http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2020

УДК 336 

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10683

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ  ПРОЕКТОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ АФРИКИ

FINANCING INFRASTRUCTURE PROJECTS IN DEVELOPING COUNTRIES IN AFRICA

Нзенге Нзенге Арно, аспирант кафедры управления корпоративными финансами, Институт управления экономики и финансов, Казанский федеральный университет, Россия, г. Казань

Ахметов Рустэм Рафгетович, доктор экономических наук, профессор, кафедры  управления корпоративными финансами, Институт управления экономики и финансов, Казанский Федеральный университет, Россия, г. Казань

Nzenge Nzenge Arno

Akhmetov Rustem Rafgetovich

Аннотация. В статье рассматриваются процесс и методы мобилизации источников финансирования инфраструктурных проектов в Африке. Привлечение финансирования в отдельном  регионе Африки  имеет местные финансово-экономические особенности. Финансирование инвестиций осуществляет через местные, региональные и международные финансовые институты при оценке эффективности реализации выбранного типа проекта. Целью исследования является определение экономических секторов, являющихся основой привлечения потенциальных инвесторов, а также идентификация ключевых источников и финансовых партнеров Африки в реализации инфраструктурных проектов.

Summary. The paper discusses the process and methods of mobilizing sources of financing for infrastructure projects in Africa. Attracting funding in a particular region of Africa has local financial and economic characteristics. Financing of investments is carried out through local, regional and international financial institutions in assessing the effectiveness of the implementation of the selected type of project. The aim of the study is to identify economic sectors that are the basis for attracting potential investors, as well as to identify key sources and financial partners of Africa in the implementation of infrastructure projects.

Ключевые слова: финансирование инвестиций, источники финансирования, экономическая инфраструктура, финансирование инфраструктурных проектов.

Keywords. financing of investments, sources of financing, economic infrastructure, financing of infrastructure projects.

Цель устойчивого развития является серьезной задачей для всех стран мира. Развитые страны, страны БРИКС и развивающиеся страны африканского континента проводят политику развития различных секторов экономики для достижения этой цели. К числу ключевых  элементов  обеспечивающие нормальное функционирование различных  секторов — промышленности, сельского хозяйства, финансов и др.,  относится инфраструктура. Инфраструктура представляют собой группу отраслей и отдельных видов деятельности, которые обслуживают производство в стране. Целью экономической инфраструктуры является создание прочных основ, на которых будет базироваться развитие экономики в целом. Сюда можно отнести: транспорт и связь, энергетика и водоснабжение и прочее.

Однако финансирование инфраструктуры требует мобилизации значительных финансовых ресурсов. Как и другие международные и региональные организации, африканские государства на протяжении десятилетий определяли широкий спектр финансовых инструментов для финансирования инфраструктуры государственным и частным секторами, три основные категории которых:

  • финансирование за счет собственного капитала, которое является самым надежным способом с точки зрения финансовой устойчивости компании и имеет ряд преимуществ: повышается ее финансовая устойчивость, минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга) и упрощение процесса принятия управленческих решений.
  • финансирование за счет заимствований включает в себя кредиты и другие финансовые инструменты как лизинг и облигация. Финансирование с помощью заимствований является менее гибким, так как их порядок погашения фиксирован, несмотря на то, что финансирование и субординированный долг обеспечивают большую гибкость по сравнению со старшими долгами и облигациями.
  • гарантии и другие инструменты повышения кредитоспособности позволяют частично снизить риски, в основном для кредиторов, что приводит к сокращению распределения рисков и снижению общей стоимости долга. Эти инструменты варьируются от строго определенного покрытия рисков (например, прекращение договора) до более широкого охвата (например, минимальной гарантии дохода), так как затраты пропорциональны выбранному покрытию. Страхование от политических рисков охватывает риски экспроприации, разрывы контрактов, войну и гражданские беспорядки, недоступность валюты и, в некоторых случаях, несоблюдение суверенного обязательства [2].

