Московский экономический журнал 1/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_10

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, КАК МЕТОДА СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

FEATURES OF THE INSTITUTE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A METHOD OF STIMULATING LOCAL AGRICULTURAL PRODUCERS

Статья подготовлена в рамках государственного задания № FGMW-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер НИОКР 1021062411604-8-4.1.1

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Yudin Andrey Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Аннотация. В Республике Коми для развития сельского хозяйства требуется массовое внедрение инноваций, так как большинство сельскохозяйственных предприятий применяют устаревшие технологии.

Нововведения активно внедряются лишь на таких предприятиях, как ООО «Южное», ООО «Птицефабрика Зеленецкая», тепличный комбинат (ООО «Пригородный»), ООО «Изваильский», ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная».

Препятствием в инновационном развитии сельского хозяйства в современных условиях выступают следующие проблемы. В первую очередь, это высокий износ основных средств (на 70–80 %) в большей части сельскохозяйственных организаций.

Не менее важной проблемой, препятствующей инновационному развитию, является плачевное состояние большинства сельскохозяйственных организаций Республики Коми, отсутствие собственных финансовых ресурсов, недоступность банковского кредита.

На практике большинство проектов ГЧП реализуется окружными, муниципальными или вышестоящими органами местного самоуправления. Помимо следования правилам Центрального Правительства, местные органы власти отвечают за принятие конкретных политик и осуществление их в соответствии с существующим планом и реалиями региона. Исходя из правил Министерства финансов, NDRC или других нормативных актов компетентных органов, в конкретном проекте ГЧП Правительство верхнего уровня несет основную ответственность за проверку, организацию и координацию, а также за рассмотрение и надзор за проектом ГЧП.

Abstract. In the Komi Republic, mass innovation is required for the development of agriculture, since most agricultural enterprises use outdated technologies.

Innovations are being actively implemented only at such enterprises as Yuzhnoye LLC, Zelenetskaya Poultry Farm LLC, greenhouse Plant (Prigorodny LLC), Izvailsky LLC, Inta Circumpolar Agrocomplex LLC.

The following problems are an obstacle in the innovative development of agriculture in modern conditions. First of all, this is a high depreciation of fixed assets (by 70-80%) in most agricultural organizations.

An equally important problem hindering innovative development is the deplorable state of most agricultural organizations in the Komi Republic, the lack of their own financial resources, and the unavailability of bank credit.

In practice, most PPP projects are implemented by district, municipal or higher local self-government bodies. In addition to following the rules of the Central Government, local authorities are responsible for adopting specific policies and implementing them in accordance with the existing plan and the realities of the region. Based on the rules of the Ministry of Finance, the NDRC or other regulations of the competent authorities, in a particular PPP project, the top-level Government is primarily responsible for the verification, organization and coordination, as well as for the review and supervision of the PPP project.

Ключевые слова: метод стимулирования, республика Коми, товаропроизводители, государственно-частное партнерство, инновационное развитие

Keywords: incentive method, Komi Republic, commodity producers, public-private partnership, innovative development

В современных условиях большая часть сельскохозяйственных организаций находится в убыточном состоянии. Начиная с 2017 года в сельскохозяйственных организациях наблюдалось снижение рентабельности проданных товаров, в 2019

За период 1990–2019 гг. наблюдалось снижение объема внесенных минеральных удобрений на 1 га посевной площади со 185 кг/га в 1990 году до 8 кг/га, то есть более чем в 23 раза (рисунок 2).

Что касается органических удобрений, то и здесь наблюдалась отрицательная динамика, объем внесенных органических удобрений на 1 га посевной площади снизился с 21 /га в 1990 году до 4,7 т/га в 2019 году, то есть произошло снижение более чем в 4 раза (рисунок 3).

Для Республики Коми характерно ежегодное снижение среднегодовой численности работников АПК, так как сельские жители отдают предпочтение более развитой инфраструктуре в городах.

Причиной переезда является, прежде всего, крайне неразвитая инфраструктура на селе, тяжелые условия труда, низкий уровень зарплаты сельскохозяйственных работников. Дальнейший отток сельских жителей ограничит развитие сельской экономики [1].

Еще одним ограничением в инновационном развитии АПК в Республике Коми отсутствие консультирования на уровне муниципалитетов.

Основные барьеры инновационного развития АПК Республики Коми представлены на рисунке 4.

Ускорить внедрение инноваций в АПК Республики Коми возможно посредством привлечения дополнительных средств, используя механизм ГЧП.

