Московский экономический журнал 10/2019

УДК 330.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10028

Сфера
образования как источник формирования человеческого капитала: динамика
государственного финансирования в России

Education as a source of human capital formation: the
dynamics of public funding in Russia

Качагина
О.В., Рожкова Е.А.,
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Ульяновский государственный университет»

Kachagina O.V., Rozhkova E.A.

Аннотация:
В статье авторы обосновывают значимость инвестирования в образование как важную
составляющую человеческого капитала страны. В этой связи авторами проводится
анализ динамики различных источников финансирования сферы образования в России.
Исследуется состояние основных фондов и уровень технического оснащения учебных
заведений, динамика количества бюджетных мест в учебных заведениях среднего
профессионального и высшего образования. Особо выделяется проблема снижения
финансовой доступности высшего образования для населения. Авторы считают, что
рост доступности образовательных услуг через несколько лет принесет значительный
экономический эффект.

Summary: In the
article, the authors justify the importance of investing in education as an
important component of the country’s human capital. In this regard, the authors
analyze the dynamics of various sources of funding for education in Russia. The
state of the basic funds and the level of technical equipment of educational
institutions, the dynamics of the number of budget places in secondary
vocational and higher education institutions are investigated. The problem of
reducing the financial accessibility of higher education for the population is
highlighted. The authors believe that the increase in the availability of educational
services in a few years will bring a significant economic effect.

Ключевые слова:
Человеческий капитал, образование, финансирование образования, государственные
расходы.

Key words:
Human capital, education, funding of education, public expenditures.

Череда
мировых и государственных экономических кризисов, несколько волн инфляции,
замедление экономического роста за последние десятилетия – все эти факторы,
несомненно, могли негативно отразиться на состоянии социальной сферы страны, в
том числе —  на государственном финансировании
различных составляющих человеческого капитала страны.

Человеческий
капитал представляет собой определенный запас знаний, способностей и навыков,
сформированный и накопленный человеком в результате инвестиций, используемый в
одной из сфер общественного воспроизводства и содействующий росту
производительности труда [2].

Согласно
известным исследованиям американских экономистов К. Макконелла и С. Брю [4],
повысить уровень человеческого капитала можно при помощи инвестирования в его
основные компоненты – образование, здравоохранение и мобильность работника.

В
эпоху экономики знаний и высокой конкуренции особую актуальность приобрела
задача поиска таких источников формирования человеческого капитала, благодаря
которым человек развивал бы свои уникальные компетенции и навыки, то есть
возросла роль капитала образования как важнейшей составляющей человеческого
капитала страны.

Процесс
получения образования предполагает приобретение и накопление человеком
необходимых ему знаний, умений и навыков, что повышает его ценность как
сотрудника. На макроуровне это означает повышение конкурентоспособности
отдельных предприятий и производимых ими товаров и оказываемых услуг, что, в
свою очередь, благоприятно сказывается на состоянии экономики государства.

В
данной статье проведем анализ статистических данных о государственном финансировании
сферы образования в России за последние несколько лет в целях выявления
тенденций изменения данных затрат в сторону роста или сокращения их объемов.
Методы исследования – наблюдение и сравнение, статистический анализ, а также
графическая и табличная интерпретация информации.

Прежде всего, необходимо выяснить, какой источник финансирования затрат в сфере образования является основным.

С
2010 года расходы на образование сократились, особенно со стороны внебюджетных
источников – падение составило 24% (рис.1). Со стороны государства тенденция
проявилась лишь в конце рассматриваемого периода, сокращение составило 2%.
Однако важно учитывать инфляцию, изменение курсов и рост индекса
потребительских цен.

Так,
в 2016 году доля государственных расходов на образование составляла 87,4%,
шестью годами ранее почти на 4 процента меньше – 83,8% (рис.1). Общие же
затраты на финансирование сферы просвещения резко выросли к 2014 году на 55,7%,
затем еще на 0,9% за два года.

Таким образом, в сфере образования основным источником финансирования является государство. В целом объем финансирования в период с 2010 по 2016 годы не сократился, в текущих же ценах – значительно возрос. Однако для более полного анализа ситуации стоит рассмотреть, как в целом изменились государственные затраты на содержание всех сфер жизни населения и какую долю в них стали составлять расходы на сферу просвещения.

Согласно данным Государственной службы статистики (рис.2), в период с 2006 по 2016 год доля расходов на сферу образования сократилась на 0,3 процентных пункта и стала составлять 3,6% внутреннего валового продукта. При этом важно заметить, что объем средств, выделяемых из внебюджетных источников, сократился еще значительнее: практически в полтора раза.

Анализируя
данные Росстата (таблица 1), можно заметить, что при общем росте
государственных расходов на 17,3% за три года, расходы на образование
увеличились лишь на 7,4%. При этом их доля в общих расходах сократилась на 1% в
период с 2014 по 2016 года.

При
этом, если говорить о расходах на образование в других странах, то Россия
занимает 107 место из 173-х возможных, уступая по рассматриваемому параметру
Уругваю (90-е), Эфиопии (85-е) и Кубе (2-е место) [7].

Очевидно,
что сфера образования является недоинвестированной. При этом доля средств,
выделяемых из государственного бюджета, сокращается, несмотря на незначительный
рост в номинальном объеме.

Мы
считаем важным выяснить, каким образом сокращение объемов финансовых вложений
сказывается на состоянии сферы просвещения.

