Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.01

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10042

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ «4.

COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL ACTIVITY RESULTS IN THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF CREATIVE INDUSTRIES «4.0»

Сазонова Марина Владимировна, старший преподаватель кафедры 501 «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности». Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, Российская Федерация

Sazonova Marina Vladimirovna, senior lecturer of the department 501 «Management and marketing of high-tech industries». Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation

Аннотация. Сегодняшний тренд развития современной инновационной российской экономики связан с постепенным смещением акцентов от производства и продажи продуктов/товаров массового потребления, которые достаточно широко представлены на конкурентных рынках, в сторону разработки уникальных инновационных продуктов присущих технологической концепции «Индустрия 4.0». Продукты, произведенные в рамках данной концепции, учитывают не только индивидуальные предпочтения покупателей, но и текущие веяния технологической моды. Проведя анализ отечественных и зарубежных научных работ связанных с проблемами развития и становления экономики креативного вида, а также изучив аналитические и статистические материалы, можно придти к заключению, что одним из доминантных факторов развития всей отечественной креативной индустрии является подготовка высококвалифицированного кадрового потенциала, а также последовательное развитие концепций интеллектуального менеджмента. Проблематика статьи посвящена рассмотрению ряда вопросов связанных с коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности в рамках становления и развития новой технологической концепции «Индустрия 4.0». В статье акцентируется внимание на существующую в настоящее время проблему, связанную с нехваткой высококвалифицированных специалистов, которые смогли бы успешным образом сочетать в себе компетенции новатора, дизайнера, креативного управленца, что позволило бы им более эффективным образом управлять бизнесом. Рассмотрены методологические подходы, связанные с процессом подготовки специалистов «нового» типа, описан опыт разработки необходимых групп компетенций для преподавания необходимых курсов и дисциплин в высших учебных заведениях. Показана роль, которая отводится выставочной и конкурсной деятельности в процессе обучения студентов творческим профессиям.

Summary. The current trend in the development of the modern innovative Russian economy is associated with a gradual shift in emphasis from the production and sale of products/consumer goods, which are quite widely represented in competitive markets, towards the development of unique innovative products inherent in the technological concept of «Industry 4.0». The products produced within the framework of this concept take into account not only the individual preferences of customers, but also the current trends of technological fashion. After analyzing domestic and foreign scientific works related to the problems of development and formation of the creative economy, as well as studying analytical and statistical materials, we can come to the conclusion that one of the dominant factors in the development of the entire domestic creative industry is the training of highly qualified personnel potential, as well as the consistent development of intellectual management concepts. The article deals with a number of issues related to the commercialization of the results of intellectual activity in the framework of the formation and development of a new technological concept «Industry 4.0». The article focuses on the current problem associated with the lack of highly qualified specialists who could successfully combine the competencies of an innovator, designer, creative manager, which would allow them to manage their business more effectively. Methodological approaches related to the process of training specialists of a «new» type are considered, and the experience of developing the necessary groups of competencies for teaching the necessary courses and disciplines in higher educational institutions is described. The role of exhibition and competition activities in the process of teaching students creative professions is shown.

Ключевые слова: креативные технологии, обучение студентов, новый технологический уклад, образовательные модули, коммерциализация, черты креативного менеджера, творческий потенциал.

Keywords: creative technologies, student training, new technological way, educational modules, commercialization, features of a creative manager, creative potential.

Введение

Креативная индустрия в своей структурной основе содержит личность, деятельность которой основана на коммерциализации результатов получаемых от интеллектуальной собственности. Люди, имеющие талант, и определенные профессиональные навыки могут создавать как продукты своего собственного труда, так и решать проблемы в той сфере деятельности, в которой они работают. Создание такими творческими людьми принципиально новых и уникальных предприятий оказывает непосредственное влияние на множество секторов экономики. Процессы цифровизации затрагивают многие сферы жизни общества и жизни современного человека, а процесс развития новых и в определенной мере более эффективных инструментов в сфере рекламы, маркетинга (в т.ч. цифрового маркетинга), приводит к появлению новой индустрии, которой в присущ креативный/творческий характер. Появление новой индустрии позволит повысить существенным образом устойчивость бизнеса и показатели его конкурентоспособности [1, с. 60].

Проведя анализ отечественных и зарубежных научных работ связанных с проблемами развития и становления экономики креативного вида, а также изучив аналитические и статистические материалы, можно придти к заключению, что одним из доминантных факторов развития всей отечественной креативной индустрии, безусловно, является процессы связанные подготовкой высококвалифицированного кадрового потенциала. Проблематика данной научной статьи посвящена изучению ряда ключевых вопросов связанных с коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности в рамках становления и развития новой технологической концепции «Индустрия 4.0».

