Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10001

Формирование человеческого капитала в управлении проектами государственно-частного партнерства (на примере аэрокосмической отрасли России)

The formation of human capital in the management of public-private partnership projects (by the case of the aerospace industry in Russia)

Михайлов Адриан Алексеевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: adrian7@list.ru

Смирнова Тамара Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,  e-mail: tamsmir@mail.ru

Mikhaylov Adrian A., Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Smirnova Tamara S., Senior Lecturer of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Аннотация. В статье рассматриваются понятие, механизмы и формы государственно-частного партнерства (ГЧП). Представлены основные трудовые функций специалистов, задействованных в управлении проектами ГЧП российской аэрокосмической отрасли. Делается вывод о том, что эффективное формирование человеческого капитала в управлении проектами ГЧП в отечественной аэрокосмической отрасли базируется на создании условий для привлечения и развития человеческих ресурсов, способных к генерации и освоению инновационных идей, а также к созданию инновационных продуктов и продвижению их на рынок.

Summary. The article discusses the concept, mechanisms and forms of public-private partnership (PPP). The article introduces the main labor functions of specialists involved in the management of PPP projects of the Russian aerospace industry. It is concluded that the effective formation of human capital in managing PPP projects in the domestic aerospace industry is based on creation of the conditions which attract and develop human resources, capable of generating and mastering innovative ideas, as well as creating innovative products and promoting them on the market.

Ключевые слова: человеческий капитал, управление проектами, команда проекта, государственно-частное партнерство, аэрокосмическая отрасль.

Keywords: human capital, project management, project team, public-private partnership, aerospace industry.

В последние два десятилетия произошло существенное распространение государственно-частного партнерства (ГЧП), как в ряде европейских стран, так и в России. Результатом долгосрочного сотрудничества между государством и бизнес-сообществом и интенсификацией отношений между ними является достижение общих социальных и экономических целей. Обе стороны могут извлечь выгоду из этого сотрудничества. Однако положительный эффект может быть достигнут только при наличии соответствующего человеческого капитала, формирование которого является одним из ключевых вопросов государственной политики любой страны.

В настоящее время в Российской Федерации ГЧП получило широкое распространение в аэрокосмической отрасли. Привлечение частного капитала в отрасль вызвано необходимостью в повышении инновационной активности отечественных предприятий и, как следствие, в повышении конкурентоспособности продукции и услуг на мировом рынке. Важнейшим источником формирования и основным движущим ресурсом инновационного развития является человеческий капитал. Эффективное управление проектами ГЧП требует привлечения и развития высококвалифицированных специалистов из различных сфер деятельности. Так, в частности, среди основных трудовых функций специалистов, задействованных в управлении проектами ГЧП можно выделить: информационно-аналитическое обеспечение подготовки проекта; управление человеческими ресурсами проекта; юридическое обеспечение проекта; организация и проведение отбора частного партнера реализации проекта; организация подготовки и руководство жизненным циклом проекта и т.д.

Разнообразие трудовых функций специалистов, задействованных в управлении проектами ГЧП во многом обусловлено спецификой партнерства между государством и частным сектором, а также разнообразием его форм и механизмов.

Следует отметить, что не существует единого и общепризнанного определения «государственно-частное партнерство». Это обусловлено тем, что довольно сложно обеспечить определение, учитывающее все потенциальные переменные, которые эти соглашения могут решить. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ  «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил данное понятие как: «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].

В справочном руководстве ГЧП Мирового банка государственно-частное партнерство определено как «Долгосрочный договор между частной стороной и государственным учреждением на предоставление общественного актива или услуги, в котором частная сторона несет значительный риск, а ответственность и вознаграждение руководства связаны с результатами деятельности» [2]. Это довольно широкое определение, которое косвенно охватывает значительный диапазон  переменных факторов, таких как: время, отношения, установленные между сторонами договора, виды производимых товаров и услуг, затраты, участие учреждения и количество участвующих субъектов. Тем не менее, данные определения представляют метод ГЧП в качестве альтернативы «традиционным моделям закупок» для предоставления и финансирования государственных инфраструктур и услуг.

В целом можно констатировать, что государственно-частное партнерство существует, если на основе конкретного контракта государственный сектор поручает частному оператору выполнение общественных работ (или коммунальных услуг) и управление соответствующими услугами, в том числе: строительство, ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание актива.  Как минимум, ГЧП будет включать долгосрочное обязательство по предоставлению инфраструктурных услуг. Это подразумевает проектирование и строительство инфраструктуры или обновление существующих активов, а также обеспечение долгосрочного обслуживания активов.

