Московский экономический журнал 1/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 330.1

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_65                                                 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

INVESTMENT STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF AVIATION INDUSTRY ENTERPRISES

Тихонова Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт», E-mail: aw22226@mail.com

Tikhonova Svetlana Vladimirovna, senior Lecturer of Department «High-Tech Enterprise Management», Moscow Aviation Institute, E-mail: aw22226@mail.com

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы инновационного развития Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Указывается, что рост инвестиций в долговременные проекты создания конкурентоспособной авиационной техники позволяет создать фундаментальную основу развития национальной авиационной промышленности.  Отмечается положительная роль реализации Государственной Программы «Развитие авиационной промышленности РФ», которая стимулирует интенсивное развитие высокотехнологичных производств. Рассматриваются различные виды рисков инновационных разработок в ОАК. Проводится моделирование инвестирования сразу в несколько объектов, которое базируется на использовании алгоритмов распределения ресурсов. Предлагается объединить две задачи управления распределением в единую двухкритериальную модель, для поиска максимума доходности при определенном уровне риска.

Abstract. The article deals with the main issues of innovative development of the United Aircraft Corporation (UAC). It is indicated that the growth of investments in long-term projects for the creation of competitive aviation technology makes it possible to create a fundamental basis for the development of the national aviation industry. The positive role of the implementation of the State Program «Development of the aviation industry of the Russian Federation», which stimulates the intensive development of high-tech industries, is noted. Various types of risks of innovative developments in UAC are considered. Simulation of investment in several objects at once is carried out, which is based on the use of resource allocation algorithms. It is proposed to combine two problems of distribution control into a single two-criteria model to find the maximum return at a certain level of risk.

Ключевые слова: инвестиционная стратегия развития, предприятия авиационной промышленности, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), риски инновационных разработок

Key words: investment development strategy, aviation industry enterprises, United Aircraft Corporation (UAC), risks of innovative developments

Современная инвестиционная активность высокотехнологичных предприятий, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию, является недостаточной для поступательного движения Государственной Корпорации «Ростех», которая существенной модернизирует свой авиастроительный кластер. Невысокий рост инвестиций в долговременные проекты создания конкурентоспособной авиационной техники мешают малая заинтересованность крупного и среднего бизнеса, субъективные факторы, типа консерватизма финансово-управленческих структур, и многочисленные внутрифирменные проблемы. Несмотря на значительный рост производства, определенный Государственной Программой «Развитие авиационной промышленности Российской Федерации до 2025 года», по-прежнему остается слишком малой в мировом объеме, доля российской продукции авиационного назначения, особенно в гражданском секторе.  Мировой рынок авиатехники стабильно монополизируют два крупнейших игрока – авиапризводители «Boeing» и «Airbus», которые очень ревниво и болезненно относятся к своим прямым конкурентам, особенно из России. Иностранные компании, даже в эпоху строгих санитарно-эпидемиологических ограничений, вызванных пандемией Covid-19, готовы наращивать свои производственные мощности и завоевывать все новые мировые рынки сбыта своей дорогостоящей продукцией. Свободных ниш для российских воздушных судов остается в мире на так уж и много, поэтому необходимо сначала восстановить отечественный авиационный рынок собственной продукцией, грамотно используя возможности, появившиеся после 2014 года, когда ужесточились зарубежные санкции, и была принята Государственная программа импортозамещения.

На Рис. 1 показаны основные направления инновационного развития, утвержденные Программой ОАК. Она предусматривает развитие Центров компетенций и Центров специализаций, включение в Межпрограммные проекты более 120 действующих авиационных проектов; проведение Поисковых исследований и Проекты развития НИОКР и технического перевооружения. Инновационное развитие позволило повысить уровень конкурентоустойчивости основных предприятий ОАК и создать уникальные конкурентоспособные компетенции.

Стратегический план развития ОАК до 2025 года предусматривает согласованные действия Корпорации по основным направлениям ведения бизнеса. Планируется превысить показатель в 800 млрд. руб. по объему выручки; довести долю в мировом рынке: боевой авиации до 16%; в военно-транспортной авиации – до 20%, а в гражданской авиации – до 10% (Рис. 2).

Необходимо констатировать, что в эпоху глобализации и максимального насыщения авиационного рынка конкурентами, вывод новых образцов летательных аппаратов становится весьма непростым делом. Необходимо не просто сравняться по стоимости и качеству изготовления новых самолетов и вертолетов с зарубежными аналогами, а существенно превзойти их, чтобы потребитель воочию сумел убедиться в конкурентных преимуществах российской авиационной техники. Только тогда российские и зарубежные заказчики могут пересмотреть свои контракты на поставку новых изделий, в пользу продукции отечественных машиностроительных предприятий. Для этого необходимо согласовать некие объективные количественные критерии конкурентоспособности российских авиационно-технических комплексов и финансировать именно те передовые предприятия, которые отвечают высоким требованиям.

