Московский экономический журнал 1/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_23

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННУЮ ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

PEDAGOGICAL PERSPECTIVES OF STUDENT’S PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE MODERN DIGITAL ERA

Корнеева Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, korneevanyu@cspu.ru

Ананьина Лилия Наилевна, Удмуртский государственный университет
Ananinalyly@gmail.com

Тихомирова Галина Владимировна, к.и.н. Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (ВИПЭ ФСИН России), доцент кафедры философии и истории, galikt@mail

Осин Роман Викторович, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет

Тупицына Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Волго-Вятский институт Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Вятский государственный университет, egtupitsyna@msalkirov.ru

Korneeva Natalia, Candidate of Pedagogical Sciences, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, korneevanyu@cspu.ru

Ananyina Lilia Nailevna, Udmurt State University, Ananinalyly@gmail.com

Tikhomirova Galina Vladimirovna, PhD, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia (VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia), Associate Professor of the Department of Philosophy and History, galikt@mail

Osin Roman Viktorovich, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Penza State University

Tupitsyna Elena Gennadievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,Volga-Vyatka Institute of O.E. Kutafin University (MSLA), Vyatka State University, egtupitsyna@msalkirov.ru

Аннотация. В статье рассмотрены педагогические перспективы развития личности обучающегося в современную цифровую эпоху. По мнению автора, учитывая, насколько важны самосознание, самоуправление, ответственное принятие решений, навыки взаимоотношений и социальная осведомленность для общего успеха в жизни, включение аспектов социального и эмоционального обучения в  цифровой образовательный опыт может оказаться полезным. Разработка различных онлайн-инструментов для совместной работы, которые поощряют активное участие обучающихся, может способствовать их интенсивному вовлечению в образовательный процесс.

Abstract. The article discusses the pedagogical prospects for the development of the student’s personality in the modern digital era. According to the author, considering how important self-awareness, self-management, responsible decision-making, relationship skills and social awareness are for overall success in life, the inclusion of aspects of social and emotional learning in the digital educational experience may be useful. The development of various online collaboration tools that encourage active participation of students can contribute to their intensive involvement in the educational process.

Ключевые слова: развитие личности обучающегося, педагогические перспективы, цифровая эпоха

Keywords: student’s personality development, pedagogical perspectives, digital age

Объявленная в 2020 году ВОЗ пандемия коронавирусной инфекции вызвала многочисленные изменения во всех сферах, начиная от политики, экономики, общества и технологий и заканчивая повседневной жизнью, а также повлияла на  выбор моделей потребления и образ мышления. Способы организации различных видов деятельности изменились, и это в значительной степени отразилось на организации образовательного процесса. По данным Организации Объединенных Наций, пандемия Covid-19 привела к крупнейшему сбою в системе образования в истории, затронув почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах. Закрытие школ и других учебных заведений затронуло 94% учащихся в мире [6].

Многие студенты высших учебных заведений, которые ранее занимались очными формами обучения, неожиданно были вынуждены совершить внезапный и стремительный переход на онлайн-обучение. Онлайн-обучение, или электронное обучение, является частью дистанционного образования. В то время как термин «дистанционное образование» обычно относится ко всем формам преподавания и обучения, в которых студент и преподаватель разделены географически и во времени, термин «онлайн» конкретно относится к средам преподавания и обучения, в которых используются модальности компьютерной коммуникации.

Хотя было много споров относительно преимуществ и недостатков онлайн-обучения, исследования показывают, что учащимся обычно нравится проходить онлайн-курсы. Поскольку технологический прогресс способствует облегчению процесса коммуникации в сочетании с гибкостью, которую он обеспечивает, среда онлайн-обучения является достаточно привлекательной для учебных заведений, преподавателей и студентов. Для достижения желаемых результатов обучения и выполнения требований к обеспечению необходимого уровня знаний у учащихся необходимо уделять значительное внимание разработке и реализации содержания курса, а также эффективному взаимодействию участникам образовательного процесса [3].

Физические, цифровые, культурные или контекстуальные измерения, которые определяют, «где» и «как» происходят образовательные процессы, составляют среду обучения. На них влияют действующие лица, используемые ими технологии, их социальное и культурное окружение и педагогические стратегии, используемые в образовательном процессе. С учетом условий, в которых оказалось образовательное пространство в период пандемии, специалисты выделили такие понятия, как «запланированное онлайн-обучение» и «экстренное дистанционное обучение». В отличие от первого, последний предполагает временный переход от личного к онлайн-режиму общения без предварительного планирования или корректировки.

