Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.122 

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10023 

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ) 

ANALYSIS OF CONTROL MEASURES IN THE SPHERE OF ORGANIZATION OF PURCHASING ACTIVITIES (ON THE MATERIALS OF RESEARCH IN THE ZABAIKAL REGION)

Винокурцева Елена Александровна, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», аспирант, vinokurceva.elena@mail.ru

Vinokurtseva Elena Aleksandrovna, FGBOU VO «Transbaikal State University», post-graduate student

Аннотация. В соответствии с нормами федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд проводится контроль в сфере закупок.  Функцию по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Забайкальского края осуществляют Контрольно-счетная палата Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края и Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю. Утверждены положения о деятельности указанных органов власти, планы проверок на текущий финансовый год, приказы на проведение внеплановых проверок. В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены нарушения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Эффективность проведенных контрольных мероприятий по-мнению автора исследования может быть достигнута при уменьшении  количества выявленных нарушений и их характера по объектам проведенного контроля. В результате проведенного анализа контрольных мероприятий определено количество и сущность оформленных представлений на устранение нарушений норм законодательства о контрактной системе, результаты ведомственного контроля и результаты проверок, проведенных главными распорядителями бюджетных средств Забайкальского края.

Summary. In accordance with the provisions of the federal law on the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs, procurement control is carried out. The function of monitoring compliance with the legislation of the Russian Federation in the field of procurement of goods, works, services to meet the needs of the Trans-Baikal Territory is carried out by the Control and Accounts Chamber of the Trans-Baikal Territory, the Ministry of Finance of the Trans-Baikal Territory and the Office of the Federal Antimonopoly Service for the Trans-Baikal Territory. Regulations on the activities of these authorities, plans for inspections for the current financial year, orders for unscheduled inspections were approved. As a result of the control measures carried out, violations of the legislation on the contractual system in the procurement of goods, works and services were revealed. The effectiveness of the control measures carried out in the opinion of the author of the study can be achieved by reducing the number of identified violations and their nature on the objects of control. As a result of the analysis of control measures, the number and nature of submitted submissions to eliminate violations of the legislation on the contract system, the results of departmental control and the results of inspections conducted by the main managers of the budget funds of the Trans-Baikal Territory were determined.

Ключевые слова: закупочная деятельность, контроль в сфере закупок, контрактная система, контрольные мероприятия, ведомственный контроль, соблюдение норм права.

Keywords: procurement activities, procurement control, contract system, control activities, departmental control, compliance with the law. 

Введение

Объект исследования — контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг.                  

Предмет исследования – проведение контрольных мероприятий при соблюдением норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Задачами  данного исследования являются:

  • анализ проведенных контрольных мероприятий по государственным заказчикам за 2019 год в Забайкальском крае;
  • анализ оформленных представлений по результатам проведенных проверок по государственным заказчикам за 2019 год в Забайкальском крае;
  • анализ результатов  проведенных контрольных мероприятий по объектам проведенного контроля по государственным заказчикам за 2019 год в Забайкальском крае;
  • анализ ведомственного контроля по государственным заказчикам за 2019 год в Забайкальском крае;

Методы исследования. В данном исследовании автор использует методы анализа, синтеза, индукции, дедукции.

Результаты исследования

За 2019 год специалистами Контрольно-счетной палаты Забайкальского края в рамках своих полномочий по проведению аудита в сфере закупок проведено 15 плановых контрольных мероприятий и 2 экспертно-аналитических мероприятия, в ходе которых проанализированы 623 государственных и муниципальных закупки на общую сумму 13 130 643,10 тыс. рублей и выявлено 70 процедурных и 81 финансовое нарушение законодательства о контрактной системе на общую сумму 327 207,7 тыс. рублей, в том числе в части:

  • заключения контрактов без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (26 нарушений на общую сумму 165 321,80 тыс. рублей);
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта (43 нарушения на общую сумму 54 282,20 тыс. рублей);
  • изменения существенных условий заключенных контрактов, исполнения контрактов с нарушением установленных сроков, включая своевременность расчетов по контракту (20 нарушений на общую сумму 106 023,90 тыс. рублей);
  • отражения информации об исполнении контракта не в полном объеме (7 нарушений на общую сумму 1 260,90 тыс. рублей);
  • не направления требования об уплате неустойки за просрочку исполнения обязательств по контрактам (7 нарушений на сумму 318,90 тыс. рублей);
  • несвоевременного размещения информации об исполнении контрактов и отсутствия документов о приемке результатов;
  • организации и проведения ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков;
  • нарушения требований законодательства при формировании планов-графиков закупок, внесении изменений в планы-графики, при размещении планов-графиков в ЕИС.

Кроме того, в ходе 2 контрольных мероприятий сделан вывод о неэффективном расходовании бюджетных средств при исполнении 3 государственных контрактов на общую сумму 196 235,10 тыс. рублей.

По фактам выявленных нарушений законодательства о закупках направлено 9 представлений Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

В адрес Министерства финансов Забайкальского края Контрольно-счетной палатой Забайкальского края направлено 4 информационных письма о выявленных нарушениях в сфере закупок. По результатам рассмотрения  Министерством финансов Забайкальского края возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного штрафа на общую сумму 20,00 тыс. рублей, районной Прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении и вынесено  постановление о назначении административного штрафа на общую сумму 50,00 тыс. рублей, вынесено постановление о прекращении административного производства в связи с объявлением устного замечания. В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю направлено 3 информационных письма по фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

В адрес Прокуратуры Забайкальского края и Управления федеральной службы безопасности Забайкальского края направлены материалы 1 контрольного мероприятия по фактам выявленного неэффективного расходования бюджетных средств при исполнении государственных контрактов. По результатам  полученной информации возбуждено уголовное дело.

