http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2023 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2023

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 796.06

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_21

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ФИНАНСИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ

PRIORITIES OF STATE POLICY IN THE FINANCING OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Варич Елизавета Андреевна, Кубанский государственный технический университет, Россия, г. Краснодар

Лучинина Инна Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Кубанский государственный технический университет, Россия, г. Краснодар

Varich Elizaveta Andreevna, Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar, lozliza00@gmail.com

Luchinina Inna Gennadievna, Senior Lecturer of the Department of Physical Education and Sports, Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям государственного финансирования физической культуры и спорта. Выявлены полномочия федеральных и региональных органов власти в сфере поддержки физической культуры и спорта. Определены основные источники финансирования деятельности различных физкультурных и спортивных организаций. Исследованы проблемы финансирования физической культуры и спорта на бюджетном уровне. Проведен анализ финансирования физической культуры и спорта за счет государственных средств за последние несколько лет, а также осуществлен его прогноз.

Abstract. This article is devoted to the peculiarities of state financing of physical culture and sports. The powers of federal and regional authorities in the sphere of support of physical culture and sports are revealed. The main sources of financing the activities of physical culture and sports organizations are determined. The problems of financing physical culture and sports at the budgetary level are investigated. The analysis of the financing of physical culture and sports at the expense of public funds over the past few years has been carried out, as well as its forecast.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивные организации, физическая активность, государственная политика, финансирование, источники финансирования

Keywords: physical culture, sport, sports organizations, physical activity, state policy, financing, sources of financing

Создание благоприятной социальной среды для стимулирования развития институтов физической культуры и спорта на сегодняшний день выступает одной из главных задач национального развития. Реализуемая социальная политика прямо или косвенно воздействует на показатели ожидаемой продолжительности жизни граждан, показатели старения населения, качество предоставляемых образовательных, воспитательных, медицинских и иных услуг.

Представление о личности как совокупности высоких физических, интеллектуальных, нравственных и других качеств является приоритетным при формировании институтов гражданского общества. Физическая подготовка индивидов в этой модели имеет особое значение, поскольку в долгосрочной перспективе этот процесс формирует основу здорового гражданского общества.

Формирование высококачественной институциональной среды всегда начинается с готовности всех или большинства граждан участвовать в создании общественных благ. Спортивные и физкультурные организации оказывают значительное положительное влияние на консолидацию усилий участников для достижения общей цели. Это связано со спецификой спортивной деятельности, а также личностными качествами, которые можно рассматривать как признаки, по которым участники организаций объединяются в команды [3, с. 127].

Физическая культура, в том числе ее компоненты, такие как спорт, физическое воспитание и двигательная реабилитация, составляют неотъемлемый элемент человеческой жизни. Регулярная физическая активность полезна для здоровья человека. Она улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, защищает от неинфекционных хронических заболеваний, предотвращает и корректирует неправильную осанку, поддерживает интеллектуальные способности, улучшает качество сна. Физическая активность также оказывает положительное влияние на функционирование организма в пожилом возрасте. Кроме того, физическая активность воздействует на психологическое равновесие, повышает выносливость к стрессу и усталости, уменьшает риск депрессии [5, с. 189].

В настоящее время в Российской Федерации функционирует большое количество государственных и муниципальных организаций физической культуры и спорта. Они являются коммерческими и некоммерческими, созданы в различных организационно-правовых формах.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ [1] устанавливает полномочия государственных и муниципальных органов власти в области поддержки и финансирования физической культуры и спорта в стране.

Согласно ФЗ № 329, в сфере физической культуры и спорта полномочия органов власти распространяются на:

  1. Утверждение порядка формирования профессиональных спортивных команд.
  2. Организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
  3. Определение порядка осуществления соревнований по различным видам спорта.

Не вызывает сомнений тот факт, что для полноценного развития физической культуры и спорта в Российской Федерации необходимо постоянно увеличивать финансирование. На современном этапе наиболее эффективным способом государственного финансирования спортивных организаций является проектное финансирование. Организации физической культуры и спорта имеют ряд ограничений, связанных с их предпринимательской деятельностью, операциями на рынке ценных бумаг и прочими способами привлечения финансовых ресурсов. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть источники финансирования физкультурных и спортивных организаций в Российской Федерации.

Министерство спорта Российской Федерации [6] является органом власти, осуществляющим регулирование деятельности физкультурных и спортивных организаций в стране. Средства ведомственного бюджета распределяются на основании основных статей расходов.

Далее осуществим анализ финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации в 2021-2023 гг. согласно бюджету (рисунок 1).

Расходы бюджета на физическую культуру и спорт в 2021 г. были равны 65,3 млрд руб., в 2022 г. данная сумма снизилась до 63,8 млрд руб., в 2023 г. выделено 53,9 млрд руб., общее финансирование за 3 года (согласно бюджету) составляет 183 млрд руб. По сравнению с федеральным бюджетом на 2020-2022 гг. финансирование физической культуры и спорта в 2021 г. возросло на 3,2% (больше на 2 млрд руб.), в 2022 г. – сократилось на 1,3% (меньше на 867 млн руб.). На спорт высших достижений предусмотрен бюджет в 34,9 млрд руб. в 2021 г., 36,6 млрд руб. – в 2022 г., 34,6 млрд руб. – в 2023 г. На массовый спорт было направлено 25 млрд руб. в 2021 г., 22,2 млрд руб. – в 2022 г., 14,2 млрд руб. – в 2023 г. На развитие физической культуры было заложено 3,9 млрд руб. в 2021 г., 3,8 млрд руб. – в 2022 г., 3,9 млрд руб. – в 2023 г. Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта обошлись в 442,7 млн руб. в 2021 г., 444,7 млн руб. – в 2022 г., 459,1 млн руб. – в 2023 г. [7].