Пандемия COVID-19 заставила академический мир, в частности, адаптироваться к среде «экстренного дистанционного обучения» или «экстренное онлайн-образование», бросая исключительный вызов как обучающимся, так и преподавателям [7].

Педагогам, осуществляющим взаимодействие в обучающимися в цифровой среде, необходимо было осуществлять не только преподавание того или иного предмета, но и реализовать воспитательные функции, направленные на  развитие личности, так как личностный рост –  один из  основных ориентиров современной образовательной среды.

Личность описывается как динамическая организация физиологических, волевых, эмоциональных и психических установок личности, и ее роль важна в разграничении интериоризации и поведенческой реакции на ситуации и раздражители окружающей среды. Специалисты указывают, что личность – это динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде. Считается, что закономерности и последовательные модели, характеризующие поведенческий репертуар определенного человека, дифференцируют человека как личность и делают его поведение предсказуемым [5].

Черты личности отражают размеры индивидуальных различий в тенденциях к проявлению устойчивых паттернов мыслей, чувств и действий. Эти черты формируют модели поведения, мыслей и чувств человека, а также психологические структуры, регулирующие такие модели.

Склонность человека вести себя определенным образом или успешно взаимодействовать с другими является функцией его или ее личности. Большинство личностных черт, изучаемых психологами и используемых людьми для описания себя и других, могут быть адекватно представлены пятью основными параметрами: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, уступчивость и невротизм [3].

Открытость к опыту оценивает любознательность, воображение и дивергентное мышление. Индивидуальная открытость опыту проявляется в качествах творчества, артистичности, интеллектуальности, глубины и проницательности. Добросовестность оценивает планомерность, настойчивость и целенаправленность поведения. Это относится к эффективности, точности, настойчивости, организаторским способностям, координации и трудолюбию человека. Экстраверсия оценивает общительность, энтузиазм и приятное возбуждение. Экстраверты, как правило, оптимистичны, предприимчивы, разговорчивы, энергичны, напористы и активны.

Приятие оценивает доброту, готовность к сотрудничеству и внимание. Оно показывает, как человек ладит с другими, с такими аспектами, как теплота, чуткость, щедрость и нравственность. Нейротизм, являющийся противоположностью эмоциональной стабильности, отражает высокий уровень тревожности и депрессивного настроения, а также более низкий уровень самооценки.

Добросовестность – это характеристика личности, имеющая наиболее постоянную и прочную связь с академической успеваемостью среди  указанных выше пяти компонентов. Добросовестность тесно связана с чертой темперамента, требующей усилий, которая участвует в саморегуляции и играет ключевую роль в способности сознательно подавлять деятельность, а также направлять и удерживать внимание на задачах [4].

В академическом контексте было обнаружено, что добросовестные учащиеся демонстрируют сильную мотивацию к достижениям и применяют саморегулирующиеся механизмы обучения, а также адаптивные стратегии выживания.

Наряду с добросовестностью личностным аспектом, который, скорее всего, связан с академическими достижениями, является открытость опыту. Люди с высокими баллами по этому личностному фактору естественным образом склонны искать интеллектуально стимулирующую деятельность, а также новый опыт, который, как считается, способствует когнитивному прогрессу и накоплению знаний. У таких студентов также есть подход к глубокому обучению, а также рефлексивные стили обучения и методы обучения, включая сложную обработку и критическое мышление. Кроме того, открытость является фактором, который в наибольшей степени связан с ориентацией на цели обучения. Таким образом, открытость является одной из «интеллектуальных инвестиционных черт», которые, наряду с усилиями и способностями, считаются одним из трех столпов академической успеваемости.

Доброжелательность положительно коррелирует с успеваемостью, но эти корреляции умеренные, если только в начальном образовании. Внешние типы академической мотивации связаны с доброжелательностью, что означает, что более приятные люди склонны отождествлять себя с социально приемлемыми ценностями и интегрировать их, что приводит к оценке успеваемости, поскольку она является социально приемлемой ценностью в образовательных учреждениях.

