Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10008

Федеральный бюджет Российской Федерации как инструмент социально-экономического развития страны

The Federal Budget of the Russian Federation as an instrument of socio-economic development of the country

Мацуев Висхан Зелимхаевич, ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный университет»,

Арсаханова Зина Абдулловна, д.э.н. зав кафедрой финансов, кредита и АТР, ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный университет»

Matsuev Viskhan Zelimkhayevich, FSBEI HE «Chechen State University»,

Arsakhanova Zina Abdullovna, Doctor of Economics, Head of the Department of Finance, Credit and APR, FSBEI HE «Chechen State University»

Аннотация. В процессе управления инновационной деятельностью необходимо решать технические и производственные вопросы с учетом экономической целесообразности и коммерческой выгоды, внедрять новые технологии, осваивать новые изделия и их сбыт, обеспечивать согласованность, непрерывность, динамику инновационной деятельности предприятия на всем ее протяжении — от идеи до реализованного материального продукта. Именно поэтому данная тема интересна для исследования, вместе с тем она недостаточно разработана, так как каждое нововведение требует более тщательного анализа и разработки практических рекомендаций по внедрению инноваций.

Управление инновационными процессами — это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.

Инновация — это конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Здесь следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация — это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д.

Summary. In the process of innovation management, it is necessary to solve technical and production issues taking into account economic feasibility and commercial benefits, introduce new technologies, master new products and their sales, ensure consistency, continuity, and dynamics of the enterprise’s innovation activity throughout its entire length — from the idea to the realized material product. That is why this topic is interesting for research, but at the same time it is not sufficiently developed, since each innovation requires a more thorough analysis and development of practical recommendations for the implementation of innovations.

Management of innovative processes is the management of scientific, scientific and technical, production activities and intellectual potential of the company’s personnel in order to improve the production or development of a new product (service), as well as the methods, organization and culture of its production and, on the basis of this, meet the needs of society in competitive goods and services.

An innovation is the end result of an innovation activity that has been implemented in the form of a new or improved product introduced in the market, a new or improved process used in organizational activities, a new approach to social problems.

Here you should pay attention to the broad interpretation of the concept of innovation — it can be a new product, a new technological process, a new structure and management system of the organization, a new culture, new information, etc.

Ключевые слова: инновация, структура, воплощение, деятельность, управление инновациями.

Keywords: innovation, structure, implementation, activity, innovation management.

Предлагаем рассматривать бюджетирование инновационных процессов на предприятии как систему управления процессом разработки, выпуска и реализации инновационной продукции, а также ее дальнейшего совершенствования, которая основывается на построении системы взаимосвязанных бюджетов и позволяет достигать стратегических целей предприятия. Бюджетирование инновационных процессов при этом ориентировано на планирование и организацию инновационных процессов на предприятии, а также содержит механизм эффективной мотивации персонала на достижение установленных показателей. Вместе с тем, оно позволяет оперативно контролировать исполнение бюджетов, анализировать возникающие отклонения, принимать необходимые управленческие решения [2].

Бюджетирование инновационных процессов имеет свои цели и задачи.

Предлагаем следующий подход к их определению.

Целью бюджетирования инновационных процессов является обеспечение эффективного осуществления процесса преобразования научного знания в конкретный продукт на основе составления бюджетов для каждой стадии инновационного процесса, а также разработки системы их активного взаимодействия. При этом цель бюджетирования инновационных процессов находится в тесной взаимосвязи со стратегическими целями предприятия [5].

Задачи бюджетирования инновационных процессов формируются в соответствии с поставленной перед ним цели. Основными из них являются:

1) составление системы взаимосвязанных бюджетов в соответствии со стадиями инновационного процесса. В рамках этой задачи производится расчет необходимых финансовых и материальных ресурсов для эффективной реализации каждой стадии;

2) выполнение бюджетов соответствующими подразделениями предприятия с учетом их внутренних взаимосвязей;

3) налаживание обратной связи при реализации бюджетов,

обеспечение высокого уровня коммуникации между подразделениями;

4) Создание системы контроля за качеством исполнения бюджетов;

5) обеспечение возможностей для гибкого реагирования на возникающие изменения во внутренней и внешней среде, принятие необходимых управленческих решений.

Считаем целесообразным выделить следующие принципы составления бюджетов при осуществлении инновационных процессов на предприятии (табл. 1.).

