Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10076

Роль контроллинга персонала в системе управления промышленным предприятием

The role of HR-controlling in the industrial enterprise management system

Адриан Алексеевич Михайлов, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,  e-mail: adrian7@list.ru

Алена Александровна Комова, магистрант кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: aleona.komova@yandex.ru

Adrian A. Mikhaylov, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Alena A. Komova, Student of Department «Human resource management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow.

Аннотация: Статья посвящена анализу роли контроллинга персонала в системе управления промышленным предприятием. Представлены подходы к определению понятия «контроллинг», а также объекты, субъекты и механизм функционирования контроллинга персонала. Определяются функции и место контроллинга персонала в системе промышленного предприятия. Делается вывод о том, что роль контроллинга персонала на промышленном предприятии заключается в информационно-аналитической и методической поддержке управленческого цикла.

Summary: The article is devoted to the analysis of the role of personnel controlling in the management system of an industrial enterprise. The approaches to the definition of «controlling», as well as the objects, subjects and mechanism of functioning of personnel controlling are presented. The functions and place of personnel controlling in the system of an industrial enterprise are determined. It is concluded that the role of controlling personnel in an industrial enterprise is information-analytical and methodological support of the management cycle.

Ключевые слова: персонал, контроллинг персонала, управление персоналом, промышленное предприятие.

Keywords: personnel, HR-controlling, personnel management, industrial enterprise.

В условиях динамичного развития экономической среды для эффективного функционирования организации необходимо наличие собственной устойчивой системы управления, способной комплексно решать многочисленные проблемы промышленного предприятия. Правильно организованная система управления способствует более быстрому и экономичному достижению целей и выполняет целый ряд задач, а именно:

  • осуществляет все функции управления: планирование, организацию, учет, контроль, анализ и регулирование;
  • способствует своевременному выявлению проблем на предприятии и разработке решений по их устранению;
  • обеспечивает информационную поддержку управления всеми бизнес-процессами на предприятии;
  • координирует деятельность предприятия;
  • способствует повышению эффективности деятельности на предприятии.

Построение такой системы на предприятии – задача довольно сложная, однако выполнима с использованием такого инструмента как контроллинг.

Понятие «контроллинг» зародилось в Америке и происходит от англ. «to control» (управлять, контролировать, регулировать).  Уже в 70-е годы контроллинг получил свое применение в Европе, а в 90-е годы – в России. Несмотря на то, что данный термин утвердился еще в прошлом веке, феномен контроллинга порождает большое количество дискуссий среди ученых, бизнесменов, предпринимателей, поэтому существуют различные подходы к определению «контроллинг» (Таблица 1).

В 1980-е годы контроллинг рассматривался с позиций управленческого учета как «эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования» [1]. К представителям данного подхода относятся Р. Манн, Э. Майер, Х. Фольмут, В.В. Глущенко. В конце 1980-х годов появилось направление контроллинга как информационной системы, то есть «сбор информации и ее использование при анализе и планировании» [2]. Такого подхода придерживались Рейман Т., Прайсслер П., Брюггемейер М. и Берр Х. В начале 1990-х годов немецкий ученый Дитгер Хан сформировал новое представление о контроллинге как инструменте интегрированного планирования и контроля (ПиК). Единомышленниками Д. Хана также были Хормат П. и Шнайдер Д. [3]. Одновременно с этим. ученые-экономисты Кюппер Х.У., Шмидт А., Вебер Й., Зунд А. изучали контроллинг как инструмент координации различных процессов системы менеджмента [2]. Таким образом контроллинг стал рассматриваться с точки зрения теории принятия решений.