Специалисты обнаружили, что эмоциональная стабильность является сильным предиктором субъективного благополучия. Это потому, что эмоциональная стабильность позволяет чувствовать, думать и действовать спокойно и умиротворенно. Эмоциональная стабильность также коррелирует с самоэффективностью, что в значительной степени связано с достижениями в области высшего образования. Учитывая это, можно предположить, что эмоциональная стабильность находит отражение в исключительно положительных мотивах и результатах в академических кругах. С другой стороны, связь между эмоциональной стабильностью и успеваемостью оказалась более сложной. Более эмоционально стабильные люди, демонстрирующие эту сложность, с большей вероятностью будут намеренно уделять больше внимания ошибкам и учиться на них, а также использовать такие стили обучения, как анализ, организация и объединение нового материала с предыдущими знаниями. Низкий уровень эмоциональной стабильности связан с академической апатией, подавляющей тревожностью, замкнутостью и чувством разочарования в отношении образования, а также с стремлением получить самые высокие оценки [6].

По сравнению с большим объемом исследований взаимосвязи между личностными чертами и академической успеваемостью в традиционном очном обучении, существует значительно меньше исследований личностных особенностей учащихся, которые эффективно работают в онлайн-классах. Было показано, что добросовестность и открытость опыту связаны с благоприятными впечатлениями и удовлетворением от опыта онлайн-обучения.

Хотя личностные черты и убеждения в самоэффективности относятся к разным структурам и процессам и действуют на разных уровнях, считается, что они важны для учета достижений в высшем образовании, а также многих других результатов. В некоторых исследованиях использовались такие характеристики, как самоэффективность, целенаправленная мотивация и аффективные процессы для оценки успеваемости учащихся в академическом контексте. Была изучена взаимосвязь между личностными характеристиками студентов бакалавриата и веб-средой, и результаты показали, что четыре из пяти характеристик (например, добросовестность, открытость опыту, эмоциональная стабильность и доброжелательность) коррелировали с оценками учащихся. Согласно исследованиям, причины, по которым люди совершают действия, оказывают значительное влияние на то, является ли такое поведение адаптивным.

Теория самоопределения включает ряд мотивационных типов на основе их предполагаемого локуса причинности, который варьируется от сильно внешнего до сильно внутреннего. Предполагается, что люди занимаются деятельностью по разным причинам, от более контролируемых (потому что они должны) до более автономных (потому что они этого хотят).Такие личностные качества, как новаторство и готовность к экспериментам, имеют решающее значение, когда дело доходит до адаптации к интернет-технологиям [7].

Интеграция исследований личностных характеристик имеет решающее значение для расширения нашего понимания успешного онлайн-обучения, потому что в отсутствие личных контактов онлайн-общение и взаимодействия становятся ключевым компонентом общего образовательного опыта.

Несмотря на то, что процесс цифровой трансформации высшего образования начался много лет назад, эпидемия ускорила его, что привело к серьезным изменениям в течение нескольких недель. Как признает большинство вузов, эта технологическая трансформация образования потребовала существенных изменений в методологии преподавания, ключевых компетенциях и методах оценки. Университеты должны были перейти от системы преимущественно «лекционного обучения» к методологиям «проблемного обучения», которые более активно вовлекают студентов в виртуальную среду. Этот переход от «очного» к виртуальному обучению будет иметь существенные последствия для всего процесса обучения, требуя переоценки навыков и способностей, ожидаемых от учащихся в этих новых условиях, а также значительной модификации методологий оценки результатов обучения [6].

Теория личности включает в себя идеи, чувства и действия. Таким образом, исследования различают людей и предсказывают с разной степенью точности их будущие мысли, эмоции и поведение. В последние годы многие исследования были посвящены вышеупомянутым темам. Несмотря на трудности и тот факт, что они столкнулись с рядом явных препятствий, присущих только им, учащиеся должны стараться сохранять концентрацию на учебе. Учеба и успехи учащихся часто подчеркиваются их целями и целевыми ориентациями, но трудно сосредоточиться на достижении целей, когда жизненные трудности имеют приоритет. Все эти переменные влияют на успеваемость: мотивация студентов к получению знаний, активное участие, отношение к полученным знаниям и подход к проведению занятий. Кроме того, в исследованиях проводится различие между «традиционным очным обучением», «запланированной онлайн-средой» и «экстренным дистанционным обучением», каждое из которых по-разному влияет на уровень обучения учащихся [7].

Соответственно, глобальное высшее образование претерпевает значительную цифровую трансформацию в результате того, что реалии новой нормальности нарушились последствиями пандемии COVID.  В условиях цифровой трансформации, прорывных технологических инноваций и быстрых изменений в системе образования университеты должны быть в состоянии  не только обеспечить качественное образование,  но и прикладывать значительные усилия к развитию личности обучающихся.  Соответственно, одна из целей вузов состоит в том, чтобы обеспечить качественное образование, направленное на то, чтобы учащийся был в состоянии признать внутреннюю ценность образования, а также проанализировать и определить свои собственные потребности в обучении в своем личном развитии.

