Московский экономический журнал 1/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 331.56

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_35 

БЕЗРАБОТИЦА В РФ И ЕЕ ПРИЧИНЫ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВА КАК ЭФФЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

UNEMPLOYMENT IN RUSSIA AND ITS REASONS. EDUCATIONAL PROJECTS OF THE STATE AS THE EFFECT OF CHANGES IN THE LABOR MARKET DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Яровова Татьяна Викторовна, к.п.н., доцент, заместитель научного руководителя МИЭП, доцент кафедры управления инновациями Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России,  E-mail: t.yarovova@odin.mgimo.ru

Калинкина Вероника Владимировна, аспирант (соискатель) кафедры педагогики и психологии МГИМО МИД России, специалист по учебно-методической работе кафедры управления инновациями Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, E-mail: v.kalinkina@odin.mgimo.ru

Yarovova Tatiana Viktorovna, PhD of Pedagogy, Deputy Scientific Director of International Institute of Energy Policy and Innovation Management, Associate Professor of the Department of Innovation Management of the Odintsovo Branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, e-mail: t.yarovova@odin.mgimo.ru

Kalinkina Veronika Vladimirovna, postgraduate student (applicant) of the Department of Pedagogy and Psychology MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, specialist in educational and methodological work of the Department of Innovation Management, Odintsovo Branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs, E-mail: v.kalinkina@odin.mgimo.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие безработица и ее классификация. Подробно описано текущее состояние в сфере труда в Российской Федерации. Проанализированы государственные меры поддержки безработных, а также меры, способствующие сохранению рабочих мест, принятые в Росси во время пандемии COVID-19.  Отдельно разобран вопрос содействия занятости населения и проекты государства, направленные на обучение и переобучение разных категорий граждан. 

Abstract. The article deals with the concept of unemployment and its classification. The current state of labor in the Russian Federation is described in detail. The state measures to support the unemployed, as well as measures to preserve jobs taken in Russia during the COVID-19 pandemic, are analyzed. Separately, the issue of promoting employment of the population and state projects aimed at training and retraining various categories of citizens are analyzed. 

Ключевые слова: население, рынок труда, занятость, экономическая активность, современная экономика, социально-экономические проблемы, уровень безработицы, пандемия COVID-19, причины и формы безработицы, занятость, короновирус, образовательные проекты государства, обучение взрослых

Keywords: population, labor market, employment, economic activity, modern economy, socio-economic problems, unemployment rate, COVID-19 pandemic, causes and forms of unemployment, employment, coronovirus, government educational projects, adult education 

Под безработицей, согласно большому экономическому словарю [1], подразумевается явление социально-экономического характера, согласно которому определенная часть население не может найти себе доходное занятие, т. е. работу. Данные по уровню безработицы получаются на основании исследования рабочей силы, рассмотрения данных органов государственной службы занятости, занимающейся регистрацией безработных граждан[13].

Для того, чтобы понять причины отсутствия работы у населения, необходимо рассмотреть разные виды безработицы. Такое понятие как «безработица» разделяют по нескольким основаниям. Первый вид безработицы – это фрикционная безработица, т. е. добровольная, которая связана с добровольным сменой (отказом от) работы сотрудником. Второй вид – структурная безработица, связанная с несоответствием запросов организации спросам на работу (с этим связана проблемы регионального дисбаланса или общего дисбаланса на рынке труда, связанного с недостатком квалифицированных сотрудников). Третий вид безработицы – циклическая, связанная с экономическим кризисом, т. е. переживанием в государстве периода спада в экономическом цикле. И четвёртый вид – классическая безработица, которая связана с сокращением штата сотрудников ради повышения заработной платы оставшимся сотрудникам; пятый вид – технологическая безработица, возникающие вследствие внедрения новых технологий (цифровизации экономики), и, следовательно, замены человеческих рабочих мест инновациями[1].  