В конце 1990-х годов получил свое развитие инновационный подход, где контроллинг рассматривается как метасистема управления, то есть более масштабная система, в которую входят отдельные системы как составные части, а взаимодействие между ними осуществляется с помощью входов и выходов (управление управлением) [3]. Представителями такого направления стали Шрайогг И., Сьюрц И., Ньюман В., Ананьина Е.А., Карминский А.М., Фалько С.Г. и другие. С 2000-х годов развивается бихевиористическая концепция контроллинга как разновидность инновационного подхода, где контроллинг выступает метафункцией, обеспечивающей координацию процесса принятия решений [2]. Представителями данного мышления являются Пич Г., Шерм Э., Штайнманн Х., Кустерман В. и другие.

Несмотря на обилие подходов к определению контроллинга все они доказывают ошибочность сопоставления контроллинга процессам контроля на предприятии, поскольку контроллинг охватывает не только функцию контроля, но и остальные функции управления, а именно планирование, организацию, учет, анализ и регулирование.

На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что реализация планов организации, ее успех, в значительной степени зависит от кадровой составляющей. Если раньше персонал рассматривался лишь как один из факторов производства, то теперь работники являются главной движущей силой и наиболее важным стратегическим ресурсом компании. Вследствие этого, одной из основных целей функционирования организации стало эффективное использование персонала в соответствии со стратегическими целями и оперативными планами предприятия.

Современная концепция управления персоналом основана на поддержке планирования, управления, контроля и информа­ционного обеспечения всех мероприятий кадровой работы, то есть — на контроллинге персонала. Рассмотрим основные определения данного термина, имеющиеся в научной литературе.

По мнению немецкого ученого Р. Вундерера «контроллинг персонала — это плановый, результирующий и интегральный учет для оценки решений в области управления персоналом и, в особенности, их экономических и социальных последствий» [4]. Согласно Карминскому А.М. и Фалько С.Г. контроллинг персонала – это «система внутрифирменного планирования и контроля в сфере персонала, которая помогает преобразовывать стратегические установки в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению персоналом» [5]. В.Д. Дорофеев и А.Н. Шмелева под контроллингом персонала понимают «концепцию, направленную на ликвидацию «узких мест», ориентированную на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов» [6]. Согласно С.Г. Маликовой, контроллинг персонала представляет собой «координацию всех функций или, иначе, подсистем управления персоналом для достижения главных целей предприятия” [7].

Таким образом, контроллинг персонала – это одна из новых граней использования контроллинга – комплексная система управления персоналом предприятия, координирующая бизнес-процессы в области планирования, организации, учета, анализа, бюджетирования, контроля и регулирования персонала, направленная на выявление и ликвидацию узких мест компании и принятие управленческих решений для достижения определенных результатов с целью повышения эффективности организации [8].

Объектом контроллинга являются все HR-процессы и мероприятия, субъектами – участники контроллинга персонала. Субъекты контроллинга подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся органы государственной власти, отраслевые и территориальные профсоюзы, аудиторские и консалтинговые компании. К внутренним – учредители, работодатели, аналитические службы, служба управления персоналом, линейные руководители, работники, комиссия по трудовым спорам, организационные профсоюзы и другие [9]. У каждого из субъектов свои цели и потребности в контроллинге персонала.

Разумеется, контроллинг персонала особенно необходим на крупных промышленных предприятиях, ввиду большого объема задач и их сложности. На таких предприятиях зачастую одной из ключевых проблем является недостаток внимания вопросам управления персоналом ввиду приоритета таких областей как: маркетинг, сбыт, производство, финансы и т.д. В этой связи на этом фоне возникают по нарастающей и прочие проблемы, среди которых можно выделить следующие:

  1. Постоянная нехватка информации у руководителя для принятия решений.
  2. Отсутствие методической и методологической базы управления персоналом.
  3. Кадровые процессы слабо формализованы, не увязаны с логикой жизненного цикла организации.
  4. Узкая специализация руководителя.
  5. Дублирование кадровых функций в организационной структуре.
  6. Отсутствие систем планирования, что приводит к «кадровому разрыву».
  7. Сложность контроля кадровых процессов.
  8. Высокая объективность и отсутствие прозрачности результатов отдела управления персоналом [9].

