Московский экономический журнал 1/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

 

Научная статья

Original article

УДК 37.013

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_45

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

INCLUSIVITY AS ONE OF THE DIRECTIONS OF MODERN PRACTICAL PEDAGOGY

Улыбина Олеся Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий, UOlesya_77@mail.ru

Хахалкина Ульяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий, ulya.khakhalkina.82@mail.ru

Домничев Дмитрий Юрьевич, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия, Доцент кафедры Экономической безопасности, аудита и контроллинга, кандидат экономических наук, доцент, ddomnichev@gmail.com

Гончарова Оксана Владимировна, канд. биол. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет

Баринов Сергей Владимирович, доцент, Ктн, МГСУ ,Московский государственный строительный университет

Ulybina Olesya Viktorovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Birsky Branch of the Ufa University of Science and Technology, UOlesya_77@mail.ru

Khakhalkina Ulyana Viktorovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Birsky branch of the Ufa University of Science and Technology, ulya.khakhalkina.82@mail.ru

Domnichev Dmitry Yuryevich, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)», Moscow, Russia, Associate Professor of the Department of Economic Security, Auditing and Controlling, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, ddomnichev@gmail.com

Goncharova Oksana Vladimirovna, PhD. Biol. sciences, Associate Professor, Armavir State Pedagogical University

Barinov Sergey Vladimirovich, Associate Professor, PhD, MGSU , Moscow State University of Civil Engineering.

Аннотация. В статье рассмотрена инклюзивность, выступающая в качестве одного из направлений современной практической педагогики. Автор приходит к выводу, что Инклюзивное образование – это вызов будущего для образовательных организаций  ХХⅠ века, потому что статус образования основан на человеческих отношениях. Инклюзивное образование направлено на преобразование общества посредством преобразования самого образования. Содействие инклюзивности – это не просто техническое или организационное изменение, это движение в определенном философском направлении.

Abstract. The article considers inclusivity, which acts as one of the directions of modern practical pedagogy. The author comes to the conclusion that Inclusive education is a challenge of the future for educational organizations of the twentieth century, because the status of education is based on human relations. Inclusive education is aimed at transforming society through the transformation of education itself. Promoting inclusivity is not just a technical or organizational change, it is a movement in a certain philosophical direction.

Ключевые слова: инклюзивность, практическая педагогика,  экономика, общедоступность, включенность в педагогический процесс

Keywords: inclusiveness, practical pedagogy, economics, accessibility, inclusion in the pedagogical process

Целью инклюзивного образования является устранение школьной и социальной изоляции. Инклюзивная педагогика относится к способам, с помощью которых курсы, аудиторные занятия, учебные планы и оценки учитывают вопросы разнообразия в попытке вовлечь всех учащихся в обучение, которое является значимым, актуальным и доступным.

Сегодня дебаты о современной школе отвечают социальным вызовам ХХ1 века и рассматривают школу как фактор образования, социальной интеграции и культуры. Примером инклюзивного образования является призыв к «образованию для всех». Инклюзивное образование все чаще поощряется и поддерживается не только несколькими увлеченными людьми и группами, но и учреждениями ООН и правительствами по всему миру. Таким образом, инклюзия присутствует в публичном дискурсе с философскими, политическими, образовательными и социальными измерениями[1].

Инклюзивность связана с качеством систем образования, школьной практикой и эффективностью преподавания прав человека всех граждан во всем мире, а также с границами или барьерами, которые делают школы инклюзивными. В целом, инклюзивность является ключом к равной реализации права всех людей на эффективное образование. Инклюзивность помогает строить общества с меньшим уровнем неравенства, потому что все варианты образования находятся в гармонии с основным принципом равенства возможностей. Таким образом, инклюзивное образование как цель ХХⅠ века может способствовать индивидуальному развитию, а также взаимодействию между группами и нациями [3]. В целом, инклюзивное образование является особой задачей для школ и учителей по обеспечению равных возможностей для всех обучающихся. Глобальные инициативы и международные декларации подчеркивают права всех детей на образование, реализуя движение «Образование для всех». В рамках таких инициатив было принято Саламанкское заявление и Рамочная программа действий в области образования людей с особыми потребностями, возможно, самого важного международного документа, который когда-либо появлялся в области специального образования. Тем самым была поддержана идея инклюзивного образования в мире.

Переход к инклюзивному образовательному пространству имеет образовательное, социальное и экономическое обоснование. Как считают исследователи, образование не должно становиться причиной исключения. Образование должно быть в центре личного и общественного развития. Миссия образования состоит в том, чтобы дать всем без исключения возможность достигать поставленных целей. Образование должно быть социальным опытом, благодаря которому дети узнают о себе, приобретают знания и развивают навыки межличностного общения. Более того, обучение на протяжении всей жизни будет представлять собой непрерывный процесс формирования личности, ее способности действовать в коллективе [5].

