Московский экономический журнал 1/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.122

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_32 

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT SPHERE OF THE REGION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Петрухина Наталья Викторовна,  доцент кафедры  Производственный менеджмент  ФГБОУ ВО Брянского государственного технического университета, г.Брянск, Е-mail: natalia_petr@mail.ru

Petrukhina Natalia Viktorovna,  associate Professor of the Department of Production Management, Bryansk State Technical University, Bryansk, E-mail: natalia_petr@mail.ru 

Аннотация. В статье приведены результаты исследований о развитии инвестиционной сферы региона в условиях цифровой трансформации. Анализируются факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность регионального развития, среди которых особо выделена региональная инфраструктура. Проанализированы нормативно-правовые акты по данной проблематике. Рассматривается государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», программа «Инвестиционный климат», а также приводится статистика по их финансовому обеспечению за анализируемый период. Приводятся задачи, реализуемые программой «Инвестиционный климат».  В рамках проводимого исследования  анализируются данные по показателю инвестиции в основной капитал по регионам центрального федерального округа. Приводится статистика по рейтингу регионов центрального федерального округа  по указанному показателю за анализируемый период. Выявлены  регионы, которые показывают наибольшее и наименьшее значение в центральном федеральном округе. Для развития инвестиционной сферы региона в условиях происходящих цифровых трансформаций экономики, автор считает необходимым использование механизма  «зонтичных гарантий» в качестве финансовой инфраструктурной компоненты, а также предлагает создание на территории  региона инфраструктурной компоненты по развитию инвестиционной привлекательности -инвестиционной платформы. 

Abstract. The article presents the results of research on the development of the investment sphere of the region in the context of digital transformation. The factors influencing the investment attractiveness of regional development are analyzed, among which the regional infrastructure is highlighted. The normative legal acts on this issue are analyzed. The state program «Economic development and innovative economy», the program «Investment Climate» are considered, as well as statistics on their financial support for the analyzed period are provided. The tasks implemented by the Investment Climate program are given. Within the framework of the conducted research, data on the indicator of investment in fixed assets by regions of the central Federal district are analyzed. Statistics on the rating of the regions of the central Federal District according to this indicator for the analyzed period are given. The regions that show the highest and lowest value in the central Federal District have been identified. For the development of the investment sphere of the region in the context of the ongoing digital transformations of the economy, the author considers it necessary to use the mechanism of «umbrella guarantees» as a financial infrastructure component, and also suggests the creation of an infrastructure component on the territory of the region for the development of investment attractiveness — an investment platform.

Ключевые слова: инвестиционное развитие, инвестиционная привлекательность, цифровая трансформация, государственная программа, инфраструктура,  регион

Keywords:  investment development, investment attractiveness, digital transformation, state program, infrastructure, region 

Введение. Вопросам инвестиционного развития был  посвящен международный экономический форум, проходивший  4.06.2021г.. На Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума глава государства сообщил о том, что усиливающийся дисбаланс, а также увеличивающийся разрыв в уровне жизни стран порождает экономические, политические, а также социальные риски для развития мира и безопасности. Позиция главы государства еще раз подчеркивает важность и значимость существующих проблем. Глава государства считает, что сохранение занятости и уровня доходов граждан –это были основные виды деятельности соответствующих государственных структур в период пандемии.

Сохранение миллионов рабочих мест, а также недопустимость резкого падения доходов граждан удалось осуществить благодаря беспрецендентным мерам поддержки со стороны государства. Среди них можно отметить точечную адресную помощь российским гражданам, которые потеряли рабочие места, а также предоставление кредитов на льготных условиях бизнес структурам. Кроме того, Президент особо отметил заинтересованность нашей страны в решении экологических проблем, а также обратил внимание на улучшение делового климата и увеличение объёма инвестиций в основной капитал в регионах нашей страны [4].

Об обеспечении цифровой трансформации в качестве основы технологического уклада будущего России, о необходимости  создания  условий для успешного предпринимательства , а также достойного и эффективного труда граждан страны говорил В.В.Путин 27.01.2021г., выступая на сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021».

Кроме того, верховный главнокомандующий особо обратил внимание на то, что человек должен находиться в комфортной среде для  осуществления своей жизнедеятельности. Наличие для человека  доступной инфраструктуры, в том числе транспортной, энергетической, коммунальной,  а также обеспечение экологического благополучия являются одной из задач, реализуемых совместно государством, бизнесом и гражданским обществом.