Теоретическая часть

В состав современной креативной индустрии входят разнообразные направления творческой деятельности. Наиболее распространенными являются: наследие, искусство, медиа и творчество (рис.1.). Первые три места из расчета численной занятости в них людей приходятся на «Визуальное искусство (35%), «Исполнительское искусство/творчество (20%)», «Аудиовизуальные медиа (15%)». Согласно данным полученным экспертами было определенно, что годовой доход креативной индустрии в России за 2019 год составил примерно 9,1 трлн. Рублей [2, с. 62]. Основным источником поступления дохода является различная реклама (в интернете, на телевидении, в социальных сетях и т.д.) рекламная деятельность, а также информационные технологии. По оценкам профильных специалистов наиболее потенциал роста в ближайшее время будет приходиться на функциональное и техническое творчество, а значит рынком, будут востребованы специалисты, работающие в креативной индустрии.

Процесс традиционного преподавания менеджмента направлен на формирование у студента знаний о том, как не только работают современные бизнес-процессы в организациях, но и на получение навыков планирования в сфере бизнеса, грамотной и эффективной организации работы, координации внутри производственных подразделений, а также контроля. Креативная индустрия в рамках технологической концепции «Индустрия 4.0» требует от современных специалистов навыков владения достаточно широким спектром инновационных технологий, организации управления производственными командами на основе использования креативного мышления. Безусловно, нужно не забыть, что современному управлению свойственно развитие творческого потенциала работника, что вкупе с синергетическим эффектом позволит предприятию успешно создавать и продвигать на рынки самые передовые и инновационные технологии [4, с. 50].

Креативный менеджер обладает набором определенных компетенций, поэтому первоочередной задачей высших учебных заведений является их формирование и определение степени соответствия их современных реалиям и требованиям рынка. Студенты должны как можно раньше начать работать и на практике применять полученные знания, заниматься разработкой совместных проектов со студентами других профилей, вести совместную творческую деятельность. Процесс получения и формирования специальных навыков должен происходить на протяжении всего процесса обучения студента в высшем учебном заведении, должны меняться составы творческих команд, ставится нестандартные задачи, которые в настоящее время пытаются решить креативные эксперты и поощряться нестандартные решения таких задач [3, с. 315]. Перед преподавателем ставится задача организовать работу таким образом, чтобы выстроить взаимодействие эффективным образом. Поэтому предлагается организовать процесс взаимодействия по следующему принципу: «заказчика» и «исполнителя», а роль преподавателя будет заключаться в оказании так называемых консультационных услуг, в случае если у обучающихся студентов появятся вопросы.

Принимая во внимание достаточно высокую сложность данной задачи, которая заключается, в подготовке высококвалифицированных специалистов была разработана специальная общеобразовательная программа подготовки «Предпринимательская деятельность и бизнес-дизайн», которая успешным образом соединили в себе изучение бизнес-дизайна и развитие определенных профессиональных знаний в сфере управления. Ее основа включает в себя набор базовых образовательных модулей, в состав которых входит перечень учебных дисциплин (рис.2) [5, с. 144].

К выпускникам высших учебных заведений направлений подготовки, которых были творческие специальности, креативная индустрия предъявляет достаточно высокие требования. Студенты, получившие образование в сфере медиа творчества, смогут не только самостоятельно оформить свой бизнес, но и, к примеру, зарегистрироваться как самозанятые, или даже открыть свою собственную уникальную компанию [7, с. 32021]. При открытии компании навыки в креативном менеджменте помогут организовать работу в компании более эффективным образом, за счет грамотной организации и управления кадрами. Необходимым условием для развития различных профессиональных качеств у людей с творческим потенциалом, безусловно, является возможность продемонстрировать обществу свои разработки или презентовать творческие проекты, по средствам специализированных выставок, конкурсов и т.п.

Основная цель организации выставки заключается в показе/демонстрации новых продуктов или товаров для последующей реализации, обновление информационной базы и создания необходимых условий для установления бизнес-контактов, поиск потенциальных инвесторов [6, с. 48]. Организация конкурсов позволят найти талантливую молодежь, позволит заявить о себе, возможно, получить определенное признание или послушать критику. Студенты, участвуя в конкурсе или профильной выставке, презентуют результаты своего интеллектуального труда, получают самые разнообразные отзывы от посетителей или приглашенных профильных специалистов и экспертов в конкретной области. Принимая активное участие в фестивалях, конкурсах и выставках организованных различными государственными, общественными или негосударственными учреждениями студенты получают бесценный опыт и смогут правильным образом расставить приоритеты при выборе своей профессиональной деятельности.

