http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10024

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В РОССИИ С ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГИИ

MODERN ASPECTS OF MANAGING ENTERPRISES IN RUSSIA FROM
THE POSITION OF PSYCHOLOGY

Кох Галина Николаевна, Санкт-Петербургский университет управления и
экономики

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы развития российского предпринимательства, суть которых заключается в низком уровне эффективности управления. Актуальность научной статьи связана с текущим уровнем низкой производительности труда на предприятиях России, в связи с чем, конкурентоспособность отечественного бизнеса не раскрывает свой инвестиционный и производственный потенциал. Целью научного исследования является анализ основных теорий и аспектов психологии управления персоналом и мотивацией трудовой деятельностью, которые можно использовать на базе российских предприятий. С целью решения проблемы низкого уровня производительности и эффективности труда, необходимо принятие концепции менеджмента с позиции психологии, где управляющий должен занимать роль лидера. В частности, в рамках исследования аргументируется формирование корпоративной культуры и нематериальной системы мотивации трудовой деятельности рабочего персонала. Проанализированы особенности концепции такого управления и ее возможного влияния на стратегическое развитие управлением коммерческой деятельности предприятия. В заключении статьи установлено, что модель управления предприятиями и персоналом с позиции психологии и человеческих отношений активно применяется зарубежными компаниями, а также, успешно применима и отечественными предприятиями.

Summary: The article considers the problems of development of Russian
entrepreneurship, the essence of which is the low level of management
efficiency. The relevance of the scientific article is associated with the
current level of low labor productivity at Russian enterprises, and therefore,
the competitiveness of domestic business does not reveal its investment and
production potential. The purpose of the research is to analyze the basic
theories and aspects of the psychology of personnel management and labor
motivation, which can be used on the basis of Russian enterprises. In order to
solve the problem of a low level of productivity and labor efficiency, it is
necessary to adopt the concept of management from the perspective of
psychology, where the manager should take the role of leader. In particular, in
the framework of the study, the formation of a corporate culture and an intangible
system of motivation for labor activity of workers is argued. The features of
the concept of such management and its possible impact on the strategic
development of the management of the enterprise’s commercial activities are
analyzed. The article concludes that the model of managing enterprises and
personnel from the perspective of psychology and human relations is actively
used by foreign companies, and is also successfully applied by domestic
enterprises.

Ключевые слова:
психология; управление; менеджмент; человеческие отношения; персонал; система
управления; управление предприятиями.

Key words: psychology; control; management; human relationships;
staff; control system; enterprise management.

Производительность труда рабочего персонала на предприятиях экономики Российской Федерации составляет 26,9 долларов, в Великобритании 50,5 долларов, а в Норвегии 88 долларов. Задается вопрос: по какой причине трудовые ресурсы в России демонстрируют меньшую производительность труда, чем предприятия зарубежных стран с развитой социально-экономической моделью [2].

В первую очередь, причиной такой тенденции может быть
уровень профессиональной квалификации рабочего персонала на отечественном рынке
труда. Также, причиной может выступать низкий уровень зарплат, который не
удовлетворяет потребности сотрудников на российских предприятиях. Однако, более
реалистичной выступает причина, согласно которой система управления на
предприятиях России делает слабый акцент на управление с позиции психологии и
человеческих отношений, концепция которой вышла на первые места в западных
странах.

Планирование, организация, контроль и мотивация, как основные функции менеджмента соблюдаются везде. Однако, при анализе всех известных мировых концепций менеджмента, наблюдается возрастание популярности следующего направления, как управление с позиции психологии. Его прародителем является всеми известный А. Маслоу, который создал пирамиду потребностей и их классификацию по уровням важности.

Согласно теории Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности [1; 5].

Данная концепция менеджмента имеет одну важную задачу – это повышение уровня производительности труда благодаря не объему заработной платы, что является ограниченным инструментом в системе мотивации (из-за постоянного процесса дефицита денежных средств), а с помощью формирования тех условий, при которых рабочий персонал способен развиваться, удовлетворять свои высшие потребности (самореализация, саморазвитие, приверженность, причастность, признание, успех), и ощущать комфортный корпоративный климат внутри предприятия.

Касаемо корпоративной культуры, необходимо быть
внимательными, ведь это тот инструмент управления, который почему-то
российскими менеджерами воспринимается не всерьез. Однако, практический анализ
управления во многих компаниях развитых стран доказывает, что от уровня
корпоративной культуры зависит тот же уровень производительности труда, что
необходимо определять, как одну из ключевых целей грамотной системы управления [4].

Таким образом, можно сказать о том, что корпоративная культура – это система, которая объединяет в себе некоторое количество элементов, среди которых цели предприятия, идеология бизнеса, ее стратегия, корпоративный стиль, правила поведения и коммуникаций, личные цели сотрудников компании, взгляды менеджеров на методы управления и кадровая политика.

Кроме того, можно сделать вывод и о
том, что формирующие корпоративную культуру элементы тесно взаимосвязаны и с
процессом реализации управленческих решений руководством предприятия. То есть,
возникает вопрос: эффективно ли использовать корпоративную культуру, чтобы
через формирующие ее основные элементы влиять на эффективность реализации
управленческого решения? Для ответа на поставленный вопрос стоит обратиться к
концепции управления с позиции психологии [6].

Именно в этом и заключается проблема российского менеджмента. Из-за того, что управляющие с России не используют эту концепцию, мы имеем на выходе не высокий уровень производительности труда. Это ключевой показатель для любого управленца. От производительности труда зависит оборот бизнеса, выручка, прибыль, рентабельность активов и т.д. По сути, именно производительности труда является основным индикатором успешной команды, трудового коллектива и т.д.