В Российской Федерации в 2021 году, если опираться на данные Федеральной службы государственной статистики, численность безработных составляет 3349,4 тыс. человек в возрасте от 15 до 72 лет по состоянию на 18 ноября 2021 года при общей численности рабочей силы 75554,5 тыс. человек[13]/ Таким образом, уровень безработицы в РФ по состоянию на 18 ноября 2021 года составляет порядка 4,4%.

Ещё в феврале 2021 года уровень безработицы составлял 5,7%, в декабре 2021 г. – 5,9%, а в августе 2020 г. – 6,4% [6]. Это говорит о постепенном снижении уровня безработицы в Российской Федерации, однако последние данные свидетельствуют всё ещё о сохранении данной проблемы.

Воздействие на уровень безработицы в РФ оказывает ряд причин, которые связаны и с внутренними, и с внешними экономическими условиями. Одна из причин – математический подсчет уровня безработицы. Это связано с проведением пенсионной реформы 2019 года, в результате которой увеличилось число рабочей силы (количество задействованных в труде людей), и, соответственно, уровень безработицы как отношение безработных граждан к общему количеству рабочей силы.

Также уровень безработицы в 2021 году в Российской Федерации может быть связан с мировым экономическим кризисом. Эксперты называют датой начала кризиса – первый квартал 2021 года. Это относится к фактам в мировой экономе: смена президента США, «рождественский бум» (рост цен на нефть в США). Также в Российской Федерации наблюдается падение общего спроса на многие товары (потребители приобретают меньше), простаивание производства. Это вызывает снижение необходимости в рабочей силе [11].

Другая причина безработицы в РФ связана с цифровизацией экономики, т. е. внедрением цифровых технологий в экономический процесс. Президент Российской Федерации В. В. Путин в документе «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» отдал инфокоммуникационным технологиям приоритетное место в экономическом развитии России [12].

Из этого следует сделать вывод о том, что в дальнейшем темпы внедрения новых технологий в российскую экономику только увеличатся. К цифровым технологиям относятся такие инновации, как системы искусственного интеллекта, робототехника, блокчейн, технологии обмена данных, технологии виртуальной реальности, данные больших объёмов и др. В Российской Федерации наблюдается рост объёма мировой цифровой экономики за последние пять лет – он составляет более 1,5 трлн руб. по состоянию на 2019 год и 25% прироста ВВП страны.

Несмотря на то, что Российская Федерация находится далеко не на первом месте по уровню цифровизации (на данном этапе РФ находится в категории «перспективных» стран в отношении цифровизации), наблюдаемые тенденции говорят об активном внедрении инноваций в экономическую деятельность [7].  Cледует отметить, что внедряемые инновации способны заменять человеческую рабочую силу технологиями (робототехника, искусственный интеллект и др.). Это может привести к повышению общего уровня безработицы в Российской Федерации, т.н. «механизации» рабочего процесса.

В качестве ещё одной причины безработицы в РФ можно выделить долго продолжающийся демографический кризис. В 2020 году численность населения составляла 146,7 млн человек (на 0,1 млн меньше, чем в 2019), а в 2021 году – 146,2 млн человек, т. е. на 0,5 млн меньше, чем в предыдущем году [4]. Стоит отметить, что данная тенденция приводит к сокращению потенциальных потребителей товара, и, соответственно, к экономическому кризису, который порождает безработицу в Российской Федерации.

Другая проблема касается дисбаланса на рынке труда в Российской Федерации. Здесь подразумевается падение выпуска квалифицированной рабочей силы из высших учебных заведений РФ. Региональный дисбаланс также играет здесь важную роль. Наиболее динамично трудоустройство населения в РФ осуществляется в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге) или же в регионах с сырьевой ориентацией экономики. Во многом такое динамическое трудоустройство обеспечивается за счёт массовой трудовой миграции населения из других российских регионов, что приводит к региональному дисбалансу [9].

