http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2020

УДК 378

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10686

Проблема: Как обеспечить авиационно-космическую отрасль квалифицированными экономистами и управленцами

The problem: How to provide the aerospace industry with qualified economists and managers

Еропкин Андрей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: ame158@yandex.ru

Мезина Наталья Андреевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: ns802@yandex.ru

Eropkin Andrey M., Candidate of economic Sciences, associate professor « Management and marketing hightechnology industry    department», Moscow aviation institute (national research university), e-mail: ame158@yandex.ru

Mezina Natalya A., Candidate of economic Sciences, associate professor « Management and marketing hightechnology industry    department», Moscow aviation institute (national research university), e-mail: ns802@yandex.ru 

Аннотация.  В статье рассматривается потребность высокотехнологичных отраслей в квалифицированных кадрах экономистов и управленцев и   целесообразность перехода на пятилетний срок обучения за счет введения объектовой части обучения. Обоснована необходимость введения в учебные планы основных знаний из общеинженерных дисциплин и дисциплин, связанных с основами конструирования выпускаемой продукции и технологии ее производства. Предлагается создание моделей компетенций ориентированных на конкретные отрасли и подотрасли промышленности, для последующего построения на их основе учебных планов подготовки специалистов. Выдвинуты идеи построения учебного плана в соответствии с основным принципом бережливого производства — «от конца к началу», путем декомпозиции  образовательной модели компетенций, через требования к выпускной работе и дисциплинам последних курсов обучения к первым курсам обучения, фундаментальной подготовки. 

Summary.  The article considers the need of high-tech industries for qualified personnel of economists and managers and the feasibility of switching to a five-year training period by introducing the object part of training. The necessity of introducing basic knowledge from General engineering disciplines and disciplines related to the basics of product design and production technology into the curriculum is justified. It is proposed to create models of competencies focused on specific industries and sub-sectors of industry, for the subsequent construction of training plans for specialists based on them. The ideas of building the curriculum in accordance with the basic principle of lean production — «from the end to the beginning», by decomposing the educational model of competencies, through the requirements for the final work and disciplines of the last courses of study to the first courses of study, fundamental training.

Ключевые слова: высшее образование, высокотехнологичные отрасли, объектовая подготовка, модели компетенций, учебные планы, специальная и фундаментальная подготовка, образовательный процесс.

Keywords:  higher education, high-tech industries, object training, competence models, curricula, special and fundamental training, educational process.

В последнее время в вузовских кругах все громче звучат голоса о необходимости преобразований в высшей школе. В частности они  касаются ошибочной торопливости при вступления нашей страны в 2003 году в  так называемый болонский процесс. Особенно критике подвергается введение двухуровневой подготовки: бакалавр — магистр. Спустя несколько лет после введения двухуровневой подготовки и появились многочисленные публикации об избытке подготовки экономистов. С одой стороны это было очевидным, так как за подготовку экономистов и менеджеров взялись, чуть ли не все вузы. Сразу появились многочисленный должности, которые за не имением лучшего стали называть менеджерами, полностью игнорируя природу термина «менеджер», как специалиста, управляющего людьми, осуществляющих какую либо деятельность.  Это следует, как известно, из классического перевода термина «менеджмент». На самом деле, если исключить выпускников ряда коммерческих вузов, почти  открыто торгующих дипломами, картина совсем иная. На промышленных предприятиях ощущается нехватка грамотных экономистов и управленцев, особенно тех, кто знает особенности отраслевой продукции. Наиболее  остро это ощущается в технических университетах отраслевой ориентации, в которых до настоящего времени сохранились факультеты экономического и управленческого профиля. Не обошли эти проблемы и те вузы, которые ориентированы на высокотехнологичные отрасли. В них ситуация еще более острая, поскольку именно предприятия таких отраслей определяют  уровень научно-технического развития страны, а часто и  оборонный потенциал. В названных отраслях не грамотные и не оптимальные экономико-управленческие решения ведут к реальным потерям, в том числе и для имиджа государства на мировом рынке. Дело в том, что внедрение  двухуровневой подготовки в указанных вузах происходила по практически стандартной схеме. Четырехлетние, сначала государственные стандарты, а затем и учебные планы разрабатывались   путем ликвидации  общеинженерной и отраслевой составляющей. Трудно представить себе подготовку врачей и учителей без объектной части подготовки, по логике: придут в школу, тогда и решим, кто будет преподавать историю, а кто физику. При этом в государственных стандартах,  квалификационные требования были заменены компетенциями, записанными в обобщенном виде. Это  позволило трактовать их достаточно вольно, что немедленно сказалось на учебных планах. Практически единственными дисциплинами, связывающими будущих бакалавров  с промышленными предприятиями, остались курсы  организации производства и организации труда. Курс организации производства постепенно стал ущербным, так как в настоящее время он не привязан к отраслевым особенностям.  Между тем именно отраслевые особенности отличают организацию производства, например в авиационной промышленности и в нефтегазовой отрасли. Курс организации труда оказался выхолощенным, так как он не опирается, как это должно быть на курс, связанный с отраслевой технологией производства.

