http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10006

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

DEVELOPMENT OF PROJECT
MANAGEMENT TOOLS IN THE FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITY

Васильев Артем Игоревич,
аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, avasilev@roskazna.ru

Vasilev Artem Igorevich, postgraduate student, Department of
Government and municipal administration, Financial University under the
Government of the Russian Federation, Moscow, avasilev@roskazna.ru

Аннотация: В данной статье сфокусировано внимание на развитии системы методических и технических приемов управления проектами в федеральном органе исполнительной власти на примере Федерального казначейства.

Summary: This article focuses on the development of the system of methodological and technical methods of project management in case of Federal treasury.

Ключевые слова: проект,
проектное управление, управление проектами, инструменты управления проектами,
национальные проекты.

Keywords: project, project management, project
management, project management tools, national projects.

На современном этапе развития государственного
управления критически важной становится способность исполнительного аппарата
реализовать запланированные проекты и задачи и достичь поставленных целей в
срок, а также в рамках установленных бюджетов. Закрепившаяся в государственных органах власти традиционная организация
деятельности, ориентированная на решение проблем на основе формализованных
алгоритмов, функционального подхода и личного опыта, не обеспечивает
достаточную эффективность проектной деятельности. Современные технологии
проектного управления призваны структурировать и мобилизовать ресурсы
организации на достижение целей проектов. Начиная с 2010-х годов интерес сектора государственного
управления к методологии проектного управления с каждым годом возрастает. К
концу 2016 г. уже была сформирована комплексная нормативно-правовая база,
включающая в себя концептообразующие положения системы управления
государственными проектами. И сегодня проектное управление в государственном
управлении находится в перманентном поиске новых путей и направлений
совершенствования. Одним из таких направлений является расширение представления
федеральных органов исполнительной власти об инструментарии управления
проектами.

Инструментарий проектного управления мы определили как систему методических и
технических приемов осуществления управления организацией, охватывающая сферы
деятельности организации, в которых создание продукта или услуги реализуется
как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при
определенных требования, касающихся сроков, бюджета и характеристик ожидаемого
результата.

В
теории управления проектами развитие с середины XX века методических и
технических приемов и средств управления комплексами работ послужило толчком к
становлению самой теории и дисциплины управления проектами как таковой.
Систематизировав зарубежный и отечественный опыт развития теории
управления проектами, мы пришли к следующим выводам:

  1. различные
    управленческие концепции создали основу для динамичного развития управления
    проектами в XX веке;
  2. аккумулировав
    в себе опыт предыдущих учений, основы теории управления проектами, как в
    России, так и за рубежом, зародились в процессе проектирования и реализации
    крупных государственных проектов;
  3. с
    развитием методов и инструментов происходит смена парадигмы – управление
    проектами становится междисциплинарной сферой деятельности с
    институционально-методологической основой, происходит стандартизация и
    универсализация методов проектного управления, разрабатываются стандарты по
    управлению проектами.
  4. компьютеризация
    и развитие информационных технологий способствовали расширению сфер и отраслей
    применения методов проектного управления, созданию программных решений и
    корпоративных информационных систем по управлению проектами; одновременно идет
    поиск альтернативных методологий;
  5. в
    секторе государственного управления проектное управление внедряется как ответ
    на изъяны функционирующих программно-целевых методов и встраивается в
    существующую систему программно-целевого планирования, при этом предполагаются
    изменения организационной структуры как на уровне Правительства Российской
    Федерации, так и на ведомственном уровне.

В середине 2018 года было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве России». Данное постановление уточняет подходы к организации проектной деятельности, объекты и субъекты управления, устанавливает последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов. Так, в соответствии с актуальной нормативной правовой базой в системе органов исполнительной власти выстроена модель системы управления проектами, представленная на рисунке 1.

Ключевым новшеством в организации управления проектной
деятельностью в системе органов исполнительной власти является установление
чёткой иерархии проектов: от национального до ведомственного (регионального).
Такой подход обеспечивает более органичные структуру и процесс управления.