Наиболее значимой причиной, которая породила высокий уровень безработицы в РФ ещё в 2020 году, является пандемия COVID-19. Пандемия COVID-19 привела к потере работы у многих граждан или же к перестройке их потребностей на основании имеющихся возможностей. В период актуальности карантинных мер были наложены ограничения на посещения общественных мест, что привело к разорению бизнеса и, соответственно, к уменьшению количества рабочих мест и безработице. Кроме того, из-за введённых ограничений потерявшие работы граждане не имели возможности искать новую работу вместо старой.

В условиях пандемии также можно наблюдать сокращение неформального трудового рынка. В региональные центры часто обращаются многие граждане, которые не имеют официального трудового стажа вне зависимости от экономического положения регионов. Это связано с увеличением выплаты по безработице. Наибольшую долю зарегистрированных безработных граждан можно увидеть в таких регионах, как республика Чечня, Тыва, Ингушетия. Самая благоприятная ситуация по количеству зарегистрированных безработных наблюдается на Сахалине, в Липецкой области, в Тамбовской области.

Пандемия COVID-19 привела к пику безработицы на уровне 5,8% в апреле 2020 года, что представляет собой довольно значимый рост по сравнению с мартом 2020 года, когда уровень безработицы составлял 4,7% [8]. В течение лета и начале сентябре наблюдались относительно стабильные показатели уровня безработицы (июнь – 6,3% (по другим оценкам в июне наблюдается уровень безработицы в размере 10,1%, что является рекордным), август – 6,4%, сентябрь – 6,3%).

Согласно методике МОТ (международной организации труда), которая оценивает уровень фактической безработицы, рост числа безработных граждан с января по сентябрь 2020 года наблюдается более чем в 1,4 раза [14]. В период с середины апреля до конца мая за неделю в среднем регистрировались в качестве безработных порядка 220-250 тыс. российских граждан.

Во многом рост безработицы в период пандемии связано с ликвидацией предприятий – по сравнению с зарегистрированными в этот период предприятиями количество ликвидированных больше приблизительно в 2,3 раза. Это в основном касается таких сфер деятельности, как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовства, охота, обработкой производства. Данный фактор оказал очень весомое влияние на российский рынок труда [3].

С рынком труда в том числе связана и  так называемая «инфодемия», подразумевающая собой распространение различного рода информации, усиливающей панику и страх (сюда в том числе относятся фейк-ньюс и теории заговора). Инфодемия во время пандемии была в том числе направлена и на рынок труда в Российской Федерации. Инфодемия распространялась на такие вопросы, как количество безработных в РФ, темпы роста безработицы, время оживления и роста экономики, роль цифровизации экономики и бизнес-процессов в текущей ситуации высокой безработицы, наличие прогнозов показателей рынка труда, возможность деноминации национальной валюты и т.д. [3].

Также пандемия COVID-19 привела к снижению численности рабочей силы ввиду высокой смертности от коронавирусной инфекции. Если ещё в январе 2020 года рабочая сила в РФ составляла порядка 74,8 млн человек, то в мае-июне данный показатель снизился на 0,3 млн человек. Это в свою очередь приводит к повышению уровня безработицы, количества безработных в отношении численности всей рабочей силы [3].

Согласно проведённому структурному анализу безработицы, наибольшая доля зарегистрированных безработных граждан – люди в возрасте от 25 до 40 лет (51%), второе место отводится лицам в возрасте от 40 до 55 лет (32%), третье – молодые люди до 25 лет (12%) и, наконец, лица старше 55 лет (менее 5%) [2].

Более всего из-за пандемии «пострадали» сотрудники таких областей, как торговля и бытовое обслуживание (более 300 тыс. человек), административная и обеспечивающая работа (более 220 тыс. человек), транспорт (более 160 тыс. человек) или же работа, не требующая квалификации (около 155 тыс. человек) [2].

В контексте пандемии COVID-19 можно говорить, в том числе и о молодёжной безработице. Согласно исследованию Высшей школы экономики, после начала пандемии примерно каждый шестой молодой человек в возрасте 18-29 лет прекратил работать после начала кризиса, что говорит о его значимом масштабе.