Однако необходимо подчеркнуть тот факт, что в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» № 201614-8 [2] предполагается ввиду секвестрации бюджета Министерства спорта Российской Федерации уменьшить финансирование физической культуры и спорта. Сокращение финансирования данной отрасли – один из важнейших вопросов на сегодняшнее время. В 2022 г. Правительство Российской Федерации впервые внесло проект бюджета, в котором дефицит составляет 3%. Это обстоятельство обусловлено перераспределением финансирования бюджета, в частности, будут увеличены расходы на национальную безопасность и оборону посредством снижения расходов на физическую культуру и спорт. На данный момент доля спортивной отрасли составляет 0,05% от ВВП и имеет тенденцию к уменьшению к 2025 г. [4, с. 102].

Таким образом, финансирование физкультурных и спортивных организаций из бюджетных средств позволяет им получать гарантированные ресурсы для дальнейшей реализации проектов, погашения текущих обязательств и т.д. Зачастую бюджетных средств не хватает, для полноценного функционирования организациям приходится обращаться к иным источникам финансирования.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования и прибыли от реализации товаров, работ и услуг для организаций физической культуры и спорта участие в конкурсах президентских грантов является перспективным методом привлечения финансовых ресурсов. Особенностью данного метода финансирования является его проектная направленность, средства, перечисляемые организации, носят целевой характер, предназначены для реализации конкретного проекта. Другим способом привлечения капитала является сбор средств, при котором спортивные и физкультурные организации получают средства в виде пожертвований от физических и юридических лиц. Эффективность сбора средств напрямую зависит от степени общественного интереса к деятельности организации.

Стимулирование развития спортивных и физкультурных организаций невозможно без повышения уровня вовлеченности граждан в их деятельность. Необходимость повышения интереса граждан характерна не только для учреждений физической культуры и спорта, но и практически всех субъектов некоммерческого сектора. В связи с этим организация спортивных секций в школах и вузах, развитие спортивной инфраструктуры в виде игровых площадок, стадионов и т.д. могут рассматриваться как инструменты повышения эффективности реализуемой социальной политики в Российской Федерации.

Недостаток инвестиций в физическую культуру и спорт в некоторых регионах Российской Федерации может определяться различными факторами, такими как осведомленность властей, потребности местного сообщества, социальное давление, выделение ресурсов на краткосрочные и политически значимые проекты. Однако хочется выразить надежду на то, что объем ресурсов, выделяемых на физическую культуру и спорт, не только увеличится, но и достигнет аналогичного уровня во всех регионах Российской Федерации в будущем. Только такие расходы позволят обеспечить всем жителям страны разных возрастных групп полноценный доступ к занятиям физической культурой и спортом.

Список источников

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Российская газета. 2007. 08 декабря. № 276.
  2. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» № 201614-8 (ред. от 28.09.2022) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 08.11.2022).
  3. Аверин А.В., Загулова Д.В. Анализ источников финансирования развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 5. С. 126-138.
  4. Гузь Н.А., Решетников А.М. Совершенствование системы финансового обеспечения физической культуры и спорта в Российской Федерации // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2022. № 2. С. 99-107.
  5. Ларионов В.А. О перспективах и источниках финансирования развития спорта в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 3-1 (85). С. 189-191.
  6. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minsport.gov.ru (дата обращения: 03.11.2022).
  7. Федеральный бюджет для граждан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021-2023.pdf (дата обращения: 05.11.2022).

References

  1. The federal law «On physical culture and sports in the Russian Federation» of 4 December, 2007, no. 329-FZ (as amended on 6 March, 2022). Russian Newspaper, 08 December, 2007, no. 276.
  2. Draft federal law «On the federal budget for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025» no. 201614-8 (as amended on 28 September, 2022). Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (accessed 08 November 2022).
  3. Averin A.V., Zagulova D.V. Analysis of sources of financing for the development of physical culture and sports in the Russian Federation. ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, 2021, 5, pp. 126-138.
  4. Guz N.A., Reshetnikov A.M. Improving the system of financial support for physical culture and sports in the Russian Federation. RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2022, 2, pp. 99-107.
  5. Larionov V.A. On prospects and sources of financing for the development of sports in Russia. Economy and Business: Theory and Practice, 2022, 3-1 (85), pp. 189-191.
  6. Ministry of Sport of the Russian Federation. Available at: https://minsport.gov.ru (accessed 03 November 2022).
  7. The federal budget for citizens for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023. Available at: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021-2023.pdf (accessed 05 November 2022).

Для цитирования: Варич Е.А., Лучинина И.Г. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2023-21/

© Варич Е.А., Лучинина И.Г., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.