Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10017

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА НОВОГО ТИПА

CREATIVE INDUSTRIES AS AN ELEMENT OF A NEW TYPE OF INFORMATION SOCIETY

Орлов Степан Владимирович, Заместитель председателя Московской городской Думы, Руководитель рабочей группы МГД по развитию креативных индустрий, Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой истории общественных движений и политических партий исторического факультета, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Orlov Stepan Vladimirovich

Аннотация. Наступивший 2021 год Организация Объединенных Наций официально объявила Международным годом креативной экономики и креативных индустрий[1]. Несмотря на тот факт, что в России сами эти понятия пока еще можно назвать достаточно новыми, в крупных городах — и в первую очередь в Москве — именно креативные индустрии уверенно становятся одним из опорных секторов экономики в целом, могучим драйвером поступательного развития. Столица сделала ставку на свой серьезный творческий потенциал и намерена неуклонно продвигаться в данном направлении. Однако неизбежно возникают логичные вопросы: почему этот, а не какой-либо иной тренд сегодня считается сверхпродуктивным и стратегически важным, какие конкретно перспективы несет он нашему мегаполису, сконцентрировавшему в себе, казалось бы, множество ресурсов самых разных типов? Попытаемся во всем разобраться и углубиться в суть «креативной концепции» дальнейшего роста Москвы. 

Summary. The United Nations has officially declared 2021 the International Year of the Creative Economy and Creative Industries. [1] Despite the fact that in Russia these concepts themselves can still be called quite new, in large cities — and first of all in Moscow — it is the creative industries that are confidently becoming one of the main sectors of the economy as a whole, a powerful driver of progressive development. The capital has made a bet on its serious creative potential and intends to steadily move in this direction. However, logical questions inevitably arise: why is this, and not any other trend, considered today to be super-productive and strategically important, and what specific prospects does it bring to our metropolis, which has seemingly concentrated a lot of resources of various types? We will try to understand everything and delve into the essence of the» creative concept » of Moscow’s further growth.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативные кластеры, креативные технопарки, креативная экономика, инновации, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, развитие Москвы.

Keywords: creative industries, creative clusters, creative technoparks, creative economy, innovations, information society, information and communication technologies, development of Moscow.

В ЦЕНТРЕ — ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТАЛАНТ

29 октября 2020 года в жизни столицы произошло довольно важное событие: на весьма известной и популярной арт-площадке «Центр современного искусства «Винзавод» состоялся представительный круглый стол на тему «Актуальные проблемы развития креативных индустрий в городе Москве». В ходе мероприятия не раз прозвучало их определение: это отрасли деятельности, берущие начало в индивидуальном творчестве, таланте и мастерстве, обладающие потенциалом для формирования добавленной стоимости и новых рабочих мест посредством генерации и эксплуатации интеллектуальной собственности.  Сегодня драйвер развития экономики смещается из сырьевых отраслей в отрасли творческие, и вклад креативных индустрий (creative industries) в ВВП в ведущих странах мира составляет уже от 3 до 5%. По этому пути идет и Нью-Йорк, и Токио, и Лондон, и Гонконг, и Берлин, и Барселона — и на него же уверенно вступила Москва.

Вспомним Александра Сергеевича Пушкина: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Когда поэт пишет гениальные стихи, творя в тиши своего кабинета, это высокое искусство. Но как только он действительно решил продать свою рукопись, возникает целая цепочка производственных и коммерческих процессов. С редакторами, с корректорами, с издателями, с типографией, с книжными магазинами или книжными лавками, с рекламой и маркетингом, и тут возникает огромное количество рабочих мест, связанных с творческой деятельностью! Говоря о креативных индустриях, мы имеем в виду кинематограф и анимацию, архитектуру и урбанистику, компьютерный дизайн и разработку компьютерных и видеоигр. Мы говорим о литературе и книгоиздательской деятельности, об искусстве, о галереях, об индустрии моды. Колоссальное количество туристов — по крайней мере, так было до пандемии — приезжают в Москву именно потому, что наш город становится одним из центров креативной экономики, интересный и путешественникам, и самим москвичам.

Креативная индустрия на деле превратилась в крупный сектор столичной экономики. И значимость этого сектора совершенно очевидно определяется не только традиционными эффектами, как, скажем, объемы производства товаров и услуг или создание рабочих мест. Данный сектор выступает, без преувеличения, катализатором инновационного развития и важным элементом развивающегося информационного общества. Именно здесь создаются новые смыслы, здесь формируются нематериальные активы и те тренды, которые задают собственно вектор дальнейшего роста. И, безусловно, центром всей креативной индустрии является человек — с его талантами, знаниями,  умениями и навыками.

