Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10051

Формирование научно-методического базиса экономико-статистического исследования информационных технологий

Прохорова Марина Михайловна, аспирантка, Финансовый Университет при Правительстве РФ, Mar281@yandex.ru

Аннотация. Данная статья рассматривает информационные технологии как ключевой фактор развития экономики и, соответственно, как базис для формирования цифровой экономики. В связи с чем актуально рассмотреть научно-методический и информационный базисы построения методологии статистического исследования влияния информационных технологий на экономическую эффективность.

Ключевые слова: информационная экономика, информационные технологии, статистика информационного общества/

Развитие экономических отношений в обществе неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, который выражается в смене технологических укладов: совокупности научных, технологических и производственных процессов, обеспечивающих переход на более высокий уровень производства, распределения и потребления благ.

На базе достижений третьего экономического уклада произошла научно-техническая революция, стартом которой стало изобретение полупроводников, способствующих появлению ЭВМ, персональных компьютеров и сети Интернет. Все это привело к переходу общества из индустриального состояния в постиндустриальное. Это понятие было сформулировано Д. Беллом, который определяет в качестве основной технологии, доминирующей в обществе, технологию интеллектуальную, основанную на информации (в противовес машинной технологии индустриального общества).

Научное исследование, направленное на проникновение в закономерности взаимодействия каких-либо сложных нетривиальных явлений и процессов, как правило, требует (в качестве определенного «смыслового стержня») принятие некоторых изначальных «сильных» утверждений (положений, принимаемых за истину без доказательства). В нашем случае такой условной «аксиомой» будет являться положение о том, что информационные технологии являются реальным движителем экономических процессов. Иными словами, в рамках данной работы, технологии – это причина, экономика – это следствие. Такой подход диктует цель настоящего исследования – разработка методики статистического анализа информационных технологий как фактора экономической эффективности. Разумеется, право на существование имеет и обратное утверждение – о том, что развитие технологий является результатом функционирования социально-экономической системы – но этот подход специально исключается из сферы нашего научного поиска как не отвечающий цели работы.

По нашему мнению, грамотно проводимое статистическое исследование должно, прежде всего, акцентировать свое внимание на количественных методах и способах оценки и анализа изучаемых сложных массовых явлений и процессов в экономике. Поэтому принципиальным моментом данной работы должен стать приоритет рассмотрения пригодности статистических методов оценки и анализа объекта, а также возможности интерпретации полученных результатов перед теоретическими дискуссиями об особенностях дефиниции той или иной экономической категории, подвергаемой нами оценке и анализу. На наш взгляд, базовыми категориями, требующими описания в рамках данного исследования, являются такие понятия, как информационное общество и информационные технологии.

Несмотря на различные подходы к определению постиндустриального (информационного) общества, большинство исследователей подчеркивают особую значимость процессов производства, хранения, передачи и обработки информации для развития общества и экономики на данном этапе.

Информационная экономика – это, прежде всего, система экономических отношений в обществе, связанных с деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний в виде информационных продуктов и услуг. С научных позиций, информационная экономика – это экономическая теория информационного общества.

Информационные технологии (часто именуемые как «информационно-коммуникационные технологии») – это «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» (ФЗ № 149-ФЗ) [4]; «приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных» (ГОСТ 34.003-90) [5]; «ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008)» [6].

Цель информационной технологии заключается в производстве информации для анализа человеком и принятии на основе этого анализа какого-либо управленческого решения. При этом и предметом, и продуктом труда здесь является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи.

Таким образом, методология статистики сферы информационно-коммуникационных технологий представляет собой последовательные шаги по анализу совокупности массовых разнородных явлений и процессов, направленных на формирование и развитие информационного общества и информационной экономики.

Для построения такого рода методологии предполагается необходимость решения ряда задач, которые в обобщенном виде могут быть подразделены на две группы. Во-первых, задачи, связанные методикой анализа дифференциации оценки экономической эффективности в результате применения информационных технологий. Во-вторых, задачи, касающиеся методики анализа особенностей влияния информационных технологий на оценку экономической эффективности. Иными словами, первая из задач заключается в определении, собственно, (в общем случае) эффективности-неэффективности применения технологий; вторая же – раскрывает механизм формирования такого положения дел.

Соответственно поставленным задачам необходимо сформулировать методы исследования. В теоретическом, т.е. фундаментальном математико-статистическом, аспекте они представляют собой совокупность методов вероятностного количественного анализа, подразделенных по классу решаемых задач на методы классификации и методы регрессии. В прикладном же аспекте, ответственном за степень практической ценности результата анализа, представляется целесообразным разделить два подхода: традиционные методы эконометрического моделирования и моделирование с использованием методов машинного обучения.