Концепция инклюзии  призвана охватить всех обучающихся, поскольку все они должны участвовать в жизни общества и обучаться в соответствии со своими способностями. В рамках данной концепции школы находятся в центре инклюзивного образования, поскольку развитие потенциала образовательных организаций и борьба с неуспеваемостью в школе являются ключевыми факторами для систем инклюзивного образования. Включение учащихся с особыми образовательными потребностями в процесс обучения и создание инклюзивных классов являются тенденциями в современном образовании во всех контекстах и на всех уровнях. Практика инклюзивного образования становится завоевывает все большую поддержку практически во всех странах мира.

Целью инклюзивного образования является устранение социальной изоляции. Как таковая, она исходит из убеждения, что образование является основным правом человека и основой для формирования справедливого общества. Инклюзивное образование позволяет обучающимся, независимо от их способностей, пола, языка, этнической принадлежности или культурных предпочтений, получать реальные возможности для обучения. Инклюзивное образование – это «полноправное членство» в школе, а затем и в обществе [4]. Такой взгляд на инклюзивность представляет собой вызов существующим структурам и системам, которые сами способствовали возникновению барьеров, с которыми сталкиваются учащиеся. Сам термин «инклюзивность» доказывает готовность изменить некоторые социальные контексты посредством пересмотра концепций, целей и критериев в образовательных системах.  Структура ставит школы в центр анализа, потому что инклюзия — это процесс, а инклюзия связана с присутствием, участием и достижениями всех учащихся.

Понимание инклюзии в образовании вышло за рамки предположения, что она направлена только на обучающихся с особыми потребностями. Это касается вовлечения в образовательный процесс всех детей. Инклюзивность — это гораздо больше, чем просто особые потребности. Инклюзия заменяет термин «интеграция» и определяется как «образование без исключения», образование, которое учитывает потребности всех обучающихся и задает идеологическую основу для создания функциональных образовательных структур [2].

Развитие инклюзивной педагогики, освещение теоретических и исследовательских проблем в области специального образования и профессиональной подготовки было определено в качестве основополагающего педагогического принципа для всех участников педагогического пространства.

В разрезе реализации  принципов инклюзивности следует отметить также способы обучения, применяемые в повседневной практике школы, ее политика и философия.  Когда стили обучения внедряются эффективно и инклюзивно, они могут быть интегрированы в общую образовательную  перспективу и политику. Концепция инклюзии основана на представлении о том, что школы должны обеспечивать потребности всех детей в своих сообществах, независимо от уровня их способностей, групп инвалидности, потребностей в образовании и пр. Кроме того, организация поддержки в школах зависит от множества переменных;  тем не менее, роль педагогической поддержки и сотрудничества учителей являются одними из ключевых факторов успешной реализации концепции инклюзивности в образовании [3].

Педагогика состоит из процесса преподавания и идей, ценностей и убеждений, информирующих, поддерживающих указанный процесс. Одним из основных свойств инклюзивности выступает непрерывность, которая основана на идеологии социальной справедливости, демократии, прав человека и доступа к образованию для всех. Инклюзивная педагогика учитывает культурные различия, создает благоприятную среду для обмена культурными взглядами. Инклюзивная педагогика поддерживает ВСЕХ учащихся и относится к способам, с помощью которых в ходе различных курсов, аудиторных занятий, учебных планов учитывают вопросы разнообразия методов и подходов в образовательно-воспитательной деятельности в попытке вовлечь всех учащихся в обучение, которое является значимым, актуальным и доступным. Таким образом, основными принципами и лучшими практиками для социальной интеграции в рамках инклюзивного педагогического процесса  являются:

  • учет культурных ценностей и принятие всех участников педагогического процесса  независимо от их характеристик и особенностей;
  • укрепление ценностей и аутентичности школы;
  • развитие способности индивида к обучению и пр.

Инклюзивное обучение имеет отношение ко всем дисциплинам, независимо от предмета, и должно быть основано на применении множества различных техник и педагогических подходов. В частности, принципы универсального дизайна призваны сделать материалы курсов и учебный опыт доступными и привлекательными для всех учащихся [4]. Они помогают преподавателям варьировать свои стратегии преподавания в соответствии с различными потребностями и перспективами обучения, позволяют учащимся различными способами демонстрировать свои знания и т.д.

Лучшими практиками инклюзивной педагогики являются следующие:

  • быть гибким и открытым для изменений;
  • быть справедливым – обеспечивать последовательность в обучении и доступность знаний для всех;
  • работать в команде с учащимися независимо от особенностей их развития;
  • поддерживать персонализацию,  признавая, что успешное обучение и преподавание определяются личностными различиями и пр.

Предпосылками для инклюзивного обучения в контексте преподавания являются: различная поддержка индивида с особенностями и без них в разнородных учебных группах, дифференцированный подход к организации образовательного процесса, градация целей учебных курсов и универсализация заданий.