Увольнения молодёжи в первую очередь вызваны прекращением деятельности бизнеса или же сокращением штата. Молодые люди, чья доля среди всех опрошенных составляет примерно 54%, в качестве основных причин потери ими работы назвали закрытие бизнеса или увольнение, а также окончание временной работы или же подача в отставку. Наиболее претерпевшей неблагоприятные условия из-за пандемии является молодежь, чья деятельность связана со сферой услуг, поскольку в связи с необходимостью социальной дистанции предприятия, где необходимы частые контакты с клиентами, закрывались в период пандемии [10].

Кроме того, у молодёжи, как у будущей рабочей силе государства, ухудшается качество образовательного процесса, который переходит в дистанционный формат. Таким образом, они не получают профессиональные навыки должным образом, что может в дальнейшем привести к сложностям с поиском ими работы, и, соответственно, с общим уровнем безработицы в стране.

Тем не менее, пандемия приводит к тому, что государство предпринимает определённые меры для поддержки занятости населения и регулирования сложившейся ситуации. В первую очередь эти меры связаны с поддержкой наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики. К таким отраслям относятся туризм, культура, спорт, конференции и выставки, розничная торговля непродовольственными товарами, гостиничный бизнес, общественное питание и др.  Для таких предприятий оказывают поддержку в виде льготного кредитования (предоставляются кредиты под 0% в течение первого полугодия с момента получения кредита, 4% — в течение последующего времени), в виде отсрочки по уплате налогов в случае снижения доходов или выручки организации, в виде введения моратория на банкротства на полугодие со стороны кредиторов, в виде предоставления субсидий авиакомпаниям. Подобные меры поддержки были оказаны и другим системообразующим предприятиям. Были снижены страховые взносы до 15%, если заработная плата в организациях выше минимального размера оплаты труда, были предоставлены кредитные каникулы, возможность предоставления отсрочки по кредиту. Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предоставлялись кредиты по ставке не более 2% [2].

Для регулирования ситуации с уровнем безработицы на рынке труда в Российской Федерации государством были предприняты такие меры, как увеличение максимального размера пособия по безработице до размера прожиточного минимума (на текущий момент размер пособия составляет 12 130 руб. – такая сумма сохранилась и к 2021 году); для потерявших работу ввиду пандемии COVID-19 (1 марта и позже) в течение трёх месяцев выплачивался максимальный размер пособия по безработице вне зависимости от их стажа работы и уровня дохода на последнем месте работы; для тех граждан, которые потеряли работу и у которых при этом имеются дети, на каждого ребёнка в возрасте до 18 лет выплачивалась дополнительно сумма в размере 3000 рублей; был введён дистанционный формат регистрации безработных с помощью портала «работа в России» — данный формат значительно упростил процедуру оформления статуса безработного; был упрощён порядок получения социальной поддержки по принципу нуждаемости для зарегистрированных в качестве безработных граждан [5].

Государственная программа по содействию занятости населения задолго до пандемийных изменений в сфере труда населения реализовывала образовательные проекты. Так для расширения возможностей обеспечения занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста с 2014 г. органами службы занятости осуществляется направление на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям. В 2021 году особое внимание уделили содействию занятости молодежи (Правительство РФ утвердило долгосрочную программу содействия занятости молодежи до 2030 года). Главная цель программы — создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых людей. Таким образом, в период пандемии, и особенно при ослаблении ограничительных мер противодействия COVID-19, количество образовательных инициатив значительно выросло, что вызвано спросом безработных.