Применительно к воздушным судам, срок эксплуатации которых исчисляется несколькими десятками лет, явным конкурентным преимуществом является низкая стоимость новых изделий, по сравнению с  комплексом суммарных эксплуатационных затрат. Это есть трудно выполнимая задача, учитывая постоянный инфляционный рост стоимости продукции при существующем технологическом укладе, и невозможность существенного сокращения затрат на эксплуатацию. Необходимо существенно модернизировать существующий на сегодняшний день в ОАК научно-технологический задел, задействовав «прорывные» технологии и цифровую трансформацию производства. В жестких условиях глобального конкурентного окружения, возможности роста производства может обеспечить только инновационная продукция, соответствующая современной концепции «Индустрия 4.0». Как правило, часть инвестиционных проектов, неизбежно, сопровождает не самый благоприятный исход реализации, но вероятность возникновения этих рисков несоизмеримо мала по сравнению с ожидаемым значительным экономическим эффектом.

Известно, что большинство фундаментальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ  направлено на открытие новых законов природы, явлений и механизмов. Такие глобальные научные изыскания проводятся не по заказу конкретных фирм или отраслей, а являются комплексными работами, с отложенным во времени результирующим эффектом. Иза-за многочисленных сложностей организационно-экономического характера, они не входят в приоритетный круг интересов инновационного менеджмента. В отличие от фундаментальных, поисковые НИР позволяют достичь существенного улучшения параметров производимой продукции. Для достижения целевого уровня характеристик перспективной продукции проводятся опытно-конструкторские работы и технологическая подготовка производства. Чрезвычайно сложно определить точное время окончания поисковых научных исследований с ярко выраженным инновационным результатом. Иногда это происходит быстро, но бывают и очень продолжительные и мало результативные НИР. Выделяют следующие виды рисков инновационных разработок:

  • Увеличение времени проведения исследований.
  • Требование дополнительного финансирования для успешного завершения НИР.

Еще в 1748 году известный американский политик Бенджамин Франклин, в своем произведении «Совет молодому купцу», впервые употребил выражение: «Помни, что время – деньги», подчеркивая, что именно временной фактор играет решающее значение. В настоящее время, авиационная промышленность  выделяется такой особенностью, как преобладанием доли высококвалифицированного труда. Операции, которые совершают на производстве рабочие, мало поддаются автоматизации и формализации, а это значит, что явно проявляется эффект обучения. Он проявляется в снижении удельных трудовых затрат на единицу производимой продукции при нарастающем опыте работы и количестве накопленного выпуска. На предприятиях ОАК считают, что удельные трудозатраты снижаются на 20% при двойном увеличении выпуска готовых изделий. Этот  эффект подчеркивает особую важность временного фактора вывода на рынки новой продукции. Передовики успевают опередить своих конкурентов за счет приобретенного опыта производства инновационного продукта, и значительно снизить его себестоимость. Дополнительным плюсом является положительный имидж и репутация инновационного предприятия, чья продукция пользуется повышенным спросом на протяжении длительного времени. По сравнению с высококонкурентоустойчивыми организациями, отстающие компании, фактически, блокируются и не успевают выпустить продукцию с запозданием.

Гонка во времени требует от высокотехнологичных предприятий особенных стратегий инновационной деятельности, с использованием экономико-математического моделирования. Моделирование инвестирования сразу в несколько объектов базируется на использовании алгоритмов распределения ресурсов. Предлагается определить следующие задачи исследования:

  • Одноразовое многоэтапное распределение ресурсов, без фиксированных этапов, связанных с резервированием части ресурсов на выполнение следующих заказов. Эта задача не удовлетворяет стратегии развития большинства современных машиностроительных предприятий, потому что нельзя ориентироваться только на конец одного определенного периода.
  • Одновременное распределение однородных и неоднородных ресурсов. Такое сочетание значительно усложняет решаемые задачи, и возможно только при включении в предлагаемую модель части заемных средств, имеющих различные характеристики.
  • Распределение с одновременным выбором способов действий.
  • Распределение по зависимым и независимым объектам.