В адрес Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Забайкальскому краю направлены материалы 1 контрольного мероприятия по вопросу законности действий должностных лиц отдельных учреждений здравоохранения при определении начальной(максимальной) цены контрактов на закупку передвижных медицинских  комплексов «ФАП».

За 2019 год Министерством финансов Забайкальского края проведено 25 проверок, в том числе 15 плановых и 10 внеплановых проверок. Нарушения законодательства о контрактной системе РФ, содержащие признаки административного правонарушения, установлены по результатам проведения 15 плановых и 6 внеплановых проверок.

За отчетный период 2019 года жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего при осуществлении закупок не поступали.

Случаи уклонения участников закупок от заключения контрактов, а также случаи расторжения контрактов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по решению суда не установлены. Установлен 1 случай одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Выдано 3 предписания об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Возбуждено 108 дел об административных правонарушениях в сфере закупок, вынесено 134 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 1 765,87 тыс. рублей, в том числе по делам, возбужденным органами прокуратуры — 26 постановлений на сумму 675,00 тыс. рублей.

Рассмотрено и согласовано 8 обращений заказчиков о согласовании заключения государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обжаловано в судах 7 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении. Из них 3 постановления оставлены решениями судов без изменения, по 2 постановлениям судом вынесено решение об изменении постановления (переквалификация нарушения и снижение суммы штрафа), 2 постановления отменены судом.

С 1 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ».

К объектам контроля относятся: планы закупок, планы-графики закупок, в том числе в изменения, внесенные в них, извещения об осуществлении закупки, документация о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проекты контрактов, а также информация о контрактах для их включения в реестр контрактов.

За  2019 год Министерством финансов Забайкальского края проведена проверка 73122 объектов контроля, за 2018 год —  43642 объектов контроля.

Результаты контроля по части 5 и 6 стати 99 Федерального закона № 44-ФЗ за 2019 год представлены в таблице 1:

Наибольшее количество объектов контроля в 2019 году в общем количестве занимает информация о контрактах — 22018 документов, что составляет 30,11%  от общего количества объектов контроля, а также проекты контрактов — 19942 документа  (27,27%).

Доля документов, не прошедших контроль, в 2019 году составила 6,59% от общего количества всех документов, поступивших на контроль (в 2018 году – 7,73%). Из них наиболее часто возвращаются на доработку информация о контрактах и проекты контрактов.

На конец отчетного периода утверждены регламенты проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Забайкальского края у 16 главных распорядителей бюджетных средств (далее – ГРБС), имеющих подведомственные учреждения. У двух ГРБС регламенты находятся в стадии разработки.

Всего ГРБС на 2019 год запланировано 38 проверок в отношении подведомственных учреждений. Фактически проведены 33 плановых проверки.

При проведении проверок было выявленоболее 40 нарушений требований законодательства при осуществлении государственных закупок подведомственными учреждениями у семи ГРБС.

По результатам проведенных проверок наиболее часто встречающиеся нарушения:

  • несвоевременное размещение в ЕИС плана закупок на 2019 год, плана-графика закупок на 2019 год;
  • нарушение порядка ведения реестра контрактов в ЕИС;
  • несвоевременное размещение отчета об объеме закупок у СМП и СОНО;
  • нарушение сроков размещения извещений о закупках у единственного поставщика;
  • осуществление закупок малого объема без включения в план-график.

Выводы и заключение

Для минимизации нарушений законодательства о контрактной системе при проведении закупочных процедур  необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на обучение специалистов государственных и муниципальных заказчиков в сфере закупок на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Анализ проводимых контрольных мероприятий, осуществляемой в Забайкальском крае, позволил выработать меры рекомендательного характера для заказчиков, а именно:

  • проведение закупок в строгом соответствии с действующим законодательством;
  • необходимость исключения приобретения товаров, работ, услуг, выходящих за рамки разумной необходимости, включая предметы роскоши;
  • недопущение закупок по завышенным ценам;
  • главным распорядителям бюджетных средств — необходимость учета закупок малого объема (по пунктам 4 и 5 части статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ) своих подведомственных учреждений. 

В перспективе дальнейших исследований в целях реализации постановления Правительства Забайкальского края от  25 октября 2016 года № 404 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Забайкальского края» Министерством финансов Забайкальского края планируется продолжить взаимодействие со всеми участниками контрактной системы Забайкальского края в целях выработки перспективных направлений развития сферы закупок. 

Библиографический список

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обращения: 23.12.2020 г.
  2. Юзефович Ж.Ю., Переверзева Н.А. Проблема реализации принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2018. с. 127-131.
  3. Шлихтова Н.В. Административная ответственность в сфере государственных закупок в бюджетных учреждениях здравоохранения // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). с. 267-270.
  4. Шмелева М.В. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 1 (126). с. 131-134.

References

  1. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs: federal law dated 05.04.2013 No. 44-FZ [Electronic resource] // Reference and legal system «Consultant Plus». — Access mode: local. — Date of treatment: 23.12.2020
  2. Yuzefovich Zh.Yu., Pereverzeva N.A. The problem of implementing the principle of responsibility for the effectiveness of ensuring state and municipal needs, the efficiency of procurement // In the collection: MODERN SCIENCE: CURRENT ISSUES, ACHIEVEMENTS AND INNOVATIONS collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference. 2018, p. 127-131.
  3. Shlikhtova N.V. Administrative responsibility in the field of public procurement in budgetary healthcare institutions // Young scientist. 2020. No. 15 (305). p. 267-270.
  4. Shmeleva M.V. The principle of unity of the contract system in the field of procurement // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2019. No. 1 (126). p. 131-134.