Первый из этих подходов пригоден, прежде всего, для как можно более точного описания исследуемой сущности (поскольку нацелен на непосредственное решение задачи конкретным аналитическим методом и оперирует конечными выборочными данными), но не гибок и поэтому обладает спорными прогностическими способностями. Второй же подход, напротив, заключается не в прямом поиске решения данной задачи, а реализуется путем обучения выбранного аналитического метода на решении схожих задач, и поэтому способен быстро адаптироваться к тому или иному состоянию исследуемого процесса (и, следовательно, может достаточно успешно делать прогноз его состояния). 

Исходя из особенностей сформулированных задач, можно определить и направления использования результатов методики: это оценка и анализ эффективности состояния и развития экономических систем, а также управление эффективностью экономических систем в условиях неопределенности. 

Информационная база нашего исследования, главным образом, формируется на методических разработках и статистических данных целого ряда международных организаций, среди которых выделим три основных.

Международный союз электросвязи (МСЭ; International Telecommunication Union, ITU) – международная организация, определяющая рекомендации в области телекоммуникаций и радио, специализированное учреждение Организации Объединенных Наций. МСЭ публикует множество материалов по теме ИКТ – как методических, так и информационных. Наиболее известным из последних является Измерение информационного общества (Measuring the Information Society), содержащее подробную профильную статистику по большинству стран мира. Главный интерес в этих изданиях представляют два исчисляемых МСЭ интегральных индикатора: «Индекс развития ИКТ» (ICT Development Index, IDI) и «Корзина цен на услуги ИКТ» (ICT Price Basket). Эти показатели отражают общее положение инфраструктуры и ценовой ситуации в сфере ИКТ и исчислены на основе целого ряда субиндексов (и субкорзин), составленных из множества частных статистических показателей.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР; Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) –  международная экономическая организация развитых стран. Среди публикаций ОЭСР следует отметить такие, например, как:

Очерк информационной экономики (OECD Information Technology Outlook) – традиционно в этих очерках затрагиваются темы последних глобальных тенденций в развитии информационно-коммуникационных технологий. Каждый из выпусков обозревает наиболее актуальные на текущий период направления жизни мирового общества в контексте развитости ИКТ: выход экономики из кризиса, развитие так называемых «зеленых» технологий, взаимосвязь навыков работы с информационными технологиями и уровня занятости, влияние широкополосного интернет-доступа на развитие бизнеса. В 2015 году вышел очередной очерк – он посвящен проблематике так называемой «цифровой экономики»  (OECD Digital Technology Outlook 2015).

Руководство по измерению информационного общества (OECD Guide to Measuring the Information Society) впервые увидело свет в 2005 году и с тех пор неоднократно переиздавалось в дополненной и пересмотренной редакции. В данном руководстве обсуждаются разнообразные методические проблемы проведения статистических обследований по вопросам информационно-коммуникационных технологий среди домашних хозяйств и организаций.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД; United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) – основной орган Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития. В интересующей нас области ЮНКТАД публикует:

Доклад об информационной экономике (UNCTAD Information Economy Report) издается ежегодно с 2005 года и посвящается какой-либо теме, связывающей информационно-коммуникационные технологии с социально-экономическими проблемами (например, «ИКТ, предприятия и снижение уровня бедности», «ИКТ как инструмент реализации развития частного сектора», «Индустрия программного обеспечения и развивающиеся страны» и др.). В 2015 году темой Доклада стало «Раскрытие потенциала электронной коммерции для развивающихся стран».

Руководство по осуществлению статистического измерения информационной экономики (Manual for the Production of Statistics on the Information Economy) предназначено для использования национальными статистическими агентствами и посвящено организации обследования предприятий (в том числе по различным видам экономической деятельности) на предмет использования в их работе информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, определенные нами научно-методический и информационные базисы экономико-статистического исследования сферы информационных технологий позволяют оценивать эффективность применения данных технологий и степень их влияния на развитие экономики и общества в целом. Применение данной методологии позволит не только оценить текущие показатели развития информационных технологий, но и может послужить базисом для построения предикативных моделей.

Список использованной литературы

  1. Перспективная модель государственной статистики в цифровую эпоху [Текст]: докл. к XIX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 10—13 апр. 2018 г. / науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 35, [1] с.
  2. Карышев, М. Ю. Методология статистического исследования социально-экономических результатов развития сферы информационно-коммуникационных технологий России в сравнительном международном аспекте: автореф. дис. … доктора эк. Наук / М. Ю. Карышев. – Самара, 2011. – 44 с.
  3. Цифровая экономика: вызовы для российской статистики : официальный доклад Росстата 27 февраля 2018/ Росстат//[Электронный ресурс]. – Официальный сайт Росстата. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/college/docl27022018.pdf
  4. ФЗ N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”
  5. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
  6. ISO/IEC 38500:2008 Corporate governance of information technology (Стандарт ИСО/МЭК 38500:2008 «Корпоративное управление информационными технологиями»)