http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2019

УДК 376

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10052

ИНКЛЮЗИВНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РАЗРАБОТКА НОВОЙ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

INCLUSIVE SPECIAL
EDUCATION: DEVELOPMENT OF A NEW THEORY FOR THE EDUCATION DISABLED CHILDREN AND
CHILDREN WITH LIMITED CAPACITIES

Агафонова Ю.О., аспирант кафедры статистики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, г. Москва

Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты инклюзивного
образования. Даны характеристики детей с особыми адаптационными способностями,
то есть личностей, здоровье или развитие которых препятствует самообслуживанию,
самостоятельному движению, ориентации, общению, контролю за своим поведением,
освоению образовательных программ, трудовой деятельности, то есть адаптации в
обществе и социализации без специально созданных условий. Выявлены факторы и
тенденции, успешно реализуемые в профессиональной подготовке специалистов и
воспитании детей с различными возможностями адаптации и социализации,
административные причины психолого-педагогического и социально-экономического
характера, препятствующие полной интеграции инклюзивного образования

Summary: The article deals with various aspects of
inclusive education. Characteristics of children with special adaptive
abilities are given, that is, individuals whose health or development impedes
self-care, independent movement, orientation, communication, control of their
behavior, mastering educational programs, work activity, that is, adaptation in
society and socialization without specially created conditions. Factors and
tendencies successfully realized in professional training of specialists and
education of children with various possibilities of adaptation and
socialization are revealed, administrative reasons, psycho-pedagogical and
socio-economic nature, preventing the full integration of inclusive education.

Ключевые слова:
инклюзивное образование, ограниченные
возможности здоровья обучающихся, дети-инвалиды, социализация.

Keywords: inclusive education, special needs students,
children with disabilities, socialization.

Глобальные тенденции роста числа
детей с особыми адаптационными способностями (детей-инвалидов) диктуют
необходимость создания благоприятных условий для их адаптации в обществе.
Фундаментальные статистические исследования показывают, что существует ряд
трудностей и проблем, связанных с образованием и интеграции таких детей в
образовательной среде. Во всем мире и на местах существуют успешные
образовательные практики для детей-инвалидов. Инклюзивное образование широко
применяется для обучения детей-инвалидов в той же группе детей с нормальными
способностями. Опыт инклюзивного образования в ведущих европейских и
Американских странах и Израиле заслуживает особого внимания, поскольку
демонстрирует перспективы создания благоприятных условий для такого типа детей.

Дети-инвалиды относятся к особой
категории детей, здоровье и развитие которых не позволяют им самостоятельно
заботиться о себе, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,
контролировать поведение, учиться, работать, т. е. адаптироваться в обществе и
социализироваться, если не будет создана специальная среда. Это дети в возрасте
до 18 лет с различными отклонениями психического, физического или социального
характера, способствующими их общему нарушению развития и препятствующими их
полной интеграции в общество. Этот термин обычно подразумевает детей с
расстройствами слуха, зрения или речи, опорно-двигательного аппарата, с
умственной недостаточностью, умственной отсталостью, расстройствами поведения и
общения, сложными нарушениями физического развития и множественными нарушениями
(слепоглухонемые, глухонемые или немые дети с умственной недостаточностью).

В 2012 году Российская Федерация ратифицировала
Конвенцию о правах людей с ограниченными возможностями (Федеральный закон №
46-ФЗ от 03.05.2012), согласно которой инвалидность является развивающейся
концепцией. Инвалидность – это результат взаимодействия людей с ограниченными
возможностями и барьерами в окружающей среде и отношений в обществе, которые
мешают их полному и эффективному участию в жизни общества [1].

Современное состояние национальной образовательной
системы является одним из основных критериев при оценке
социально-экономического потенциала государства. Среди основных показателей уровня
развития образования выделяют: качество образования, гибкость и доступность
образования, уровень интеграции национальной системы образования с системами
образования других государств. Особое место в образовательной системе занимает
уровень высшего образования.

Основной задачей в настоящее время должно выступать
расширение доступности высшего образования для всех заинтересованных категорий
населения независимо от состояния здоровья и материальной обеспеченности.
Особенно это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
численность которых в России 
в последние годы увеличивается.

В целом законодательство Российской Федерации в сфере
социальной интеграции и высшего образования инвалидов соответствует
международным стандартам обеспечения равенства возможностей, а барьеры
повышения доступности высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ следует искать
не в нормативно-правовых документах, а в механизме их реализации. 

Несмотря на действующее федеральное законодательство,
гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов
делает их поступление в вуз проблематичным.