Выполнение определенных принципов, которые являются ориентирами поведения всех субъектов системы, будет создавать предпосылки для эффективного осуществления бюджетирования инновационных процессов на предприятии [10].

Построение системы бюджетирования инновационных процессов должна базироваться на выделении центров ответственности, которые представляют собой структурные подразделения предприятия, полностью контролируют те или иные аспекты хозяйственной деятельности, а их руководители самостоятельно принимают управленческие решения в рамках этих аспектов и несут полную ответственность за выполнение доведенных им плановых (нормативных) показателей [13].

Партин Г. А. и Вознюк И. П. выделяют следующие принципы формирования центров ответственности:

1) каждый центр должен возглавлять руководитель, отвечающий за результаты его деятельности;

2) детализация информации при выделении центров ответственности должна быть достаточной для анализа их деятельности, однако не избыточным;

3) для каждого центра должен быть определен основной показатель предназначен для измерения объемов его деятельности;

4) для каждого вида расходов предприятия должен существовать такой центр, для которого эти расходы являются прямыми;

5) система стимулирования работников предприятия должна быть связана с эффективностью деятельности центров ответственности.

Предлагаем устанавливать центры ответственности в соответствии со стадиями инновационного процесса на конкретном предприятии. Это позволит определить четкие функциональные обязанности каждого структурного подразделения и закрепить его ответственность за результаты своей деятельности [4].

Главным преимуществом такого подхода перед другими системами управления инновационными процессами является охват всех функциональных сфер деятельности предприятия: исследования, закупки, производство, контроль качества, маркетинг, управление персоналом, продажа. Наряду с этим, бюджетирование позволяет оперативно реагировать на изменения, которые происходят на каждой стадии процесса разработки, внедрения и реализации инноваций на предприятии. [7]

Следует отметить, что остаются нерешенными вопросы по внедрению бюджетирования инновационных процессов как комплексной системы управления процессами исследования, проектирования, производства и сбыта инновационной продукции. Требуют более детального рассмотрения особенности разработки бюджетов при осуществлении инновационных процессов на предприятии [11].

В условиях усиления глобальной научно-технической конкуренции роль и значение инновационного менеджмента существенно расширяются. Его следует оценить как деятельность, обеспечивающую развитие предприятия.

Инновационный менеджмент как самостоятельное направление общего управления выделилось в последние два-три десятилетия XX в. Этот период характеризуется бурным развитием технологической и технической базы производства товаров и услуг. В мире формируется глобальный общемировой рынок. Обозначился резкий рост доли наукоемкой продукции в общем объеме производимой продукции. Жизненный цикл многих моделей технических устройств (радио- и телеустройств, вычислительных машин, автомобилей и т.д.) резко сократился [9].

Традиционный менеджмент столкнулся с новыми проблемами, которые в полной мере проявились в конце XX в.

Управление процессами создания новых знаний. Первоначально научная сфера развивалась под влиянием внешних воздействий, отвечая на потребности производства и жизнедеятельности человека. Создание новых научных знаний шло спонтанно, без видимого управления извне, что со временем стало неэффективным. Качественно новая ступень развития научной сферы обозначилась в середине XX в. с появлением «науки о науке». Менеджеры стали полноправными участниками исследовательских работ, но ограничивались лишь самой наукой и лишь иногда поворачивались лицом к потребителю. Наука развивалась исходя из собственной логики протекания исследовательского процесса [3].

Настоящий период показывает необходимость резкого поворота сферы науки в сторону потребителя. Требуется мониторинг потребительской сферы, проводимый под углом зрения управления созданием новых знаний.

Управление творческим потенциалом создателей нового знания. Начало XXI в. характеризуется громадным объемом накопленных знаний. Даже в узких тематических областях принято и реализовано (в разной степени и виде) огромное количество решений, действует множество методик и циркулируют колоссальные потоки информации. Отдельный специалист даже в узкой области не в состоянии охватить всю массу имеющихся знаний, а человечество продолжает ее пополнять с возрастающей скоростью. Более того, эффективное решение многих практических проблем может быть найдено только с помощью привлечения знаний и опыта из других областей [8].

Совершенно очевидна необходимость в формировании специальной методологии, обеспечивающей поиск новых знаний с меньшими эвристическими затратами и с большей вероятностью достижения цели. Растет потребность в управлении творческим потенциалом создателей новых знаний.