ГЧП обычно характеризуется наличием следующих элементов:

  • долгосрочное сотрудничество в реализации проекта между договаривающимися сторонами (как правило, 25-30 лет);
  • в большинстве случаев финансирование проекта гарантируется  частным сектором;
  • государственный сектор в основном фокусируется на определении стандартов и целей проекта и на осуществление надзорной деятельности;
  • распределение рисков между вовлеченными сторонами.

ГЧП предполагает формирование проектных команд. В проектных командах ведущая роль отводится менеджеру по персоналу [3], в функции которого входит: формирование команды проекта; организация и нормирование проектной деятельности персонала; мотивация и стимулирование проектной деятельности персонала; управление знаниями команды проекта; управление организационной культурой команды проекта; управление конфликтами в проектной деятельности персонала; оценка эффективности проектной деятельности персонала.

Существует множество механизмов и классификаций ГЧП, которые определяются различными авторами, организациями и законодательством. Один из наиболее схематичных подходов к моделям ГЧП проиллюстрирован Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана  (ЭСКАТО) ООН [4]. В соответствие с подходом ЭСКАТО ОНН модели ГЧП подразделяются на пять широких категорий в зависимости от уровня участия частного партнера и рисков, которые стороны принимают на себя: контракты на поставку и управление; контракты на обслуживание; контракты на эксплуатацию и управление; лизинговые соглашения; закупки под ключ.

  1. Контракты на поставку и управление. Контракт на управление является договорным соглашением на управление частью или всем государственным предприятием. Частный подрядчик участвует в разработке и предоставлении услуг, проведении оперативного контроля, управлении трудовыми ресурсами и закупке оборудования. При этом государственный сектор сохраняет за собой право собственности на объект и оборудование.  В соответствие с результатами управления частный подрядчик получает оплату. Срок реализации контракта, как правило, от трех до пяти лет, что является плюсом этой модели. Для крупных и сложных эксплуатационных объектов этот период может быть увеличен. Преимуществами данной модели являются: может быть реализована в короткие сроки; наименее сложная из всех моделей ГЧП; в некоторых странах политически и социально более приемлемо (например, проекты в области водоснабжения и стратегические проекты развития портов и аэропортов). Недостатки модели: повышение эффективности может быть ограничено и у частного сектора мало стимулов для инвестиций; практически все риски несет государственный сектор; применим в основном к существующим инфраструктурным активам.
  2. Контракты на обслуживание — соглашения между государственным учреждением и частным сектором, особенно подходящие для простых краткосрочных эксплуатационных требований. Это очень ограниченная форма ГЧП, когда частная сторона закупает, работает и поддерживает актив в течение короткого периода времени. Обязанности по управлению и инвестициям остаются за государственным сектором, который несет финансовый риск и риск остаточной стоимости, но извлекает выгоду из технической экспертизы частного оператора и получает некоторую экономию затрат, не передавая контроль над качеством результатов. Контракты на обслуживание обычно используются для услуг по сбору платы за проезд, для предоставления и обслуживания транспортных средств или других технических возможностей.
  3. Контракты на эксплуатацию и управление — это соглашения, в которых ответственность за эксплуатацию и управление активами передается частному сектору. Продолжительность обычно короткая, но обычно может быть увеличена. Частное лицо получает вознаграждение на фиксированной или поощрительной основе, при этом взносы связаны с конкретными целевыми показателями. Общественная сторона по-прежнему несет инвестиционный риск и финансовый риск. Этот тип контракта обеспечивает значительный прирост эффективности и инвестиции в технологическую сложность, поскольку частный оператор сильно заинтересован в улучшении качества обслуживания для снижения как общих затрат, так и риска спроса на этапе эксплуатации. Этот тип соглашения особенно подходит на переходных этапах, которые в конечном итоге приводят к приватизации. Его также можно использовать для стимулирования более широкого участия частного сектора в предоставлении услуг путем создания условий для более широкого вовлечения частного сектора на вторичном этапе.
  4. В лизинговых соглашениях частная сторона приобретает потоки дохода, генерируемые активами, находящимися в государственной собственности, в обмен на фиксированную арендную плату и обязательство по эксплуатации и обслуживанию актива. Поскольку коммерческий риск и риск спроса передаются частному сектору, частный агент имеет стимул для достижения операционной эффективности. Частная сторона действительно получает прибыль только в том случае, если ей удается снизить эксплуатационные расходы при соблюдении назначенного уровня обслуживания. С другой стороны, общественная сторона несет риски, связанные с расширением сети (строительством), улучшением капитала и финансированием. Лизинг особенно подходит для инфраструктур, которые генерируют независимые потоки доходов, как это происходит в случае общественного транспорта.
  5. Закупки под ключ или Build-Operate-Transfer (BOT) — это интегрированный тип партнерства, в котором частная сторона несет ответственность за разработку, строительство и эксплуатацию актива. Сочетание этих различных обязанностей в рамках единого субъекта способствует повышению эффективности и устраняет важные проблемы технического обслуживания из государственного бюджета. Эта интегрированная схема обязывает частного оператора учитывать стоимость эксплуатации актива на этапе проектирования и эксплуатации и, следовательно, стимулирует лучшее планирование и управление самой услугой. Общественная сторона также несет финансовый риск, однако, в отличие от того, что происходит в других типах ГЧП, публичная сторона отказывается от контроля над важными фазами жизненного цикла актива. Поскольку право собственности на актив обычно остается за публичной стороной, спецификация качественных результатов имеет важное значение для достижения желаемых результатов.