В управлении производством разделяют как прямые, так и обратные задачи распределения:

  • В прямых задачах необходимо добиться наилучшего эффекта от использования выделенных ресурсов.
  • Обратные задачи задают заранее уровень эффективности, который должен быть достигнут в результате использования ресурсов (классические задачи Марковица).

Предлагается объединить две задачи в единую двухкритериальную модель, для поиска максимума доходности при определенном уровне риска. Анализируя инвестиционную активность предприятия, необходимо сравнивать уровни рентабельности и эффективности различных видов производимой продукции. В результате подобного сравнения можно принять решение об  избавлении от низкорентабельных сфер деятельности и расширении высокодоходных направлений. Для этого требуется определить инвестиционные приоритеты и изменить структуры производственных мощностей для перераспределения ресурсов предприятия в наиболее перспективные направления деятельности. При этом появляется неопределенность в распределении собственных средств и привлекаемых инвестиционных ресурсов, которая вносит в деятельность предприятия дополнительные вероятности рисков.

При формировании модели рассматривается два основных принципа:

  • Наилучший ожидаемый результат.
  • Наилучший абсолютно гарантируемый результат (указываются области возможного разброса параметров).

Реализация первого подхода предусматривает анализ количественной связи на входе и на выходе, при этом задается вероятностная мера на допустимой области параметров. Процесс построения производственной функции на основе реальной статистической информации о функционировании предприятия в предыдущие периоды не является абсолютно формализованной процедурой. Логистическая кривая, описывающая жизненный цикл каждого отдельного направления деятельности предприятия, рассматривается как модель динамики различных кумулятивных величин, которые способны накапливаться.

Второй подход базируется на двухкритериальной задаче, которая требует выполнения условий максимального роста доходов при уменьшении риска. Количественная оценка критерия дохода определяется как суммарная прибыль от всех видов деятельности предприятия. При определении оценки  риска инвестиционного портфеля можно использовать теорию информации, позволяющую оценить полезность полученных данных. Экспертная информация считается полезной, если были достигнуты более высокие результаты с ее участием. Альтернативным методом измерения риска является определение величины потерь, которые не превышают определенной величины за установленный период времени.

Особый интерес представляет собой долгосрочная постановка задачи распределения ресурсов, потому что планирование только на один период не дает возможности долгосрочного развития предприятия. Руководящим решением приближаются к оптимальному значению множество критериев. Это касается как финансово-экономических показателей, так и конкурентной устойчивости предприятия.

Для динамической модели управления инвестициями важна проблема, в каком объеме средств необходимо поддерживать каждое направление в текущем периоде, чтобы не нарушить производственные графики ни на каком из подразделений предприятия. При выбранном варианте распределения выполнялись ограничения по каждому из производственных участков. Обязательным требованием является достижение предприятием своих стратегических целей с максимальной прибылью и минимальными затратами. Динамическая модель предусматривает планового достижения всех поставленных целей предприятия по окончанию расчетного периода работы. Планируется использование материальных ресурсов всех видов, и проведение стоимостной оценки, которая позволяет соразмерить различные виды ресурсов.

Массив компромиссных значений позволяет определить размер условного максимального дохода предприятия при условной минимальной энтропийной оценке.

Инновационная политика ОАК предусматривает увеличение финансирования НИОКР для достижения научно-технологического лидерства в мире (Рис. 3).  Вместо традиционного механизма «От достигнутого»,  предлагается переход к планированию по целевым показателям. Сохраняется важнейшая роль государства, которое заботится о развитии национальной авиационной промышленности, и финансово помогает ее стратегии развития.

Согласно стратегическим целям ОАК, доля выручки корпорации от продаж гражданских самолетов должна вырасти к 2035 году с 20% до 45%, а в целом на мировом рынке гражданской авиации доля ОАК должна возрасти с 1% до 4,5%. Доля на доступном рынке (все страны, кроме членов НАТО) боевой авиации вырастет до 45% к 2035 году.  Госкорпорация «Ростех» должна обеспечить к 2025 году выход ОАК на уровень безубыточности по чистой прибыли, а в 2035 году сделать свой авиационной кластер прибыльным и привлекательным для инвесторов. Основными задачами рыночно-продуктовой стратегии ОАК называются:

  • обеспечение требований государства в области национальной безопасности, в том числе транспортной;
  • максимизация продаж на глобальном гражданском рынке в сегментах региональных реактивных, узкофюзеляжных и широкофюзеляжных самолетов;
  • в сегменте военной авиации – сохранение доли на рынке боевой авиации и увеличение присутствия в сегментах транспортной и специальной авиации;
  • сбалансированность продуктовой линейки по этапам жизненного цикла.