Решению и преждевременной диагностике в перспективе данных проблем способствует контроллинг персонала, механизм функционирования которого представлен на рисунке 2.

При этом, контроллинг персонала выполняет следующие функции:

  1. Информационно-обеспечивающая – заключается в формировании информационной базы, содержащей структурированную совокупность данных о персонале, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности бизнес-процессов и решаемых задач в любой момент времени.
  2. Плановая – представляет собой разработку планов, бюджетов и их координацию в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  3. Контрольно-аналитическая – измерение степени достижения цели, анализ запланированных и фактических показателей по персоналу, оценка эффективности деятельности персонала.
  4. Управляющая – разработка мероприятий и предложений по устранению проблем и принятию управленческих решений;
  5. Организационно-координирующая – осуществление взаимодействия персонала, формирование организационной структуры, стимулирование и мотивация персонала, организация оплаты труда на предприятии, подбор, отбор, прием и увольнение сотрудников;
  6. Учетно-регулирующая – учет затрат на персонал и их оптимизация [10].

Место контроллинга персонала в системе промышленного предприятия представлено на рисунке 3, из которого видно, что контроллинг персонала является своего рода «оболочкой» системы управления и взаимосвязан с производственной и информационной системами организации.

Для понимания сути контроллинга можно привести его аналогию с производственной системой, представленной в таблице 2.

Контроллинг персонала выполняет сервисные функции координации работы функциональных подразделений, а также методического обоснования наиболее важных управленческих решений [11]. Таким образом роль контроллинга персонала на промышленном предприятии заключается в информационно-аналитической и методической поддержке управленческого цикла.

Список литературы

  1. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова и С.Н.Зайцева / Под ред. С. А. Николаевой – М.: Финансы и статистика, 1993. – 96 с.
  2. Основы контроллинга (Дата обращения 05.03.19) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://becmology.ru/blog/management/controlling01.htm.
  3. Ушакова Н.А., Перерва О.Л. Концепция контроллинга и ее роль в повышении эффективности систем управления предприятием / Российский экономический интернет-журнал №2 (Дата обращения 05.03.19) [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.e-rej.ru/publications/174/У/.
  4. Вундерер Р. Маркетинг персонала. Искусство создания благоприятных условий труда // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 5. С. 27.
  5. Карминский А.М., Фалько С.Г. Контроллинг: учебник — М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.
  6. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. К вопросу контроллинга в системе управления персоналом предприятия //Менеджмент: теория и практика. 2007. № 1/2. С. 244.
  7. Маликова С.Г. Контроллинг персонала // Служба кадров. 2004. № 31. С. 88.
  8. Тихонов А. И., Михайлов А. А., Комова А. А. Организация системы контроллинга персонала на авиационном предприятии //Московский экономический журнал. – 2019. – №. 5.
  9. Дьячкова Е.Н. Контроллинг системы управления персоналом как инструмент стратегического менеджмента // Вестник БУКЭП, 2016. №101(07). С. 184.
  10. Старцева Н.Н. Аудит и контроллинг персонала: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУПС, 2016. – 151 с.
  11. Маликова С.Г., Матвеев С.Г. Курс лекций по дисциплине «Контроллинг»: учеб. пособие для студентов факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» — M.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. – 51 с.
  12. Тихонов А.И., Воронцова Ю.В., Михайлов А.А., Федотова М.А. Экономика труда на предприятиях авиационной и ракетно-космической промышленности: учебное пособие. – Ставрополь: Логос, 2019. – 135 с.
  13. Тихонов А.И., Михайлов А.А., Федотова М.А. Управление человеческими ресурсами: организационные и социально-экономические механизмы управления трудом работников предприятий аэрокосмической отрасли: учебное пособие. – Ставрополь: Логос, 2019. – 105 с.