Если вспомнить недавнее прошлое, то пятилетний план подготовки экономистов в технических вузах содержал примерно 1000 часов  (те самые изъятые 20% или год обучения) общеинженерной и технической подготовки. В эти тысячу часов, например, в машиностроении входили основные знания по общеинженерной части (от инженерной графики до деталей машин), основы конструкции отраслевой техники и технологии производства. Дипломный проект обязательно содержал технико-технологический раздел и раздел по охране труда.  Поэтому таким специалистам  присваивали квалификацию «инженер-экономист».  Надо сказать, что таких специалистов весьма охотно приглашали к себе на работу конструкторские организации, предприятия и НИИ, в том числе наукоемкие и  высокотехнологичные. За лучших выпускников  между ними шла настоящая «борьба», предлагались, достаточно солидные, по меркам того времени условия, в виде заработной платы, социального пакета, а главное перспектив роста. Эти выпускники, как правило, эффективно работали и в цеховых, и в функциональных  подразделениях.

Для выхода из описанной выше ситуации,  на наш взгляд  высшее образование экономистов и управленцев  целесообразно вернуть  к пятилетней подготовке специалистов, с ориентацией на  конкретные отрасли  промышленности, а иногда и на подотрасли. Так, например, для авиационной и ракетно-космической отрасли нужно ориентироваться на такие (укрупнено) подотрасли как:  самолетостроение, ракетостроение, двигателестроение и  авионику. Объектовая подготовка может быть сосредоточена на таких уровнях обучения как: «имеет представление», «понимает» и «знает». Умения и навыки могут приобретаться уже в процессе работы на конкретном предприятии, на конкретном рабочем месте.  

При этом магистерскую подготовку, наверное, стоит  оставить,  сосредоточив ее    на подготовке исследователей, в том числе путем усиления ее фундаментальности. Такие выпускники, несомненно, будут особенно полезны в НИИ и разрабатывающих организациях.

Конечно, такая объектоориентированная,  подготовка нужна и для организаций всех отраслей, а не только машиностроительных.  

Наряду с предложениями о необходимости реформирования высшего образования постоянно возникают вопросы изменения подхода к понятию компетенций вплоть до полного отказа от них. На наш взгляд полностью отказываться от компетенций не следует. Необходимо изменить их содержание: уйти от общих слов-лозунгов к описанию в терминах знаний, умений и навыков. Кстати именно так строились в  ГОСах первых поколений квалификационные характеристики, разработка которых проводилась совместно с отраслями. Так квалификационные характеристики инженеров- экономистов для авиационной отрасли разрабатывались Московским авиационным и  другими авиационными вузами совместно с профильными управлениями Минавиапрома.  Сегодня  за основу конечной модели компетенций выпускников можно было бы обратиться к профессиональным стандартам, которыми в последние годы занималось  Министерство труда РФ. При таком подходе профессиональные стандарты могут быть преобразованы в образовательные модели компетенций.  В образовательных моделях компетенций с самого начала  должны быть заложены  требования знаний техники и технологиях производства  в соответствующих отраслях экономики .  К формулированию таких требований необходимо привлекать отраслевые НИИ, разрабатывающие и серийные предприятия.  Участие в создании образовательных моделей компетенций отраслевой направленности, неизбежно будет формировать интерес предприятий к будущим выпускникам. Такой подход давно известен в маркетинге, когда будущие потенциальные  потребители продукции привлекаются к формированию ее  облика.

