http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2023 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2023

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_30

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СТУДЕНТОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

STUDENTS’ EDUCATIONAL ROUTE: PEDAGOGICAL DESIGN IN THE DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Корнеева Н.Ю., кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, korneevanyu@cspu.ru

Уварина Н.В., доктор педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, unv@cspu.ru

Корнеев Д.Н., кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, korneevdn@cspu.ru

Korneeva N.Iu., Candidate of Pedagogical Sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, korneevanyu@cspu.ru

Uvarina N.V., Doctor of Pedagogical Sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, unv@cspu.ru

Korneev D.N., Candidate of Pedagogical Sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, korneevdn@cspu.ru

Аннотация. В статье исследуется категория «образовательный маршрут студентов» и ее реализации в процессе цифровой трансформации образования. Автор отмечает, что студенты получают знания и навыки, необходимые для использования новых образовательных технологий, чтобы максимизировать свои преимущества сегодня и в будущем. В ближайшие годы образовательные тенденции будут развиваться вместе с растущими возможностями Интернета и пропускной способностью сети, что упростит внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. По этой причине сегодня разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута студента должна производиться с опорой на цифровизацию.

Abstract. The article examines the category of «students’ educational route» and its implementation in the process of digital transformation of education. The author notes that students gain the knowledge and skills necessary to use new educational technologies to maximize their benefits today and in the future. In the coming years, educational trends will develop along with the growing Internet capabilities and network bandwidth, which will simplify the introduction of innovative technologies into the educational process. For this reason, today the development and implementation of an individual educational route of a student should be based on digitalization.

Ключевые слова:  студенты, образовательный маршрут, педагогический дизайн, цифровая трансформация образования

Keywords: students, educational route, pedagogical design, digital transformation of education

Преобразования, происходящие в последний период в высшей школе, касаются функциональных, структурных, содержательных основ системы. Современное высшее образование приобретает ориентацию на фундаментальность, вариативность в профессиональной подготовке, усиление гуманитарного и технологического компонентов.

Многоуровневая образовательная система дает возможность абитуриентам выбрать пути получения образования и дальнейшего профессионального становления. На основе получаемой в вузе профессии выпускник сможет в будущем построить профессиональную карьеру и благополучную жизнь. «Тенденция построения студентом своего образовательного пути, в формировании которого превалирует личностное начало, жизненные ориентиры, просматривается в последнее время все отчетливее. Она достаточно устойчива и многообразна по проявлениям, что с очевидностью указывает на необходимость и ее определения, и ее изучения» [3].

Образовательный путь студента имеет тесную связь с категорией «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ). Изучение данного понятия позволяет подойти с иных позиций к проблеме получения профессионального образования, которые опираются на индивидуальные личностные особенности студентов и включают:

  • опору на ориентации, цели, планы студента;
  • типы, виды, варианты маршрутов;
  • раскрытие механизмов и закономерностей формирования и осуществления маршрута;
  • анализ системы взаимодействия преподавателей и студентов при его реализации;
  • рассмотрение сущности сопровождения маршрута [6].

В современных условиях, характеризующихся  интенсивным развитием цифровых технологий,  на процесс разработки индивидуального образовательного маршрута студента значительное влияние оказывают цифровые технологии. Информационные технологии появились для распространения общих знаний и являются основной движущей силой реформ образования. Внедрение новых средств обучения с помощью технологий, таких как мобильные устройства, смарт-доски, МООК, планшеты, ноутбуки, симуляторы, динамическая визуализация и виртуальные лаборатории , изменило образование в школах и учреждениях. Доказано, что Интернет вещей (IoT) является одним из наиболее экономически эффективных методов обучения молодежи. Это также надежный механизм для интеграции опыта обучения мирового класса для всех.

Традиционные инструкции в аудитории не обеспечивают непосредственной учебной среды, более быстрой оценки и большей вовлеченности. Напротив, цифровые средства обучения и технологии заполняют этот пробел. Некоторые из показателей эффективности, которые обеспечивают такие технологии, просто не имеют себе равных по сравнению с традиционными методологиями обучения.

Современные индивидуальные образовательные маршруты студентов сегодня должны разрабатываться и реализовываться с учетом глобализации образовательных процессов, которые немыслимы без применения цифровых технологий. Сегодня доступны онлайн-платформы для проведения занятий, обмена ресурсами, оценки и управления повседневной деятельностью академических учреждений[1].

