этом этапе определяется экономическое содержание найденной идеи и целесообразность ее применения.
  3. Разработка юридической модели. На данном этапе происходит юридическое обоснование разрабатываемой идеи. Происходит документальное оформление.
  4. Разработка организационной модели. Разработанная схема должна быть детально проработана. Определены участники данной налоговой схемы, возможное возникновение сложностей при реализации и пути их решения.
  5. Разработка учетной модели. Полностью законченной налоговую схему можно считать тогда, когда для нее полностью определены бухгалтерские и налоговые проводники.
  6. Отработка деталей налоговой схемы. На данном этапе все существенные детали для налоговой схемы должны быть проверены. Обычно, на начальных этапах формулировки идеи некоторые данные берутся исходя из предположений. На практике существует возможность проведение операции не так, как задумывалось изначально. Именно на последнем этапе происходит проверка таких данных.

Существует большое разнообразие инструментов налогового планирования. Это объясняется, в первую очередь, разнообразием экономических отношений и операций. Рассмотрение инструментов налогового планирования целесообразно с такого инструмента как – учетная политика для целей налогообложения. Согласно налоговому кодексу, учетная политика – это совокупность приемов и методов, допустимых НК РФ, используемых при учете доходов и расходов, их признания, оценке и распределения, а также учет иных показателей для целей налогообложения.

При формировании учетной политики, индивидуальный предприниматель должен выбрать оптимальные, допустимые НК РФ, пути для наиболее эффективной и ощутимой экономии. Учетную политику вполне разумно считать одним из главных инструментов налогового планирования. В налоговом кодексе прописаны варианты, из которых налогоплательщик может выбрать и адаптировать систему к специфике своей деятельности. Среди таких вариантов можно выделить: выбор срока полезного использования амортизируемого имущества, право использования амортизационной премии, самостоятельное определение метода начисления амортизации, выбор способа учета доход и расходов и т.д.

Следующий инструмент налогового планирования – это способ замены отношений.

Как известно, практически любая хозяйственная цель может быть достигнута несколькими путями. Налоговое законодательство никак не ограничивает хозяйствующий субъект в праве выбора формы отдельной сделки. Стороны сделки сами прописывают все ее условия, от выбора контрагента, до сроков и т.д. в таких случаях предприниматель выбирает один из множества вариантов исходя из целесообразности выбора. Именно на этой возможности и основан способ замены отношений. В случае, если операция предусматривает обременительное налогообложение, предприниматель заменяет данную операцию на другую, с таким же или схожим результатом и более щадящей формой налогообложения. Однако, при применении данного инструмента налогового планирования, предприниматель должен заменить именно правоотношения, то есть весь комплекс прав и обязанностей. В ином случае, при обнаружении фиктивности, налоговые органы в судебном порядке применят необходимый порядок налогообложения. Сделка не должна содержать в себе признаков фиктивности или преобладание цели получить налоговую выгоду над целью целесообразности проведения такой операции.

Одним из ярких примеров способа замены отношений является замена договора купли-продажи на договор лизинга. Вместо прямого приобретения основных средств, предприниматель приобретает это имущество по договору лизинга. Такая замена отношений позволяет предпринимателю применять повышающий коэффициент амортизации 3 в отношении данного имущества, а также списывать на расходы все средства, направляемые лизингодателю, уменьшая таким образом налогооблагаемую базу.

Следующий инструмент налогового планирования – способ разделения отношений. Данный способ основывается на способе замены отношений, различия состоят в том, что способ разделения отношений подразумевает замену одной операции лишь частично, либо разделение операции на несколько отдельных. Ярким примером такого способа является разделение операций по реконструкции здания на реконструкцию и капитальный ремонт. Согласно налоговому кодексу затраты индивидуального предпринимателя на реконструкцию увеличивают стоимость самого имущества и восстанавливаются посредством начисления амортизационных платежей. Затраты на ремонт списывают на затраты в том отчетном периоде, в котором они имели место быть. Разница между капитальным ремонтом и реконструкцией состоит в том, что капитальный ремонт представляет собой восстановления прежних характеристик имущества, а реконструкция – улучшение и придание данному имуществу новых характеристик. Полная замена договора реконструкции на договор практически невозможна, так как доказать ремонтный характер операции налоговым органам будет чрезвычайно сложно.