Общий эффект от реализации мер по повышению эффективности основного персонала, оптимизации управления оборотным капиталом, оптимизации инвестиций, высвобождения площадей и продажи непрофильных активов ОАК оценивает на горизонте до 2035 году в более чем 700 млрд. рублей. К этому времени корпорация обеспечит около 50 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, размер ежегодных дивидендов должен достичь 30 млрд. рублей, а налоговые отчисления составят 200 млрд. рублей в год.

Список источников

  1. Стратегия ОАК [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.uacrussia.ru/ru/corporation/strategy/
  2. Ермаков Д.Н., Райзман В.В. Маркетинговая стратегия ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» // Интерактивная наука, 2018.– 8 (30). С. 32-37c.
  3. Цимбалов А.В. Инвестиционная программа развития авиационной промышленности России // Вестник ТГУ. 2008. №2 (58).
  4. Гафиатуллин В.А. Стратегическое развитие комплекса предприятий авиастроения: аспект инновационности // Фундаментальные исследования. – 2016.  № 3. С. 344-348.
  5. Храпов О.А. Механизмы активизации инвестиционных процессов на предприятиях авиационной промышленности. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. М.: 2006. – 34 с.
  6. Дементьев В.Е.ОАК и развитие российского авиастроения // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2009. — № 3. — С. 315-331.
  7. Тихомирова Т.А., Паристова Л.П. Развитие инвестиционной деятельности в области воздушного транспорта: проблемы и итоги // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №1. (20).
  8. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Оценка клиентоориентированности предприятий авиационно-космической промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 61.
  9. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Обеспечение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения // Московский экономический журнал. 2019. № 11. С. 62.
  10. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Просвирина Н.В. Повышение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения в современных экономических условиях // Вестник Московского авиационного института. – –Т.23. –№1. –С.218–226.
  11. Тихонов А.И., Новиков С.В., Тихонова С.В. Проведение экономической оценки эффективности деятельности предприятий авиационной промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 80.

References

  1. Strategiya OAK [Elektronnyj resurs] — Rezhim dostupa: https://www.uacrussia.ru/ru/corporation/strategy/
  2. Ermakov D.N., Rajzman V.V. Marketingovaya strategiya PAO «Ob»edinyonnaya aviastroitel’naya korporaciya» // Interaktivnaya nauka, 2018.– 8 (30). S. 32-37c.
  3. Cimbalov A.V. Investicionnaya programma razvitiya aviacionnoj promyshlennosti Rossii // Vestnik TGU. 2008. №2 (58).
  4. Gafiatullin V.A. Strategicheskoe razvitie kompleksa predpriyatij aviastroeniya: aspekt innovacionnosti // Fundamental’nye issledovaniya. – 2016. № 3. S. 344-348.
  5. Chrapov O.A. Mekhanizmy aktivizacii investicionnyh processov na predpriyatiyah aviacionnoj promyshlennosti. Avtoreferat diss. na soiskanie uch. stepeni kand. ekon. nauk. M.: 2006. – 34 s.
  6. Dement’ev V.E. OAK i razvitie rossijskogo aviastroeniya // Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). — 2009. — № 3. — S. 315-331.
  7. Tihomirova T.A., Paristova L.P. Razvitie investicionnoj deyatel’nosti v oblasti vozdushnogo transporta: problemy i itogi // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal. 2014. №1. (20).
  8. Tikhonov A.I., Kalachanov V.D., Tikhonova S.V. Otcenka klientoorientirovannosti predpriyatij aviacionno-kosmicheskoj promyshlennosti // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. № 12. S. 61.
  9. Tikhonov A.I., Kalachanov V.D., Tikhonova S.V. Obespechenie konkurentoustojchivosti predpriyatij aviacionnogo dvigatelestroeniya // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. № 11. S. 62.
  10. Tikhonov A.I., Kalachanov V.D., Prosvirina N.V. Povyshenie konkurentoustojchivosti predpriyatij aviacionnogo dvigatelestroeniya v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah // Vestnik Moskovskogo aviacionnogo instituta. – 2016. –T.23. –№1. –S.218–226.
  11. Tikhonov A.I., Novikov S.V., Tikhonova S.V. Provedenie ekonomicheskoj ocenki effektivnosti deyatel’nosti predpriyatij aviacionnoj promyshlennosti // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. № 12. S. 80.

Для цитирования: Тихонова С.В. Инвестиционная стратегия развития предприятий авиационной промышленности // Московский экономический журнал. 2022. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-65/

© Тихонова С.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 1.