Активная роль педагога влияет на динамику преподавания и усвоения знаний, а соответствующий педагогический климат является фактором обеспечения качественного преподавания. Педагогический климат (инклюзивный климат) определяется:

  • принципами усвоения знаний;
  • принципами межличностного общения (принятие, безопасность, уверенность в себе, самоуважение, равное обращение, уважение, эмпатия, вера в ценность личности, школьное консультирование и т.д.);
  • принципами ценности педагогического диалога (свобода, ответственность, критическое исследование, поощрение, справедливость, терпимость, самокритика и т.д.);
  • принципы организации педагогической деятельности (последовательность, созидание, методичность, самодисциплина, самоконцентрация, рефлексия и т.д.).

Специалисты в области образования должны обладать гибкими методами работы с соответствующей адаптацией преподавания и реалистичными целями для всех профилей обучения и быть способными к междисциплинарному сотрудничеству в отношении образовательных потребностей всех учащихся. Важно создавать ситуации преподавания и обучения, которые укрепят взаимодействие между обучающимся, учебным коллективом и педагогом.  Кроме того, внедряя широкий спектр средств вовлечения, репрезентации, самовыражения, педагоги смогут дать возможность реализовать себя каждому учащемуся в инклюзивной образовательной среде [3].

Для наиболее качественного решения поставленных педагогических задач педагогу необходимо проводить предварительную оценку обучающихся с особенностями развития, чтобы создать для них наиболее благоприятные условия обучения. В рамках данной оценки необходимо:

  • сбор информации о ребенке из разных источников;
  • обработка и анализ закономерностей в образовательной, социальной, развивающей, экологической деятельности ребенка;
  • изучение данных, полученных из медицинской документации;
  • оценка академических, интеллектуальных, психологических, эмоциональных, перцептивных, языковых, когнитивных способностей ребенка;
  • разработка рекомендаций относительно степени включения обучающегося в педагогический процесс, а также особенностей его обучения и развития.

Соответственно,  инклюзивность в образовательном процессе должна быть основана на ключевых принципах, таких как включение всех учащихся,  достижение поставленных целей и задач  и сосредоточение внимания на индивидуальных потребностях обучающихся [2]. Вышеуказанные критерии являются принципами и практикой инклюзивного образования. Они также устанавливают необходимость участия обучающегося в процессе обучения и формирования его индивидуального вклада в данный процесс, а также освоения им различных стратегий решения когнитивных, учебных и социальных проблем со стороны педагога.

Качество преподавания и учебного процесса в инклюзивном образовании имеет главный приоритет. Глубокое понимание практики включения в образовательный процесс в сочетании с позитивным отношением педагогов является критическим фактором для реализации инклюзии.

Таким образом, значение инклюзии в значительной степени определяется различными национальными и международными контекстами.  Практика инклюзивного образования становится все более очевидной в завоевании большей поддержки и роста интереса к системе образования практически во всех странах мира.  Концепция инклюзии внесла большой вклад в обучение и преподавательскую практику, а также в теоретический и практический опыт образовательных организаций.

Список источников

  1. Деточенко Л.С. Современные тенденции инклюзивности в парадигме высшего образования // Социология. 2022. №4. С. 145-152
  2. Дельцова И. А. Инклюзивность как новый ориентир образования // Ноосферные исследования. 2020. №2. С. 55-58.
  3. Лисовская Т.В. Разноуровневое содержание обучения как условие успешного инклюзивного образования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2020. №2. С. 57-68
  4. Михальченкова Н.А., Большакова Ю.М., Кожевникова В.В. Установки на качество и компетентность педагогов в инклюзивном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №4. С. 1-8
  5. Хитрюк В.В., Сергеева М.Г. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов к инклюзивному образованию: целевые ориентиры, векторы, задачи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. С. 203-206

References

  1. Detochenko L.S. Modern trends of inclusivity in the paradigm of higher education // Sociology. 2022. No. 4. pp. 145-152
  2. Deltsova I. A. Inclusivity as a new benchmark of education // Noospheric research. 2020. No.2. pp. 55-58.
  3. Lisovskaya T.V. Multilevel content of education as a condition for successful inclusive education // Bulletin of LSU named after A.S. Pushkin. 2020. No.2. pp. 57-68
  4. Mikhalchenkova N.A., Bolshakova Yu.M., Kozhevnikova V.V. Attitudes to the quality and competence of teachers in inclusive education // The world of science. Pedagogy and psychology. 2022. No. 4. pp. 1-8
  5. Khitryuk V.V., Sergeeva M.G. Development of the system of training, retraining and advanced training of teachers for inclusive education: targets, vectors, tasks // Problems of modern pedagogical education. 2019. No.64-2. pp. 203-206

Для цитирования: Улыбина О.В., Хахалкина У.В., Домничев Д.Ю., Гончарова О.В., Баринов С.В. Инклюзивность как одно из направлений современной практической педагогики // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2023-45/

© Улыбина О.В., Хахалкина У.В., Домничев Д.Ю., Гончарова О.В. ,Баринов С.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.