Эти средства использовались для рефинансирования нескольких проектов. В 2018 году общий объем финансирования инфраструктуры в Африке достиг 100,8 млрд. долл. Это свидетельствует о значительном увеличении расходов — на 24% по сравнению с уровнем финансовых обязательств в 2017 году (81,6 млрд. долл.) и об увеличении на 33% по сравнению со средним показателем  (75,8 млрд. долл.) за три предыдущих года. Почти половина от наблюдаемого увеличения (19,2 млрд. долл.) в 2018 году является результатом того, что впервые были учтены  финансирования  от частного сектора, особенно в сектор информационных технологий (ИТ) и энергетики. В предыдущие годы обязательства частного сектора учитывались только в рамках партнерских отношений между государственным и частным секторами.

 В остальном, увеличение в основном происходит благодаря более высоким обязательствам Китая (6,3 млрд. долл.), и  африканских правительств (3,2 млрд. долл.). В 2018 году африканские государства привлекли дополнительные финансовые средства в размере 37,5 млрд. долл., которые представлены в таблице 1 —  финансирование инфраструктурных проектов в Африке в 2018 году со средним показателем за предыдущие три года.

В 2018 году общий объем обязательств в области инфраструктуры в Африке составил  100,8 млрд. долл. , что на  24% больше, чем общий объем обязательств в 2017 году и на 33% по сравнению со средним показателем  в 2015-2017 годах. Это стало результатом согласованных усилий всех источников финансирования. Основными источниками явились  государственная поддержки африканских стран (33%),  китайские финансовые вложения (65%) и впервые включены также финансовые вложения компании Африка50.

Члены ICA продолжают играть важную роль в финансировании инфраструктуры в Африке. За последние пять лет их поддержка сохранялась на высоком уровне — около 20 млрд. долл. в год.  Члены ICA также сыграли важную роль в проведении институциональной и политической реформы в Африке.

В 2018 году правительства африканских стран выделили больше финансовых средств, чем любой другой внешний регион. На рисунке 1 показаны направления и объёмы средств, выделяемых африканским странам на финансирование инфраструктуры. Все средства составили  37525 млрд.  долл., из которых Китай инвестировал 25,680 млн. долл.,  Канада  29 млн. долл., Франция 1,936 млн. долл., Италия 20 млн. долл. Банки  развития в размере 4,538 млн. долл. и  частный сектор вложил около 11,824 млн. долл. (рисунок 1).

Средства мобилизованные из различных источников для финансирования инвестиций в Африке распределяются по регионам в целях содействия их развитию. Африка имеет пять экономических регионов, уровень развития которых зависит от субрегиональной инвестиционной и финансовой политики, а также от экономических и финансовых приоритетов каждого государства. На приведенном ниже рисунке, показаны тенденции в области финансирования инвестиций по регионам для обеспечения роста и развития соответствующих стран (рисунок.2).

В 2018 году, из  общей суммы 100,8 млрд. долл. от всех источников финансирования  инфраструктурных проектов Западная Африка получила 26%, Северная Африка 20%, Южно-Африканская Республика 18%, Восточная Африка 14%, Южная Африка 14%, Центральная Африка 7% и  мульти-региональные области получили 2,4%.

 В 2018 году финансовые обязательства выросли у всех регионов в целом. Финансирование в Северную Африку, которое увеличилось на 4 млрд. долл. по отношению к 2017 году и достигло 20 млрд. долл., явно превосходило среднее значение (13,7 млрд. долл.) в 2015-2017 годах. Это увеличение во многом связано с увеличением китайских инвестиций.

Уровень финансирования Западной Африки с 2014 года вырос более чем в два раза. Этот рост объясняется главным образом тем, что Западная Африка, которую представляет собой 30% африканского населения, является регионом с наименьшим объемом инвестиций в инфраструктуру по сравнению с другими регионами. Финансирование инвестиций в Западной Африке тоже увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2017 годом  и составило 4,3 млрд. долл.  Во всех секторах наблюдается рост финансирования, и половина этого роста пришлась на энергетический сектор (1,6 млрд. долл.).  В транспортном секторе было увеличено количество обязательств на сумму более 1 млрд. долл. в Нигерии.

Центральная Африка,  в которой в 2017г. финансирование снизилось, возобновила возрастающую тенденцию в 2018 году. Это увеличение связано с ростом финансирования в частном секторе в размере 600 млн. долл.,  а также китайскими инвестициями в размере 400 млн. долл.