При выборе модели необходимо руководствоваться техническими и финансовыми особенностями проекта его географическим месторасположением, с учетом политических, правовых и социокультурных условий в стране.  В 2009 году с целью создания благоприятных условий для успешной  реализации ГЧП в России, по инициативе ведущих финансирующих и экспертных организаций были созданы специальные вспомогательные институты, в частности Некоммерческое партнерство «Центр развития ГЧП», главной задачей которого стала консолидация участников рынка инфраструктурных проектов для внедрения в России механизмов государственно-частного партнерства [5]. Основным учредителем Центра стала государственная корпорация развития ВЭБ.РФ.

В рамках российского федерального законодательства можно выделить различные формы сотрудничества между государственным и частным секторами, но на практике в России применяются только концессионные соглашения и соглашения о ГЧП. Ключевыми субъектами, которые участвуют в развитие и продвижение рынка ГЧП являются:

  • Правительство Российской Федерации;
  • Министерство экономического развития;
  • Министерство финансов;
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
  • Счетная палата;
  • Российский фонд прямых инвестиций.

Таким образом, ГЧП может принимать различные формы и реализовываться посредством различных механизмов. Данное обстоятельство порождает разнообразие трудовых функций специалистов, задействованных в управлении проектами ГЧП. Требования к специалистам могут также отличаться в зависимости от сектора экономики.

Высокотехнологичность аэрокосмического сектора предъявляет особые требования к человеческому капиталу данной сферы. Совместные проекты могут включать широкий спектр направлений (за исключением военных программ), в частности: совместная разработка информационно-навигационных систем, операторских услуг подвижной спутниковой связи и передачи данных, а также спутникового широкополосного доступа, потребительские информационные продукты на базе снимков Земли; кооперация при производстве оборудования, компонентов, материалов; создание совместных предприятий по трансферу технологий. Однако реализация указанных проектов возможно только при условии наличия высококвалифицированных специалистов, способных к инновационной деятельности. В этой связи, эффективное формирование человеческого капитала в управлении проектами ГЧП в отечественной аэрокосмической отрасли базируется на создании условий для привлечения и развития человеческих ресурсов, способных к генерации и освоению инновационных идей, а также к созданию инновационных продуктов и продвижению их на рынок.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 22.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/. — (Дата обращения 20.10.2019).
  2. The World Bank Group, “PPP Reference Guide”, Washington, World Bank Publications, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://pppknowledgelab.org/guide/sections/1. — (Дата обращения 12.11.2019).
  3. Болотин И.С., Михайлов А.А. Роль человеческого капитала в высокотехнологичном производстве // Экономика и управление в машиностроении №4, 2017. С. 55-57.
  4. UN ESCAP Commission, “A Guidebook on Public-Private Partnership in Infrastructure”, Bangkok, 2011, pp. 4-10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://www.unescap.org/resources/guidebook-public-private-partnership-infrastructure. — (Дата обращения 20.10.2019).
  5. История АНО «Национальный центр ГЧП» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // http://pppcenter.ru/about/istoriya.html / (Дата обращения 22.12.2019).
  6. Михайлов А.А., Кузьминский А.Е., Смирнова Т.С. Оценка профессиональных компетенций работников авиационной промышленности посредством методики KPI// Экономика и предпринимательство» 2018. № 6 (95). С.946-949.
  7. Тихонов А.И., Воронцова Ю.В., Михайлов А.А., Федотова М.А. Экономика труда на предприятиях авиационной и ракетно-космической промышленности: учебное пособие. – Ставрополь: Логос, 2019. – 135 с.