Другой пример способа разделения отношений – разделение договора на инкассацию денежных средств на договор инкассации и договор кассового пересчета денежных средств. Инкассация денежных средств является единственной, чисто банковской операцией, облагаемая налогом на добавленную стоимость, что весьма неудобно как для предпринимателей, так как цена на услугу включает НДС, так и для банков, так как данный факт снижает привлекательность банковских услуг для клиентов. Налоговый кодекс не ограничивает стороны в установлении цены осуществления договора, и именно в данном случае предприниматель может использовать разделение операции на операцию по инкассированию денежных средств и операцию по банковскому пересчету денежных средств. Согласно налоговому кодексу, банковский пересчет денежных средств не облагается налогом на добавленную стоимость.

Следующий инструмент налогового планирования – способ отсрочки налогового платежа.

Отсрочка налогового платежа – очень простой и распространенный метод налогового планирования. В нынешней экономической ситуации с высоким уровнем инфляции и высоком уровне налогового бремени, отсрочка налогового платежа может послужить для компании шансом сэкономить оборотные средства. Данный способ основывается на сроках прохождения платежей через банк – в среднем от одного до трех дней.

При заключении договоров купли-продажи учитываются интересы обеих сторон сделки. Так, если покупатель осуществляет дачу поручений банку на перевод денежных средств в последний день налогового периода – покупатель получает возможность отнести эти затраты на расходы в этом налоговом периоде, в текущем периоде предъявить НДС  к вычету.  А выгода продавца, учитывающего доходы и расходы по кассовому методу, в свою очередь, будет проявляться посредством учета операции по реализации товара уже в новом отчетном налоговом периоде.

Следующий способ – способ прямого сокращения объекта налогообложения. Данный способ является самым рискованным из всех выше перечисленных. Одним из элементов налогообложения является наличие налоговой базы, то есть то, с чего, непосредственно, взимается налог. Отсутствие налоговой базы освобождает от уплаты налога вовсе. Однако, возникновение такой ситуации чревато губительными последствиями для производственных мощностей предприятия. Данный способ преследует цель сокращение налогооблагаемых операций и имущества и недопущение негативного воздействия на деятельность организации.

Наиболее широко используемым является метод переоценки имущества для сокращения налогооблагаемой базы на имущество. В соответствии с НК предприниматель имеет право периодически проводить переоценку имущества по текущей рыночной стоимости. При подтверждении информации о снижении рыночной стоимости на аналогичное имущество, предприниматель имеет право, в соответствии со сложившейся на рынке стоимости, снизить балансовую стоимость объектов налогообложения. Таким образом налогоплательщик снижает налогооблагаемую базу и, в следствии, налоговые платежи.

Еще один метод прямого сокращения налогооблагаемой базы – это разукрупнение объекта налогообложения. В соответствии с налоговым кодексом, амортизируемым признается имущество со стоимостью выше 20 тысяч рублей и сроком полезного использования более одного года. Все, что стоит меньше автоматически относят к материальным расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу. Амортизируемое имущество списывается на расходы в ходе амортизации, что не очень выгодно с точки зрения налогового планирования. Поэтому, при приобретении имущества со стоимостью более 20 тысяч целесообразно разукрупнять его на отдельные составные части, притом, что имущество используется как комплексное оборудование. В качестве примера можно привести покупку персонального компьютера. При разукрупнении данная операция будет разделена на несколько операций, то есть покупка: монитора, системного блока, клавиатуры и т.д. 

К данному способу относят еще один, нелегальный, инструмент налоговой оптимизации – получение выручки и выплата заработной платы сотрудникам неучтенными денежными средствами. Данный способ предполагает уход от уплаты налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов.

Кроме вышеперечисленных способов налогового планирования, достаточно широкое распространение имеют еще два: способ оптимизации условий хозяйственных договоров и способ использование территорий с льготным характером налогообложения (СЭЗ)

Оптимизация условий хозяйственных договором заключается в индивидуальной проработке конкретного договора с определенным контрагентом с целью достижения наиболее благоприятных для сторон налоговых последствий без нанесения ущерба главной цели договора. При этом могу применяться все способы налоговой оптимизации.

Способ использования территорий с льготным характером налогообложения состоит в перемещении объектов налогообложения в регионы с более низким налогообложением с применением системы международных расчетов и трансфертных цен.

Литература

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. Электронно-правовой ресурс Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть 2 Электронно-правовой ресурс Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
  3. Налоговое планирование / Е. Вылкова, М. Романовский. — СПб.: Питер, 2004. — 634 с : ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  4. Налоговое планирование: более 60 законных схем / Э.С. Митюкова. -3-е изд., перераб. и доп — М. : Издательство АйСи, 2019. — 416 с.
  5. Сайдулаев Д.Д. Концептуальные основы налогового менеджмента/ Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 951-954.