Качественная, эффективная медицинская помощь, работа, обеспечивающая устойчиво растущий доход и как следствие достойный уровень жизни человека, а также возможность получить достойное образование и реализовать свой потенциал обозначены Президентом страны в качестве ключевых задач. Эффективное развитие современной экономики может осуществляться тогда, когда  люди в ней являются  не средством, а целью. Страны, способные добиться прогресса в указанных направлениях обеспечат себе устойчивое и инклюзивное развитие. Указанные подходы лежат в основе стратегии,  реализующейся в нашей стране [7].

В условиях происходящих трансформационных изменений экономики инвестиции сегодня приобретают все большее значение в социально-экономическом развитии как отдельных регионов, так и страны в целом.

Цифровая трансформация определена в качестве одной из национальных целей, отраженных в Указе  Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Определяя указанную национальную цель, законодатель к 2030 г., устанавливает следующие показатели: использование в электронном виде не менее 95% социально значимых услуг; достижение так называемой «цифровой зрелости» основных сфер экономики, а также социальной сферы, увеличение доли отечественных разработок в области информационных технологий и  увеличение доступа к с сети «Интернет» не менее 97 % хозяйствующих субъектов.

Кроме того, на законодательном уровне также особо отмечены успешное предпринимательство,  самореализация талантов, безопасная и комфортная среда для жизни; сохранение населения, благополучия и здоровья людей, эффективный и достойный труд [8].

Согласно исследовательских данных, опубликованных Национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА»,  в 2019г. была определена инвестиционную привлекательность регионов страны. Были выявлены факторы, способствующие инвестиционной активности регионов.  Так, среди факторов, которые влияют на эффективность, целесообразность, а также уровень рисков инвестиционных вложений на территории конкретного субъекта были отражены нижеуказанные [2].  Для наглядности отразим их на рисунке 1.

Авторами  рейтинга для оценки указанных факторов использовался набор из 56 показателей, которые были разделенные на три группы: опросы предпринимательского сообщества, статистические показатели, экспертные оценки[3].

Так, среди анализируемых факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность региона, большое влияние оказывает региональная инфраструктура, а также внутренний рынок и производственный потенциал региона. Так, например, региональная инфраструктура  спозиции авторов рейтинга освещает уровень развития и доступности как «жесткой», так и «мягкой» инфраструктуры. Так, авторы рейтинга считают, что в понятие «жесткой» инфраструктуры включается энергетическая, транспортная, жилищная, телекоммуникационная инфраструктура. «Мягкая» инфраструктура в свою очередь включает в себя несколько компонент, в соответствии с которыми преимущественное значение для  инвестиционной привлекательности имеет финансовая инфраструктура.

Еще одним значимым фактором, оказывающим влияние на инвестиционную привлекательность региона является внутренний рынок региона. Он включает в себя: уровень развития внутреннего рынка региона (в том числе масштабы секторов розничной торговли и платных услуг), располагаемые доходы и покупательная способность населения региона.

Для развития регионов страны на законодательном уровне была принята государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» [3]. Указанная программа включает в себя несколько подпрограмм, в том числе подпрограмму «Инвестиционный климат», целью которой является создание благоприятных условий для концентрации инвестиционных ресурсов и ведения бизнеса в стране и регионах.

Проанализируем положения подпрограммы «Инвестиционный климат», а также приведем статистические данные относительно объема финансового обеспечения по госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Срок реализации подпрограммы  «Инвестиционный климат» установлен до 31.12.2024г. Объем финансового обеспечения за период с 29.03.2013г.по 31.12.2024г. определяется в размере 132511113,7 тыс. рублей, с выделением денежных средств в размере  3258291,9 тыс. рублей тыс. руб. в 2019г. ; 5124286 тыс. рублей тыс. руб. в 2020г.; 16733402,4 тыс. рублей в 2021г.;  12637995,1 тыс. рублей  в 2022г.; 11316148,6 тыс. рублей в 2023г.; 11705181,9 тыс. руб. в 2024г. [5]. Отразим вышеизложенное на рисунке 2.

Кроме того, в подпрограмме законодателем определены задачи, при реализации которых достигается соответствующие результаты, отражающиеся на социально-экономическом  развитии региона. Среди них стоит выделить следующие [5].  Для наглядности отразим их на рисунке 3.