Рассмотрим опыт развития механизма ГЧП в некоторых зарубежных странах, для которых применение ГЧП – один из способов решения социально-экономических проблем[2].

В Китае ГЧП были определены как партнерство между правительством и частным капиталом. Правительства округа или высшего уровня отвечают за реализацию проектов ГЧП на своей территории [3].

Частный капитал включает отечественные и иностранные предприятия, выступающие в качестве юридических лиц, которые могут быть государственными предприятиями, частными предприятиями, предприятиями смешанного типа и другими, даже для тех «платформенных компаний» местного самоуправления, которые создали современную систему предприятий и реализовали рынок-ориентированные операции, а взятые ими долги местного правительства были включены в государственный бюджет, который был должным образом ликвидирован с четким объявлением, что он больше не будет брать на себя роль заимствований местного правительства и может использоваться в качестве частного капитала[4].

Участие иностранных инвесторов в проектах ГЧП также зависит от политики выхода на рынок.

Китай прошел три этапа принятия модели ГЧП. Первый этап был примерно в 1990-х гг. когда приступили к строительству электростанций с использованием модели «build-operatransfer» (ВОТ), а затем инвестиций в платные дороги[5].

Второй этап начался в 2004 г. с административного правила Министерства строительства, касающегося управления концессиями, в отношении которых используются модели ВОТ, «transfer-operate-transfer» (ТОТ), «build-own-operate» (ВОО) и др. Официально принято в сфере коммунальных услуг – таких как дороги, объекты водоснабжения, очистные сооружения канализации или мусора и автозаправочные станции.

В конце 2013 г. правительство Китая начало продвигать ГЧП в большем количестве областей общественного продукта и общественных услуг, включая энергетику, водоснабжение, охрану окружающей среды, транспорт, науку и технику, доступное жилье, сельское хозяйство, уход за пожилыми людьми, здравоохранение, образование и т.д. Требования к инвестициям в ГЧП постоянно растут. По состоянию на 30 октября 2019 г. интегрированная информационная платформа управления проектами ГЧП Министерства финансов (МФ) насчитывает 9299 проектов с объемом инвестиций 14,2 трлн. Юаней[6].

В настоящее время в Китае нет конкретного основного закона о ГЧП. Законодательная база ГЧП состоит в основном из соответствующих законов, нормативных актов и нормативных документов.

Действующие документы, связанные с ГЧП, находятся на относительно низком уровне в правовой иерархии. В июле 2017 г. Управление по законодательным вопросам Государственного совета обнародовало Положение о государственно-частном партнерстве в области инфраструктуры и общественных услуг (проект для комментариев), а полный текст пояснения был выставлен на общественное обсуждение и включал правила ГЧП в плане законодательной работы Государственного совета на 2018 г. На момент общественного обсуждения проекта он уже был закрыт. Однако власти будут обсуждать дальнейшие проекты и вносить изменения в работу на основе комментариев общественности. На момент написания проект не был официально обнародован, но был включен в законодательный план[7].

Типы ГЧП в основном включают эксплуатацию и техническое обслуживание (О&М), контракт на управление (МС), ВОТ, ВОО, «build-own-operate-transfer» (ВООТ), ТОТ и «rehabilitate-operate-transfer» (RОТ).

Тип проекта ГЧП выбирается с учетом конкретных условий каждого проекта, деловых или политических требований сторон [53].

Фактически правила, связанные с ГЧП, не запрещают выбор других их типов. Но хотя модель сборки-передачи (ВТ) применялась в некоторых предыдущих проектах коммунального обслуживания, на практике она не считается официально принятым в Китае типом ГЧП. Исходя из нашего понимания, это связано с тем, что ВТ, как правило, запрещается в большинстве государственных проектов, когда считается замаскированной формой привлечения государственного долга, и не покрывает эксплуатацию и техническое обслуживание проекта, и не соответствует долгосрочным (прочное или полное сотрудничество в течение жизненного цикла, разделение рисков по проектам ГЧП), что особо подчеркивается в Китае[8].

На уровне Центрального Правительства министерства Государственного совета отвечают за руководство и надзор за продвижением ГЧП в отдельных областях в соответствии с разделением функций.

Министерство финансов (МОF) и Национальная комиссия развития и реформ Китайской Народной Республики (NDRC) действуют в качестве координирующих органов при разработке ГЧП в различных областях путем создания библиотек проектов, организации оценок и согласований, а также совершенствования соответствующих систем и механизмов. И Министерство финансов, и NDRC выпустили руководство по ГЧП и руководящие принципы по контрактам ГЧП. Оба органа также опубликовали списки проектов ГЧП и библиотеки проектов для продвижения ГЧП[9].

