http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2022

Научная статья

Original article

УДК 332.122

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_33 

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИХ ЗОН

SPECIFICITY OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY-INNOVATION ZONES 

Вергейчик Мария Александровна, аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: masha.vergeichik@gmail.com

Vergeichik Maria Aleksandrovna, post-graduate student of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, E-mail: masha.vergeichik@gmail.com 

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы организации наиболее эффективного взаимодействия органов власти и представителей бизнеса с целью развития высокотехнологичных отраслей экономики. К изучению выбраны такие механизмы как государственно–частное партнерство и создание технико–внедренческих зон, которые, как показывает практика, при совмещении дают положительные результаты. В рамках исследования соотнесены эти понятия исходя из их сущности и экономического содержания, проанализирован опыт Российской Федерации в управлении технико–внедренческими зонами, рассмотрена роль государственно–частного партнерства в их развитии.

Abstract. This article discusses the issues of organizing the most effective interaction between authorities and business in order to high-tech development of the economy. Such mechanisms as public-private partnerships and the creation of technical innovation zones have been chosen for study, which, as practice shows, when combined, give positive results. Within the framework of the study, these concepts are correlated based on their essence and economic content, the experience of the Russian Federation in the management of technology and innovation zones is analyzed, and the role of public-private partnership in their development is considered.

Ключевые слова: инновационное развитие, государственно-частное партнерство, особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны

Keywods: innovative development, public-private partnership, special economic zones, technical innovation zones

На сегодняшний день наблюдается тенденция к изменению структуры бюджетного финансирования инфраструктурных и инновационных проектов: приоритет отдается социально–значимым направлениям государственной политики. Возникающие ограничения создают предпосылки для поиска и привлечения внебюджетных инвестиций в крупные проекты. Государственно–частное партнерство и создание особых экономических зон при этом являются одними из наиболее оптимальных механизмов для привлечения частного капитала и направлении его на решение важных государственных задач.

Особая экономическая зона представляет собой часть территории Российской Федерации, на которой действуют особые льготные условия осуществления предпринимательской деятельности. Технико-внедренческие зоны являются одним из типов в классификации особых экономических зон и создают условия для развития высокотехнологичных отраслей экономики, разработки технологий и коммерциализации их результатов. Основной идеей создания таких зон является развитие инновационной деятельности и реализация научного потенциала, доведение идеи в сфере высоких технологий до ее промышленного применения. Технико–внедренческие зоны создаются на базе крупнейших научно-образовательных центров, что обусловлено уже имеющимися потенциалом признанных исследовательских школ и имеющихся традиций. На сегодняшний день таких зон семь: «Дубна», «Томск», «Санкт-Петербург», «Технополис «Москва», «Иннополис», «Исток», «Алмаз». По состоянию на 14 декабря 2021 года резидентами этих зон являлись 499 компаний [3]. Социально–экономический эффект от создания технико–внедренческих зон на конец 2021 года накопленным итогом оценивается следующим образом: проинвестировано более 270 млрд рублей, рабочими местами обеспечено 24,3 тыс. человек, общий объем выручки составил 551,34 млрд рублей, в бюджет поступили налоговые, таможенные отчисления и отчисления в государственные внебюджетные фонды в объеме 109,31 млрд рублей [3]. Территории, на которых создаются технико–внедренческие зоны, со временем становятся уникальными центрами компетенций, местом, где не только разрабатываются, но и внедряются в производственный процесс инновационные решения.

Управление особой экономической зоной осуществляется Управляющей компанией, учредителем которой является государство. Государственная поддержка доводится до управляющей компаний взносом
в уставный капитал и в форме субсидирования понесенных затрат. Для инвесторов участие в реализации проектов на территории особой экономической зоны – возможность снизить начальные издержки до 30% от сумм капитальных вложений. Такая экономия достигается за счет предоставления государством преференций для резидентов в виде поддержки и предоставлении в пользование готовой инфраструктуры.

На рисунке представлены основные преимущества, которые получают резиденты, заключая соглашение на осуществление предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны.

В дополнение к этому управляющие компании технико–внедренческих зон предлагают резидентам и другие преференции. Например, на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна» предоставляются услуги по разработке и сопровождению бизнес-планов, техническому обслуживанию IT-сетей и IT-поддержке, привлечению высококвалифицированных кадров на основе имеющихся партнерских взаимоотношений с образовательными и научными организациями и др. Управляющей компанией создаются условия для сопровождения проектов инвесторов в течение всего срока реализации. Существующие меры позволяют резиденту значительно сократить подготовительный период и начать свою деятельность как можно скорее, при этом, с минимальными издержками.  

