http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 1/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 1/2021

УДК 311.313

ББК 60.6

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10022

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

STATISTICAL ASSESSMENT OF IMPLEMENTATION OF REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGIES (ON THE EXAMPLE OF THE KALUGA REGION)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Калужской области (№ 19-410-400002 p_a «Моделирование экономико-географических и демографических факторов социально-экономического развития и прогнозирование стратегических целей региона в условиях развития цифровой среды (на примере Калужской области)»)

Сидоров Андрей Алексеевич, Институт инновационных технологий и государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет» 

Бурцева Татьяна Александровна, д.э.н, доцент, профессор кафедры статистики, Институт инновационных технологий и государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет» 

Дарда Екатерина Сергеевна, к.э.н, доцент, заведующий кафедрой статистики, Институт инновационных технологий и государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет»  

Sidorov Andrei Alekseevich, Second-year master’s degree student, Institute of innovational technologies and public administration of MIREA-Russian technological university

Burtseva Tatiana Alexandrovna, Doctor in Economics, associate professor, professor of statistics department at MIREA-Russian technological university

Darda Ekaterina Sergeevna, PhD in Economics, associate professor, head of statistics department at MIREA-Russian technological university 

Аннотация. В статье проведена статистическая оценка реализации стратегий развития региона и его городских округов путем сравнения фактических статистических данных и данных, декларируемых в тексте стратегии по основным показателям социально-экономического развития региона. Исходя из анализа показателей, указанных в стратегиях, делается вывод о том, что не все информационное обеспечение стратегий представляется возможным найти в свободных источниках статистической информации, что делает мониторинг результативности стратегий малопродуктивным. В результате предлагается новая система стратегических показателей для своевременного контроля и мониторинга социально-экономического развития региона и городских округов, с помощью которой актуально реализована оценка реализации стратегических целей региона и городских округов, в том числе с учетом развития цифровой среды.

Summary. In the article the statistical implementation of the development strategy of the region and its districts is carried out by comparing the actual statistical data and the data declared in the text of the strategy according to the indicators of the economic development of the region. Based on the results of the analysis of the indicators specified in the strategies, it is concluded that not all information support of statistical analysis methods does not, which makes monitoring the effectiveness of strategies unproductive. As a result, a new system of strategic indicators is proposed for the timely control and monitoring of the socio-economic development of the region and urban districts, with the help of which the assessment of the implementation of the strategic goals of the region and urban districts is urgently implemented, including taking into account the development of the digital environment.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, система сбалансированных показателей, стратегические документы, цифровая экономика, статистическая оценка.

Key words: socio-economic development, balanced scorecard, strategic documents, digital economy, statistical assessment.

Целью исследования является разработка алгоритма оперативной статистической оценки результативности реализации региональной стратегии развития на примере Калужской области и ее городских округов на основании фактических статистических данных по основным показателям социально-экономического развития. Актуальность исследования обоснована необходимостью мониторинга степени достижения региональных стратегических целей на фоне цифровизации и современных вызовов экономике страны, которая обозначена в Федеральном законе от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Актуальность исследуемой авторами проблемы подтверждает тот факт, что специалистами ВШЭ впервые составлен рейтинг субъектов Российской Федерации за 2018г., построенный на основе индекса готовности к будущему (ИГБ), который представляет собой оценку качества стратегического управления на региональном уровне. На основе данного рейтинга выявлена проблема результативности стратегического планирования для Калужской области, которая отстает от лидеров на 20%-40%. Не показывает лучших результатов ни по одному из критериев. Хотя ее стратегия в 2013г. признана лучшей среди регионов России [15].

Объектом данного исследования является результативность выполнения стратегии развития Калужского региона и его городских округов.

Предметом исследования выступают перечень стратегических показателей социально-экономического развития Калужской области и ее городских округов.

Для достижения поставленной цели исследования решены следующие задачи:

  1. Изучены стратегические документы развития региона и его городских округов.
  2. Проанализированы статистические данные по основным показателям развития Калужской области и ее городских округов за отчетный периоды 2017 и 2018 годов (последние актуальные данные).
  3. Проведен мониторинг реализации стратегий Калужской области и ее городских округов и сделаны оценочные выводы о результативности реализации стратегий.

В рамках данного исследования использованы в совокупности следующие методы научного познания: статистический, юридический, системного анализа, комплексный, формально-логический и др.

Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона — это не одноразовое действие, а систематический процесс, с помощью которого местные сообщества создают картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов [7].

Для реализации стратегических планов разрабатывается система документов в которых отображается стратегия социально-экономического развития региона, стратегические прогнозы, основные направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и др. Региональные стратегические документы создаются исходя из общей стратегии развития страны [3].