Политика высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
ориентируется как на социальное меньшинство, оставляя за государством и
учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, выбор образовательной
программы и места обучения: большинство существующих программ специализированы
по диагнозу и локализованы в отдельных регионах, что существенно сужает
образовательный выбор инвалида. Высшее образование инвалидов и лиц с ОВЗ
развивается сегодня вопреки существующему негативному социальному отношению,
которое выражается в бездействии, явном или неявном противодействии со стороны
общества, и, в частности, в скрытых дискриминирующих практиках, реализуемых приемными
комиссиями

В настоящее время выделяют четыре ключевых принципа, с
помощью которых философия инклюзивности реализуется на практике. Это,
во-первых, обеспечение всех учащихся сложными, привлекательными и гибкими
учебными программами; во-вторых, учет многообразия и учет индивидуальных сторон
и проблем; в-третьих, использование рефлексивной практики и дифференцированного
обучения; и в-четвертых, создание сообщества на основе сотрудничества между
учащимися, преподавательским составом, семьями, другими специалистами. Таким
образом, инклюзивное образование направлено на то, чтобы обеспечить
стимулирующую и конструктивную направленность для улучшения образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас широко признается, что на практике невозможно
реализовать политику «полного включения», предусматривающую представление о
том, что все обучаются в обычных учебных группах в течение всего или большей
части своего учебного времени. Это связано с тем, что всегда будут дети с
ограниченными возможностями здоровья, которые не могут быть успешно включены в
обычный учебный процесс, что ограничивает долю детей, которые могут быть
эффективно обучены в обычных группах.

Поскольку концепция полной интеграции недостижима, а
концепция инклюзивного образования неясна, считается, что в настоящее время
необходимо разработать новую концепцию образования детей с целью замены
концепции инклюзивного образования и специального образования. Это будет
наилучшим образом достигнуто путем разработки теории инклюзивного специального
образования, которая синтезирует философию, политику и практику как
специального образования, так и инклюзивного образования, с тем чтобы
представить четкое видение эффективного образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Термин «инклюзивное специальное образование»
ранее использовался для описания системы специального образования в Финляндии,
в которой около 22% учащихся получают специальное образование с частичной
занятостью, а 8% посещают специальные группы с полной занятостью. Эта система
специального образования считается одной из возможных причин высокого общего
уровня успеваемости в Финляндии в рамках международных исследований.

В статье обосновывается необходимость развития теории
инклюзивного специального образования, включающей синтез специального образования
и инклюзивного образования. В настоящее время эти две области дают
противоположные представления о способах удовлетворения потребностей лиц с
инвалидностью и ОВЗ. В данной статье представлена модель интеграции этих двух
подходов и разработаны стратегии обеспечения эффективного образования для
инвалидов и лиц с ОВЗ.

Для начала необходимо дать определение специального
образования и инклюзивного образования, а также выявить некоторые вопросы,
связанные с инклюзивным образованием. Рассмотрение каждого из которых приводит
к уточнению теории инклюзивного специального образования и разработке модели,
сочетающей аспекты как инклюзивного образования, так и специального образования
с целью формирования инклюзивного специального образования, основной задачей
которого является повышение доступности высшего образования для инвалидов и лиц
с ОВЗ. Специальное образование определяется как:

  • индивидуальная оценка и планирование;
  • специализированное обучение;
  • интенсивное обучение;
  • целенаправленное обучение;
  • научно-исследовательская учебная практика;
  • партнерские отношения на основе сотрудничества;
  • оценка успеваемости студентов.

Инклюзивное образование характеризуется как:

  • философия принятия и принадлежности к обществу;
  • философия студенческого, семейного и педагогического
    сотрудничества;
  • признание многообразия и ценности всех студентов;
  • оценка качества обучения студентов.

Таким образом, из вышесказанного ясно, что инклюзивное
образование и специальное образование основаны на разных философиях и
обеспечивают альтернативные подходы к обучению лиц с ОВЗ. Фактически, в
настоящее время они все чаще рассматриваются как диаметрально противоположные в
своих подходах к обеспечению образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Это сложная
ситуация для специалистов в области образования.

Поэтому, необходима новая теория, которая интегрирует
теорию и исследования с обоих подходов, чтобы обеспечить эффективное
образование для инвалидов и лиц с ОВЗ. Теория, которая будет включать синтез
философии и ценностей инклюзивного образования с практикой и процедурами
специального образования. Таким образом, инклюзивное специальное образование
обеспечит философию и руководящие принципы для политики, процедур и стратегий
обучения, которые будут способствовать обеспечению эффективного образования для
инвалидов и лиц с ОВЗ.

Цель этого нового подхода заключается в обеспечении
того, чтобы все люди, имеющие нарушение здоровья, получали эффективное
образование в специальных или обычных учреждениях, где это наиболее
целесообразно, начиная с раннего детства и заканчивая высшим образованием.
Таким образом, модель объединяет ключевые аспекты специального образования и
инклюзивного образования для формирования инклюзивного специального
образования.

Инклюзивное специальное образование — это
предоставление наилучшего возможного обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ, в
наиболее подходящей обстановке, на всех этапах образования с целью достижения
максимально возможного уровня включения в общество.