Результаты

Креативный сектор к настоящему моменту является базисом для развития российской экономики, цель которого состоит в создании уникальных инновационных продуктов в различных областях, к примеру, в искусстве, творчестве и медиа. Последовательное и качественное развитие сферы туризма позволит обеспечить рост интереса к огромному культурному наследию России, интерактивным музеям, выставкам, самым разнообразным фестивалям и т.п. Современному рынку труда присуще достаточно жесткие требования к сферам компетенций работников, что в свою очередь ставит перед высшими учебными заведениями задачу, связанную с разработкой принципиально новых профессиональных образовательных программ как в сфере менеджмента, так и предпринимательства. Высшие учебные заведения должны разрабатывать новые методологические подходы к обучению студентов, активным образом внедрять самые передовые и инновационные технологии, что предоставляет «Индустрия 4.0» в образовательный процесс, чтобы уже сегодня начать готовить специалистов «нового» типа, которые обладают широким спектром профессиональных умений в сфере дизайна, искусства и конечно творчества. Специалистам «нового» типа необходимы также уверенные знания в части организации и функционирования инновационной рыночной экономики, организационно-правовых основ и принципов построения современного бизнеса.

Литература

  1. Васильева И.А., Сазонов А.А. Анализ мероприятий по развитию конкуренции в ключевых отраслях экономики Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. − 2019. − №2. − С.56-63. DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-56-63
  2. Данилочкина Н.Г., Сазонов А.А., Зинченко А.С. Mодифицированный многокомпонентный организационно-экономический механизм управления предприятием на основе интеллектуального капитала // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. − 2018. − №4. − С.58-66. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-58-66
  3. Зинченко А.С., Сазонов А.А. Корпоративная инновационная система предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности: сущность и содержание // Научные труды Вольного Экономического Общества России. − 2019. − Том №215. − №1. − С.310-320
  4. Сазонов А.А. Методические основы развития современных экономических систем на основе определения влияния инновационных факторов // Вестник Университета. – 2020. − №6. – С.47-54 DOI: 26425/1816-4277-2020-6-47-54
  5. Сухинов А.И., Угнич Е.А. Малые инновационные предприятия как драйверы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в университетах // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 10-1. – С. 143-149. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41804 (дата обращения: 06.01.2021).
  6. Угнич Е.А., Изотов М.А., Волощенко И.И. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы // Вестник евразийской науки. − − №4 (29). – C. 48
  7. Novikov S.V., Sazonov A.A. Digital transformation of machine-building complex enterprises // JOP conference series: metrological support of innovative technologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. Krasnoyarsk, Russia. – P. 32021

References

  1. Vasil’eva I.A., Sazonov A.A. Analiz meropriyatij po razvitiyu konkurencii v klyuchevyh otraslyah ekonomiki Rossijskoj Federacii [Analysis of measures to promote competition in key sectors of the Russian economy] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika. − 2019. − №2. − S.56-63. DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-56-63
  2. Danilochkina N.G., Sazonov A.A., Zinchenko A.S. Modificirovannyj mnogokomponentnyj organizacionno-ekonomicheskij mekhanizm upravleniya predpriyatiem na osnove intellektual’nogo kapitala [Modified multicomponent organizational and economic mechanism of enterprise management based on intellectual capital] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika. − 2018. − №4. − S.58-66. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-58-66
  3. Zinchenko A.S., Sazonov A.A. Korporativnaya innovacionnaya sistema predpriyatij vysokotekhnologichnyh otraslej promyshlennosti: sushchnost’ i soderzhanie [Corporate innovation system of enterprises of high-tech industries: essence and content] // Nauchnye trudy Vol’nogo Ekonomicheskogo Obshchestva Rossii. − 2019. − Tom №215. − №1. − S.310-320
  4. Sazonov A.A. Metodicheskie osnovy razvitiya sovremennyh ekonomicheskih sistem na osnove opredeleniya vliyaniya innovacionnyh faktorov [Methodological foundations of the development of modern economic systems based on the determination of the impact of innovative factors] // Vestnik Universiteta. – 2020. − №6. – S.47-54 DOI: 10.26425/1816-4277-2020-6-47-54
  5. Suhinov A.I., Ugnich E.A. Malye innovacionnye predpriyatiya kak drajvery kommercializacii rezul’tatov intellektual’noj deyatel’nosti v universitetah [Small innovative enterprises as drivers of commercialization of intellectual activity results in universities] // Fundamental’nye issledovaniya. – 2017. – №10-1. – S. 143-149. URL: http://fundamental-research.ru/ru /article/view?id =41804 (data obrashcheniya: 06.01.2021).
  6. Ugnich E.A., Izotov M.A., Voloshchenko I.I. Kommercializaciya rezul’tatov intellektual’noj deyatel’nosti v universitetah: koncepciya innovacionnoj ekosistemy [Commercialization of the results of intellectual activity in universities: the concept of an innovation ecosystem] // Vestnik evrazijskoj nauki. − 2015. − №4 (29). – S. 48
  7. Novikov S.V., Sazonov A.A. Digital transformation of machine-building complex enterprises // JOP conference series: metrological support of innovative technologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. Krasnoyarsk, Russia. – P. 32021