Формирование и развитие института государственно-частного партнерства на сегодняшний день является крайне востребованным направлением и во всем мире воспринимается как наиболее действенный способ повышения эффективности реализации инфраструктурных проектов, в том числе и в рамках особых экономических зон.

На сегодняшний день ГЧП является одним из наиболее эффективных способов создания и эксплуатации объектов, с использованием всех преимуществ частного и государственного сектора: гибкости в управлении, внедрении современных технологических решений – с одной стороны, стабильности и масштабов реализации – с другой. Применение государственно–частного партнерства значительно снижает нагрузку на государственный бюджет и делит проектные риски между участниками ГЧП проекта. Иными словами, ГЧП представляет собой взаимовыгодное сотрудничество частного инвестора и публичного образования в целях выполнения социально-значимых работ или услуг на условиях разделения компетенций, рисков и ответственности. Базовые особенности государственно–частного партнерства:

  • ГЧП является одним из способов снизить объем прямого бюджетного финансирования при реализации поставленных целей;
  • при применении механизма ГЧП возможно привлечение частных инвесторов для повышения эффективности и качества выполнения задач публичного сектора;
  • участие государства в управлении рисками.

Одной из приоритетных задач ГЧП является обеспечение эффективного взаимодействия интересов государства и частного сектора для достижения взаимовыгодных целей. Данная задача государственно–частного партнерства должна решаться в процессе организации и функционирования технико–внедренческих зон. Сочетание интересов государства, бизнеса и общества в рамках единого проекта можно считать основным признаком, объединяющим особые экономические зоны и ГЧП.

В современных условиях и в рамках действующего законодательства технико–внедренческие зоны представляют собой не механизм государственно–частного партнерства, а среду для его реализации. Задачи ГЧП, направленные на взаимовыгодную кооперацию государства и частного капитала, решаются в процессе организации и функционирования экономических зон.

Государственно–частное партнерство может оказывать положительное влияние на развитие особых экономических зон технико–внедренческого типа на разных этапах: от создания необходимой инфраструктуры до реализации проектов резидентами. В соответствии с действующим законодательством управляющая компания особой экономической зоны привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры особой экономической зоны. Одним из механизмов реализации инфраструктурных проектов при этом является ГЧП. Так, партнерство государства и бизнеса способствует развитию технико-внедренческих зон в части инфраструктурного оснащения. Особенно это распространено при создании условий для комфортного транспортного сообщения. Механизм реализуется либо при заключении концессий и соглашений о ГЧП, либо путем компенсации резидентам средств, потраченных на строительство дорог, газа, электричества, очистных сооружений и железнодорожных путей (такой кейс реализован в Московской области, компенсировано до 60 млн рублей). Важно отметить также, что Московская область является лидером по уровню развития ГЧП в субъектах РФ в 2020 году [6].  Необходимо использовать имеющийся потенциал в том числе в рамках технико–внедренческих зон.

В настоящее время инвестиционный механизм государственно–частного партнерства играет важную роль в обеспечении долгосрочных проектов в рамках софинансирования. Особую значимость в условиях создания благоприятного режима для инновационно-внедренческой деятельности приобретает реализация проектов ГЧП в технико–внедренческих зонах. Существует огромный потенциал в применении ГЧП в сфере разработки и коммерциализации инноваций, в том числе в части деятельности резидентов.

На конец 2020 года накопленным итогам частные инвестиции в особые экономические зоны составили 538 624 млн рублей, из них 223 223 млн рублей – в технико–внедренческие зоны, что составляет 41,4 % общего объема. Принимая во внимание, что такой тип зон составляет всего 16 % от общего количества особых экономических зон, высокий уровень сотрудничества государства и бизнеса в рамках технико–внедренческих зон также демонстрирует соотношение вложенных государственных средств, инвестиций резидентов и управляющей компании. Анализ был проведен на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России за 2020 год (таблица 1) [4].

Следует отметить, что зоны отличаются между собой по структуре финансирования, тем не менее, большую часть составляют внебюджетные инвестиции. С точки зрения партнерства государства и бизнеса интерес вызывают как зоны, где присутствует государственное финансирование, так и «Исток», развивающийся только за счет внебюджетных инвестиций. В таком случае благоприятные условия для партнерства создаются при помощи упомянутых выше преференций для резидентов технико–внедренческой зоны, а не за счет прямых финансовых вложений со стороны государства.