Кроме того, в соответствии с потребностями различных проектов административные органы различных отраслей (строительство, транспорт, водные ресурсы, охрана окружающей среды, здравоохранение, образование, культура, гражданская авиация, земля, сельское и лесное хозяйство) несут ответственность за руководство проектом, его реализацию и надзор.

На практике большинство проектов ГЧП реализуется окружными, муниципальными или вышестоящими органами местного самоуправления. Помимо следования правилам Центрального Правительства, местные органы власти отвечают за принятие конкретных политик и осуществление их в соответствии с существующим планом и реалиями региона. Исходя из правил Министерства финансов, NDRC или других нормативных актов компетентных органов, в конкретном проекте ГЧП Правительство верхнего уровня несет основную ответственность за проверку, организацию и координацию, а также за рассмотрение и надзор за проектом ГЧП[10].

В целях реализации единого проекта ГЧП Правительство Китая назначает учреждение-исполнителя, которое будет отвечать за подготовку, закупку, надзор и передачу работ по проекту. На практике само местное правительство и функциональные департаменты или некоммерческие учреждения, назначенные местным правительством, могут быть институтом реализации ГЧП. Кроме того, правительство назначает одну или более компаний в качестве своих представителей для участия в формировании компании специального назначения (РУ), в реализации прав акционеров и выполнения обязательств акционеров от имени правительства[11].

Существуют две основные формы предполагаемых контрактов, которые регулируют проекты ГЧП, в том числе Руководство по контрактам для проектов ГЧП, опубликованное МОФ, и Общие принципы контрактов для проектов ГЧП, опубликованные МОВС.

Контракты ГЧП следуют принципам законности и соблюдения договорных обязательств, равных прав и обязанностей правительства и частного капитала, общественного благосостояния, честности, справедливости, эффективности и гибкости. Как правило, в них перечисляются участники проекта, цель договора, принцип распределения рисков, объекты инвестиционного строительства, эксплуатация и обслуживание, передача, механизм оплаты, права и обязанности, варианты нарушения договора, урегулирования споров и другие ключевые положения. На практике содержание контракта ГЧП варьирует в зависимости от области промышленности, характеристик проекта[12].

В Китае кроме традиционных банковских кредитов, финансирование проектов ГЧП поощряется новыми финансовыми методами. Фонды социального страхования, страховые фонды и другие государственные фонды имеют право поддерживать финансирование проекта посредством долга, инвестиций в акционерный капитал и другими способами. Кроме того, компаниям специального назначения рекомендуется осуществлять структурное финансирование и выпускать среди прочего проектные облигации, специальные долги проектов ГЧП, заметки о прибылях и убытках и облигации, обеспеченные активами [13].

В апреле 2017 г. НДРК издал «Руководство по выпуску специальных облигаций для проектов государственно-частного партнерства», которое поощряет компании с проектами ГЧП или стороны с частным капиталом выпускать специальные облигации для проектов ГЧП с целью расширения каналов финансирования проектов ГЧП и сбора средств для строительства и эксплуатации проектов ГЧП.

Впоследствии GuangzhouZhuiangIndustrialGroupCo., Ltd., ShanxiConstructionInvestmentGroupCo., Ltd., MeishangEcologicalLandscapeCo., Ltd и многие другие компании привлекли средства за счет выпуска специальных облигаций проекта ГЧП [14].

Кроме того, секьюритизация активов также является важным методом финансирования ГЧП. В феврале 2017 г. Шанхайская фондовая биржа и Шэнь-чжэньская фондовая биржа выпустили «Уведомление о содействии секьюритизации активов проектов государственно-частного партнерства в секторе традиционной инфраструктуры», чтобы стимулировать поддержку предприятий проекта ГЧП активно развивать бизнес секьюритизации активов проекта. В июне 2017 г. Министерство финансов совместно с Комиссией по регулированию ценных бумаг Китая и Народным банком Китая выпустило «Уведомление о регулировании вопросов, связанных с секьюритизацией активов в проектах государственно-частного партнерства», поощряя компании ГЧП оптимизировать механизмы финансирования для секьюритизации активов. Несмотря на неполные статистические данные, до настоящего времени было осуществлено более 40 проектов секьюритизации активов ГЧП, которые находятся на стадии завершения или готовы к закрытию [15].