Образовательные модели компетенций  должны быть конкретизированы до отдельных индикаторов, описанными в терминах знаний, умений и навыков,  тогда они могут стать надежной  базой для разработки учебных планов.  Строго говоря, почти так было и раньше, с той только разницей, что  учебные планы всегда строились «от начала к концу», то есть сначала формировалось дисциплины базовой и фундаментальной подготовки с постепенным переходом к дисциплинам профессиональной направленности. При этом корреляция между дисциплинами  особенно не просматривалась. Каждый преподаватель разработчик конкретной программы  рабочей программы дисциплины, главным образом это касалось дисциплин специализации, был обязан сослаться на конкретные компетенции, зафиксированные в стандарте и затем, на свое усмотрению, сформировать те знания умения и навыки, которые студент должен освоить    в обеспечение этой компетенции. В стороне  оставались вопросы: какие знания, умения и навыки нужны из предыдущих дисциплин, которые уже пройдены и какие знания, умения и навыки могут быть освоены  на базе данной дисциплины в последующих предметах.  Для избежания  подобных ошибок проектирование учебных планов целесообразно строить, как это принято, например, в бережливом производстве «от конца к началу». Компетентностные индикаторы, описанные в образовательной модели компетенций, в терминах знаний, умений и навыков, образуют  требования к выпускной квалификационной работе и требования к  дисциплинам последнего курса обучения. Затем преподаватели этих дисциплин в рабочих программах создают требования к предшествующим дисциплинам, опираясь  на логику: «для того, чтобы знать «это», необходимо знать  «это». И так последовательно, вплоть до учебных  дисциплин первого курса, в том числе дисциплин образующих фундаментальную часть подготовки будущего выпускника.

Подобная логика должна быть выдержана не только для учебной составляющей  образовательного процесса, но и для двух других его составляющих – научно-исследовательской и воспитательной. И если для научно-исследовательской составляющей это  очевидно, то про воспитательную сторону образовательного процесса следует сказать отдельно.   Мировоззренческие дисциплины должны, также как и специальные дисциплины, содержать «объектовую»  информацию, что обязательно скажется на их востребованности.  В этих дисциплинах можно, с учетом их содержания, включить изучение истории создания отрасли и отдельных ее предприятий, эволюцию техники, создаваемой в отрасли, биографии наиболее известных конструкторов и руководителей, как отрасли в целом, так и руководителей предприятий, внесших наибольший  вклад в работу своих коллективов. В подготовке экономистов и управленцев полезной, на наш взгляд, будет и биография наиболее выдающихся руководителей экономических служб предприятий. Полезной информацией для студентов может быть и история создания и развития самого университета, биографии  его наиболее известных преподавателей и выпускников. Попутно такой подход позволит, в какой-то мере нейтрализовать распространенный сейчас взгляд, и не только у студентов, на мировоззренческие дисциплины, как некий «балласт», доставшийся нам в наследство от советской системы образования.  

Описанный авторами подход, должен значительно сократить разрыв  подготовки   экономических кадров от реальных потребностей  отраслей отечественной промышленности.

Список литературы

  1. Дедков В.Н., Дедкова И.Ф., Плешань М.А. Инструменты эффективного обучения и развития персонала // Экономика устойчивого развития. 2018. № 4 (36). С. 149.
  2. Ежова Л.С., Зорин Д.С., Алексеева А.В. Отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного обучения персонала // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 2. С. 103.
  3. Еропкин А.М. Головина А.А. Интегрированная система обучения персонала для авиационной отрасли промышленности. М.: «Вестник МАИ»,  выпуск 19, 2012
  4. Еропкин А.М. Мезина Н.А. Построение интегрированной системы обучения на принципах бережливого производства. М.: «Инициативы 21 века», № 3-4 2018,
  5. Еропкин А.М. Мезина Н.А. Место и роль Национального исследовательского университета в формировании, развитии и подержании человеческого капитала наукоемкой и высокотехнологичной отрасли промышленности   М.: «Вестник МАИ», №4, том 21, 2014  с. 189-195
  6. Киркпатрик Д.Л., Киркпатрик Д.Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу. Практическое руководство по оценке эффективности обучения. Пер. с англ. М.: Эйч Ар Медиа 2008.
  7. Козлова О.А., Сычева М.Н. Инновационные методы обучения персонала: зарубежный и отечественный опыт // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 6. С. 160.
  8. Краев В.М., Тихонов А.И., Федотова М.А. Управление персоналом аэрокосмической промышленности. Базовый курс. Учебное пособие. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2018. – 120 с
  9. Комплексный анализ передового зарубежного и российского опыта в сфере высшего образования, связанного с потребностями авиационной отрасли. М.: ПАО «Сухой». 2011.