Московский экономический журнал 10/2019
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10006
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
DEVELOPMENT OF PROJECT
MANAGEMENT TOOLS IN THE FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITY
Васильев Артем Игоревич,
аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, avasilev@roskazna.ru
Vasilev Artem Igorevich, postgraduate student, Department of
Government and municipal administration, Financial University under the
Government of the Russian Federation, Moscow, avasilev@roskazna.ru
Аннотация: В данной статье сфокусировано внимание на развитии системы методических и технических приемов управления проектами в федеральном органе исполнительной власти на примере Федерального казначейства.
Summary: This article focuses on the development of the system of methodological and technical methods of project management in case of Federal treasury.
Ключевые слова: проект,
проектное управление, управление проектами, инструменты управления проектами,
национальные проекты.
Keywords: project, project management, project
management, project management tools, national projects.
На современном этапе развития государственного
управления критически важной становится способность исполнительного аппарата
реализовать запланированные проекты и задачи и достичь поставленных целей в
срок, а также в рамках установленных бюджетов. Закрепившаяся в государственных органах власти традиционная организация
деятельности, ориентированная на решение проблем на основе формализованных
алгоритмов, функционального подхода и личного опыта, не обеспечивает
достаточную эффективность проектной деятельности. Современные технологии
проектного управления призваны структурировать и мобилизовать ресурсы
организации на достижение целей проектов. Начиная с 2010-х годов интерес сектора государственного
управления к методологии проектного управления с каждым годом возрастает. К
концу 2016 г. уже была сформирована комплексная нормативно-правовая база,
включающая в себя концептообразующие положения системы управления
государственными проектами. И сегодня проектное управление в государственном
управлении находится в перманентном поиске новых путей и направлений
совершенствования. Одним из таких направлений является расширение представления
федеральных органов исполнительной власти об инструментарии управления
проектами.
Инструментарий проектного управления мы определили как систему методических и
технических приемов осуществления управления организацией, охватывающая сферы
деятельности организации, в которых создание продукта или услуги реализуется
как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при
определенных требования, касающихся сроков, бюджета и характеристик ожидаемого
результата.
В
теории управления проектами развитие с середины XX века методических и
технических приемов и средств управления комплексами работ послужило толчком к
становлению самой теории и дисциплины управления проектами как таковой.
Систематизировав зарубежный и отечественный опыт развития теории
управления проектами, мы пришли к следующим выводам:
- различные
управленческие концепции создали основу для динамичного развития управления
проектами в XX веке; - аккумулировав
в себе опыт предыдущих учений, основы теории управления проектами, как в
России, так и за рубежом, зародились в процессе проектирования и реализации
крупных государственных проектов; - с
развитием методов и инструментов происходит смена парадигмы – управление
проектами становится междисциплинарной сферой деятельности с
институционально-методологической основой, происходит стандартизация и
универсализация методов проектного управления, разрабатываются стандарты по
управлению проектами. - компьютеризация
и развитие информационных технологий способствовали расширению сфер и отраслей
применения методов проектного управления, созданию программных решений и
корпоративных информационных систем по управлению проектами; одновременно идет
поиск альтернативных методологий; - в
секторе государственного управления проектное управление внедряется как ответ
на изъяны функционирующих программно-целевых методов и встраивается в
существующую систему программно-целевого планирования, при этом предполагаются
изменения организационной структуры как на уровне Правительства Российской
Федерации, так и на ведомственном уровне.
В середине 2018 года было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве России». Данное постановление уточняет подходы к организации проектной деятельности, объекты и субъекты управления, устанавливает последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов. Так, в соответствии с актуальной нормативной правовой базой в системе органов исполнительной власти выстроена модель системы управления проектами, представленная на рисунке 1.
Ключевым новшеством в организации управления проектной
деятельностью в системе органов исполнительной власти является установление
чёткой иерархии проектов: от национального до ведомственного (регионального).
Такой подход обеспечивает более органичные структуру и процесс управления.