Цифровые технологии помогают развивать способности, которые необходимы студентам для реализации профессиональной деятельности. Это решение проблем, создание структур мышления и понимание различных бизнес-процессов. Они также готовят выпускников к более непредсказуемому и меняющемуся будущему, в котором технологии будут играть решающую роль. Приобретенные качества и способности студентов, которые предусматривает индивидуальный образовательный маршрут,  будут иметь важное значение для их профессионального успеха. Образовательные ресурсы и цифровые инструменты дают каждому вузу большую гибкость и возможность индивидуальной настройки учебного плана с учетом особенностей обучающихся.

Студенты могут стать более вовлеченными в процесс обучения, если индивидуальный образовательный маршрут будет выстроен с учетом применения цифровых технологий. Интеграция технологий в образование дает студентам увлекательный опыт обучения, позволяя им оставаться более заинтересованными в предмете.

Использование компьютеров и других устройств в сочетании с цифровыми инструментами позволяет студентам играть более активную образовательную роль и быть в центре процесса. Преподаватель становится проводником в этом процессе, способствуя повышению  эффективности обучения. Используя множество цифровых ресурсов, студенты могут оперативно осуществить поиск необходимой информации.  Технологии Web 2.0 (вики, подкасты, блоги и т. д.) помогают студентам создавать контент, сотрудничать с другими участниками образовательного процесса, оценивать работу друг друга и  осуществлять совместное обучение [2].

Цифровая трансформация подходов к разработке индивидуального образовательного маршрута и его реализации позволит осуществить следующее:

  1. Повысить продуктивность обучения. Продуктивность преподавания может быть повышена за счет использования передовых технических средств, которые способствуют лучшему планированию образовательного процесса, быстрой оценке знаний, получению новых навыков и пр.
  2. Разработка онлайн-библиотек. Технологические достижения помогают создать и развить онлайн-библиотеки, которые устранили требования к физическому пространству и облегчили взаимодействие между студентами, преподавателями и исследователями со всего мира.
  3. Продвижение дистанционного обучения. Технический прогресс способствовал развитию дистанционного обучения. Он обеспечивает легкий доступ ко всем учебным ресурсам и позволяет удобно взаимодействовать с инструктором. Педагоги могут быстро создавать группы и управлять ими, используя инструменты и технологии обучения, такие как платформы социального обучения.
  4. Создание виртуальных аудиторий. Цифровые технологии в образовании породили различные системы управления обучением. Они продвигают виртуальные классы, где педагог может взаимодействовать со студентами в режиме реального времени, делиться своими ресурсами, читать лекции, оценивать обучение студентов, собирать отзывы и отвечать на их запросы.
  5. Создание инклюзивной среды обучения. Инклюзивная учебная среда предоставляет равные возможности студентам с разными уровнями способностей учиться в одном и том же месте. Виртуальные классы, видео, дополненная реальность, роботы и другие технологические инструменты делают занятия интересными и создают инклюзивную учебную среду, которая способствует сотрудничеству студентов в учебном процессе.
  6. Решение образовательных задач. Студенты совместно решают текущие образовательные задачи, используя онлайн-платформы. Хакатоны стали успешным мероприятием по поиску решений многих сложных проблем. Студенты могут выражать себя и сотрудничать в учебной деятельности, делясь своими мыслями и идеями.
  7. Расширение доступа к образовательным ресурсам. Доступ к образовательным ресурсам теперь возможен круглосуточно. Облачное хранилище, видеозапись лекций и наличие конспектов в электронном виде облегчили доступ студентов к ресурсам в удобное для них время. Даже родители могут получить доступ к этим ресурсам и проверить качество лекций и конспектов.
  8. Реализовать преобразованный инновационный способ обучения. Студентов учат цифровым навыкам и поощряют приносить компьютеры в класс, чтобы они могли быстро получить доступ к различным материалам. Студентам предлагается изучать информацию новыми и интересными способами с помощью образовательных приложений и программ. Педагоги могут использовать интерактивные доски и кликеры в классе, чтобы знакомить и закреплять знания по теме, меняя свои подходы к обучению.
  9. Внедрение гибкого образования. В результате совершенствования технологий образование становится более гибким и доступным. Онлайн-степени и мобильное обучение становятся все более популярными, физические границы устранены, а технологии могут помочь их сотрудникам продолжать свое образование.  Современные технологии не только предоставляют студентам доступ к информации, но и могут увлечь их и расширить их возможности.
  10. Развитие способности к самообразованию. Студенты могут развить способности к организации самостоятельного обучению, используя средства обучения и технологии. Они могут понять, что им нужно знать, найти и использовать онлайн-ресурсы, применить полученные знания для решения проблемы и даже проанализировать комментарии. Как следствие, они увеличили свою производительность и эффективность. Инструменты и технологии цифрового обучения улучшают навыки критического мышления, которые являются основой для развития аналитической деятельности.
  11. Получение доступа к актуальным учебным материалам. Благодаря последним технологическим разработкам студенты теперь могут получить доступ к самому современному обучению. Традиционная парадигма пассивного обучения была поставлена ​​под сомнение, и благодаря технологическим достижениям преподаватели могут напрямую привлекать учащихся к более эффективным методам обучения.
  12. Преодоление образовательных барьеров. Технологии разрушают все образовательные барьеры, позволяя студентам и преподавателям общаться в режиме реального времени и учиться вне времени и места. Действительно, технологические классы предоставляют учащимся уникальную среду для непосредственного изучения сложных предметов. Полный и тщательный учебный опыт добавит новое измерение в их обучение и поможет им в достижении академических успехов. Технологическая интеграция начинается в начальной школе и продолжается уже в вузе.
  13. Реализовать стратегию динамического обучения. Педагоги могут использовать технологии для создания более динамичной и увлекательной учебной среды. Технологии также обеспечивают динамическую классную среду за счет оцифровки учебников и включения ссылок и QR-кодов для изучения и оценки предметов курса. Технологически подкованные педагоги могут извлечь выгоду из появления новых технологий. Например, используется программное обеспечение для специализированных занятий или создания перевернутых классов. В этом сценарии студенты могут смотреть предварительно записанные лекции в качестве домашнего задания и приходить на занятия, готовые обсудить темы и информацию.
  14. Переход к гибридному преподаванию и обучению. Гибридное преподавание и обучение включают в себя дополнительное и бесплатное использование онлайн- и офлайн-преподавания и обучения. Это будущее реализации концепции Образование 4.0.