Одним из основных показателей социально-экономического развития региона являются инвестиции в основной капитал. Согласно данным, предоставленным агентством «РИА-Рейтинг» [6] на одного жителя г.Москвы в 2019году приходилось 226 тыс. руб., а  в Московской области-137 тыс.руб.. Анализ указанного показателя свидетельствует о том, что немного меньше приходится на жителя  Курской области-131 тыс.руб., а также Липецкой области—136 тыс.руб. На одного представителя  Воронежской области согласно данным приходится 128 тыс.руб., в то время как в Тамбовской области-119тыс.руб.., в Тульской области-121 тыс.руб.,  В  Калужской области инвестиции в основной капитал на одного жителя представлены в количестве 108 тыс. рублей на человека,  в Белгородской области-108 тыс.руб., а в Ярославской области-71,7, тыс.рублей.

Стоит отметить тот факт, что  серьезное сокращение идет инвестиций относительно лидеров на территории Орловской области-75,9 тыс.руб., Смоленской области-73,9 тыс.руб., а также Тверской области-68,2 тыс.руб.  Статистические данные по Владимирской области свидетельствует о вложении инвестиций в основной капитал  в размере 66,1 тыс.рублей , в Рязанской области-62,3 тыс.руб., а в Брянской области-53,5 тыс.рублей на человека. Исходя из опубликованных данных, наименьшим показателем среди регионов ЦФО обладает  Ивановская область-38 тыс.руб. и Костромская область-41,2 тыс.руб.,  Результаты  отражены на рисунке 4.

Одним из главных документом, определяющим развитие нашего региона, в том числе и инвестиционную составляющую, является Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Брянской области № 398-п от 26 августа 2019 г. [1]. Так, в регионе есть все предпосылки для развития инвестиционной сферы региона в условиях цифровой трансформации.

К сильным сторонам инвестиционной привлекательности нашего региона  можно отнести следующие: развитая транспортная инфраструктура, выгодное транспортно-географическое положение, а также низкий объем государственного долга и богатый природно-ресурсный потенциал; развитое промышленное производство крупных промышленных предприятий; наличие предприятий оборонно-промышленного комплекса с уникальными технологическими компетенциями,  развивающееся аграрно-промышленное направление; регион развитого сельского хозяйства всероссийского значения; наличие крупных вузов, высокий образовательный, научно-технический и инновационный потенциал, наличие уникальных технологических компетенций региона.

Стоит отметить, что предпосылками для устойчивого социально-экономического развития субъекта страны является соответственно реализация эффективной инвестиционной политики. Сегодня на региональном уровне на органы государственной власти возлагается комплекс мер по улучшению инвестиционного климата в области.

Заключение. Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что развитие инвестиционной сферы региона в условиях цифровой трансформации осуществляется в соответствии с существующими нормативными документами и программами региональными органами государственной власти с учетом мнения представителей бизнеса и гражданского общества. В целях развития инвестиционной сферы региона в условиях цифровой трансформации автор считает необходимым использование механизма  «зонтичных гарантий» в качестве финансовой инфраструктурной компоненты [3], а также предлагает создание на территории  региона инфраструктурной компоненты по развитию инвестиционной привлекательности -инвестиционной платформы.

 Список источников

  1. Департамент экономического развития Брянской области// http://econom32.ru/activity/nat_project/
  2. Ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raex-a.ru/ratings/regions/2019
  3. Петрухина Н.В. Роль субъектов малого и среднего бизнеса в региональном развитии// Московский экономический журнал. 2021. №8.
  4. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума//http://kremlin.ru/events/president/news/65746
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 04.10.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/
  6. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2020г. //https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html
  7. Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021» //http://www.kremlin.ru/events/president/news/64938
  8. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/

References

  1. Department of Economic Development of the Bryansk region// http://econom32.ru/activity/nat_project/
  2. Annual rating of investment attractiveness of Russian regions 2019[Electronic resource]. — Access mode: https://raex-a.ru/ratings/regions/2019
  3. Petrukhina N.V. The role of small and medium-sized businesses in regional development// Moscow Economic Journal. 2021. No.8.
  4. Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum//http://kremlin.ru/events/president/news/65746
  5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 316 (ed. of 04.10.2021) «On approval of the State Program of the Russian Federation «Economic development and Innovative Economy»[Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/
  6. Rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation. Results of 2020. //https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html
  7. Session of the online forum «Davos Agenda 2021» //http://www.kremlin.ru/events/president/news/64938
  8. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.07.2020 N 474 «On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030» [Electronic resource]. — Access mode: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/

Для цитирования: Петрухина Н.В. Развитие инвестиционной сферы региона в условиях цифровой трансформации // Московский экономический журнал. 2022. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-32/

© Петрухина Н.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 1.