Лишь тогда, когда большинство российских менеджеров начнут придерживаться концепции управления с позиции психологии, начнется процесс интенсивного роста национальной экономики и отечественного бизнеса. Актуальность решения проблемы низкой эффективности предпринимательской и производственной деятельности в России при помощи практического использования концепции управления с позиций психологии и факт того, что это не сложная наука, ведь для реализации такой концепции не нужны высокие капитальные затраты или большой штаб менеджеров [7].

Кроме того, концепция управления с позиции психологии имеет такие особенности [3; 9; 10]:

  • воздействие на бизнес-процессы и само предприятие происходит через людей (рабочий персонал);
  • под воздействием на бизнес-процессы через людей подразумевается логичное управленческое решение, которое обосновано и выплывает из практической закономерности, что позволит получить поддержку со стороны подчиненных при реализации плана;
  • концепция заключается в реализации определенной цели, ради которой необходимо выполнение многих задач, поставленных со стороны менеджмента своим подчиненным.

Необходимо обратить внимание на первые две особенности, которые не очень актуальны для российских менеджеров, но обязаны быть включены в стиль их управления. Основной инструмент воздействия на бизнес-процессы происходит через такие элементы, как финансы. Многие менеджеры российских фирм считают, что проблема их бизнеса – это дефицит денежных ресурсов, но они забывают об наличие основного капитала – трудового, который может помочь в решение данной проблемы.

Вторая особенность раскрывает ключевую проблему российских управляющих, суть которой заключается в низком уровне поддержки при принятии управленческих решений со стороны рабочего коллектива и подчиненных. Многие российские менеджеры ощущают неприязнь со стороны персонала, управляемого ними предприятия, что несомненно проблема, в особенности при формировании стратегического управления бизнесом.

Необходимо делать разработку и принятие управленческих решений, которые будут получать поддержку со стороны подчиненных, ведь при их недовольстве результат будет соответствующим. Помимо теории Маслоу есть другие приверженцы данной концепции, это М. Фоллет и М. Мэйо. В своих работах они указывали единую характеристику, суть которой заключается в следующем: давление со стороны менеджера на подчиненных малоэффективно, ведь приводит к негативным результатам [8].

Совсем иначе происходит, когда большая часть рабочего
коллектива считает принятие управленческого решения обязанностью, и именно
тогда, их давление производит большой уровень впечатления для отдельных
рабочих. Проще говоря, необходимо принимать такие управленческие решения,
которые поддержат большинство подчиненных, а остальные, которые не согласны
скорее всего примут позицию, что уже задача не менеджера.

Задача управляющего это создать именно ту корпоративную культуру, где каждый сотрудник компании, отдела и офиса будет считать себя частью большей командой. Целостной системой управлять намного проще, чем допустим по отдельности индивидуумами. Кстати, это одна из причин того, почему иногда использование фрилансеров или аутсорсинговых компаний – это проблема, ведь они требуют отдельного управления. Когда все бизнес-процессы и операции предприятия сосредоточены в руках одной команды – это проще для управляющего с точки зрения капитальных затрат интеллектуального труда и времени.

Таким образом, при анализе концепции управления с позиции психологии, необходимо с уверенностью заявить о том, что это цельная модель и успешная для применения российскими менеджерами и предпринимателями. Ее результативность доказана многими ведущими компаниями мирового рынка. Именно по этой причине, такие компании, как Google, Apple, Tesla и другие стали мировыми корпорациями с наиболее крупным рыночным капиталом стоимости в глазах инвесторов. И именно этого не хватает крупнейшим производителям российской экономики, ведь обратив большее внимание на взаимоотношения и корпоративную культуру, можно достичь невероятно больших результатов, которые могут позволить масштабировать бизнес-деятельность предприятия.

Список использованных источников

1. Москвич А. Отложенная ценность. URL: https://www.klerk.ru/boss/articles/243592/ (дата обращения: 11.09.2019).

2. Производительность
труда в России и в мире. Влияние на конкурентоспособность экономики и уровень
жизни. URL:
http://council.gov.ru/media/files/CQNOp1HscHaTulPa5BYZesqLNqUSQeHw.pdf (дата
обращения: 11.09.2019).

3. Вайнштейн Л.А.
Психология управления: электронный учебно-методический комплекс / Л. А.
Вайнштейн, И. В. Гулис; БГУ, Фак. философии и социальных наук, Каф. психологии.
– Минск: БГУ, 2016. – 519 с.

4. Кудрявцева Е.И. Психология управленческой эффективности в
условиях распределенного управления // Управленческое консультирование. 2013.
№9 (57).

5. Психологос. Пирамида Маслоу. URL:
http://www.psychologos.ru/articles/view/piramida_maslou_i_marketing (дата
обращения: 12.09.2019).

6. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент / А.М.
Мухамедьяров. — М.: ИНФРА-М, 2011. — С.176.

7. Мотивация. Теории мотивации. Система мотивации. Принципы
мотивации. URL: http://www.gennadij.pavlenko.name/best-you/how-problem (дата обращения: 12.09.2019).

8. Зыкова К.Ю. Особенности
реализации принципов научного менеджмента Ф. Тейлора в компании «Бош» в первой
четверти XX века // Вопросы исторической науки: материалы III Междунар. науч.
конф. (г. Москва, январь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 8-11.

9. Губарев Р.В. Анализ
современных теорий мотивации и стимулирования труда // Вестник УГНТУ. Наука,
образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №1 (7). С.239-246.

10. Добрынина К.Г., Бородина И.П.
Эффективные методы мотивации персонала // Таврический научный обозреватель.
2015. №4-1.