Эффективность применения инструментов и методов проектного
управления в конкретном в федеральном органе исполнительной власти обусловлено
функционирующей в ведомстве проектной методологией, системой и культурой
управления проектами. Процесс внедрения и развития управления проектной
деятельностью в федеральном органе исполнительной власти сталкивается с
определенными трудностями и проблемами. На примере Федерального казначейства
автором были сформулированы основные барьеры и проблемы реализации проектных
методов в ведомстве:

1) фрагментарность элементов системы управления
проектами;

2) недостаточный уровень зрелости методологии проектного
управления;

3) отсутствие модели развития проектных компетенций
государственных служащих;

4) проблема определения ключевых показателей выполнения
проектов;

5) специфичный характер казначейских проектов создает
сложности в формализации проектного подхода.

Роль инструментария проектного управления обусловлена возрастающей потребностью в повышении эффективности управления и преодолении выше упомянутых барьеров и проблем. Федеральному органу исполнительной власти, как организации, необходим гибкий, и в то же время, точный, профессиональный инструментарий управления проектами. Полагаем, что основным критерием формирования инструментария должна быть классификация проектов. Разными типами проектов необходимо управлять, применяя разные, наиболее соответствующие данному типу проекта, методами и инструментами. Выбор типа управления напрямую влияет на успешность достижения целей проекта и выполнения его задач. В развитие классификации проектов Мамонтова С. и на основе системной парадигмы Клейнера Г. предложена перспективная процессная модель управления проектами в федеральном органе исполнительной власти (рисунок 2).

В предложенной модели ключевую роль занимает процесс
управления проектом, в рамках которого происходит определение типа проекта и
выбор соответствующего типа управления.

Функционирование предложенной модели инструментария
проектного управления в федеральном органе исполнительной власти возможно при
наличии достаточно зрелой систему проектного управления проектами. Внедрение системы проектного управления
позволяет выработать общий стандартизированный подход, ввести единое понятийное
и информационное «проектное пространство», что существенно повышает
взаимодействие и взаимопонимание участников в процессе управления проектами.

На рисунке 3 отображена
модель развитой системы управления проектами, предлагаемая к внедрению в
Федеральное казначейство.

Система управления
проектами, как правило, включает в себя следующие базовые элементы:

  • Собственная методология проектного управления
    (включает в себя инструментарий проектного управления);
  • Проектный офис;
  • Информационная система автоматизации проектной
    деятельности;

Развита́я система
проектного управления дополняется следующими элементами: проектный комитет,
механизмы проектной мотивации, механизмы развития проектных компетенций, аудит
проектной деятельности.

Список литературы

Нормативные правовые
акты:

  1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О
    стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  2. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7
    мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития
    российской федерации на период до 2024 года»;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации
    от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в
    Правительстве Российской Федерации»;
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации
    от 15 октября 2016 г. № 2165-р;
  5. Project
    Management Institute. 2008. A Guide to the Project Management Body of Knowledge
    (PMBOK® Guide). — Pennsylvania: Fourth Edition. PMI Publications, 2008
  6. Дополнение к Руководству PMBoK для государственных проектов — Третье
    издание (2006) / Government Extension to the PMBOK Guide — Third Edition (2006)

Научная литература:

  • Кривошеева, Т. Д. Инструментальный
    потенциал проектного подхода к развитию электронного правительства как фактор
    совершенствования системы публичного управления: дисс. канд. эконом. наук:
    08.00.05 / Кривошеева Теона Давидовна, — Ростов-на-Дону, 2015. — 217 с.
  • Красильников Д. Г., Якимова М.Н. Факторы
    деформации проектного управления в органах государственной власти (из опыта
    реализации государственной политики в современной России) // ARS ADMINISTRANDI.
    2015. №2.
  • Пенчук А. В.,
    Бегчин Н. А. Реализация программно-целевых инструментов на федеральном
    уровне: анализ, проблемы и перспективы // Аудит и финансовый анализ. -2016. — №
    2. — С. 343-348.
  • Разу М. Л.
    Управление проектом: основы проектного управления : М.Л. Разу под ред. и др. —
    Москва : КноРус, 2016. — 755 с.

Электронные ресурсы:

  1. Аналитический центр при Правительстве РФ (официальный сайт) http://ac.gov.ru
  2. Агентство стратегических инициатив (официальный сайт) http://asi.ru
  3. Автономная некоммерческая организация «Центр оценки и развития
    проектного управления» (АНО «ЦОРПУ») (Интернет-сайт) http://www.isopm.ru/
  4. Материалы сайта ООО «Проектные сервисы» http://www.pmservices.ru/
  5. Материалы сайта ГК «Проектная практика» http://pmpractice.ru/
  6. Федеральное казначейство (официальный сайт) http://roskazna.ru