Будет не лишним четко охарактеризовать истинные масштабы развития этой сферы в Москве: в общей сложности численность занятых здесь уже превышает 1 миллион (!) человек, что является очень высоким показателем по сравнению со среднероссийской занятостью и по сравнению с общей занятостью в экономике города.

ТВОРЧЕСТВО НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

В ключевом документе стратегического планирования – Основах государственной культурной политики Российской Федерации, на данный момент мы видим следующее определение: «Творческие индустрии» — компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. В июле 2020 года в Москве было учреждено Агентство креативных индустрий, учредителем которого выступил Департамент предпринимательства и инновационного развития столицы. В перечне основных задач Агентства —  формирование условий для развития бизнеса и создание рабочих мест в сфере креативных индустрий,  продвижение московских технологий на международном уровне, внедрение в отрасли инновационных разработок, организация образовательных программ, бизнес-миссий в зарубежные страны. И — формирование позитивного имиджа Москвы как международного центра креативных индустрий.

Подводя итог, стоит подчеркнуть: именно креативные индустрии способствуют трансформации городов в глобальные инновационные центры, со стабильными показателями роста благосостояния, увеличения числа рабочих мест, с грамотным распределением городских ресурсов. С радостью констатирую, что на 2018 год доля креативных индустрий в экономике самых крупных городов России сопоставима с показателями мегаполисов Западной Европы. Так, в Санкт-Петербурге она составила 12%, а, к примеру, в Тюмени – 9,6%. В Москве же эта цифра вплотную приблизилась к более чем солидным 20%. Иными словами, наш город — скорее мировой, чем российский игрок в этой сфере. Темпы роста креативных индустрий в Москве заметно опережают темпы страны в целом.

Отрадно, что развитие креативных индустрий прямо названо стратегической задачей государства на самом высоком уровне. Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко заявил о необходимости создания особых площадок для общения представителей творческой индустрии, власти и бизнеса- это произошло в сентябре 2020 года в ходе проведения Российской креативной недели[5]. В Администрации главы государства считают, что вещи, «которые раньше воспринимались как некое «баловство», за короткий срок «стали успешным большим бизнесом» — и конечно, неспроста. Сергей Кириенко указал, что вложение в творчество, культуру и искусство перестало быть «затратами», неким бременем — теперь это полноценные прибыльные инвестиции.

— У нас на глазах происходит перелом, когда руководители бизнеса, федеральных и региональных органов власти начинают говорить о вложениях в сферу творчества, культуры и искусства как об инвестициях, — подчеркнул первый замглавы АП. — И это, на мой взгляд, фундаментальный перелом!

За последние несколько лет только Фондом президентских грантов на поддержание проектов, развивающих креативные индустрии в России, направлено порядка 8 млрд рублей. В том числе и сам фестиваль «Российской креативной недели» получил грант по итогам первого конкурса 2020 года.

Генерировать же изменения, повторимся, способен лишь тот самый креативный класс. Его основной чертой является выдающаяся мобильность и гибкость сознания. Чтобы привлечь креативных людей, помимо, само собой, достойной зарплаты нам — говорю сейчас о Москве, российском городе-лидере в данном сегменте — требуется и дальше развивать конкурентоспособную городскую инфраструктуру (кластеры, центры творческой активности), создавая самые благоприятные креативные условия, творческий климат. Столица, преодолевая неизбежные трудности и вызовы, безусловно следует данному прогрессивному тренду!

Литература

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 2004. — 788 с.
  2. Зеленцова Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии. Теории и практики. – М., 2010.- 240 с.
  3. Купцова И.А., Бокова А.В., Золотарева Л.Р., Щербакова Е.В., Мясищев Г.И., Хорошевская Ю.П., Понькина А.М. Творческике индустрии как фактор развития социокультурного пространства.. – Новосибирск: Изд-во АНС «СибАК», 2015
  4. Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. — М.: Классика-XXI, 2005. — 399 е.; 
  5. Орлов С.В.,Хохлов Ю.Е. Москва и информационное общество. — Институт развития информационного общества, М, 2001 -799 с.
  6. Творческие индустрии. Модель для сборки: Сб. статей / Сост. Е. В. Зеленцовой. М.: Институт культурной политики, 2005.
  7. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. -М.: Классика-XXI, 2005.-430 с.

[1] https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/C.2/74/L.16/REV.1

[2] https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/6556050/

[3] https://tass.ru/ekonomika/8204291

[4] https://issek.hse.ru/news/399084439.html

[5] https://life.ru/p/1344937