Следует отметить, что после пандемии 2020 года в 2021 году уровень безработицы снизился после снятия значительный ограничений для населения. Как уже было сказано, уровень безработицы в 2021 году составляет по состоянию на 18 ноября 2021 г. 4,4%. По сравнению с августом 2020 года уровень безработицы в РФ уменьшился на 2%, что говорит о непосредственном негативном влиянии пандемии COVID-19 на ситуацию на рынке труда в РФ, но при этом на данный момент экономика постепенно приходит в более благоприятное состояние. Как утверждают некоторые исследователи, Российской Федерации также следует ради восстановления экономики после пандемии COVID-19 усилить процесс цифровизации экономики – усовершенствовать законодательство в области технологий, повысить качество интернета, увеличить инвестирование в инновации и создать для этой деятельности благоприятные условия.

Список источников

  1. Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. 1997.
  2. Бондаренко Наталия Евгеньевна Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование // Инновации и инвестиции. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-truda-v-usloviyah-pandemii-novoy-koronavirusnoy-infektsii-tendentsii-vyzovy-i-gosudarstvennoe-regulirovanie (дата обращения: 24.11.2021).
  3. Гайдаенко А.А., Хрипачева Е.В., Худов А.М. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 // Инновации и инвестиции. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rynka-truda-v-period-pandemii-covid-19 (дата обращения: 24.11.2021).
  4. Демография. // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 23.11.2021).
  5. Жарков, Ф. А. Влияние пандемии COVID-19 на безработицу / Ф. А. Жарков, С. С. Самойлова // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование : Сборник научных трудов по итогам III национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10 ноября 2020 года / Под редакцией И.В. Федосеева. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 106-112.
  6. Кашепов Алексей Владимирович, Афонина Кристина Викторовна, Головачёв Никита Валерьевич РЫНОК ТРУДА РФ В 2020-2021 ГГ.: БЕЗРАБОТИЦА И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ // Социально-трудовые исследования. 2021. №2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-rf-v-2020-2021-gg-bezrabotitsa-i-strukturnye-izmeneniya (дата обращения: 23.11.2021).
  7. Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 455-470.
  8. Лифанова, Т. Е. Проблемы российской безработицы на фоне пандемии COVID-19 / Т. Е. Лифанова, В. М. Ерченко // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 10 февраля 2021 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 206-212.
  9. Логинова Лариса Викторовна Региональные диспропорции на рынке труда и задачи политики занятости // Logos et Praxis. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-disproportsii-na-rynke-truda-i-zadachi-politiki-zanyatosti (дата обращения: 23.11.2021).
  10. Мартиросян, О. А. Молодежная занятость и безработица в условиях пандемии COVID-19 / О. А. Мартиросян // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2020. – № 3(48). – С. 69-74.
  11. Россия и мировой экономический кризис 2021 года. Причины и последствия. // Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития. Материалы международной научной конференции, в 4 частях. М., 2020. – С. 593-601.
  12. Усков В.С. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ // Стратегии бизнеса. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-territoriy-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-perehoda-k-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 23.11.2021).
  13. Федеральная служба государственной статистики. Трудовые ресурсы. // URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force?print=1 (дата обращения: 23.11.2021).
  14. Цацулин Александр Николаевич ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ВИРТУАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-naseleniya-kak-determinant-virtualnogo-i-realnogo-rynka-truda-v-usloviyah-pandemii-1 (дата обращения: 24.11.2021).