В зависимости от того, как определяется «успех» с точки зрения данной заинтересованной стороны, успех дистанционного и онлайн-обучения можно измерить различными способами. С точки зрения преподавателей, результаты обучения студентов, такие как знания и навыки учащихся, будут иметь первостепенное значение. Относительные результаты также могут представлять интерес как для студентов, так и для преподавателей. Для студентов такие факторы, как интерес, мотивация и вовлеченность, напрямую связаны с успехом учащегося и, следовательно, могут быть оценены.

Таким образом, учитывая, насколько важны самосознание, самоуправление, ответственное принятие решений, навыки взаимоотношений и социальная осведомленность для общего успеха в жизни, включение аспектов социального и эмоционального обучения в  цифровой образовательный опыт может оказаться полезным. Разработка различных онлайн-инструментов для совместной работы, которые поощряют активное участие обучающихся, может способствовать их интенсивному вовлечению в образовательный процесс. Более того, способы оценки, используемые в процессе онлайн-обучения, должны быть ориентированы на более изобретательные форматы в реальном времени, чтобы позволить  студентам использовать свои личностные  преимущества для достижения более высоких результатов.

Успех и качество в цифровой образовательной среде определяются не только академическими достижениями, но и всем процессом развития мышления, этики, общения и существенным взаимодействием, посредством котор ого развивается личность и культивируются основные человеческие ценности и принципы.

Список источников

  1. Ахметова Д.З., Набиев Р.Р. Развитие мотивации к осознанному учению студентов технического вуза в контексте цифровизации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-2.
  2. Дмитриева Е.Е. Диагностика ориентированности цифровой образовательной среды школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. №3.
  3. Левина Е.Ю. Цифровизация — условие или эпоха развития системы высшего образования? // КПЖ. 2019. №5 (136).
  4. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. №16-1.
  5. Bhagat, K.K., Wu, L.I. and Chang, K.Y. The influence of personality on students’ perception of online learning. Australasian Journal of Educational Technologies, 2019, Vol. 35No. 4, pp. 98-108
  6. Caprara, G.V., Vecchione, M. , Alessandri , G. , Gerbino , M. and Barbaranelli, K. The contribution of personality traits and beliefs in self-efficacy to academic performance: a longitudinal study. British Journal of Educational Psychology, 2011, Vol. 81No. 1, pp.78-96
  7. Cohen, A. and Barut, O. Personality, Learning, and satisfaction from fully online academic courses. Computers in Human Behavior, 2017, Vol. 72, pp. 1-12

References

  1. Akhmetova D.Z., Nabiev R.R. Development of motivation for conscious teaching of technical university students in the context of digitalization of education // Problems of modern pedagogical education. 2022. No.76-2.
  2. Dmitrieva E.E. Diagnostics of the orientation of the digital educational environment of the school // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. №3.
  3. Levina E.Yu. Digitalization — a condition or an era of development of the higher education system? // KPJ. 2019. No. 5 (136).
  4. Robert I.V. Digital transformation of education: value orientations, development prospects // Russia: trends and prospects of development. 2021. No.16-1.
  5. Bhagat K.K., Wu L.I. and Chang K.Y. The influence of personality on students’ perception of online learning. Australasian Journal of Educational Technologies, 2019, Vol. 35No. 4, pp. 98-108
  6. Caprara G.V., Vecchione M., Alessandri G., Gerbino M. and Barbaranelli K. The contribution of personality traits and beliefs in self-efficacy to academic performance: a longitudinal study. British Journal of Educational Psychology, 2011, Volume 81No. 1, pp.78-96
  7. Cohen A. and Barut O. Personality, learning and satisfaction from fully online academic courses. Computers in Human Behavior, 2017, Volume 72, pp. 1-12

Для цитирования: Корнеева Н.Ю., Ананьина Л.Н., Тихомирова Г.В., Осин Р.В., Тупицына Е.Г. Педагогические перспективы развития личности обучающегося в современную цифровую эпоху // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2023-23/

© Корнеева Н.Ю., Ананьина Л.Н., Тихомирова Г.В., Осин Р.В., Тупицына Е.Г., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.