Прежде
всего, рассмотрим состояние технического оснащения сферы. Эта часть включает в
себя такие показатели, как: количество зданий детских садов, школ и
университетов, их своевременное обновление, доступность для населения, наличие
компьютеров в классах и т.д.

Согласно данным отчета «Образование в цифрах 2018» [5], величина основных фондов в сфере образование значительно возросла.

Рост
величины основных фондов с 2010 по 2016 годы составил 59% (1592 млрд рублей), с
2015 по 2016 год – 6,7% (268 млрд руб). Однако тенденция выглядит менее
позитивно, если рассмотреть, какую долю фонды сферы образования составляют в
объеме основных фондов всей экономики: она сократилась с 3,1% в 2005 году
(максимальное значение параметра в рассматриваемом периоде) до 2,3% в 2016
году. Следовательно, высокие темпы роста касаются лишь номинального объема
выделяемых средств, что вызвано высокой инфляцией.

Тем не менее, работы по улучшению состояния образовательных учреждений активно ведутся (рис.4). Так, количество зданий дошкольных организаций, требующих капитального ремонта, сократилось на 37,5%, находящихся в аварийном состоянии – на 60% (рис.4).

Говоря
о следующих ступенях образования, отметим, что ситуация не так однозначна.

Так, общее количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в период с 2000 по 2018 годы сократилось на 40% (рис.5). Причем изменения произошли во многом за счет учреждений, располагающихся в сельской местности – их количество уменьшилось на 47%. Во многом это может быть связано с тенденцией переезда молодых людей, в особенности, студентов, из небольших поселений в крупные города. Интересно, что, несмотря на номинальное сокращение численности сельских образовательных учреждений, их доля в общем количестве всё равно составляет большую часть (66% в 2000 г., 57% в 2017 г.).

При
этом численность высших учебных заведений могла сократиться в связи с реформой
образования, включающей в себя регулярную аттестацию вузов и ужесточение
требований к их деятельности.

Говоря
о материально-технической базе, наиболее важным моментом сегодня мы считаем
наличие компьютеров, позволяющих ученикам и студентам обучаться по современным
методикам с использованием интерактивных материалов. Здесь мы можем
констатировать положительную динамику оснащенности.

Так,
согласно ежегодному отчету Росстата [6; 185], число персональных компьютеров в
общеобразовательных организациях выросло более, чем в два раза – с 1169
тыс.штук в 2010 году до 2571 тыс.штук в 2017 г. В пересчете на одну тысячу
обучающихся, это 69 компьютеров в 2010 г. и 139 в 2017 г. Из них используются в
учебных целях и имеют доступ в интернет 101 шт. (на начало 2017 года).

Помимо
состояния основных фондов и уровня технического оснащения учебных заведений,
еще одним показателем, на котором сказывается изменение объема выделяемых на
сферу образования средств, является количество бюджетных мест в учебных
заведениях среднего профессионального и высшего образования.

Так,
в сфере высшего образования численность студентов, обучающихся за счет
бюджетных ассигнований, сократилось на 33% в период за 2000-2017 гг. и стало
составлять 48% от общего количества студентов, тогда как в 2000 году доля
студентов-бюджетников составляла 52% [6; 199].

Важно
отметить, что в последние десятилетия установилась практика сокращения финансовой
доступности высшего образования путем уменьшения количества бюджетных мест в вузах
(особенно – по гуманитарным направлениям) и переложения затрат на обучение
молодого поколения на семейные бюджеты. Такая тенденция видоизменяет структуру
предложения образовательных услуг и может привести к превращению образования в
рыночную услугу, что требует изменений подходов к контролю качества образования
[1].

Таким
образом, несмотря на увеличение общего объема государственных инвестиций в
сферу образования, их доля в общем объеме государственных расходов сократилась.
При этом количество учебных заведений, так же как и численность студентов,
обучающихся при финансировании государства, сокращается.

Подводя
итог, отметим следующее. С одной стороны, состояние основных фондов и уровень
технического оснащения учебных заведений демонстрируют положительную динамику.
Однако территориальная и финансовая доступность образовательных услуг высшего
образования в последние годы сокращается, и эту ситуацию считаем необходимым
менять, в том числе – за счет роста бюджетных мест в региональных вузах по
некоторым направлениям.

Доступное
обучение, техническая оснащенность учебных заведений, активная финансовая
поддержка со стороны федерального бюджета позволят максимально качественно
подготовить будущих специалистов, что через несколько лет принесет многократный
экономический эффект на вложенные средства, поскольку капитал образования —
весьма значимая компонента человеческого капитала страны.

Литература

  1. Глотова
    И.И., Саркисова Р.А. Проблемы финансирования образования в Российской Федерации
    / Экономические науки – 2013 г. – № 17.
  2. Дятлов
    С.А. Основы теории человеческого капитала / С.А. Дятлов. — СПб: СПбУЭФ, 1994.
  3. Индикаторы
    образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг,
    Н.В.Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ,
    2018. – 400 с.
  4. Макконелл
    К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. — М.:
    Республика, 1992. Т.2. – 171 с.
  5. Образование
    в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г. Г. Ковалева,
    Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.:
    НИУ ВШЭ, 2018. – 80 с. 
  6. Российский
    статистический ежегодник. 2018: Статистический сборник /Росстат. – Р76 М., 2018
    – 694 с.
  7. Список
    стран по расходам на образование / Merkator – Портал о географии [Электронный
    ресурс]. Источник доступа – http://merkator.org.ua/ru/spravochnik/spisok-stran-po-raskhodam-na-obrazovanie/ (дата посещения: 18.09.2019).