Следовательно, исполнение предписанных стратегий, по сути, является показателем качества работы государственных органов власти их принявших, поэтому крайне важно, выбрать наиболее значимые показатели, влияющие на социально-экономическое положение региона, учитывая современные вызовы экономике России, такие как: экономические санкции, пандемию инфекционных заболеваний и другие, и уже исходя из этого строить долгосрочные прогнозы распределяя бюджетные средства более рационально.

Исходя из Постановления Правительства Калужской области от 29.06.2009 г. №250 (с изм. на 29.01.2020 г.) одной из основных стратегических целей развития Калужской области является обеспечение роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона, и его устойчивого экономического развития. Для достижения поставленной цели в стратегии выделены следующие основные задачи:

  • построение инновационной экономики;
  • формирование условий для развития человеческого капитала;
  • обеспечение достойного уровня жизни населения;
  • совершенствование условий проживания для лиц с ограниченными возможностями;
  • улучшение демографической ситуации;
  • активизация человеческого потенциала, как главного фактора развития экономики;
  • привлечение гражданского общества к решению проблем региона [2].

В стратегии также приведены значения показателей эффективности реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Калужской области, которые необходимо пересматривать в ходе регулярного уточнения стратегии:

  • динамика численности населения
  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  • общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя
  • количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, в расчете на 1 тыс. человек населения
  • численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
  • доля услуг в ВРП
  • доля инновационной продукции (услуг) в общем объеме отгруженной продукции (услуг)
  • доля разработок, выполняемых с привлечением инвестиций, от общего числа разработок
  • число зарегистрированных патентов на изобретения
  • среднегодовая динамика изменения валового регионального продукта
  • производительность труда в промышленности, среднегодовая (к уровню 2007 года)
  • среднегодовая динамика изменения доходов бюджета
  • объем инвестиций на душу населения (в ценах 2007 года)
  • количество созданных рабочих мест в рамках деятельности институтов развития территорий (инновационных территориальных кластеров, индустриальных парков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития)
  • удельный вес прибыльных сельхозпроизводителей в их общем числе
  • уровень бедности
  • количество иностранных и российских туристов, прибывших на территорию Калужской области
  • объем экспорта не сырьевых неэнергетических товаров
  • среднегодовые темпы роста экспортной продукции промышленного производства
  • среднегодовые темпы роста числа экспортеров (к уровню 2007 года) [2].

Однако по большинству из вышеперечисленных показателей, представленных в стратегии, отсутствуют статистические данные или существует необходимость постоянного пересчета, как например показатели, рассчитываемые в ценах 2007 года. Лишь по некоторым показателям возможно найти данные и сравнить с прогнозированными значениями стратегии.

Отсутствие и не актуальность статистических данных по стратегически важным показателям не только делает анализ настоящий ситуации не прозрачным, но и ставит под угрозу возможность в полной мере реализовать заложенные в стратегии нормативы, особенно в период цифровизации. Так Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 гг. в цифровой экономике ключевым фактором являются данные в цифровом виде [1].

Исходя из этого, предлагается изменить систему показателей и, опираясь на доступные для мониторинга показатели стратегий, добавить новые, не противоречащие Методическим рекомендациям Минэкономразвития Российской Федерации [3]. Как показано в таблице 1, данные показатели наблюдаются Росстатом и его территориальными органами, а также перечень показателей отражает основные цели, зафиксированные в региональной стратегии.

В таблице 1 представлены результаты анализа индексов роста показателей социально-экономического развития Калужской области и ее городских округов за отчетный период 2017 и 2018 годов, использованных авторами для мониторинга результативности стратегий.

По результатам исследованиям выявлено:

  • Показатели, представленные в стратегиях для мониторинга и оценки эффективности стратегического управления, в большинстве случаев отсутствуют в статистических сборниках и не находят своего статистического отображения на официальных ресурсах, также для некоторых показателей необходима постоянная корректировка и пересчет как, например, для показателей с необходимостью учета инфляционной составляющей. Все это серьезно затрудняет мониторинг социально-экономического развития региона и городских округов, а также делает его не прозрачным. Особенно актуальна проблема статистической отчетности в городских округах ввиду отсутствия статистических данных по важнейшим социально-экономическим показателям.
  • Постановление Правительства Калужской области «О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года» принято 29.06.2009 и система используемых стратегических показателей требует актуализации их перечня, так как не учитывает необходимые для реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» показатели цифровизации и перехода к цифровой экономике [22]. Похожая тенденция отмечается и в стратегиях городских округов.
  • Результативность реализации стратегических приоритетов в рассматриваемых в рамках исследования городских округах выше, чем на уровне области, что показывают результаты анализа социально экономических показателей Калужской области и городских округов (г. Калуги и г. Обнинска).