References

  1. Bol`shoj e`konomicheskij slovar`. — M.: Institut novoj e`konomiki. 1997.
  2. Bondarenko Nataliya Evgen`evna Rossijskij ry`nok truda v usloviyax pandemii novoj koronavirusnoj infekcii: tendencii, vy`zovy` i gosudarstvennoe regulirovanie // Innovacii i investicii. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-truda-v-usloviyah-pandemii-novoy-koronavirusnoy-infektsii-tendentsii-vyzovy-i-gosudarstvennoe-regulirovanie (data obrashheniya: 24.11.2021).
  3. Gajdaenko A.A., Xripacheva E.V., Xudov A.M. OSOBENNOSTI RY`NKA TRUDA V PERIOD PANDEMII COVID-19 // Innovacii i investicii. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rynka-truda-v-period-pandemii-covid-19 (data obrashheniya: 24.11.2021).
  4. Demografiya. // Federal`naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (data obrashheniya: 23.11.2021).
  5. Zharkov, F. A. Vliyanie pandemii COVID-19 na bezraboticzu / F. A. Zharkov, S. S. Samojlova // Teoriya i praktika upravleniya gosudarstvenny`mi funkciyami i uslugami. Tarifnoe regulirovanie : Sbornik nauchny`x trudov po itogam III nacional`noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 10 noyabrya 2020 goda / Pod redakciej I.V. Fedoseeva. – Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvenny`j e`konomicheskij universitet, 2020. – S. 106-112.
  6. Kashepov Aleksej Vladimirovich, Afonina Kristina Viktorovna, Golovachyov Nikita Valer`evich RY`NOK TRUDA RF V 2020-2021 GG.: BEZRABOTICzA I STRUKTURNY`E IZMENENIYa // Social`no-trudovy`e issledovaniya. 2021. №2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-rf-v-2020-2021-gg-bezrabotitsa-i-strukturnye-izmeneniya (data obrashheniya: 23.11.2021).
  7. Ledneva O.V. Statisticheskoe izuchenie urovnya cifrovizacii e`konomiki Rossii: problemy` i perspektivy` // Voprosy` innovacionnoj e`konomiki. – 2021. – Tom 11. – № 2. – S. 455-470.
  8. Lifanova, T. E. Problemy` rossijskoj bezraboticy na fone pandemii COVID-19 / T. E. Lifanova, V. M. Erchenko // Diskurs social`ny`x problem v sociokul`turnom, obrazovatel`nom, yazy`kovom prostranstve v period pandemii koronavirusa : Materialy` Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem, Bryansk, 10 fevralya 2021 goda. – Bryansk: Bryanskij gosudarstvenny`j universitet imeni akademika I.G. Petrovskogo, 2021. – S. 206-212.
  9. Loginova Larisa Viktorovna Regional`ny`e disproporcii na ry`nke truda i zadachi politiki zanyatosti // Logos et Praxis. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-disproportsii-na-rynke-truda-i-zadachi-politiki-zanyatosti (data obrashheniya: 23.11.2021).
  10. Martirosyan, O. A. Molodezhnaya zanyatost` i bezraboticza v usloviyax pandemii COVID-19 / O. A. Martirosyan // Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta social`ny`x texnologij). – 2020. – № 3(48). – S. 69-74.
  11. Rossiya i mirovoj e`konomicheskij krizis 2021 goda. Prichiny` i posledstviya. // Nauka i obrazovanie: budushhee i celi ustojchivogo razvitiya. Materialy` mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, v 4 chastyax. M., 2020. – S. 593-601.
  12. Uskov V.S. SOCIAL`NO-E`KONOMIChESKOE RAZVITIE TERRITORIJ ROSSIJSKOJ FEDERACII V USLOVIYaX PEREXODA K CIFROVOJ E`KONOMIKE // Strategii biznesa. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-territoriy-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-perehoda-k-tsifrovoy-ekonomike (data obrashheniya: 23.11.2021).
  13. Federal`naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Trudovy`e resursy`. // URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force?print=1 (data obrashheniya: 23.11.2021).
  14. Czaczulin Aleksandr Nikolaevich CIFROVIZACIYa NASELENIYa KAK DETERMINANT VIRTUAL`NOGO I REAL`NOGO RY`NKA TRUDA V USLOVIYaX PANDEMII // Nauchno-texnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politexnicheskogo universiteta. E`konomicheskie nauki. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-naseleniya-kak-determinant-virtualnogo-i-realnogo-rynka-truda-v-usloviyah-pandemii-1 (data obrashheniya: 24.11.2021).

Для цитирования: Яровова Т.В., Калинкина В.В. Безработица в РФ и ее причины. Образовательные проекты государства как эффект изменений на рынке труда во время пандемии Covid-19 // Московский экономический журнал. 2022. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-35/

© Яровова Т.В., Калинкина В.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 1.