Управление освоением новшеств. Новые решения, найденные в технике, экономике и вообще во всех отраслях деятельности, надлежит воплотить в практику. Проблема внедрения новшеств всегда в нашей стране была актуальной и острой. Эта особая работа связана с неопределенностью получения положительных результатов, т.е. с риском. Поэтому есть постоянная и масштабная необходимость в развитии управления внедрением новшеств [14].

Управление социальными и психологическими аспектами нововведений. Расширение масштабов и ускорение появления нововведений вызывает острые проблемы между старым и новым. Психологические аспекты «замены одного другим» выросли в сложную и порой неразрешимую проблему, так как любое нововведение представляет собой кризис. Причем его следует рассматривать как переломный момент в развитии системы, дающий простор новому. До настоящего времени, в силу недостаточной развитости научной методологии предвидения, на появление кризиса начинали реагировать только после его появления. Сейчас ведущие компании используют стратегию упреждения такого кризиса [6].

Целями инновационной деятельности предприятия с позиций его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов. Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.

Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.

Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение активных маркетинговых мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки [12].

Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.

Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления [15].

Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.

Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходит новая модель инновационного управления – инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства [1].

Содержание понятия «инновационный менеджмент» рассматривается в трех аспектах:

1) как науку и искусство управления инновациями;

2) как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;

3) как аппарат управления инновациями.

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:

1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;

2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;

3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

В современных условиях бизнесу для того, чтобы существовать, следует поддерживать высокий уровень конкурентоспособности. Главным инструментом повышения конкурентоспособности бизнеса сегодня выступает инновационная деятельность. За счет технических и организационно-управленческих инноваций фирмы создают и удерживают ключевые компетенции (знания, навыки, связи и др.), которые определяют конкурентные преимущества.

Инновационный менеджмент изучает экономические, организационно-управленческие, социально-психологические и правовые факторы, воздействующие на инновационные процессы, и наиболее эффективные формы организации этих процессов на предприятиях.

Список литературы

  1. Антонян Ю.М., Ростокинский А.В., Гилинский Я.И., Сундиев И.Ю., Аванесян В.В., Юрасова Е.Н., Касперович Ю.Т., Давитадзе М.Д., Шиян В.И., Айвар Л.А., Трунов И.Л. Экстремизм и его причины. Монография / Москва, 2014.
  2. Колобкова А.А. Учебная франкоязычная лексикография в России XVIII – первой половины XIX веков. Монография / Москва, 2020.
  3. Кучковская Н.В. Инновационные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. 2008. № 3. С. 23-27.
  4. Кучковская Н.В. Партнерские отношения в процессе взаимодействия государства и бизнеса // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2016. № 1 (7). С. 116-120.
  5. Кучковская Н.В. Региональные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1. С. 15-20.
  6. Кучковская Н.В. Факторы, влияющие на финансовую устойчивость организаций // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2017. № 2 (11). С. 75-78.
  7. Оганесян Л.О., Кучковская Н.В. Механизм функционирования рынка труда аграрной сферы в региональной экономике (теоретико-методологические аспекты) // монография / Л. О. Оганесян, Н. В. Кучковская ; М-во сельского хоз-ва РФ, Департамент науч.-технологической политики и образования, ФГОУ ВПО Волгоградская гос. с.-х. акад., Волгоград, 2009.
  8. Ростокинский А.В. Институты гражданского общества и профилактика экстремистских проявлений: местный уровень. Вопросы гуманитарных наук. 2011. № 3 (53). С. 70-72.
  9. Тонких А.П. Проектная деятельность в курсе обучения математике будущего учителя начальных классов: компетентностный подход // Вестник Брянского государственного университета.2017. №2(32). С.286-292.
  10. Тонких А.П. Российские образовательные Интернет-ресурсы для учителей начальной школы //Начальная школа.2007. №1. С. 117-124.
  11. Усатая Н.Н., Артюхин О.А., Палкин В.В., Дудукалов Е.В. Концептуальная модель профессионального пространства политико-административной элиты / // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – Ростов н/Д.: ФПОНРО, № 12, 2018, С. 144-147.
  12. Portnova Т.V. Principles and opportunities of the study of pictorial heritage in the practice of choreographic education // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 11. № 12. С. 2043-2055.
  13. Portnova T.V. Self-determination of personality of creative beginning in choreographic context // Space and Culture, India. 2019. Т. 7. № 2. С. 143-158.
  14. Portnova T.V. Synthesized nature of fine arts and ballet theater: system analysis of genre development // European Journal of Science and Theology. 2018. Т. 14. № 5. С. 189-200.