Эффективность применения инструментов и методов проектного
управления в конкретном в федеральном органе исполнительной власти обусловлено
функционирующей в ведомстве проектной методологией, системой и культурой
управления проектами. Процесс внедрения и развития управления проектной
деятельностью в федеральном органе исполнительной власти сталкивается с
определенными трудностями и проблемами. На примере Федерального казначейства
автором были сформулированы основные барьеры и проблемы реализации проектных
методов в ведомстве:
1) фрагментарность элементов системы управления
проектами;
2) недостаточный уровень зрелости методологии проектного
управления;
3) отсутствие модели развития проектных компетенций
государственных служащих;
4) проблема определения ключевых показателей выполнения
проектов;
5) специфичный характер казначейских проектов создает
сложности в формализации проектного подхода.
Роль инструментария проектного управления обусловлена возрастающей потребностью в повышении эффективности управления и преодолении выше упомянутых барьеров и проблем. Федеральному органу исполнительной власти, как организации, необходим гибкий, и в то же время, точный, профессиональный инструментарий управления проектами. Полагаем, что основным критерием формирования инструментария должна быть классификация проектов. Разными типами проектов необходимо управлять, применяя разные, наиболее соответствующие данному типу проекта, методами и инструментами. Выбор типа управления напрямую влияет на успешность достижения целей проекта и выполнения его задач. В развитие классификации проектов Мамонтова С. и на основе системной парадигмы Клейнера Г. предложена перспективная процессная модель управления проектами в федеральном органе исполнительной власти (рисунок 2).
В предложенной модели ключевую роль занимает процесс
управления проектом, в рамках которого происходит определение типа проекта и
выбор соответствующего типа управления.
Функционирование предложенной модели инструментария
проектного управления в федеральном органе исполнительной власти возможно при
наличии достаточно зрелой систему проектного управления проектами. Внедрение системы проектного управления
позволяет выработать общий стандартизированный подход, ввести единое понятийное
и информационное «проектное пространство», что существенно повышает
взаимодействие и взаимопонимание участников в процессе управления проектами.
На рисунке 3 отображена
модель развитой системы управления проектами, предлагаемая к внедрению в
Федеральное казначейство.
Система управления
проектами, как правило, включает в себя следующие базовые элементы:
- Собственная методология проектного управления
(включает в себя инструментарий проектного управления); - Проектный офис;
- Информационная система автоматизации проектной
деятельности;
Развита́я система
проектного управления дополняется следующими элементами: проектный комитет,
механизмы проектной мотивации, механизмы развития проектных компетенций, аудит
проектной деятельности.
Список литературы
Нормативные правовые
акты:
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации»; - Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7
мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития
российской федерации на период до 2024 года»; - Постановление Правительства Российской Федерации
от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в
Правительстве Российской Федерации»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 15 октября 2016 г. № 2165-р; - Project
Management Institute. 2008. A Guide to the Project Management Body of Knowledge
(PMBOK® Guide). — Pennsylvania: Fourth Edition. PMI Publications, 2008 - Дополнение к Руководству PMBoK для государственных проектов — Третье
издание (2006) / Government Extension to the PMBOK Guide — Third Edition (2006)
Научная литература:
- Кривошеева, Т. Д. Инструментальный
потенциал проектного подхода к развитию электронного правительства как фактор
совершенствования системы публичного управления: дисс. канд. эконом. наук:
08.00.05 / Кривошеева Теона Давидовна, — Ростов-на-Дону, 2015. — 217 с. - Красильников Д. Г., Якимова М.Н. Факторы
деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта
реализации государственной политики в современной России) // ARS ADMINISTRANDI.
2015. №2. - Пенчук А. В.,
Бегчин Н. А. Реализация программно-целевых инструментов на федеральном
уровне: анализ, проблемы и перспективы // Аудит и финансовый анализ. -2016. — №
2. — С. 343-348. - Разу М. Л.
Управление проектом: основы проектного управления : М.Л. Разу под ред. и др. —
Москва : КноРус, 2016. — 755 с.
Электронные ресурсы:
- Аналитический центр при Правительстве РФ (официальный сайт) http://ac.gov.ru
- Агентство стратегических инициатив (официальный сайт) http://asi.ru
- Автономная некоммерческая организация «Центр оценки и развития
проектного управления» (АНО «ЦОРПУ») (Интернет-сайт) http://www.isopm.ru/ - Материалы сайта ООО «Проектные сервисы» http://www.pmservices.ru/
- Материалы сайта ГК «Проектная практика» http://pmpractice.ru/
- Федеральное казначейство (официальный сайт) http://roskazna.ru