Хотя проекты ГЧП имеют столь многочисленные варианты финансирования, начиная с 2018 г. из-за неопределенности, вызванной реструктуризацией государством и очисткой проектов ГЧП и определением неявной задолженности Правительства по проекту ГЧП в центральном документе № 27, финансовые учреждения с осторожностью относятся к проектам ГЧП, кредиты для них были ужесточены, а в некоторых случаях даже прекращены. В то же время в «Руководящих мнениях по регулированию деятельности финансовых учреждений по управлению активами», изданных совместно Народным банком Китая, Комиссией по банковскому регулированию и страхованию Китая, Комиссией по регулированию ценных бумаг Китая и Государственной администрацией валютного контроля в апреле 2018 г., также прямо запрещается денежный пул, несоответствие сроков, многоуровневое вложение, ограничение инвестиций в фондовые облигации, нарушение жесткого выкупа и т.д., всё это оказывает существенное влияние на финансирование проектов ГЧП.

Список источников

  1. Фадеев, А.В. К вопросу о правовом регулировании порядка определения поставщика / А.В. Фадеев // Право и практика. – – № 2. – С. 213.
  2. Ковалева, Н.Г. Система государственных закупок в Российской Федерации / Н.Г. Ковалева // Актуальные проблемы использования специальных знаний при выявлении и доказывании экономических преступлений. Сборник научных статей по итогам всероссийской научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 26 октября 2021 года). – Нижний Новгород: ООО «Стимул-СТ», – С. 176.
  3. Квасов, И.А. Моделирование размещения объектов энергетики с учётом инвестиционной привлекательности регионов России и Казахстана / И.А. Квасов, Е.Г. Бутурлакина. – М.: Научные технологии, 2014. – С.153.
  4. Агропромышленный комплекс Республики Коми: история и современность: стат. сб. / Комистат. – Сыктывкар, 2011. – 133 с
  5. Улугназаров, А.А. Перспективы института государственно-частного партнерства в условиях пандемии COVID-19 / А.А. Улугназаров // Бизнес. Общество. Власть. – 2020. – № 4 (38). – С. 64–68.
  6. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собр. законодательства РФ. – 2015. – № 29 (ч.I). – Ст. 4350.
  7. Босикова, Б.Т. Сущность и значение ГЧП в социально-экономическом развитии региона / Б.Т. Босикова // Научные разработки: евразийский регион. Международная научная конференция теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 16 марта 2019 года). – Уфа: Инфинити, 2019. – С. 55–59.
  8. Моисеева, А.Д. Сущность и содержание ГЧП в мировой практике / А.Д. Моисеева// Экономика и социум. – 2018. – № 6 (49). – С. 763–766.
  9. Гарифуллина, А.Ф. Сущность государственно-частного партнерства в Российской Федерации / А.Ф. Гарифуллина, А.М. Зиязева // Экономика и социум. – 2015. – № 6–2 (19). – С. 508–510.
  10. Рошко, Е.С. Сущность, цели и задачи государственно-частного партнерства: теория, практика и перспективы / Е.С. Рошко // Проблемы управления в условиях социально-экономических трансформаций. Материалы студенческой научно-практической конференции (г. Москва, 01 декабря 2021 года). – Энгельс: ООО «Институт научных исследований и развития профессиональных компетенций», 2021. – С. 84–86.
  11. Петрикова, Я.А. Развитие государственно-частного партнерства в России / Я.А. Петрикова // Глобальные тенденции и перспективы цифровизации экономики, образования и науки. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Ставрополь, 19–20 мая 2021 года). – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2021. – С. 477–480.
  12. Хоретлева, Б.М. Государственно-частное партнерство в России в условиях кризиса / Б.М. Хоретлева, С.А. Тхакушинова, А.А. Мокрушин // Экономика: актуальные проблемы исследований на современном этапе. Материалы международной научно-практической конференции. – Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2016. – С. 186–192.
  13. Ваславский, Я.И. Государственно-частное партнерство: перспективы развития общественно значимой инфраструктуры / Я.И. Ваславский // Федерализм. – 2019. – № 4 (96). – С. 75–94.
  14. Юров, М.С. Государственно-частное партнерство в России / М.С. Юров, И.Я. Кожевников // Проблемы управления –Материалы 29-й Всероссийской студенческой конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (г. Москва, 26 мая 2021 года). – М.: Государственный университет управления. Москва, 2021. – С. 232–235.
  15. Ружицкая, И.В. Механизм реализации государственно-частного партнерства и перспективы его развития / И.В. Ружицкая, А.Н. Наумов // Региональная экономика: опыт и проблемы. Материалы XII Международной научно-практической конференции (г. Владимир, 15 мая 2019 года). – Владимир: Владимирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2019. – С. 177–