Образовательные технологии не лишены трудностей, особенно в реализации и использовании. Также поднимаются вопросы, касающиеся чрезмерного экранного времени, эффективности использования технологий инструкторами и опасений по поводу доступности технологий. Однако необходимо сказать, что без ориентации на инновационные цифровые технологии сегодня невозможна  качественная разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута студента, поскольку будущее страны и мира тесно связано с цифровизацией, и отсутствие упора на особенности ее внедрения во все сферы экономики, культуры и т.д. не позволит выпускникам эффективно осуществлять свои профессиональные обязанности в будущем.

Список источников

  1. Козырева О.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута студентов вуза // Известия ВГПУ. 2021. №7 (160).
  2. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2002. №3.
  3. Оленева Ю.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута студента колледжа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №4.
  4. Сагимбаева Г. С. Структурные компоненты индивидуального образовательного маршрута студента // МНКО. 2014. №6 (49).
  5. Трофимов М.В. Технология формирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов // Известия ВГПУ. 2012. №7.
  6. Филимонова О. А. Проектирование образовательного маршрута: роль студента // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. №3.

References

  1. Kozyreva O.A. Designing an individual educational route for university students // News of the VSPU. 2021. №7 (160).
  2. Labunskaya N.A. Individual educational route of a student: approaches to the disclosure of the concept // Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen. 2002. №3.
  3. Oleneva Yu.B. Designing an individual educational route for a college student // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2016. №4.
  4. Sagimbayeva G. S. Structural components of an individual educational route of a student // MNKO. 2014. №6 (49).
  5. Trofimov M.V. Technology of formation of individual educational routes of students // Izvestiya VSPU. 2012. No.7.
  6. Filimonova O. A. Designing an educational route: the role of a student // Universum: Bulletin of the Herzen University. 2007. №3.

Для цитирования: Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В., Корнеев Д.Н. Образовательный маршрут студентов: педагогический дизайн в цифровой трансформации образования // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2023-30/

© Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В., Корнеев Д.Н., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.