Важно также отметить, что во всех технико–внедренческих зонах наблюдается положительная динамика притока частных инвестиций. В соответствии с V Национальным рейтингом инвестиционной привлекательности особых экономических зон России (2021 г.) [5] высокой инвестиционной привлекательностью обладают ОЭЗ ТВТ «Технополис «Москва», ОЭЗ ТВТ «Дубна», ОЭЗ ТВТ «Иннополис», ОЭЗ ТВТ «Санкт–Петербург»; достаточно привлекательными на данном этапе принято считать ОЭЗ ТВТ «Исток» и ОЭЗ ТВТ «Томск»; умеренная инвестиционная привлекательность наблюдается ОЭЗ ТВТ «Алмаз», самой молодой среди упомянутых зон. Реализация государственно–частного партнерства в технико–внедренческих зонах также может стать драйвером роста региональной экономики при существенном повышении уровня инвестиционной привлекательности территории.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые препятствуют эффективному использованию проектной формы ГЧП в России в сфере высоких технологий, среди которых недостаточный уровень использования уже существующего интеллектуального потенциала территории (низкий уровень взаимодействия с научным сообществом и образовательными центрами), а также недостаточное количество наукоемких производств. Технико–внедренческие зоны позволяют преодолеть эти барьеры, выступая действенным инструментом привлечения инвестиций в приоритетные направления деятельности, формируя точки роста на уровне страны и региона. Привлечение финансовых потоков, в том числе в форме инвестиций отечественных или иностранных партнеров, является важной целью создания особых экономических зон.

Эффективная реализация проектов ГЧП в рамках функционирования технико–внедренческих зон позволит:

  • создать центры уникальных компетенций;
  • простимулировать внедрение современных технологий
  • привлечь инвестиции в страну и отдельные регионы;
  • обеспечить экономическую кооперацию предприятий, отраслей и регионов;
  • ускорить процесс инновационного развития России;
  • усилить позиции России на мировой арене как высокотехнологичного и современного государства.

В заключение отметим, что при реализации мероприятий, направленных на развитие деятельности в сфере высоких технологий и их промышленного применения, необходимо иметь ввиду, что все предприятия и научные центры взаимодействуют с внешней средой, в том числе с государством. Реализации государственно–частного партнерства в таких условиях позволяет выстраивать наиболее взаимовыгодные отношения между государством и резидентами технико–внедренческих зон, в максимальном объеме использовать финансовый, научно-технический и производственный потенциал, внести существенный вклад в ускоренное инновационное развитие России.

Крупные инвестиционные проекты в государственно-частных корпорациях становятся уже относительно отлаженным способом сочетать интересы государства и частного бизнеса. Опыт использования механизма ГЧП в ОЭЗ ТВТ, организуемый в локально определенных проектах на территории ОЭЗ, позволяет говорить о становлении «очагов» частного инвестирования в инновационно-внедренческие проекты как феномена нового качества в отличие от крупных проектов в госкорпорациях. Однако государственная поддержка таких «очагов» характеризует новое качество инновационной экономики, ранее не наблюдавшееся в стране, и потому требует особого внимания региональных и федеральных органов государственного управления через свои управленческие компании.

Список источников

  1. Федеральный закон от 13.07.2005 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_182660/4f41fe599ce341751e4e34d c50a4b676674c1416/ (дата обращения – 03.01.2022)
  2. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ : [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения – 03.01.2022)
  3. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Официальный сайт Минэкономразвития России: [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_ razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_tehniko_vnedrencheskogo_tipa/ (дата обращения – 03.01.2022).
  4. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России, 2020. Выпуск 4 / А.Н. Андреев, М.М. Бухарова, Л.В. Данилов, В.И. Зверков, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.А. Махаева, А.В. Телеба, А.Г. Шипугин, А.В. Шпиленко ; редакционная коллегия: А.В. Шпиленко (ответственный редактор), В.И. Зверков, А.Н. Козловский ; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. — Москва : АКИТРФ,2020.–203с.:ил.–ISBN 978-5-6044817-1-4:1500экз.
  5. V Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности особых экономических зон России 2021 г. Официальный сайт Минэкономразвития России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/ad8ea572ccef3478eb194abcf76b5ff8/reiting_oez_2021.pdf (дата обращения – 03.01.2022)
  6. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. Аналитический обзор: Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosinfra.ru/files/analytic/496/document/b6a4ea763ded19c57ed2e289642c8fb2.pdf (дата обращения – 03.01.2022).
  7. Булавко О.А. Особые экономические зоны как катализатор развития российской промышленности // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – % 4. – С. 987–996.
  8. Губачев, Н. Н. Факторы инвестиционной привлекательности технико-внедренческих зон в рамках государственно-частного партнерства / Н. Н. Губачев, В. Н. Титов // Экономика. Управление. Инновации. – 2018. – № 1(3). – С. 102-108.
  9. Ли Адик К вопросу о правовом регулировании форм государственной поддержки инновационной деятельности // German International Journal of Modern Science. – 2021. — № 4. — С. 45–49. — DOI: 10.24412/2701-8377-2021-4-2-45-49
  10. Макаров И.Н., Титова М.В., Сухина Ю.В. Государственно-частное партнерство в системе инструментов государственного управления инновационно направленным экономическим развитием // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 4. – С. 815–826.