Инклюзивное специальное образование включает в себя
внедрение практики, которая создала прочную научно-исследовательскую базу
данных для поддержки эффективного специального образования и инклюзивного
образования и поэтому фокусируется на содействии принятию разнообразия
способностей и использовании подходов, основанных на сильных сторонах.
Стратегии оценки используются для сосредоточения внимания на сильных сторонах
обучающихся. Хорошо зарекомендовавшие себя системы, включая ответ на
вмешательство, универсальные программы обучения и позитивное поведение
вмешательства и поддержки, используются для управления поведением и облегчения
обучения, для оптимизации эффективности обучения, а также тесного
сотрудничества с специалистами в сфере специального образования.

Инклюзивное специальное образование признает, что,
хотя большинство людей с ОВЗ могут быть эффективно обучены в основных
образовательных учреждениях, есть меньшинство, с более высоким уровнем
ограничений, которые больше выигрывают от обучения в специальных группах в
течение некоторого или всего времени учебного процесса. Поэтому необходимо,
чтобы существовал континуум вариантов размещения, от основных образовательных
учреждений до специальных.

Необходимо разработать последовательную политику и
процедуры в области образования во всех аспектах системы образования, с тем
чтобы обеспечить наилучшее образование для инвалидов и лиц с ОВЗ. Есть пять
ключевых аспектов этого.

Во-первых, необходимо разработать четкую и
последовательную национальную политику, основанную на инклюзивном специальном
образовании и подкрепленную законодательством, в котором четко оговаривались бы
права детей-инвалидов и их семей, например законом Об образовании инвалидов
(2004 год) в США. В каждой стране также должны быть законодательные руководящие
принципы, предусмотренные национальным Министерством образования или
эквивалентные им, такие как Кодекс практики для нарушений здоровья в Англии.

 Во-вторых,
учебные учреждения должны иметь политику и практику для обеспечения выполнения
требований национального законодательства и руководящих принципов. Необходимо
создать условия для выявления и оценки инвалидов и лиц с ОВЗ и для обеспечения
соответствующих мероприятий, например, с помощью индивидуальных образовательных
программ. Они также должны иметь процедуры для мониторинга и обзора прогресса и
для оценки эффективности принимаемых в их отношении мер.

В-третьих, учебные учреждения также должны иметь
эффективные организационные процедуры для приема инвалидов и лиц с ОВЗ. Они
должны осуществляться ключевыми членами групп специального образования, которые
проходят подготовку по вопросам инклюзивного специального образования и входят
в состав персонала, а также такими приглашенными специалистами, как психологи и
преподаватели.

В-четвертых, учебные учреждения должны обеспечить
практику, которая будет основываться на результатах исследований,
свидетельствующих об эффективности содействия академическому и социальному
развитию инвалидов и лиц с ОВЗ.

В-пятых, все представители
профессорско-преподавательского состава должны иметь возможность
идентифицировать лиц с ограниченными возможностями здоровья, чтобы стратегии и
методы обучения, которые они используют, основывались на разумных практических
рекомендациях.

В системе инклюзивного специального образования основное
внимание уделяется тому, чтобы как можно большее число лиц с ОВЗ получило
высшее образование. 

 Для достижения
этой цели важно, чтобы сотрудники образовательных учреждений обладали глубокими
знаниями о различных видах и практических стратегиях обучения, а также
развивали навыки, необходимые для эффективной работы с инвалидами и людьми с
ограниченными возможностями здоровья.

Практическая
значимость определяется тем, что предложенная теория инклюзивного специального
образования поможет сформировать новое видение, которое сочетает в себе
ключевые аспекты инклюзивного образования и специального образования, для того
чтобы люди с инвалидность и лица с ОВЗ получали наилучшее образование и тем
самым получали оптимальную подготовку к успешной и полноценной жизни .

Использованные источники

1. Н. С. Грозная, Синдром
Дауна. XXI век: междисциплинарный научно-практический журнал / ред. Н.А.
Урядницкая. – Москва: НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» / №16-21 – 2016
-2019 гг.

2. Л. С. Выготский,
Собрание сочинений в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики. — 1983 г.

3. И. В. Жуланова, Идеи
Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и Н. Бора в образовании педагогов и психологов /
Интернет-журнал «Науковедение» / №6 (19) [Электронный ресурс]. — М.:
Науковедение, 2013.

4. Н. Н. Малофеев,
Альманах Института коррекционной педагогики РАО / №1 – 2000 г.

5. Т. В. Тимохина,
Современные тенденции в профессиональной подготовке специалистов инклюзивной
сферы / № 2. – 2016 г. — С. 100-110

6. А. Я. Чигрина Инклюзивное
образование детей-инвалидов с тяжёлыми физическими нарушениями как фактор их
социальной интеграции / диссертация кандидата социологических наук /А. Я.
Чигрина. — Нижний Новгород, 2011. — 147 с