References

  1. Fadeev, A.V. On the issue of legal regulation of the procedure for determining the supplier / A.V. Fadeev // Law and practice. – 2022. – No. 2. – p. 213.
  2. Kovaleva, N.G. The system of public procurement in the Russian Federation / N.G. Kovaleva // Actual problems of the use of special knowledge in the detection and proof of economic crimes. Collection of scientific articles based on the results of the All-Russian scientific and practical conference (Nizhny Novgorod, October 26, 2021). – Nizhny Novgorod: LLC «Stimul-ST», 2022. – p. 176.
  3. Kvasov, I.A. Modeling of the placement of energy facilities taking into account the investment attractiveness of the regions of Russia and Kazakhstan / I.A. Kvasov, E.G. Buturlakina. – M.: Scientific Technologies, 2014. – P.153.
  4. Agro-industrial complex of the Komi Republic: history and modernity: statistical collection / Comistat. Syktyvkar, 2011. — 133 s
  5. Ulugnazarov, A.A. Prospects of the Institute of public-private partnership in the conditions of the COVID-19 pandemic / A.A. Ulugnazarov // Business. Society. Power. – 2020. – № 4 (38). – Pp. 64-68.
  6. On Public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 224-FZ of 13.07.2015 (ed. of 11.06.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 2015. – No. 29 (part I). – Article 4350.
  7. Bosikova, B.T. The essence and significance of PPP in the socio-economic development of the region / B.T. Bosikova // Scientific developments: the Eurasian region. International Scientific Conference of Theoretical and Applied Developments (Moscow, March 16, 2019). – Ufa: Infiniti, 2019. – pp. 55-59.
  8. Moiseeva, A.D. The essence and content of PPP in world practice / A.D. Moiseeva// Economy and society. – 2018. – № 6 (49). – Pp. 763-766.
  9. Garifullina, A.F. The essence of public-private partnership in the Russian Federation / A.F. Garifullina, A.M. Ziyazeva // Economy and society. – 2015. – № 6-2 (19). – Pp. 508-510.
  10. Roshko, E.S. The essence, goals and objectives of public-private partnership: theory, practice and prospects / E.S. Roshko // Management problems in the conditions of socio-economic transformations. Materials of the student scientific and practical conference (Moscow, December 01, 2021). – Engels: Institute of Scientific Research and Development of Professional Competencies, LLC, 2021. – pp. 84-86.
  11. Petrikova, Ya.A. Development of public-private partnership in Russia / Ya.A. Petrikova // Global trends and prospects of digitalization of the economy, education and science. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference (Stavropol, May 19-20, 2021). – Stavropol: Stavropol State Agrarian University, 2021. – pp. 477-480.
  12. Khoretleva, B.M. Public-private partnership in Russia in a crisis / B.M. Khoretleva, S.A. Thakushinova, A.A. Mokrushin // Economics: actual problems of research at the present stage. Materials of the international scientific and practical conference. – Krasnodar: Federal State Budgetary Institution «Russian Energy Agency» of the Ministry of Energy of Russia Krasnodar Central Research Institute – branch of the Federal State Budgetary Institution «REA» of the Ministry of Energy of Russia, 2016. – pp. 186-192.
  13. Vaslavsky, Ya.I. Public-Private partnership: prospects for the development of socially significant infrastructure / Ya.I. Vaslavsky // Federalism. – 2019. – № 4 (96). – Pp. 75-94.
  14. Yurov, M.S. Public-private partnership in Russia / M.S. Yurov, I.Ya. Kozhevnikov // Problems of management – 2021. Materials of the 29th All-Russian Student Conference. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Moscow, May 26, 2021). – M.: State University of Management. Moscow, 2021. – pp. 232-235.
  15. Ruzhitskaya, I.V. The mechanism of implementation of public-private partnership and prospects for its development / I.V. Ruzhitskaya, A.N. Naumov // Regional economy: experience and problems. Materials of the XII International Scientific and Practical Conference (Vladimir, May 15, 2019). – Vladimir: Vladimir Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation», 2019. – pp. 177-184.

Для цитирования: Юдин А.А., Тарабукина Т.В. Особенности института государственно-частного партнерства, как метода стимулирования местных сельскохозяйственных товаропроизводителей // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2023-10/

© Юдин А.А., Тарабукина Т.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.