References

  1. Federal`ny`ĭ zakon ot 13.07.2005 № 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal`no-chastnom partnerstve v Rossiĭskoĭ Federacii i vnesenii izmeneniĭ v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossiĭskoĭ Federacii»: [E`lektronny`ĭ resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_182660/4f41fe599ce341751e4e34d c50a4b676674c1416/ (data obrashheniya – 03.01.2022)
  2. Federal`ny`j zakon «Ob osoby`x e`konomicheskix zonax v Rossijskoj Federacii» ot 22.07.2005 № 116-FZ : [E`lektronny`ĭ resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (data obrashheniya – 03.01.2022)
  3. Osoby`e e`konomicheskie zony` texniko-vnedrencheskogo tipa. Oficial`ny`j sajt Mine`konomrazvitiya Rossii: [E`lektronny`j resurs]. –Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_ razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_tehniko_vnedrencheskogo_tipa/ (data obrashheniya – 03.01.2022).
  4. Biznes-navigator po osoby`m e`konomicheskim zonam Rossii, 2020. Vy`pusk 4 / A.N. Andreev, M.M. Buxarova, L.V. Danilov, V.I. Zverkov, E.A. Kashinova, E.I. Kravchenko, M.A. Labudin, M.A. Maxaeva, A.V. Teleba, A.G. Shipugin, A.V. Shpilenko ; redakcionnaya kollegiya: A.V. Shpilenko (otvetstvenny`ĭ redaktor), V.I. Zverkov, A.N. Kozlovskiĭ ; Associaciya razvitiya klasterov i texnoparkov Rossii. — Moskva : AKITRF,2020.–203s.:il.–ISBN 978-5-6044817-1-4:1500e`kz.
  5. V Nacional`ny`j rejting investicionnoj privlekatel`nosti osoby`x e`konomicheskix zon Rossii 2021 g. Oficial`ny`j sajt Mine`konomrazvitiya Rossii: [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/material/file/ad8ea572ccef3478eb194abcf76b5ff8/reiting_oez_2021.pdf (data obrashheniya – 03.01.2022)
  6. Osnovny`e trendy` i statistika ry`nka GChP po itogam 2021 goda. Analiticheskij obzor: E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: https://rosinfra.ru/files/analytic/496/document/b6a4ea763ded19c57ed2e289642c8fb2.pdf (data obrashheniya – 03.01.2022).
  7. Bulavko O.A. Osoby`e e`konomicheskie zony` kak katalizator razvitiya rossiĭskoĭ promy`shlennosti // E`konomika, predprinimatel`stvo i pravo. – 2020. – % 4. – S. 987–996.
  8. Gubachev, N. N. Faktory` investicionnoj privlekatel`nosti texniko-vnedrencheskix zon v ramkax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva / N. N. Gubachev, V. N. Titov // E`konomika. Innovacii. – 2018. – № 1(3). – S. 102-108.
  9. Li Adik K voprosu o pravovom regulirovanii form gosudarstvennoj podderzhki innovacionnoj deyatel`nosti // German International Journal of Modern Science. – 2021. — № 4. — S. 45–49. — DOI: 10.24412/2701-8377-2021-4-2-45-49
  10. Makarov I.N., Titova M.V., Suxina Yu.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme instrumentov gosudarstvennogo upravleniya innovacionno napravlenny`m e`konomicheskim razvitiem // E`konomika, predprinimatel`stvo i pravo. – 2021. – № 4. – S. 815–826.

Для цитирования: Вергейчик М.А.  Специфика государственно-частного партнерства в развитии технико-внедренческих зон // Московский экономический журнал. 2022. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-33/

© Вергейчик М.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 1.