В рамках исследования авторами предлагается система показателей для мониторинга социально-экономической ситуации и корректировки стратегии социально-экономического развития региона не противоречащая методическим рекомендациям по разработке и корректировке стратегии и составленная с учетом показателей степени развития цифровой экономики.

Также авторами предлагается уделить особое внимание составлению статистической отчетности и существенно расширить количество собираемых социально-экономически значимых показателей в городских округах для своевременного контроля и мониторинга стратегических документов, как это предписано в Федеральном законе от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Библиографический список

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы – Режим Доступа: URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения : 24.11.2019);
  2. Постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 г. №250 «О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года» (с изм. на 29.01.2020 г.) //URL: http://docs.cntd.ru/document/972215857 (дата обращения 03.12.20).
  3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 года N 132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации»// URL: http://docs.cntd.ru/document/456054578 (дата обращения 12.12.20).
  4. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга» до 2030 года URL : https://www.kaluga-gov.ru/?q=план-социально-экономического-развития_2112019111 (дата обращения 03.12.2020)
  5. Стратегия социально-экономического развития города Обнинска как наукограда Российской Федерации на 2017-2025 годы URL : http://admobninsk.ru/obninsk/economic-development/strategia-plan/strategy2025/?curPos=0&template=97 (дата обращения 13.12.2020)
  6. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований. URL: http://kalugastat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/kalugastat/ru/ municipal_statistics/ main_indicators/ (дата обращения12.2020)
  7. Гапоненко А.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов.//Управленческие науки. Финансовый университет при правительстве РФ. -2012. -№2. –С. 85-90: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_19106482_50455453.pdf (дата обращения 26.11.2020)
  8. Тенденции развития интернета в России: аналитический доклад / Г.И. Абдрахманова, Н. В. Бондаренко, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 184 с. URL: https://issek.hse.ru/data/2018/04/19/1150466651/Tendencii_razvitiya_interneta_v_Rossii.pdf (дата обращения 26.11.2020)
  9. Тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики: аналитический доклад / Г. И. Абдрахманова, Н. В.  Бондаренко, К. О. Вишневский, Л. М.  Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 204  с. – 300 экз.– ISBN – ISBN (в обл.). URL: https://issek.hse.ru/data/2019/01/30/1202720361/Tendencii_razvitiya_interneta_v_usloviyah_formirovaniya_cifrovoj_ehkonomiki.pdf (дата обращения 26.11.2020)
  10. Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах: аналити ческий доклад / Г. И. Абдрахманова, О. Е Баскакова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».  – М.: НИУ ВШЭ, 2020.  – 144  с. – 300 экз.  – ISBN  978-5-906737-66-3 (в обл.). URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/345060549.pdf (дата обращения 26.11.2020)
  11. Статистический сборник Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 1204 с
  12. Статистический сборник Калужская область в цифрах 2011-2017 гг., Калуга, Калугастат, 2018, 433 c
  13. Статистический сборник Калужская область в цифрах 2012-2018 гг., Калуга, Калугастат, 2019, 437 c
  14. Т.А. Бурцева, В.И. Алешникова, Т.А. Береговская Statistical model for assessing the impact of digitalization on the development of municipal formations in a region// Труды конференции «Современные тренды управления и цифровой экономики: от регионального развития к глобальному экономическому росту» 2nd International Scientific and Practical Conference “Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth” (MTDE 2020) 84-90 https://www.atlantis-press.com/proceedings/mtde-20/125939742 DOI: https://dx.doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.013.
  15. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6 / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 264 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7598-1987-5. С.55.
  16. Бурцева Т.А., Губарева А.И. Система сбалансированных показателей социально-экономической развития муниципального образования в условиях цифровой среды.
  17. Бурцева Т.А., Губарева А.И. Разработка системы сбалансированных показателей стратегии социально-экономического развития муниципального образования в условиях цифровой информационной среды // Сборник статей по материалам зарубежной конференции: Scientific research. Ноябрь 29-30. С. 282-304.
  18. Burtseva T.A., Chausow N.Y. Мeasurement of scorecard balance //IEJME: Mathematics Education. Т. 11. № 9. С. 3361-3370.
  19. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации URL: https://admoblkaluga.ru (Дата обращения 26.11.2020)
  20. Официальный Портал Органов Власти Калужской Области URL: http://orv.gov.ru (Дата обращения 26.11.2020)
  21. Онлайн ресурс Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru (Дата обращения 26.11.2020)
  22. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительством Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р).