Финансирование восточной Африки сократилось на  10 % в 2017 и 2018. Это снижение связано с общим сокращением финансовых средств таких инвесторов, как ICA и не являющихся членами ICA. Единственная компенсация была получена от частного сектора, который выделил 1,1 млн. долл. в пользу региона в области транспорта, энергетики и ИТ-технология.

В южной части Африки по сравнению с 2017 годом было отмечено общее увеличение объём инвестиций на 16%. Повышение в  2018 году связано с китайскими инвесторами — около 4,2 млн. долл., и  государственным финансированием в размере 238 млн. долл. США.

Инвестиции в Южно-Африканскую Республику составили 18 млн. долл., что почти в два раза превышает средний показатель в 9,7 млн. долл. за предыдущие три года. Основная часть этого финансирования (7,7млн. долл.) происходила в частном секторе и была направлена  в области ИТ-технология и энергетики. Другая часть от членов ICA, которые увеличили финансирование в размере 1,2 млн. долл., а также от Нового банка развития БРИКС в размере 500 млн. долл. ЮАР сама выделила на инфраструктуру  около  52 млн. долл. больше, чем в 2017 году.

Важно отметить, что практически все отрасли получили дополнительные инвестиции, некоторые из них  более заметные, чем другие и  в таблице 1  представлены тенденции инвестиций по секторам  за 2014- 2018 гг., в млрд. долл. США [3].

В 2018 году в транспортном секторе инвестиционные вложения были около  32,5 млрд. долл. США, что на 5% выше, чем в среднем в 2015-2017 годах. Сектор водоснабжения и санитарии получил финансирование в размере 13,3 млрд. долл., что на 21% больше среднего показателя за предыдущие  годы. В 2018 году общий объем финансовых средств в секторе энергетики составил 43,8 млрд. долл., что на 67% выше, чем в среднем  в 2015-2017годах. Финансирование сектора ИТ-технология также составило 7,1 млрд. долл. США.

Следует отметить, что африканский континент во всех отношениях является развивающимся континентом с наибольшими потребностями в инфраструктуре. Отчасти это объясняется низким общим ВВП, а с другой стороны — геополитическим и историческим наследием Африки. Дефицит инфраструктуры в Африке существенно варьируется  с одного сектора к другому и от одного региона к другому региону. Но, например, в области мобильной связи Африка опережает большинство других регионов с сопоставимым доходом на душу населения. В области водоснабжения в результате значительных усилий Африканского банка развития, Всемирного банка и членов ICA в сельских районах были отмечены значительные улучшения [5].

Однако рост населения превышает рост охвата в обеспечении основных услуг. В докладе «Экономические перспективы Африки за 2018 год» [1]  представлена полная оценка инфраструктурных потребностей Африки, основанная на требуемых затратах и достижении конкретных целей для определенного уровня обслуживания каждой отрасли. Оценка энергии основана на цели 100-процентной электрификации городов и 95-процентной — сельских районов. Годовые затраты на достижение этой цели оцениваются в диапазоне от 35 до 50 млрд. долл. в год. Цель развития санитарии заключается в обеспечении 100%-ного доступа нормальных условий жизни в городские и сельские районы.

В конечном счете, доступ к финансированию является одним из факторов, благоприятствующих инвестициям и экономическому росту, как утверждал  бывший канцлер Германии Г. Шмидт: «Сегодняшние доходы являются источниками завтрашних инвестиций и рабочих мест для  послезавтра» [6,с.28], другими словами африканский континент по-прежнему является перспективным потенциальным рынком для отечественных и зарубежных инвесторов.

Источники

  1. https://www.icafrica.org/fileadmin/documents/IFT_2018/ICA_Infrastructure_Financing_in_Africa_Report_2018_En.pdf
  2. Landry Signe, The potential of manufacturing and industrialization in Africa, The Brookings Institution 2018
  3. FMI, Perspectives de l’économie mondiale, 2019
  4. https://www.icafrica.org/fr/project-preparation/for-funding-facilities/
  5. Mercer, Investment opportunities in African Infrastructure, Septembre 2018
  6. L.Badufle et F.Badufle. : Guide de cours et sujets economiques : Edition Nathan, 2008 — p.28.